Александр
Васильевич Окороков
Краткий исторический обзор
политических организаций русской эмиграции[1]
Центром политической жизни русской эмиграции в
20-е годы был Париж, где находились многие её учреждения, и проживало
несколько
десятков тысяч эмигрантов. Значительными центрами «расселения» русских
являлись
также Берлин, Прага, Белград, София, Рига, Гельсингфорс и Харбин.
Многие годы те, кто попал в эмиграцию, считали,
что борьба с большевизмом окончательно не проиграна. Они оставили Крым
не с
тем, чтобы жить за пределами своего отечества, как эмиграция. Они
хотели
оставаться русскими, вернуться в Россию и служить только России. Они
уходили со
своими учреждениями учебными и санитарными, со своим духовенством,
наконец, со
своим флотом и со своей военной организацией. И практически с первых
дней
эмиграции продолжилась борьба против большевиков. Более того, многие из
оказавшихся за границей после гражданской войны влились в уже
существующие
организации и союзы.
Крупнейшей из них была правая монархическая группа
созданная после революции в России в 1917 г. и возглавляемая членом
Государственной Думы Марковым-второй[2].
Со временем пересмотрев свой прежний состав, укрепив его новыми более
решительными кадрами (в основном из офицерства) группа активно работала
как в
Центральной России, так и на Украине во времена гетмана Скоропадского.
В
Центральной России работой руководил непосредственно Марков-2,
находившийся до
1919 г. в Петрограде, на Украине – Соколов-Баранский, прибывший туда
совместно
с полковниками Хомутовым и Пантелеевым в июле 1918 г.
В мае 1920 г. основное ядро группы Маркова в
составе Соколова-Баранского, Римского-Корсакова, Эвальда, Андреевского,
князя
Давлет-Кильдеева, Миклашевского, генерала Арсеньева, Штейна, князя
Ухтомского и
причастных к группе, но не входивших в ее состав: Штабе, Линка, госпожи
Зандерсон, прибыло из Ревеля в Германию. К прибывшим присоединились
ранее находившиеся
в Берлине сочлены: Тальберг, Хомутов, Потоцкий Б., Арсеньев Б., Безак,
Ватацци,
Воронцов-Вельяминов, фон Ден, князь Долгоруков, Найдгардт и Бибиков.
С этого периода начинается активная работа по
объединению вокруг себя всех монархических организаций и лиц,
устанавливается
связь с единомышленниками на Балканах, во Франции, Венгрии, Крыму,
Константинополе и окраинных государствах, налаживает контакты с
аналогичными ей
германскими партиями и их руководителями: графом Ревентло, графом
Вейстарпом, генералом
Людендорфом, Гофманом, графом Гольцем и др.
Для расширения своей сети группа создает новые
партии и союзы монархического направления. Так, например, организуется «Русское
Общественное собрание» во главе с сенатором А.А.Римским-Корсаковым,
«Союз
Офицеров бывшей Российской Армии и Флота» под председательством
генерала
Арсеньева, при ближайшем участии полковников Сергеева, Штейна, Бибикова
и др. «Союз»
становится скрытым военным отделом группы Маркова и «Союза Верных».
Возникает «Великорусский Национальный Центр», в совете которого
большинство членов группы Маркова: Соколов-Баранский, Римский-Корсаков,
Воронцов-Вельяминов, Андреевский, Арсеньев Б. и др. «Центр»
ведет свою
работу практически до зимы 1920 г. – до того времени, когда возникает «Берлинское
Монархическое Объединение», в президиум которого попадает
большинство
членов группы Маркова и «Союза Верных».
Активными членами «Союза Верных» являлись:
полковник Сергеев – руководитель военной части «Союза» в Латвии и
председатель
«Союза офицеров бывшей Северо-Западной армии», полковник, князь
Андронников –
председатель побочной организации «Союза» – «Офицерского общества» в
Сербии, П.В.
Скаржинский, ротмистр Казем-Бек, являвшиеся членами совета официальных
русских
учреждений в Сербии: Русской военной миссии, Миссии Красного Креста и
Комитета
о беженцах. В тесном контакте с гражданской и военной частью «Союза
Верных»
работал генерал Батюшин, являвшийся председателем «Всероссийской
земской
общины» и А.А. Катенин, ведший работу «Союза» в Риме, в папских кругах.
Огромное влияние в организации имели члены Тайного Верха «Союза Верных»
князь А.Ширинский-Шихматов
и принц Ольденбургский. Большим доверием у французов пользовался князь
Ливен,
занимавшийся налаживанием связей с германскими правыми кругами. Для
этой цели в
сентябре 1920 г. он вместе с членом Союза полковником Кохом выезжал в
Берлин. В
этом же направлении работал и представитель Берлинского центра П.Д.
Тальберг,
присутствовавший в конце сентября этого же года на съезде германских
монархистов в Мюнхене, где обсуждались вопросы координации действий
организаций.
Крупным событием в
русском монархическом движении,
сыгравшим большое значение в его дальнейшем развитии, как за границей,
так и в
России, стал «Русский съезд промышленного восстановления России»
(Рейхенгалльский
съезд), который проходил с 29 мая по 6 июня 1921 г. в Рейхенгалле.
Высший
Монархический Совет
Реальным и самым важным результатом съезда стало
избрание «Высшего Монархического Совета» («ВМС») как постоянного
руководящего органа с неограниченными полномочиями и которому
подчинялись все
монархические организации. В Состав «ВМС» были избраны: Н.Е. Марков –
председатель, князь А.А. Ширинский-Шихматов, А.М. Масленников, барон
М.А. Таубе,
митрополит Антоний, архиепископ Евлогий – заместитель. Правителем дел
Совета
был избран Тальберг, а постоянным местопребыванием Совета – Берлин.
Печатным
органом «ВМС» стал еженедельник под названием «Высший Монархический
Совет».
К этому времени еще не угасла надежда на «новый
крестовый поход против большевизма». Предпринимались попытки создания
«новых
белых» армий, велись переговоры с правительствами заинтересованных в
этой
борьбе стран...
С аналогичным проектом выступил и барон Таубе. В
начале 1921 г. в Берлине им был основан «Русский национальный комитет»,
в который
вошли около 60 членов различных правых партий и партии кадет. Он же
пытался
создать в Европе обширную организацию, которая бы объединила все
антибольшевистские силы для свержения советской власти с помощью
одновременных
акций: восстания внутри России и военной интервенции. Однако и эти
попытки
оказались безуспешными в большей степени из-за недоверия к Таубе,
занимавшегося
по словам фон Лампе «политическими спекуляциями» и вместе с генералом
Глазенапом и князем Л. Урусовым пропагандировавшем мысль, что армия
генерала
Врангеля не существует.
Русская
акция
Сначала «Русская акция» была частной
инициативой эмигрантских кругов, а с осени 1921 г. после Съезда Русских
Академических Организаций за границей (Прага) перешла непосредственно
под
контроль Чехословацкого правительства. Под покровительством
Министерства
Иностранных Дел проф. А.С. Ломшакову и его сотрудникам, из которых
наиболее
деятельными были инж. Н.М. Леонтьев и инж. Кобеляч, удалось провести
значительные кредиты, дававшие возможность устроить судьбу 60
профессоров и
ученых и около 1000 студентов. О цели «Русской
Акции» высказался на открытии Съезда Русских Академических
Организаций за
границей Председатель Совета министров Чехословакии др. Бенеш. Он
сказал: «Для
нас всех ясно, что будущность русского народа покоится в руках
молодежи. Это
элемент, который имеет для вас наибольшее значение, и забота об его
образовании
и воспитании является в то же время наиболее необходимой работой в
интересах
всего русского народа...».
***
К 1922 г. русские войска были приняты в основном
Югославией и Болгарией. Русские воины брались за самые тяжелые работы и
выполняли ее с принципиальной добросовестностью... Они жили как бы
двойной
жизнью: днем тяжелая работа, а после нее они снова становились
мичманами,
капитанами, генералами… И если русский офицер «мог влачить с великим
моральным
и физическим напряжением свою первую жизнь, то только потому, что эти
силы ему
давала его вторая жизнь». «… только мысль о том, что эта бессрочная
каторга
кончится в момент освобождения Отечества – только эта мысль
поддерживала и
давала все новые силы русскому офицеру».
Несколько тысяч человек поступили во французский
Иностранный легион став его наиболее «дисциплинированной и боеспособной
и
наиболее ценимой частью». По словам Е. Тарусского «…не страх голода и
холода
толкал их туда. Голода и холода русский офицер не боялся. Но зато он
боялся
нищеты и «дна». Голод и холод в рядах полка, в траншеях и походах его
не
страшили, голод и холод на дне, среди человеческих подонков его
ужасали»...
Основной политический водораздел в эмиграции можно
провести между теми, кто отвергал в революции только Октябрьский
переворот,
принимая Февраль, и теми, кто видел катастрофу уже в Феврале.
Отсутствие
единства в этом вопросе сказалось уже в Белом движении, в немалой
степени
предопределив его поражение. Продолжалось оно и в эмиграции, что
породило
множество различных групп, хотя действующих с единой целью –
освобождения
России от большевизма, но с разными политическими устремлениями и
методами
борьбы…
***
Среди наиболее активных политических эмигрантских
партий и организаций следует отметить: «Братство русской правды»
(БРП),
возникшую в среде РОВС военно-политическую организацию генерала А.В.
Туркула, Национально-Трудовой
Союз Нового Поколения (НТСНП), движение «Штабс-капитанов»
И.Л.
Солоневича, Российский Имперский Союз (РИС), многочисленные
«пореволюционные» движения, ориентировавшиеся в 1930- х годах на
различные
идеологические модели фашизма и национал-социализма. Эти партии и
движения в
большей степени оказали влияние на формирование мировоззрения части
русской
эмиграции... Не будь людей сплотившихся в эти организации и Союзы, ни о
какой миссии белых эмигрантов говорить было
бы невозможно. Все духовное и культурное служение Белой эмиграции,
действительно спасшей – частью для будущей России, частью для истории –
останки
великого русского наследия, было бы внутренне невозможным, не будь у
нее
оправдания перед историей в лице тех «непримиримых», которые продолжали
драться
за Россию.
«Союз Верных» был образован в 1919 г. на основе
«Монархического блока», объединившего в 1918 г. Северную и Южную
монархические
группы. Фактически «Союз» руководился «марковцами», но функционировал
вполне
самостоятельно, имея свои определенные цели и задачи. Южная группа
«Союза
Верных» базировалась, главным образом, на украинских «хлеборобах»...
Позже,
значительная часть членов Южной группы выехала в Германию, где вошла в
тесный
контакт с русскими и германскими правыми кругами, приняв активное
участие в
капповском путче (Безак, Соколов, князь Касаткин-Ростовский и др.).
После путча, скомпрометировав себя в глазах
Германского правительства группа вынуждена была перенести свою работу в
Мюнхен,
так же, как и германские правые организации.
К этому моменту в Берлине сконцентрировалось
значительное количества членов «Союза», в основном Северной группы, что
привело
к созданию двух Центров - в Мюнхене и Берлине. Были определены и сферы
влияния.
Мюнхенская группа, как бывшая южная, продолжила свою работу по делам
Украины...
Основной целью мюнхенского Центра к 1920 г.
являлся захват влияния на украинские дела у генерала Врангеля (как
тактический
шаг в этом деле был провозглашен лозунг самостийности Украины) а также
усиление
своих позиций на административных и военных должностях в Крыму...
Другими
задачами «Союза» являлись: поддержка связи и организации
антибольшевистского
движения и настроения в подконтрольных Центру территориях России, а
также
расширение своих структур в других государствах с русским расселением.
Аналогичные цели стояли и перед Берлинским Центром
с учетом его территориального влияния. Особое внимание уделялось работе
по
подготовке восстания в Северных губерниях и координация деятельности
повстанцев
с войсками генерала Врангеля.
«Народный
Союз Защиты Родины и Свободы»
«Народный Союз Защиты Родины и Свободы» был организован бывшим руководителем
террористической организации эсэров Б.Савинковым и возрожден в 1921 г.
в
Польше. В эмиграции к Союзу присоединились Д.В. Философов – редактор
газеты «За
Свободу», Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус. Целью НСЗРиС являлось
«Свержение
режима большевиков и установление истинно русского, демократического
строя».
«Борьба за
Россию»
«Борьба за Россию» – группа под
руководством С.П. Мельгунова, а
затем – М.М.Федорова, объединившаяся вокруг одноименного парижского
журнала,
выходившего с 1926 по 1931 гг. Идейные симпатии БЗР видны из ее попытки
создать
коалицию с милюковским Руспубликанско-Демократическим Объединением,
правыми
эсэрами и «Крестьянской Россией». В первые годы своего существования
БЗР наладила
связь с антисоветскими кругами в большевистской России куда посылала
даже своих
представителей на нелегальную работу. С 1930 г. деятельность группы
постепенно
снижается, что приводит к её распаду...
«Крестьянская
Россия»
«Крестьянская Россия» была создана
в 1920 г. в Москве и возрождена в
эмиграции в 1921 г. правыми эсэрами и кадетами. Провозглашала
«необходимость
вести активную и революционно-политическую борьбу с большевизмом».
Издавала
одноименные сборники, а с 1925 г. газету «Вестник Крестьянской России»
в Праге, переименованную в 1933 г. в
«Знамя России». С
1927 г., после первого съезда, стала называться «Трудовой крестьянской
Партией»
(ТКП). Имела Отделы в Польше, Прибалтике, Югославии, на Дальнем
Востоке.
Политическими установками Партии являлись:
«парламентарно-демократическая
республика, опирающаяся на миллионы крестьян-собственников,
организованных в
экономические кооперации, и политически – в ТКП». Московская группа ТКП
была
разгромлена в 1925 г., а эмигрантская организация просуществовала до
1939 г.
«Братство
русской правды»
«Братство русской правды» было
основано в 1921 г. генералом герцогом Г.Н.
Лейхтенбергским, публицистом С.А. Соколовым-Кречетовым при активном
участии
генерала Краснова.
Боевыми кадрами организации являлись остатки белорусских
национальных отрядов, «Дружин зеленого дуба», отряды Булак-Балаховича,
организации Савинкова и т.д. За десять лет организация разрослась и
развила
довольно успешную партизанскую деятельность на территории России,
главным
образом – в Белоруссии.
По всей видимости, БРП не имело четкой
политической программы и ясной идеологии, но все же объявляло себя
монархистами... Не являясь партией, БРП
не несло, по словам его руководителей, каких либо «подробных и сложных»
политических программ, а выдвигало лишь лозунги, направленные на
сплочение
народных масс в России и свержения «красной Коммунистической власти».
Структурно БРП состояло из местных, областных и
боевых Центров, автономных Отделов и подотделов, террористических групп
и
боевых дружин, управляемых Братским Центром – Верховным Кругом. В
организации
соблюдалась строгая иерархия, поддерживаемая «братской дисциплиной» с
беспрекословным подчинением начальникам и спаянная присягой на верность
Братству и Русскому делу.
Согласно сообщениям самого БРП, в 1925-1930-х
годах его партизанская деятельность, в основном, остановка и «проверка»
поездов, расстрелы чекистов, взрывы объектов, в западных советских
областях
приобрела немалый размах. После ряда успешных операций ГПУ, например,
внедрение
в БРП агента Кольберга, убийства в декабре 1932 г. в Харбине одного из
руководителей Братства полковника Аргунова, разгрома в 1933 г.
«латвийского
филиала» и т.п., БРП, как организация фактически прекращает свою боевую
деятельность...
Российское
Народно-Имперское (штабс-капитанское)
Движение
Об организационной структуре «штабс-капитанского»
движения известно не много. По всей видимости, оно не имело стройной
системы
как, другие организации, построенные в той или иной степени по военному
образцу. Оно более значительно своим лидером - ярким публицистом и
оригинальным
мыслителем И.Л. Солоневичем[3].
Солоневич Иван Лукьянович родился в 1891 г... Мировую
известность ему принесла книга «Россия в концлагере». Гонорары от
иностранных
изданий позволили писателю начать издавать в 1936 г. в Софии газету
«Голос
России»... С ростом популярности печатного органа Солоневича, в разных
странах
мира стали организовываться кружки друзей газеты «Голос России». По
замыслу
И.Л. Солоневича Общества или кружки «Голоса России» должны были стать
основой движения
народно-монархической направленности... Впоследствии оно получило
название «Российского Народно-Имперского
(штабс-капитанского) Движения»...
В 1938 г. кружки «Голоса России» объединились с
другими организациями в Российский
Национальный Фронт (РНФ).
Определяя значение и задачу Фронта, И.Л.Солоневич писал: «Российский
Национальный Фронт создается ныне на развалинах староэмигрантских
течений,
которые на практике доказали свое полное бессилие в деле борьбы с
большевизмом,
не сумев противопоставить ему положительное и целостное мировоззрение,
способное объединить вокруг своего знамени активные и творческие силы
зарубежья».
«Российский
Имперский Союз»
«Российский Имперский Союз» был
создан в 1929 г. под председательством Н.Н.
Рузского и принадлежал к крайне правому флангу монархического движения.
Деятельность РИС по всей видимости ограничивалась собраниями, докладами
и
множеством призывов в печатном органе газете «Имперский клич»,
издававшейся
один раз в 1-2 месяца в 1932-1936 гг. в Париже под лозунгом - «Мы
русские - с
нами Бог».
«Союз» имел ряд
своих отделений и представительств в
разных странах, в том числе – Бельгии и Франции.
В первой половине 1930-х годов «Имперский Союз»
выступал единым фронтом
с НТСНП и РОВСом, а в 1937 г. совместно с РНСУВ и НТСНП образовал
Национальный
Центр в Париже. Но уже в конце 1938 г. имперцы отказались от каких-либо
Национальных Фронтов назвав их «ни что иное, как демократические
комбинации под
национальной вывеской, где всяким политиканствующим дельцам и
гоцлиберданам предоставляется
широкое поле безответственной деятельности во вред России»... В призыве
«К
национальному единству», опубликованном в октябре 1938 г. имперцы
отмечали, что
только национальное единство под девизом «За Веру, Царя и Отечество» и
лозунгом
«Мы русские, с нами Бог» позволит русской эмиграции принять
«ответственные
решения в предстоящих, близких исторических событиях».
Значительное место в пропаганде имперцев уделялось
борьбе с «иудо-масонами» а со второй половины 1930-х гг. - с
«безыдейной
халтурой бр. Солоневичей» и «масонским солидаризмом НТСНП».
Зарождение организации, впоследствии получившей
название НТС относится к середине 1920-х годов, когда в различных
странах
русского расселения начали возникать группы молодежи, кружки или
«ордена»,
участников которых не удовлетворяла деятельность «отцов». Энергичная
молодежь,
воспитанная в лучших традициях служения Отечеству, жаждала жертвенности
во имя
спасения России. Постепенно в этих группах рос интерес к политическим
проблемам, возникали желания самим, без готовых ответов «старших»,
осмыслить
причины поражения Белой борьбы и процессы, развивавшиеся на родине.
Одной из
таких групп был: Национальный
союз русской молодежи
Национальный
союз русской молодежи
«Кружок русской национальной молодежи»,
организовавшейся в 1924 году среди молодых ребят, работавших на шахте
Перник в
Болгарии. В 1927 г. этот кружок разросся в «Национальный союз
русской
молодежи» (НСРМ), объединивших в свою сферу большую часть русских
центров в
Болгарии.
Союз
русской национальной молодежи
Во втором основном центре русской эмиграции – на
Балканах – в Югославии, независимо от Болгарии в 1924 г. образовался «Союз русской национальной молодежи»
(СРНМ), вступивший сначала в сотрудничество с «Высшим
монархическим советом», а затем переориентировавшийся на РОВС, стоявший на национальных, но
непредрешенческих позициях. Осенью 1928 г. председателем правления СРНМ
был
избран В.М.Байдалаков.
В 1927-1928 гг. основной деятельностью как
болгарского НСРМ, так и югославского СРНМ, являлась самообразование и
попытки
определения собственной идеологической и политической платформ...
...1 июня 1930 г. в Русском офицерском собрании в
Белграде прошел Первый съезд представителей групп и союзов
русской национальной молодежи, который официально и
считается моментом основания НСРМ. В съезде приняли участие
руководители союзов
национальной молодежи в Югославии (В.М. Байдалаков), Франции (герцог
С.Н.
Лейхтенбергский и Ф.И. Бострем), Болгарии (А.А. Браунер, М.А. Павлов),
Голландии
(представитель В.С. Трегубов), а также девять представителей
югославских
отделений Русского Союза Национальной Молодежи.
Участниками съезда были приняты идеологические
положения новой организации и принят её временный устав...
Спустя 17 месяцев после 1-го съезда в Белграде
состоялся 2-й съезд НСРМ. В нем участвовали представители семи стран:
Бельгии
(М.Д. Каратаев), Болгарии (Ф.А. Мельник), Чехословакии (К.Д. Вергун),
Польши
(А.Э. Вюрглер), Литвы (Я. Федоров), Югославии (М.А. Георгиевский).
Францию
представлял председатель Союза С.Н. Лейхтенбергский...
На втором съезде было изменено и название Союза. С
этого момента он стал именоваться Национальным Союзом Нового
Поколения
(НСНП).
В Устав Национального Союза Нового Поколения
(НСНП) был введен и новый пункт – возрастной ценз. Теперь в Союз могли
поступать только родившиеся после 1895 года, то есть те, кому в начале
мировой
войны было не больше 19 лет. Исключения допускались, но только по
решению
Исполнительного Бюро. Возрастной ценз, по мнению членов Союза, должен
был
оградить организацию от «грехов и предрассудков прошлого», т.е. – от
влияния
старых партийных деятелей на которых отчасти возлагалась вина в
трагедии
России.
Одна из основных причин отталкивания от практики
«старших» была сформулирована в первой брошюре «Полного курса
национально-политической подготовки», вышедшей в начале 1932 г. под
названием
«Ошибки эмиграции, настоящее её положение и наш долг»…. Однако в
окончательной
редакции эта программа НСНП была принята лишь на 3-м съезде Союза,
проходившем
в 15-19 апреля 1934 г. в Белграде.
Фактически с этого времени началась работа по
разработке и реализации силовых или террористических акций, хотя еще на
1-м
съезде при обсуждении тактики НТСНП, было признано и принято
необходимым
применение террора в борьбе с Советской властью. Причем, в этом
направлении и
была организована вся работа по воспитанию членов НСНП.
Так же как РОВС, БРП и др. правые организации,
НСНП в начале-середине 1930-х гг. считали террор одним из успешных
методов
борьбы с большевизмом. ...
15 апреля 1934 г. был открыт 3-й съезд НСНП... Председателем
съезда был избран В.М. Байдалаков. Он же читал первый доклад, в котором
подчеркнул – «Союз превратился в движение». В этот момент группы Союза
существовали
в 15 странах Зарубежья – Европа, Дальний Восток, Австралия.
Одним из важнейших моментов работы съезда было
принятие нового устава, носившего явно выраженный авторитарный характер
и
сближавший организацию с популярными в то время фашистским и
национал-социалистическим
движениями...
Для подготовки людей и переброски их в СССР были
созданы специальные школы. Это стало возможным в 1937 г. - после того,
как
председателем польского отдела А.А. Вюрглером, по согласованию с М.
Георгиевским была налажена связь с польским Генеральным штабом. Обе
стороны
были заинтересованы друг в друге. Члены НТСНП получали возможность
пройдя курс
обучения на разведкурсах и «уйти по зеленой дорожке» в СССР для
выполнения
своей работы. Польские же власти при минимальных затратах получали
неисчерпаемый источник информации об обстановке в Советском Союзе... В
различное время в Советский Союз были заброшены и планировались к
заброске
более 50 членов.
Точных сведений о численности НТС в довоенный
период не сохранилось. Уцелели только данные по Франции, где в 1939 г.
было 296
членов Союза. Общее же число во всем мире на этот год по оценке
В.Д.Поремского
составляло 2000 человека,. Однако, по всей видимости, эта цифра
завышена.
Национал-социализм
Рассматривая политические партии русской эмиграции
нельзя не упомянуть и те, которые в 1920-1930-х гг. ориентировались на
различные идеологические модели фашизма и национал-социализма.
Касаясь
этого вопроса необходимо сделать некоторое отступление. Напомним что,
вторая
половина 1930-х годов – это время окончательного краха «версальской»
раскладки
сил в Европе: Лига Наций теряла свой авторитет, а восточноевропейские
страны
постепенно вошли в сферу своего влияния Германией. Немаловажную роль в
изменении ориентиров играло и становление новой силы – фашизма. До 2-й
мировой
войны фашизм, еще не скомпрометированный последующими военными
событиями и
расистским режимом Гитлера, рассматривался как прогрессивное
политическое
движение, и привлекало внимание не только самых широких общественных
масс, но и
учёных кругов Европы. Говоря о социальном составе фашистского движения,
одна из
основательниц коммунистической партии Германии Клара Цеткин писала:
«Носителем
фашизма является не маленькая каста, а широкие социальные слои, широкие
массы,
вплоть даже до самого пролетариата…».
...Основой Фашистского Движения стало молодое
поколение...
Однако, по сути, появление фашизма было связано с
общим кризисом общества. Когда рождался итальянский фашизм, один из его
теоретиков сказал: «в эпоху, когда рушатся старые устои, гибнут старые
ценности, разваливаются старые представления, идеалы, религия и т.д.
только
одна идея способна сплотить массы, - идея нации». Если определить
фашизм (при
всем различии германского, итальянского, испанского, португальского и
т.д.)
1920-1930-х гг. общим универсальным понятием, то он может быть
охарактеризован
как форма «восстания нации» против попытки вписать нацию в непристижный
и
дискомфортный для неё мировой порядок на правах нации «второго сорта».
...Фашистские организации и движения были созданы
в Венгрии, Румынии, Франции, Испании, Голландии, Чехословакии, Англии и
других
странах.
…«Крупным явлением» назвал фашизм П.Струве. Его
ближайший соратник С.С. Ольденбург в письме Струве от 15.07.1922 г.
писал, что
«деятельность фашистов является огромным благотворным фактором - каковы
бы ни
были отдельные проявления. Это «революция» только по приемам, - вроде
того, как
Вы писали, что и русское белое движение должно было стать революционным
по
методам; - так вот фашисты сумели!...». Отрицательно относившийся к
фашизму Н.А.
Бердяев тем не менее отмечал, что «в Италии фашизм заключает в себя и
положительные элементы и во главе его стоит замечательный человек».
Еще более конкретно высказывались лидеры правых
политических и воинских организаций. Так, например председатель РОВСа,
генерал
Миллер в приказе от 2 января 1937 г. отмечал: «Мы, чины РОВСа, являемся
как бы
естественными, идейными фашистами. Ознакомление с теорией и практикой
фашизма
для нас обязательно». Лидер РНСУВ генерал Туркул провозглашал: «Наш
идеал –
фашистская монархия». Аналогичного мнения придерживались и
«классические
монархисты». Так в «Еженедельнике Высшего монархического совета» от 2
июня 1923
г. говорилось: «Недаром наши враги отождествляют нас с фашистами. Да,
мы
фашисты особенные, русские и искренне завидуем итальянским в том, что
мы пока
не сокрушили врага».
Всего же, в течении 1920-30-хх гг. было создано
около 15 эмигрантских политических организаций с количеством членов
более 40
тыс. чел, именовавших себя «фашистскими» или «национал-революционными».
Так в
США возникла Всероссийская фашистская Организация под руководством А.А.
Вонсяцкого, в Германии – РОНД-РНСД, в Харбине – многочисленное
фашистское
движение под руководством К.В. Родзаевского.
Наряду с организациями «евразийцев»,
«устряловцев», «национал-максималистов», «новоградцев»,
«неодемократов»,
«солидаристов», «младороссов», «штабс-капитанов» и других, называвших
себя
«пореволюционными», «фашисты» считали невозможной реставрацию
дореволюционного
государственного строя России. Они пропагандировали «устроение нового
социального уклада, одновременно антикапиталистического и
антикоммунистического, на основах христианской правды». Несмотря на
различия
идеологического и тактического характера «пореволюционные» течения
ориентировались на цель - претворение в жизнь Русской Исторической Идеи
«наложенную» на советскую действительность, как исходную точку для
дальнейшего
строительства.
Среди активных, не политических организаций
следует отметить Русский Общевоинский Союз (РОВС), Общество
Галлиполийцев,
многочисленные полковые объединения и др. Именно эти организации стали
основными хранителями памяти о дореволюционной России и её
национального самосознания.
Рассмотрим наиболее крупные из них.
Русский
Обще-Воинский Союз
«Русский Обще-Воинский Союз» (РОВС).
Был создан в 1924 г. генералом Врангелем из чинов
белых армий и объединял около 30 тыс. человек. Эта организация являлась
стержнем довоенной политической эмиграции и в какой-то мере
хранительницей традиций
русской государственности. В сущности, это была армия, переведенная на
гражданское положение, рассеянная по многим странам, но сохранившая
дисциплину,
чтобы «по первому зову» продолжить борьбу.
В 1930 году имелись следующие отделы РОВСа: 1-й
отдел (Франция с колониями, Италия, Польша, Дания, Финляндия, Египет);
2-й
(Германия, Венгрия, Австрия, Данциг, Литва, Латвия, Эстония, Англия,
Испания,
Швеция, Швейцария, Персия); 3-й (Болгария и Турция); 4-й (Югославия,
Греция,
Румыния); 5-й (Бельгия и Люксембург), 6-й (Чехословакия); отделы на
Дальнем
Востоке, в Канаде, Северной и Южной Америке. В 1931 г. было открыто
отделение в
Аргентине, в 1932 г., согласно в Бразилии и Уругвае. В конце 1930-х гг.
группа
галлиполийцев образовала подотдел РОВС в Сирии.
Наиболее крупными отделами РОВС были 2-й и 3-й...
...Кроме Отделов, РОВС объединял военнослужащих
Русской Армии, входивших в Союзы и общества, занимающиеся в основном
оказанием
материальной помощи и поддержкой русских эмигрантов, такие как: Союз русских офицеров, Общество офицеров от
Генерального штаба, Общество «Союз галлиполийцев», Общество
георгиевских
кавалеров, Союз русских военных инвалидов и др., а также
многочисленные
полковые и бригадные Объединения. Так, например, к марту 1938 г. с IV Отделом РОВС в той или
иной степени контактировало 38, только Гвардейских полковых и бригадных
Объединений.
С середины 1920-х годов и приходом после смерти
Врангеля в 1928 г. на должность председателя РОВС ген. Кутепова Союз
обратился
и к силовым методам борьбы. Он направил свою деятельность в России в
двух
направлениях.
Первое сводилось к установлению связи с высшими
чинами Красной армии, которые в
большинстве своем являлись бывшими императорскими офицерами, и
агитации их
к подготовке совместного военного переворота в Москве.
Второе представляло собой систему так называемого
«среднего террора», который был направлен на отдельные советские
учреждения.
Самой крупной террористической операцией РОВС был взрыв ленинградского
партклуба на Мойке. В результате теракта было ранено 26 человек.
...Переброска боевиков на территорию СССР
осуществлялась при активном содействии финской, румынской и польской
разведок.
Так, в частности договоренность о переброски агентов через финскую
границу,
была достигнута в 1927 г. при личной встрече генерала Кутепова и
Маннергейма...
...Следует отметить, что одной из первостепенных
задач РОВС являлась совершенствование военных знаний как среди кадровых
офицеров так и молодежи. В различные годы во многих странах были
открыты
унтер-офицерские и офицерские курсы...
Значительное место в подготовке молодежи
отводилось и его идеологическому воспитанию. Однако
антикоммунистическое
мировоззрение эмигрантской молодежи формировалось не столько через
«предметное»
восприятие советской власти, как пагубной политической системы, сколько
через
возвышенное ощущение России, Отечества - образа, вобравшего в себя
понятия
чести, долга, жертвенности во благо своего народа...
Под покровительством и при посильной помощи
воинских объединений, и в первую очередь РОВС, создавались автономные
молодежные организации. Возглавляли их старшие офицеры Императорской и
Добровольческой армий и готовили в них молодежь для продолжения борьбы
с
коммунистической идеологией. В числе наиболее крупных молодежных
организаций
следует охарактеризовать «Союз Русского
Сокола», «Национальную Организацию Русских Разведчиков», «Национальную
Организацию Витязей», «Национальную Организацию Русских Скаутов»[4].
Русский
Национальный Союз Участников Войны
Русский Национальный Союз Участников Войны (РНСУВ) был создан в 1936 г. в результате выхода группы
офицеров во главе с генералом Туркулом из РОВС. Причиной выхода
послужил
устаревший приказ № 82, запрещающий членам РОВС вступать в политические
организации. Однако спустя 20 лет по словам Туркула Армия «не может
быть вне
политики, в особенности Белая армия, которая является орудием политики
не
внешней а внутренней… во внутригосударственной гражданской войне». В
аполитичности армии в отсутствии Национальной Идее Туркул видел и
причины
гибели Российской Империи и поражения Белых армий в гражданскую войну.
«Одной
из причин гибели Императорской России - писал Туркул - была
аполитичность нашей
старой Армии.
Несмотря на политические лозунги «За Веру, Царя и
Отечество», которые официально были начертаны на русских знаменах,
Армия в
самый решительный момент бытия Государства Российского оказалась вне
политики,
которой в ней боялись, которую презирали и которую не понимали.
...В этих условиях Туркул с группой офицеров и
гражданских лиц разделявших идеологию Союза и, «кто по военному мыслит,
действует и учится» решился на «второй дроздовский поход». Не отвергая
вооруженной борьбы руководство созданного РНСУВ все же делало упор на
борьбу
словом.
Центральным печатным органом РНСУВ стала газета
«Сигнал», выходившая два раза в месяц (1937-1940) под редакцией
полковника Н.В.
Пятницкого...
Девизом организации стало: «Бог - Нация -
Социальная справедливость».
К 1939 г. отделы РНСУВ были созданы во Франции,
Бельгии, Чехословакии, Югославии, Греции, Албании, Аргентине, Уругвае.
Цели организации выразил корнет Г.П. Апанасенко -
«строить Новую Россию - святыню, Россию - справедливость, в которой все
слои
населения в их повседневной деятельности и труде служат Божьей правде,
Нации,
Государству, своей народности, обществу своего края, своей семье»...
Российское
Национальное и Социальное Движение
Аналогичная организация, получившая название Российское
Национальное и Социальное Движение (РНСД) была создана в Германии в
1935 г.
под руководством полковника Н.Д. Скалона. Фактически эта организация
стала
приемником созданного в 1933 г. «Российского освободительного народного
движения» возглавлявшегося русским немцем А.П. Пельхау-Святозаровым.
РОНД имел
около 200 штурмовиков немецкого образца и издавало ряд газет: «Голос
РОНДа»,
«Пробуждение России», «Девятый вал». К 1935 г. оно было закрыто
германскими
властями, по мнению берлинских эмигрантов – по требованию советского
посольства.
***
…В сущности, РНСД, РНСУВ, «движение
штабс-капитанов» и аналогичные организации мало отличались друг от
друга: подчеркивали
верность православию и мировозренчески симпатизировали фашизму
(некоторые в
большей степени итальянскому, другие – португальскому) и германскому
национал-социализму. Тоже самое относится и к части казачьих
организаций.
Несмотря на то, что к началу 1930-х годов надежды
Белой эмиграции на «крестовый поход» против большевиков растаяли,
правые круги
(и в первую очередь офицерство) считали своим долгом поддерживать любую
борьбу,
любые выступления против коммунистического режима. В сознании Белых
противостояние
большевизму трансформировалось в борьбу за духовную Россию. Причем
Россия,
Родина после их многолетней эмиграции рассматривалось уже не
по территориальному признаку, а по внутреннему, духовному ощущению.
Эту мысль сформулировал Иванов-Разумник. Он писал: «Родина имеет для
нас смысл
не географический, а духовный, «отечество» мы понимаем не внешне, а
внутренне».
Поэтому там, где возникали очаги конфликтов, связанных с
экспортированием
коммунистической идеологии, появлялись группы русских добровольцев.
География
их действий обширна...
...Участвовали белые эмигранты и в гражданской
войне в Испании. Устремления русских добровольцев в Испании кратко
выразил
участник войны генерал А.В. Фок. Он писал: «Те из нас, кто будет
сражаться за
национальную Испанию, против III Интернационала, а также, иначе говоря, против
большевиков, тем самым будет выполнять свой долг перед белой Россией».
Аналогично высказался, позднее, и один из белых офицеров принимавших
участие в
войне: «Мы же все здесь в белом лагере все от генерала и до последнего
солдата
– испанцы и немногие иностранцы – выполняем
свой долг – защиты веры, культуры и всей Европы от нового натиска
красного
зверя».
Однако были и другие мнения....
Вопрос участия русских эмигрантов в ожидаемой
войне против СССР обсуждался на страницах практически всех эмигрантских
газет.
Приведем выдержки из некоторых статей, характеризующих настроения
русских
эмигрантов в этот период и в частности по вопросу о сотрудничестве с
Германией.
Так, главный редактор «Часового» и один из видных членов РОВС
В.В.Орехов
призывал на страницах журнала, не вмешиваться в конфликт, пока одна из
сторон
не объявит о том, что борьба идёт, в том числе, и против большевиков за
национальную Россию...
Последним ударом для многих эмигрантов, надеявшихся
на помощь Германии в борьбе с коммунизмом, стало заключение
советско-германского пакта в августе 1939 г. Точно так же, как попытки
Англии и
Франции добиться антигитлеровского союза со Сталиным отталкивали правую
эмиграцию от демократий, так и пакт Молотова-Риббентропа оттолкнул
значительную
часть правой эмиграции от гитлеровской коалиции. С этого момента пошло
на убыль
как фашистское движение в русском зарубежье, так и деятельность правых
сил
ориентировавшихся на «освободительную миссию Германии».
Однако значительная часть правой эмиграции –
особенно за пределами демократических стран – продолжала надеяться, что
этот
пакт чисто тактический, что Гитлер не отбросил антикоммунистических
целей, а
лишь временно приостановил их осуществление. Эти надежды вскоре
оправдались.
Русская эмиграция вновь устремила свои взоры на Германию, тем более,
что она
фактически была единственным антикоммунистическим государствам. Русским
эмигрантам очень хотелось верить, что хотя бы эти, какие ни есть, все
же
помогут освобождению России.
После 22 июня 1941 г. перед большинством
эмигрантов встал уже не абстрактный выбор. Отныне для каждого
отдельного
человека выбор заключался в том, включиться ли самому в события,
стараясь
использовать их на пользу своему народу, или остаться в стороне. Можно
сказать,
что день нападения Германии на СССР стал днем раскола русской
эмиграции, ее
разделения на оборонцев и пораженцев. Первые выступали за победу
Советского
Союза, вторые же считали, что победа Гитлера поможет уничтожить
коммунистическую власть в стране.
В поддержку Советского Союза и антигитлеровской
коалиции выступили практически вся левая и большинство центристской
части
политического спектра эмиграции. Особенно это относится к тем, кто смог
покинуть оккупированную Европу. На оборонческие позиции встали лидер
«Крестьянской России» С.С. Маслов, философ Бердяев, генералы Махов и
Деникин.
Горячим сторонником победы Советского Союза в войне выступил и А.Ф.
Керенский.
Идеей другого главного течения в русской эмиграции
– пораженцев – стала возможность свержения сталинской диктатуры с
помощью
германских штыков. Настроения, которые после 22 июня 1941 г. охватили
значительную часть русских эмигрантов передает в воспоминаниях В.В.
Шульгин:
«Пусть только будет война! Пусть только дадут русскому народу в руки
оружие! Он
обернет его против ненавистной ему советской власти! И он свергнет
ее!».
Главными адептами пораженчества выступили руководители Русского
Общевоинского
Союза. За месяц до нападения на СССР глава германского отдела РОВС
генерал фон
Лампе направил письмо командующему германскими сухопутными силами
генерал-фельдмаршалу В.фон Браухичу с предложением использовать
эмигрантов в
готовящейся войне против СССР. Это обращение осталось без ответа. После
нападения фон Лампе еще раз обратился к фон Браухичу с аналогичным
предложением
и получил ответ, что участие в войне русской эмиграции германской
стороной не
предполагается. С аналогичным предложением к немцам обратился и один из
руководителей французского отдела РОВС генерал Кусонский. Ответа на
обращение
не последовало.
Однако, несмотря на нежелание германских властей
использовать в войне с СССР русских эмигрантов, некоторые воинские
формирования
из их числа были все же созданы. Крупнейшими из них являлись «Русский
Корпус» и
особый полк «Варяг», выполнявшие охранную функцию на Балканах. В конце
войны
эти части вошли в состав Вооруженных Сил Комитета Освобождения Народов
России
под руководством бывшего советского генерала А.А. Власова.
Вторая
волна эмиграции
Союз
Андреевского Флага
Союз Андреевского Флага (САФ) был
основан в 1948 г. ген. П.В. Глазенапом
как военная организация в расчете на поддержку бывших немецких военных
кругов.
С самого начала Союз стоял на позициях отрицания не только большевизма,
но и
февральских «завоеваний», почему и не примкнул к АЦОДНР. На первом
этапе
организация пользовалась значительным авторитетом в кругах русской
эмиграции.
Во всяком случае на выборах 1949 г. в «Центральное Представительство
Российской
Эмиграции» американской зоны больше всего голосов набрал блок
монархистов и
САФ.
В 1949 г., после раскола в организации и смерти
Глазенапа в 1951 г. руководителем САФ стал ген. Голубинцев. Первое
время
организация получала небольшие средства от созданной под контролем
американцев
немецкой разведывательной службы Гелена, позже превратившейся в
западногерманскую (BND).
Однако, вскоре из-за националистической направленности организации Союз
потерял финансовую поддержку и постепенно распался.
Антикоммунистический
Центр Освободительного Движения
Народов России
Антикоммунистический Центр Освободительного
Движения Народов России (АЦОДНР)
был создан как общезарубежный центр с целью объединения «власовских»
организаций СБОНР и СВОД а также, по словам Н.Чухнова «...в целях
удовлетворения отдельных честолюбцев».
В Декларации АЦОДНР принятой 4 пленумом 22 августа
1948 г. отмечалось: «Являясь надпартийным политическим центром
Освободительного
Движения на его современном историческом этапе, АЦОДНР кладет в основу
всей
своей деятельности 14 пунктов «Манифеста» 1944 года, в которых
Освободительное
Движение с предельной ясностью сформулировало заветные чаяния Народов
России.
Рассматривая себя в качестве идейного наследника
«власовского» периода Освободительного Движения и прямого преемника
КОНР,
АЦОДНР торжественно обязуется хранить традиции Освободительного
Движения во
всей чистоте и неуклонно бороться за осуществление 14 пунктов
«Манифеста»…
В качестве главных очередных задач
АЦОНДРа были определены:
Главными деятелями АЦОДНР были Я.
Письменный убежденный сторонник Манифеста; Н. Мельников, состоявший
одновременно членом Правления Центрального Представительства Российской
Эмиграции в американской зоне Германии (ЦПРЭ); А. Михайловский, тоже
член ЦПРЭ;
В. Яновский; Ю. Мейер.
Попытка объединения не удалась и
АЦОДНР вскоре распался.
Союз Воинов
Освободительного Движения
Союз Воинов Освободительного Движения
(СВОД) был создан на базе Союза молодежи КОНР и
носил республиканско-демократический характер. Вскоре, после своего
образования
он вошел в состав наиболее крупной власовской организации - СБОНР, став
как бы
ее военным отделением.
Союз Борьбы
за Освобождение Народов России
Союз Борьбы за Освобождение Народов России (СБОНР) возник в 1949 г., имел представительства
в разных странах, издавал центральный печатный орган журнал «Борьба» и
газету
«Голос народа». С самого начала СБОНР отмежевался от Белого движения,
считая
его «контрреволюционным», и вел свою традицию от Кронштадского
восстания:
«Советы без большевиков». Идеологически СБОНР придерживался
леводемократического направления.
Российское
Общенациональное Народно - Державное
Движение
Российское Общенациональное Народно - Державное
Движение (РОНДД) было
провозглашено в 1948 г. и возглавлено молодым представителем первой
эмиграции,
участником власовского движения Е.Н. Арцюком (псевдоним Державин).
Печатным
органом Движения стала газета «Державный клич», затем - «Воля народа» и
позже
«Набат». С Самого начала РОНДД отвергало Пражский манифест как
«февральский»,
но и не отождествило себя с монархизмом. Оно пыталось в немонархическом
виде
повторить замысел Рейхенгалльского съезда (1921 г.): опереться на
единство
интересов правых национальных сил России и Германии. Однако, в
послевоенный
период эти силы не пользовались популярностью и Движение не могло
получить
соответствующего развития. Тем более, что значительное место в
публикациях
РОНДД уделялось борьбе с «иудо-коммунизмом».
Комитет Объединенных Власовцев
(КОВ) был образован в 1950 г. в Мюнхене под
руководством генерала Туркула, который попытался связать идеи Манифеста
КОНР и
белую традицию. Причем Манифест трактовался довольно своеобразно -
непредрешенчески, лишь как упоминающий Февральскую революцию, но не
призывающий
к принятию ее идеологии для будущего. Попытка соединить психологию
бывших
советских граждан (власовцев) с монархизмом не увенчалась успехом, что
и
привело вскоре к распаду организации.
Центральное Объединение Послевоенных Эмигрантов (ЦОПЭ) было создано в 1952 г. из перебежчиков при
поддержке и контроле американцев. В 1957 г. определение «Послевоенных»
было
заменено на «Политических». Председателем ЦОПЭ стал Г. Климов.
Объединение
использовалось как для поощрения перебежчиков, так и для пропаганды на
западную
общественность. Созданная иностранными службами организация не имела
собственного
импульса к действию, хотя и объединяла в своих рядах многих вполне
порядочных
людей. Утилитарное использование Объединения, его безыдейность и
отсутствие
собственной идеологии привело к распаду организации. В начале 1960-х
гг. ЦОПЭ
объявило о самороспуске в связи с прекращением финансирования.
***
В первые послевоенные годы вновь заявили о себе и
организации созданные представителями первой волны: РОВС, вокруг
которого
объединилось большинство прежних военных организаций, создавших «Совет
Российского
Зарубежного Воинства», Высший Монархический Совет, НТС и др. На базе
нескольких
довоенных группировок было создано «Российское Национальное
Объединение» под
руководством редактора журнала «Часовой» В.В. Орехова.
К началу 1950-х гг. относятся и первые серьезные
попытки объединения как «власовских», так и некоторых «белых»
возрожденных на
новых принципах, организаций.
Разговоры о необходимости объединения русской
политической эмиграции велись еще в первые послевоенные годы. Так, в
1948 г. в
сборнике № 2 «Российского демократа», являвшегося органом Союза борьбы
за
свободу России, была опубликована статья Н.Цурикова «О политическом
объединении», в которой намечались его принципы. В статье отмечалось,
что
объединение необходимо в целях создания единого политического
представительства
русской эмиграции не только перед правительствами стран, но и перед
зарубежным
общественным мнением. Объединение предполагалось осуществить в форме
коалиции,
которая не лишает организации права на их самостоятельные выступления
(агитационные,
боевые и иные акции) в отношении СССР. Однако, реальные переговоры об
объединении были проведены лишь в январе 1951 г. в г. Фюссене
(Германия). В них
участвовали русские организации: Лига борьбы за народную свободу,
СБОНР, НТС и
Союз борьбы за свободу России. В августе в г. Штутгарте состоялось
совещание,
на котором к уже названным организациям присоединилось Российское
народное
движение (РНД) под руководством А.Ф. Керенского. В Штутгарте был создан
Совет
освобождения народов России (СОНР), который решил вступить в переговоры
об
объединении с национальными организациями. В работу по объединению
включился и
американский Комитет друзей русского народа, образованный в Нью-Йорке в
1951г.
Такие переговоры состоялись в ноябре 1951 года в
Висбадене при участии представителей 11 организаций: НТС, СБОНР, РНД,
Союз
борьбу за свободу России, Лига борьбы за народную свободу, а также
национальные
организации – Совет Белорусской народной республики, Азербайджанский
национальный совет, Туркестанский национальный комитет, Союз борьбы за
свободу
Армении, Северо-Кавказское антибольшевистское объединение.
Несмотря на трудность переговоров общая декларация
все-таки была принята. Ее политическая часть включала в себя три пункта:
1.
Единство в
непримиримом отрицании коммунистической диктатуры, ликвидация которой
должна
открыть путь к освобождению народов;
2.
Единство в
признании безусловного права народов на самоопределение, права самим
путем
демократического волеизъявления решить свою судьбу;
3.
Единство в
стремлении направить все силы наших народов на решительную борьбу
против
коммунистического рабства за свободу и мир» (Возрождение. 1951. № 18.
С.181).
Сложнее проходило принятие формулы по
национальному вопросу, который в конце концов и привел к расколу в
Объединении.
1июня 1952 года НТС принял резолюцию, что деятельность Центра не может
быть
направлена на расчленение России. В ответ на это из Объединения вышел
Совет
белорусской республики. И все же объединение состоялось. В октябре 1952
г. в
Мюнхене из оставшихся организаций был создан Координационный центр
антибольшевистской борьбы (КЦАБ). Был принят статут Центра, основанный
на
принципах ООН, со ссылкой на Февральскую революцию как источник
государственности, с признанием права наций на самоопределение, с
возможностью
решения этого вопроса на плебисците на основании решений местного или
всероссийского парламента. Однако союз
эмигрантских организаций просуществовал недолго. С одной стороны, в
КЦАБ
вошли новые организации: ЦОПЭ, КОВ, вернулся НТС. В 1953 г. Центр
объединял уже
15 организаций и был переименован в Координационный центр освобождения
народов
России (КЦОНВ). С другой стороны, некоторые организации, наоборот, ушли
к
украинским сепаратистам и создали свой Парижский блок, развернувшийся
позже в
Международный антибольшевистский координационный центр (МКАЦ).
[1] Печатается
с сокращениями по книге:
«Эмиграция и репатриация в России», М: «Попечительство о нуждах
российских
репатриантов». 2001. – 490 с.
[2] Более
подробно о Н.Е.Маркове и
других упомянутых в этой статье лицах, см. в статье этого номера –
«Пантеон
духовных светочей Русского Зарубежья».
[3] Более подробно об
И.Л.Солоневиче см. статье этого номера «Пантеон духовных
светочей Русского Зарубежья»
[4] О молодёжных
организациях см. статью А.В.Окорокова: «Молодёжные организации
русской эмиграции» в выпуске журнала «Трибуна русской мысли» № 4 по
теме:
«Образование и воспитание».