ТРИБУНА
РУССКОЙ МЫСЛИ №10 ("Демография и этносоциология")
СЛОВО
РЕДАКТОРА
Александр
Аркадьевич
БОНДАРЕВ
главный
редактор журнала
"Трибуна
русской мысли"
Демография
и этносоциология
(умирает дух – умирает плоть)
Вступительную
статью к номеру журнала по теме «Демография и этносоциология» можно
было
ограничить словами: читайте предыдущие выпуски – в них были обсуждены
основные
причины сегодняшнего демографического кризиса в России, а вкупе с ним и
всех
прочих взаимосвязанных кризисов – экономического, политического,
экологического... Но чтобы упростить
задачу, мы пролистаем ранее
изданные журналы:
- В номере – «Религия и государство» речь шла о Православии как
об исконной и государствообразующей религии русского народа и самой
России. Отход от Православия во все времена истории Русского
государства оборачивался тяжелейшими ударами по основам
государственности. Современный системный кризис в нашем государстве это
– не столько волна глобальных потрясений, сколько частный случай
духовного нестроения, расплата за отречение от собственных культурных и
цивилизационных истоков. На фоне восстановления разрушенных и
строительства новых церквей в стране царит ничем и никем не
ограниченная пропаганда антиправославных ценностей, что и приводит к
тому, что количество людей, регулярно посещающих православные храмы и
соблюдающих православные каноны, составляет около 2-3% от общего числа
жителей России. Тот факт, что большинство россиян, в соответствии с
результатами социологических опросов, относят себя к православным (до
76%), говорит лишь о глубине проблемы, поскольку многие из опрошенных
даже не понимают элементарных канонов Православия. Поставив свечку в
церкви и окропив себя святой водой, такие респонденты продолжают вести
не-, а порой и анти-православный образ жизни, в результате чего семьи
превращаются в кооперативы по совместному ведению хозяйства, а дети в
них рассматриваются как дополнительная обуза.
- В номере – «Государство и государственность» мы писали о том,
что вечным (иногда подсознательным) идеалом Русского государства всегда
была Святая Русь. В этом номере мы также говорили о том, что любая государственность достигает расцвета
только в том случае, если её идеологические основы не противоречат
религиозному самосознанию народа. Духовные особенности русского народа
исторически нашли своё отражение в принятии Православия. Именно поэтому
попытка привить русскому народу через подконтрольные СМИ
протестантско-прагматические принципы жизнеустройства вызвала столь
острую и болезненную, но, по сути, здоровую реакцию – реакцию
отторжения чужеродного «имплантанта». Мы также говорили о том,
что привитие чуждых русскому духу принципов жизнеустройства равноценно
введению вируса неизлечимой болезни, неизбежно приводящей к духовной, а
вслед за ней и физической смерти, как государства, так и его населения.
- В номере – «Образование и воспитание» обсуждался вопрос о
том, что с государственной точки зрения высшей целью образования
является не просто привитие набора профессиональных навыков, но и
воспитание гражданина, способного применить свои профессиональные
знания на благо государства. В связи с этим мы цитировали высказывание
протоиерея Василия Зеньковского о том, что «познание мира есть
функция Богосознания в нас, поэтому необходимо утвердить примат
веры как залог того обновления ума, о котором говорит апостол (Павел
– ред.) и которое, конечно, заключается не в усовершенствовании или
утончении ума, а именно в восстановлении духовной целостности в
человеке». Для русского человека «функция Богосознания», нашедшая своё
воплощение в Православии, является его органической, врождённой
составляющей. Постулат же о примате веры в
вопросе образования и воспитания означает не что иное, как первичность
воспитания над образованием... Однако
современная российская система образования по-прежнему развивается по
совершенно иным принципам, что в конечном итоге приводит к появлению
«специалистов», не способных не только строить российское государство,
но и жить в нём. О «специалистах» с липовыми дипломами, которые иногда
даже умудряются управлять пассажирскими «боингами», разговор отдельный
– уже вне темы «образование и воспитание».
- В номере – «Российская армия,
народ и государство» мы показали, что современные угрозы российскому
государству исходят вовсе не от традиционных видов вооружений (не
умаляя их значимости), но от разрушительного влияния идеологического
оружия, которое по своей жестокости и поражающей силе,
несомненно, превосходит все другие ранее изобретённые человечеством.
Его действие осуществляется через современные СМИ, включая Интернет. Одной из эффективных форм этого оружия стал
информационный фантом под кодовым названием «борьба с терроризмом». Он задействован в основном для борьбы за
власть и передел собственности под контролем «избранных» (поэтому он
иногда напоминает «междусобойчик» властей предержащих). Борьба же с
русским народом как владельцем богатейших природных ресурсов ведётся
куда более изощрёнными, но внешне тривиальными способами. Ему
всего-навсего прививают несвойственные его духу ценности. Умирает дух –
умирает плоть.
- В номере – «Российская культура»
мы показали, что русская культура, как форма наиболее приемлемых для данного сообщества людей
условий совместного проживания, неотрывно связана с духовными
потребностями русского народа, пресуществлёнными в принятие
Православия, которое, несомненно, оказало решающее влияние на
дальнейшее развитие культуры и формирование государственности.
Искусство, несомненно, является одним из характернейших проявлений
культуры народа. Пока жива национальная культура – жив народ. Всё это
возводит заботу о культуре в государстве в ранг важнейших
стратегических задач и делает первым пунктом миссии государства по
народосбережению. О том, что
народосбережение есть главная и основная миссия государства как-то даже
неприлично писать: те, кто стоит у руля государства, могут принять это
за оскорбление.
- В номере по теме – «Национальный вопрос в России» мы
показали, что в понятия “русский народ”, “русская нация” или просто
“русский” должны быть включены не столько антропологические
(генетические) параметры, сколько принадлежность к русской
культуре и православному вероисповеданию. При этом решающим
фактором самоидентификации служит не наличие или отсутствие
гражданства, а чувство родины, привязанности к земле
предков. Из этого следует, что русским можно стать, родившись
нерусским, и наоборот – можно стать нерусским, родившись русским.
Однако, похоже, выводами этими пользуются пока только недруги русского
народа. В том, что они есть – сомневаться не приходится, также как и в
том, что пользуются они этими выводами весьма эффективно – результат
налицо. Митрополит Иоанн (Снычев) писал по этому поводу: «То,
что “возрождают” люди, отвергающие православную духовность и Церковь,
не есть Россия. Вполне допуская их личную благонамеренность и
честность, надо всё же ясно понимать – такой путь ведет в тупик.
Лишенное религиозно-нравственных опор, национальное самосознание
либо рухнет под напором космополитической нечисти, либо выродится в
неоправданную национальную спесь. И то, и другое для России – гибель.
Не видеть этой опасности может лишь слепой. “Патриоты”, клянущиеся в
любви к России-матушке и одновременно отвергающие Православие, любят
какую-то другую страну, которую они сами себе выдумали».
- В номере – «Власть, народ и государство» мы попытались
по-человечески понять существующую власть, исходя из того, что её
представители по большей части – люди из народа, преимущественно
простого происхождения, рано познавшие дефицит достатка – как
материального, так и духовного. В этом отношении «власть из народа» в
России и сам народ, несомненно, – единое
целое, но именно по этой причине народ и государство легко могут стать
по разную сторону баррикад: прорвавшись «из грязи в князи», новые
«князья» зачастую смотрят на окружение, как на «грязь». А в условиях
нарастающего кризиса есть все основания предположить,
что это противостояние может из пассивной формы перерасти в
активную. Русский человек и рад бы
терпеть, но доведённый до отчаяния, он и вести будет себя как
отчаянный. Сможет ли власть сохранить контроль над ситуацией, и где
взять другую, если не сможет? Отсутствие достойной конкуренции – это и
есть тот фактор, который власть имущие считают фактором собственной
безопасности. И напрасно: именно он не позволит провести изменения
плавно. Поэтому главный вопрос – где
искать и как готовить достойных лидеров великой страны, которой грозят
великие испытания (об этом мы будем говорить в последующих выпусках
ТРМ).
- И, наконец, в номере – «Россия – социальный разлом» мы
показали, что в условиях разрушения исторически сложившейся и
устоявшейся социальной структуры, отсутствие в государстве критериев
социальной стратификации, способных определить характеристики национальной элиты, соответствующие национальным
интересам государства, приводит к чудовищно несправедливому
социальному расслоению. Ставшее общепринятым отождествление
«национальной элиты» и существующего политического класса делает
бессмысленными и безрезультатными какие-либо меры по борьбе с
чудовищной коррупцией, намертво охватившей своими щупальцами все сферы
управления страной. Отсутствие определённых в соответствие с
национальными интересами государства критериев социальной стратификации
лишает Россию «цветущего социального многообразия» – одного из главных
условий поступательного развития государственности. К тому же это
лишает государство инструмента минимизации социальных рисков и
устранения наиболее опасных противоречий, что, как показывает
историческая практика, приводит в случае нестроений в государстве к
революциям и гражданским войнам.
Хотелось бы обратить внимание на
то, что
публикации в нашем журнал носят не выборочный, а собирательный
характер. Журнал
не претендует на выражение идей какой-либо общественной, и уж тем более
политической, группы. В подборку материалов для каждого номера входили
статьи
выдающихся русских мыслителей прошлого и нашего времени, живущих как в
России,
так и за рубежом. Сходные идеи высказывают сегодня миллионы мыслящих
людей.
Идеи, востребованные временем, звучат с трибун многочисленных митингов
и
собраний, обосновываются на научных конференциях и форумах. Наш журнал
лишь
предоставил виртуальную трибуну для русской мысли, чтобы сфокусировать
эту
мысль в каждом номере на одной из конкретных проблем современной
российской
государственности... А тем временем «Васька слушает, да ест»... Неужели
даже
инстинкт самосохранения атрофировался, и желание съесть очередной кусок
–
сильнее?
В результате системный кризис в
государстве
углубляется. Всем, кто интересуется проблемами современной российской
государственности, хорошо известна демографическая статистика: русский народ вымирает с ужасающей динамикой
и, что особенно плачевно, с «выборкой», характерной для великих войн.
Сокращение
численности русского народа происходит на фоне снижения числа
трудоспособного
населения страны и потенциального увеличения пенсионеров и иждивенцев.
Демографическую
ситуацию обостряют громадное количество бомжей и беспризорников,
неимоверный
приток нелегальных мигрантов. Всё это на фоне сокращения рабочих мест и
разрушительного
для экономики любой страны оттока капитала (цифры не привожу – они даны
в
статьях этого номера журнала). Рубль
стремительно девальвируется, и вовсе не по причине кризиса в Америке,
на
который ссылаются наши домо- и не дома- рощенные управленцы и их
рупороносцы. Просто
в Америке, практически всё, включая тарифы на энергоносители, дешевле,
чем в
России. При такой ценовой политике что-либо производить невыгодно –
дешевле закупить
за границей. Это и приводит к стагнации промышленности и сельского
хозяйства. Народ
кормят «липовыми» отчётами и репортажами об успехах отечественного
животноводства и растениеводства, а тем временем страна крепко села на
иглу
продуктового импорта. Собственно, приведение курса рубля в соответствие
с его
реальной покупательной способностью – вынужденная мера, без
осуществления которой
выпутаться из углубляющегося экономического кризиса просто невозможно.
Мера эта
неизбежная, как неизбежно и то, что она приведёт к усилению обнищания
населения. Но разве эта ситуация возникла сегодня? Разве её не было год
или два
назад?
Таким образом, несмотря на мнение авторитетнейших
ученых, компетентных специалистов и творческой интеллигенции,
выразителем
которого является наш журнал, государственная политика, идеология и
экономика в
России строится по совершенно иным и, более того, противоположным
принципам.
Принципам, которые на практике приводят к вымиранию русского народа,
что
убедительно и доказательно показано в этом выпуске журнала... Что это –
непонимание, нежелание понимать или действия умышленные? Не хочется в
это
верить, но создаётся впечатление, что последнее. Иначе как можно
расценить
принятые недавно поправки к Закону о «Гражданстве в Российской
Федерации» и
разъяснения к нему, в рамках которых “под
понятием
“соотечественники за рубежом” подразумеваются... лица, состоявшие в
гражданстве
СССР”? Это ли не открывает шлюз для натурализации всех без разбора
мигрантов
под вывеской программы по “переселению соотечественников”?
Выразительнее всего
по этому поводу сказал депутат
Государственной Думы Затулин. Отвечая на вопрос депутатов, кого
же все-таки
можно назвать соотечественником, он в пылу, будучи очевидно не
состоянии скрыть
свои потаённые мысли, заявил: “уже к концу года мы представим новый
вариант,
ведь Россия - это государство для всех тех, кто в ней живет, а не просто для русского народа”...
* * *
Так о чём же очередной номер журнала? Что мы хотим
сказать нового в выпуске по теме «демографии и этносоциологии», если
всё уже,
казалось бы, сказано в предыдущих выпусках?
Главный вывод заключается в том,
что причин для
пессимизма нет, несмотря на укоренившееся мнение о демографической
катастрофе в
России, которую часто представляют графически в виде так называемого
«русского
креста». Более того, есть повод для оптимизма. Русский народ сохранится
в
рамках предначертанного ему Богом цивилизационного пути, если он на
этот путь
вернётся. А вернётся он непременно. Его способность к
самовоспроизведению
целиком и полностью зависит от этого возвращения. И речь здесь идёт не
только о
так называемой фертильности или репродуктивной способности, а о
самосохранении
социального организма и культурно-исторической общности. Велико
значение тёмных
сил, которые довлеют над доверчивой по своей сути душой русского
человека. Но
Дух русский неистребим, пока у народа нашего не иссякает вера.
Святитель
Филарет, митрополит Московский, говорил: «Бог,
сотворив первых человеков, им самим и их потомкам вверил дальнейшее
произведение людей на свет, вверил как бы продолжение Своего
творческого
действия. Какой великий дар!»... В семьях таких людей – по-прежнему
радость
от каждого посланного им Богом ребёнка. Лучшим свидетельством этому
являются
семьи наших православных батюшек, в которых трое-пятеро или ещё больше
своих
детей, а зачастую много и приёмных. Те же, кто не желает жить в рамках
Богом
данных законов, окружив себя цивилизационными фетишами, озабоченны
одним – как
бы «сникерснуть», «оторваться по полной» и «взять от жизни всё». Зачем
им дети?
У них другие заботы – вот и вымирают. Их можно лишь пожалеть, но
жалость эта
чисто человеческая... Господь Бог никогда не ошибается. Если Он дал
Русскому
народу столь богатые природными ресурсами земли и привел их к
Православию, то и
сохранить данное Богом смогут лишь те, кто следует Его заветам.
* * *
Исключительно важная тема демографии - культурная
укоренённость людей и народов на родной земле. Эта укорененность не
исчезает, а
даже обостряется на чужбине. Поэтому столь важно, решая демографические
и
миграционные проблемы, помнить о соотечественниках за рубежом – и
новооставленных,
и тех, кого смыли первые кровавые волны эмиграции. Русское Зарубежье,
несомненно, является важнейшим банком русских человеческих ресурсов, к
сожалению неправильно понимаемым и совсем не оценённым в современной
России.
Речь идёт не о трудовых или материальных, а о человеческих ресурсах.
Речь идёт
о необходимости восстановления единства Русского Народа, как
культурно-исторической общности
людей.
Этому вопросу будет посвящён следующий номер
«Трибуны русской мысли» - «Русское
Зарубежье».
* * *
В завершение хотелось бы от
имени
Редакционного и Общественного советов журнала поблагодарить всех наших
читателей, откликнувшихся на предыдущие выпуски журнала. Особый поклон
приславшим
свои статьи, благодарности и благословения иерархам нашей церкви:
Патриаршему
Экзарху всея Беларуси, митрополиту Минскому и Слуцкому ФИЛАРЕТУ,
Митрополиту Таллинскому
и всея Эстонии КОРНИЛИЮ, Митрополиту Воронежскому и Борисоглебскому Сергию, Митрополиту
Черниговскому и
Буковинскому Онуфрию,
Архиепископу
Тихвинскому Константину,
Архиепископу
Уфимскому и Стерлитамакскому НИКОНУ, Епископу Сыктывкарскому и
Воркутинскому Питириму,
Епископу Кемеровскому и
Новокузнецкому Аристарху,
Епископу
Белгородскому ИоАННУ,
Епископу
Бориспольскому Антонию,
Епископу
Брестскому и Кобринскому Иоанну,
Епископу
Ейскому ТИХОНУ, Епископу Видновскому ТИХОНУ.