2. 4.3. Возрождение России – наше общее дело.
«Если не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие»
Пс. 122.1.
Рубеж веков, тысячелетий – как горный перевал: то, что позади трудного перехода – скрылось за вершинами гор, открывается вид только вперед, в то, что раскинулось перед глазами и куда предстоит сойти для жизни и работы.
Чтобы начать эту работу, к которой нас подводили века особенной и, по - особенному горькой и значительной, русской истории, нам надо поменять взгляд на себя и на Россию. Как писал канадский ученый Ф.Эйдлин еще в 1995г. в еженедельнике «Аргументы и факты»: «Ваш взгляд на себя убийственен. С ним вы не преодолеете трудностей. Это взгляд обреченных. Когда народу тяжело, он должен сохранять достоинство и уверенность. Надо культивировать это, а не мнение, будто вы ни на что не способны». А что мы культивируем? Важнейшая тема национального возрождения блокируется педалированием страха перед «русским фашизмом», когда сама проблема национального возрождения русских автоматически берется под подозрение. Но именно русская национальная идея несет в себе необходимую энергетику созидания, чего нет в других, мертворожденных идеологиях. Ее использовали правители, когда само существование России ставилось под вопрос и с ней побеждали, спасая Россию и весь мир. Почему так? Да потому, что вложил ее в существование русского народа Бог, а нам нужно только понять эту идею, не соблазняясь всевозможными суррогатами».
И русская эмиграция за это столетие эту идею поняла, осмыслила и выразила. Это – главное ее деяние. За это ей низкий поклон.
В трудах мыслителей русской эмиграции осмыслен весь исторический опыт России, ее «неудачи» и «падения», те жестокие наказания, которые ей посылались для возвращения на ее истинный путь. Миссия России, которую нам сейчас предстоит осознать и выполнить, была высказана в пророчествах великих русских святых: прп. Серафима Саровского, св. прав. Иоанна Кронштадского, Оптинских старцев и др. православных подвижников, в которых предсказывалось, что Россию ради чистоты Православия, ею исповедуемого, Господь помилует от всех бед, и она будет существовать как сильная и славная держава, будет самым могущественным оплотом в мире для грядущей борьбы с антихристом.
«…В ХХ в. православная Россия оказалась распята, но не побеждена духовно. Русский народ с безмерным терпением перенес от мира такие испытания, какие ни один европейский народ не выдержал бы. Словно в русской душе не переставали звучать евангельские слова: «Претерпевший же до конца спасется…» (Мф. 24:13). После векового атеизма эти страдания и терпение, конечно, далеко не всеми осознаются религиозно, но совесть и обычаи народа все же во многом сохранили христианскую основу. Это делает его непригодным и для капиталистических реформ. Русское сопротивление этим реформам – невиданное для других посткоммунистических стран явление. Как и то, в каких условиях оно проходит: в заброшенности людей властями, в нищете или на натуральном хозяйстве, при разлагающем давлении демократических СМИ…
Именно на этом фоне российской нищеты и торжествующей в мире апостасии (отступлении от Христа – Н.Л.) можно сказать, что «чудо русской истории» продолжается. Это ли не еще одно свидетельство избранничества России? Вся логика тысячелетней истории наших падений и их преодолений показывает нарастание опасностей, грозивших нашему православному призванию. Мог ли с ними справиться (хотя и не без потерь) народ «ленивый», «варварский», «рабский», каким нас все эти века описывали заезжие путешественники и их доморощенные эпигоны? Разумеется, нет: в нашем народе были иные качества, не видные высокомерному глазу так же, как ему не видны в людях христианские добродетели, скромность и терпение – именно их Запад всегда и считал за нашу «рабскость».
«Вспомним известный пример из Библии: Господь был готов помиловать Содом и Гоморру, удержать их от разрушения, если бы нашлось в них хотя бы десять праведников (Быт. 18:32) В России их, несомненно, больше… Поэтому, очевидно, удерживающей силой в это предапокалипсическое время как раз и стал непрерывно длящийся христианский подвиг богоносного народа, явившего за столетие последнего ига многотысячный сонм Новомучеников Российских, молящихся на небесах во главе с Царственными Мучениками о спасении России. Они и сегодня для нас – тоже Россия, которая в Божием замысле не ограничивается пространством и временем…»
«История имеет свою внутреннюю логику, которая проявляется в повторяющихся прообразах и парадигмах – кирпичиках общего смысла… И если Богоносная Россия в своей истории, как и подобает христианину, уподобилась Христу – взойдя в ХХ в. на свою Голгофу и принеся в своем распятии искупительную жертву…, то, вероятно, ей суждено и воскресение для свидетельства Истины всему миру – так же, как Христос после распятия и воскресения явился ученикам на короткое время для последнего земного свидетельства истинности и смысла происшедшего. В сохранении этой возможности для России – смысл затянувшихся российских страданий.»
«В прошлом разговоры о русской идее выглядели как романтическая неудовлетворенность западным рационализмом и несовершенством человеческого бытия. В сегодняшнем мире, при небывалом нарастании греха, речь идет не об отстаивании русской особенности, а о единственном пути спасения мира…
…Идеалом Запада стала Америка. «…Америка – это «рай», ибо американцы осуществили «выход из истории и культуры»…, но «добиться американского результата можно только путем отказа от старого культурного багажа, чтобы не сказать хлама», ибо традиционная культура связывает», «Будущее принадлежит людям, забывшим о своем происхождении, тем кто не отяготил себя старыми европейскими ценностями и идеалами» – это выдержки из книги француза Ж.Бадрияра «Америка»…
«Сама западная экономическая система построена на принципе непрерывного роста, и ей требуются все более крупные «клинья». А когда вся земля освоена, - новые рынки сбыта ищутся уже не на заморских территориях, а в духовном мире самого человека, в огромном континенте его инстинктов, где открываются и поощряются все новые виды потребностей и удовольствий…»
Православное понимание истории и отстаивание самой русской идеи, абсолютно неподвластное и резко противоречащее такому разлагающему влиянию Запада, могут, по мнению М.Назарова, превратиться в еще один виток противостояния между Востоком и Западом. «Однако мы не можем уклониться от этого противостояния: сегодня русская идея как идея христианской цивилизации приобретает всечеловеческий аспект не потому, что мы выдвигаем эту претензию, а потому, что спасение мира возможно лишь на этом пути…Ради этой цели стоит быть русским».
И стоит жить в России и ради России.
Лучшая часть русской эмиграции ХХ века совершила «подвиг Русскости», т.е. по словам Архимандрита Константина, особой «духовной качественности». «Чем обусловлена объективная неизбежность конца мира? Тем, что человечество перестает думать о спасении души. Эта основоположная забота должна возвратиться – в частности и, прежде всего, у нас. «Спасаяй да спасет свою душу» - единственная программа реалистически- восстановительная для нашего времени. Это и есть «подвиг Русскости» в условиях апостасии. Оставайся Русским и ни о чем не думай, как только о спасении своей души – вот в чем выражается «подвиг Русскости» в наше время. Такое самосознание подскажет каждому верное решение в каждом моменте его жизни и научит быть и отцом, и мужем, и гражданином – верными в своей духовно-просветленной Русскости.»
Как бы архаично это не звучало для современного сознания, те чудесные промыслительные события, произошедшие в конце ХХ столетия в России – падение коммунизма, длительные неудачные попытки дикой капитализации России, терпеливое мужественное самостоянье народа, его «второе крещение» (православные люди в России знают, сколько нас, отлученных от церкви, вошло в нее заново и всерьез), - все эти процессы подготовляют сознание русских в России для принятия откровения об особой миссии православного русского народа, ибо только с осознанием его открывается смысл многовекового особого страдальческого пути нашего не самого глупого и греховного народа. Наша задача – принять нашу духовную культуру во всей ее полноте, полюбить, потому что «иго Мое благо, и бремя Мое легко есть», воспитать в ней последующие поколения, жить по заповедям, возродить пригодную для христианской жизни государственность – и не соблазниться другими путями.
Как показывает история, чужой пример нам противопоказан – все равно ничего не получится. Свой путь лучше, тем более, что наш национальный характер для него и создавался, этот путь нам впору и соответствует нашей мессианской жажде.
Главное богатство России – не нефть и газ, а люди, главная энергия возрождения страны – это любовь людей к своей родине и желание сделать ее самой лучшей в мире (опять-таки в нашем понимании) страной.
И здесь пора перестать быть так беспечно расточительными. Огромный духовный, культурный, интеллектуальный потенциал, так необходимый сейчас в России – это Русское Зарубежье, его патриотическая часть, которой не безразличны страдания России, которая хочет и может послужить ее возрождению, восстановлению ее духовного и национального величия.
Это люди, несомненно, сильные, талантливые, умеющие работать, взявшие у Запада его деловитость и рациональность, это люди, добившиеся многого в странах эмиграции. Известно, что необходимость войти, укорениться, стать своим, уважаемым, в чужой среде, мобилизует все внутренние силы и скрытые возможности человека, заставляя их работать в эмиграции буквально «на пределе». Не все это выдерживают, но те, кто выдерживает, добиваются многого даже по сравнению с коренным населением этой страны.
Вместе с тем, это люди, искренне и бескорыстно любящие Россию. Они не будут ее грабить ради личной наживы – все потребное для жизни у них есть. Они не будут соблазняться «чечевичной похлебкой» добровольного западного рабства – они знают цену первородству. России как воздух нужны такие люди, особенно во власти, потому что власть для них – крест и служение, ответственность за которое они несут перед Богом, а не семейная кормушка и не сублимация комплексов маленького советского человека.
История не знает сослагательного наклонения, она не прощает ошибок. Кровь невинных русских страдальцев ХХ века – слишком серьезный аргумент в пользу того, что у нас нет права на соблазны и поиск окольных путей. Все уже сказано и показано. Господь сделал всю невероятную работу, которую не мог сделать человек – Он расчистил путь, Он вложил в разум своих лучших сынов понимание прошлого и будущего России, Он привел нас за руку в свой храм, Он с нами в каждую минуту нашей жизни. Нам только надо открыть Ему свое сердце и жить по Его благой воле. Все остальное – приложится. Россия устоит, если мы устоим в Истине. Все вместе.
У русской эмиграции была своя очень важная миссия – продолжать свободную русскую мысль вне России, где она не могла развиваться. Сейчас в этом нужды нет – это можно и нужно делать в России. Русская духовная философия в ХХ веке действительно совершила всемирный подвиг – решая задачи России, она решила задачи всего мира. У нас, благодаря ей, есть смысл и цель. А это – главное.
Без православного понимания истории у России нет своей особой ценности, поэтому нет никаких преград для эмиграции и ничто никого здесь не должно держать – зачем жить там, где плохо, когда можно жить там, где хорошо? Но Россия особая страна еще и тем, что она дает смысл жизни. Как отдельного человека, так и всей страны..
Один из самых глубоких русских мыслителей в эмиграции, Петр Струве, писал: «России нужно возрождение, а не реставрация. Возрождение всеобъемлющее, проникнутое идеями нации и отечества, свободы и собственности и, в то же время, свободное от духа или духов корысти и мести».
Наше воссоединение, исцеление России – дело благородное и единственно необходимое сейчас. Это дело способно исцелить страдающие от уныния и унижения души русских людей в России и позволить потомкам русских эмигрантов воплотить страстную мечту их отцов – вернуть им Россию возрожденной и духовной. Да не посрамится такой страшной ценой оплаченная вера наших предков в истинное величие нашей дорогой родины.
Кроме этого, наша общая работа на благо России способна и на уровне личности произвести благотворные перемены – вернуть русскому человеку личную честь и личное достоинство. Именно об этом напоминает нам наш Пушкин:
Два чувства дивно близки нам
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека, -
Залог величия его.
Весь ХХ век Россия теряла и продолжает терять своих сынов и дочерей, молодых, талантливых, полных сил и энергии. Говоря о роли людей культуры, покидавших Россию в 20-е годы, Михаил Лозинский говорит как будто и о нашем времени: «как только один из таких немногих покидает Россию, видишь: каждый уходящий подрывает дело сохранения культуры… Если все разъедутся, в России наступит тьма и культуру ей придется вновь принимать из рук иноземцев. Нельзя уходить и смотреть через забор, как она дичает и пустеет. Надо оставаться на своем посту. Это наша историческая миссия».
Будем помнить об этом.