СЛОВО РЕДАКТОРА
Aлександр
Аркадьевич
БОНДАРЕВ
главный редактор журнала «Трибуна русской мысли»
О, Русь! В
предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята.
Каким ты хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?
Дорогие читатели —
россияне, соотечественники, этот журнал обращен к вам и будет
выпускаться для вас.
Мы назвали его
«Трибуной русской мысли», и эта «трибуна» будет «установлена» в Москве
— городе, который исстари являлся сердцем России,
и не только потому, что он стоял в центре транспортных «артерий»
страны, а потому, что он был воплощением души русского народа, символом
всего исконно русского, православного. Мы акцентируем на этом внимание,
так как, к сожалению, в наше время русская мысль зачастую ассоциируется
с парижской «Русской мыслью», нью-йоркским «Новым русским словом» и
т.п. Нет, дорогие россияне, русская мысль должна исходить из уст
россиян, а «трибуна» русской мысли должна быть «установлена» в столице
России — Москве.
Само понятие
«русская мысль» ныне в значительной мере девальвировано: зачастую под
русской мыслью подразумевается всякая мысль, высказанная на русском
языке. Действительно, теперь, когда Россия вступила в период столь
масштабных и в то же время столь быстротекущих изменений во всех
областях жизни, на головы россиян обрушивается лавинообразный,
стремительно меняющий свою ориентацию поток информации. Как уж тут
отличить правду от лжи, как разобраться, где мысль «русская», а где —
только высказана на русском языке.
Однако понятие
«русская мысль» все же существует, и связано оно с деятельностью
величайших русских мыслителей и духовных светочей XIX— первой половины
XX в. В начале прошлого века о «русской
мысли» заговорили как о мировом явлении, и именно тогда она зазвучала
как камертон для лучших умов мира того времени. Достаточно назвать
имена таких выдающихся мыслителей, как епископ Феофан Затворник, святой
праведный Иоанн Кронштадтский,святитель Тихон Задонский, Ф.М.
Достоевский,
Н.В. Гоголь, В.С. Соловьев, Е.Н. и С.Н. Трубецкие, Н.А. Бердяев,
протоиерей Георгий Флоровский, В.В. Розанов, С.Л. Франк, В.В.
Зеньковский,
В.Н.Лосский, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, архиепископ Аверкий (Таушев),
архимандрит Константин (Зайцев) и многие, многие другие. Воззрения
некоторых из них зачастую были противоречивы, порождая жаркие дискуссии
и споры, не стихающие до сих пор. Но было и одно общее, что определило
их творчество понятием «русская мысль». Все они горячо любили Россию —
свою Родину-мать; все они опирались в своем творчестве на исконные
православные ценности; все они желали добра и процветания Отечеству,
которое
никогда не противопоставлялось ими Отечеству Небесному и не мыслилось
ими вне Православной Церкви.
К
сожалению, с
уходом из жизни столпов русской мысли ее развитие замерло. В 1964 г.
архиепископ Аверкий (Таушев) писал: «Безверие, нигилизм,
беспринципность, отрицание каких бы то ни было религиозно-нравственных
устоев, и тут же порой — нездоровое истерическое увлечение крайними
сектантскими
лжеучениями, спиритизмом, оккультизмом, теософией, черными мессами и
т.п. — все это ясно показывало, что русское общество тяжко болеет, что
оно переживает мучительный нравственный кризис». Эти слова, к
сожалению, актуальны и по сей день…
Мы хотим, чтобы
русская мысль зазвучала опять ВО ВЕСЬ ГОЛОС, чтобы выразителями этой
мысли были русские люди, россияне, соотечественники — все, кому дорога
судьба России. Мы хотим, чтобы наш журнал «Трибуна русской мысли» стал
информационным мостом, объединяющим соотечественников всего мира в
едином стремлении к укреплению государственности и государства на
основе исконных духовных ценностей России.
В
выпуске, который
вы держите в руках, мы постарались представить статьи, дающие довольно
широкое представление о направленности и спектре тематики журнала.
Именно поэтому этот выпуск оказался объемнее, чем мы предполагали и чем
он будет в дальнейшем. Но даже и при таком подходе в рамках одного
номера невозможно отразить все разнообразие форм и направлений русской
мысли. Поэтому начиная со следующего номера журнал будет иметь
тематическую
направленность, с тем чтобы в рамках одной темы дать наиболее глубокое
ее осмысление с точки зрения русской мысли. То есть для последующих
выпусков журнала подбор материалов будет осуществляться по заранее
заданной
тематике. Например: «Религия и
государство», «Проблемы воспитания и
образования в России», «Российская государственность и государство»,
«Проблемы собственности, ресурсов,
земли», «Российская культура» и т.п.
Мы определили жанр
журнала как научно-публицистический, но не намерены ограничивать себя
этими рамками, ибо русская мысль сама определяет свое русло — будь то
история, психология, философия или поэзия, живопись и архитектура. На
страницах нашего журнала мы будем стараться представить русскую мысль
во всех ее проявлениях. И мы приглашаем всех, кому дорога судьба
России,
выступить с «Трибуны русской мысли» и таким образом внести свой вклад в
дело возрождения России...
Основа любого государства — человек. Уважение
к
государственности и
государству начинается с постулата ценности отдельной личности для
государства, с декларации приоритета национальной идентичности
государства и гражданского самоуважения его населения.
Об этом мы будем
говорить с «Трибуны
русской мысли»…
Мир вступил в
III
тысячелетие, Россия — во II тысячелетие ее государственности. На
протяжении целого тысячелетия Россия вырабатывала свой уникальный, не
похожий ни на одну страну мира государственный уклад. История России —
это история политического и духовного союза многонационального
населения, скрепленного общегосударственными ценностями. Занимая
уникальное евразийское положение, Россия на протяжении всей ее истории
играла и продолжает играть важную стабилизирующую роль в балансе
мировых сил. И эта роль органически вошла в сознание российского
народа, став частью национального самосознания и предопределив его
мессианскую направленность.
Об
этом мы будем
говорить с «Трибуны русской мысли»…
В силу своих
географических и исторических особенностей Россия была и остается
местом проживания многочисленных народов и народностей, но основу во
все времена составляли русские. Являясь цементирующей составляющей
государства, они оказывали доминирующее влияние на становление
национального самосознания всего российского народа, что лежало в
основе государственной безопасности и могущества России. Именно поэтому
идеологические противники России всегда старались направить свои усилия
на «дерусификацию» России, на истребление национальной идентичности, на
вытравливание национального самосознания россиян. Право России говорить
о своих национальных интересах цинично подменялось тезисами
«демократического» развития, идеями «материалистических» реформ в
области экономики и политики, чуждых российским традициям и всему
укладу народной жизни…
Об этом мы будем
говорить с «Трибуны русской мысли»…
Противостоять этому
можно единственным путем, — путем сплочения россиян. «Новый мировой
порядок», внедряемый в мировое сообщество под видом демолиберальных
реформ, уже терпит поражение во многих странах мира и рассыпается в
прах при осознании очевидной мысли: преобладания ДУХОВНОГО над
МАТЕРИАЛЬНЫМ.
Об этом мы будем
говорить с «Трибуны
русской мысли»…
«Будущее
человечества зависит от того, сможем ли мы подчинить материальное —
духовному; будут ли востребованы идеалы духовного достоинства человека;
будет ли услышано то, что с каждым годом, месяцем и даже днем
становится все очевиднее и очевиднее, — сможем ли мы осознать смысл
истории как борьбу сил Христа и антихриста (добра и зла) и займем ли мы
свое место в этой борьбе.
Общность
же географических просторов Евразии еще не создает сопричастности к
стержню истории: судьба мира решается в судьбе христианских народов,
которые для этого избраны Богом, как нравственный центр ответственности
всего человечества, и в этом — мессианское призвание России».
Об этом мы будем
говорить с «Трибуны
русской мысли»…
Страшные испытания
пережили в XX в. Россия и весь мир. Миллионы человеческих жизней в
России были принесены в жертву истине на поле духовной брани. Россия
дала миру сонм новомучеников и исповедников, которые, несомненно, и
сейчас являются ее незримыми хранителями и заступниками — гарантами
духовного возрождения России — Дома Богородицы, Которая не оставит
Россию Своим заступничеством. Но, «если не будет покаяния, — горшее
наступит».
Об этом мы будем
говорить с «Трибуны русской мысли»…
В ДОБРЫЙ ПУТЬ,
«ТРИБУНА РУССКОЙ МЫСЛИ»!
В оглавление ТРМ №1/2002