ТРИБУНА РУССКОЙ МЫСЛИ №13 ("Собственность, ресурсы, землепользование")
ЧЕЛОВЕК — ГРАЖДАНИН — ГОСУДАРСТВО

Казак без земли, что воин без оружия…


беседа с
Верховным Атаманом Союза казаков России

Павлом Филипповичем Задорожным

записала Т.В.Серебрянникова

 
Предки  наши верою и верностью заслужили неувядаемую себе и Войску славу; подвиги их ратные равны благочестию в доме; искренне последуем их примеру, и добрые дела наши передадим позднейшему потомству нашему, и память наша не увянет.

Наказной атаман Войска Донского
генерал от кавалерии  Д.Е.Кутейников (1766-1844)

 
- Павел Филиппович, происхождение казачества издавна вызывает споры и вопросы. Как бы Вы пояснили нашим читателям этот вопрос?

- Я думаю, нет смысла устраивать словесные баталии вокруг вопроса о происхождении казачества, ворошить прах Геродота или Савельева, и искать корни казачества у народов, никогда не имевших с казаками ничего общего. В трудах многих русских историков давно найден безусловный ответ на этот вопрос: казаки это особая ветвь славянского народа. При этом, каково бы не было происхождение слово «казак» – сам народ, причисляющий себя к казачеству, говорящий на русском языком и исповедующий Православие, стал частью русского народа, но имеющей свои особые традиции и обычаи. С первых упоминаний в XVI веке, казачество вошло в историю России, как стойкий, самоотверженный народ, защищавший государство от внешних врагов – как опора Веры, Царя и Отечества. Тем самым казачество снискало высокий авторитет в глубинных слоях народа, населявшего Россию. Потому народ даже древнерусского былинного богатыря Илью Муромца именовал «казаком».

-  Вы сказали, что казачество следует считать частью русского народа. Очевидно, и историю его нужно рассматривать в неразрывной связи с историей России?

- Действительно, именно на царской – государевой службе казаки обрели свой расцвет и духовный взлет, проявили блеск удали и дерзкой отваги, проявили самоотверженность и верность присяги!  Да и Русь сама стала прирастать и расширяться ратными трудами казаков. Казаки раздвинули пределы Руси до Камчатки, Сахалина и Курильской гряды.  При этом были сохранены и цивилизованы все, даже весьма малочисленные народы.

Ермак, П.И.Бекетов, В.Д.Поярков, В.В.Атласов, Е.П.Хабаров, С.И.Дежнев, И.П.Козыревский, Н.М.Пржевальский, Г.Н.Потанин - это неполный список казачьих атаманов и путешественников, осваивавших для России новые земли.

 

Историческая справка:

Про казаков говорили, что они рождались в седле. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию, начиная со времен царя Алексея Михайловича. Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во времена Итальянского и Швейцарского походов А.В.Суворова 1799 года. Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемое легендарным атаманом М.И.Платовым казачье воинство внесло весомый вклад в победу русской армии над  французами в кампании 1812 года. Без казачьих сабель не обошлись и русско-турецкие войны XVIII-XIX веков. Казаки участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока.

Веками укреплялась система воинской подготовки казаков. Старшие готовили молодых. Искусство владения оружием, верховой ездой, а также знание ведения боя, стратегия и тактика передавались от поколения к поколению более 600 лет! За подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община (станица).

Царская служба и казачье землепользование были тесно взаимосвязаны. Как главный собственник земли, государство, от имени императора (царя) отводило казачьему войску землю на правах коллективной (общинной) собственности. Полученную землю войско, оставив часть на войсковой запас, делило между станицами. Станичная община от имени войска периодически занималась переделом земельных паев, который колебался от 10 до 50 десятин. За пользование наделом и освобождение от налогов казак обязан был нести военную службу. Кроме этого, войско выделяло земельные наделы казакам-дворянам в потомственную собственность (пай зависел от офицерского чина). Эти участки не могли передаваться лицам вневойскового происхождения. Все это вместе в конечном итоге обеспечивало стабильное существование казачества в качестве надежной защиты границ Российской империи и грозной боевой силы на страже интересов Царя и Отечества.

Годы Революции 1917 года,  а затем и Гражданской войны – стали настоящей трагедией для казачества... Когда Белая армия потерпела поражение, многие казаки покинули пределы России. Кубанцы, терцы, донцы ушли с войсками генерала Врангеля в Турцию, Болгарию, Югославию, а затем рассеялись по всей Европе. Многие позже оказались в Америке. Казаки из сибирских и дальневосточных районов перебрались в Китай.

А что же произошло с землей, на которой выросло казачество? Землей, что была добыта потом и кровью, землей, что была обихожена многими поколениями казаков?

В самом начале 20-х гг. советскими органами власти все казачьи войска как административно-территориальные образования были упразднены; казачьи земли вошли в состав краев и областей. С целью «распыления» казачества производилось дробление территорий бывших казачьих войск. Так, от Донской области были отделены районы на востоке (практически полностью Хоперский, Усть-Медведицкий и 2-й Донской округа в настоящее время входят в состав Волгоградской области), на западе (значительная часть Донецкого и Таганрогского округов сейчас в составе Украины) и на юге (часть Сальского округа сейчас в составе Калмыкии). Земли Терского казачьего войска вошли в состав образованной Горской республики (сейчас большая часть их находится в составе территорий северокавказских республик Российской Федерации). На территории Семиреченского казачьего войска позже была образована Казахская ССР и Киргизская ССР (в 50-е г.г. в состав Казахстана были включены и исконно казачьи земли большей части Уральского, части Сибирского и Оренбургского войск). В некоторых районах осуществлялось массовое выселение казачьего населения. Так, весной и осенью 1920 г. были выселены жители большинства станиц Сунженской линии на Тереке.

Существовали ограничения по службе казаков в армии, их представительства в местных органах власти. Было запрещено ношение традиционной казачьей одежды (шаровар с лампасами). Традиционное казачье землевладение и землепользование ликвидировались. На бывшие казачьи области распространялось действие общих законов о землеустройстве и землепользования в Российской Федерации.

В годы Советской власти в Советском Союзе о казачестве практически не вспоминали. В те годы принято было считать, что казаки полностью слились с другими народами СССР в «единую историческую общность» – советский народ. Только сохранившиеся на бывших казачьих территориях ансамбли песен и танцев  напоминали о якобы ушедшем в прошлое казачестве.

Но вот что удивительно! У казаков и их потомков, несмотря на пережитую ими трагедию XX века, сохранилась историческая и этническая (народная) память. Они знали, помнили и гордились тем, что они казаки. И выжили!

 

  Павел Филиппович, что для вас главное в истории казачества?   

Казаки честно и добросовестно выполнили свой долг перед Отечеством и стыдиться нам нечему. Благодаря казачеству держава закрепилась на Дальневосточных  границах, вышла к Тихому океану приобрела несметные богатства.

У одних, многое из того что составляет казачий быт, позабылось, другие просто этого не знают. На исходе XX–столетия понятия «казачество» и «казак» вновь стали неотъемлемой частью нашего социального бытия. А произошло это благодаря активной инициативе потомков русского казачества, во главе с А.Г.Мартыновым, взявших курс на возрождение казачьей истории, культуры, традиций и казачьего образа жизни.

Сегодня казачество на территории исторического проживания казаков, а также в местах нетрадиционного проживания казаков – выступает активной силой, направленной на сохранение и укрепление Российской государственности.

 Павел Филиппович, расскажите немного о себе.

 Родился я на окраине в то время  Советского Союза,  в  Алма-Атинской области в семье  Семиреченского казака. После 8-го класса всем ребятам хотелось быстрее сесть за  рычаги трактора, комбайна, стать самостоятельным. Мне же родители жестко наказали  закончить 10-тилетку. После окончания школы я пошел служить в армию. Призвался в Ашхабад в учебную Дивизию, которую закончил сержантом. Потом попал в Самаркандское Танковое Училище. По окончании училища, был направлен в Забайкальский военный округ в группу войск на территории Монголии. Затем был переведен служить в Москву, а после Москвы в Забайкальский военный округ в Якутск.

Однажды, приехав в командировку в Москву, я встретил своих сослуживцев. И они мне рассказали, что казаки в Московском землячестве избрали Атамана. Факт избрания Атамана меня тронул до глубины души, потому что я всегда этим жил. Это были 90-е годы.

  Как раз в эти годы началось возрождение  казачества…

 Да, и одними из первых в те годы собрались казаки Московского землячества, избрали Атамана Московского землячества Гария Леонтьевича Немченко известного писателя. А несколько позднее, мне попала газета, «Забайкальский рабочий», где была  напечатана статья о Забайкальском казачестве. В статье говорилось о границе Забайкальского  казачьего войска, и о том, что Атаманом Забайкальского казачьего войска назначен подполковник пограничных войск Геннадий Кочетов.

Тогда я начал искать материалы о казаках в Якутии и нашел, что первое упоминание о казаках Якутии датируется 1627 годом. А в 1701 г. указом Петра I все казаки, находящиеся в Якутии были сведены в Якутский городовой казачий полк (в 1917 г. этот полк свою деятельность прекратил). Так, я решил заняться возрождением казачества в Якутии.

В октябре 1990 г. на Учредительном круге Забайкальского казачьего войска, я встретился и познакомился с Владимиром Наумовым, который в дальнейшем представил меня в Москве Мартынову Александру Гавриловичу. С этого началось мое участие в общественной работе казачества.

А.Г.Мартынов, заместителем которого впоследствии я стал, верой и правдой прослужил казачеству в должности Всероссийского Атамана 18 лет! Именно благодаря его усилиям и хватке началось возрождение казачества в России. Думаю, что историки еще много хорошего скажут о нем. Мне также посчастливилось жить и работать на одном отрезке времени с атаманами: В.В.Наумовым, В.П.Безруким, Н.М.Мериновым, С.М.Толмачевым и другими.

В апреле 1991 г. на Первом Учредительном Круге Якутского казачьего полка я был избран Атаманом этого полка. Одновременно с этим я служил в Советской Армии. Затем, через 3 года меня перевели служить в Москву. Здесь я был рекомендован на должность Походного Атамана Союза казаков России, а в октябре 1993 года в Оренбурге на Общероссийском Круге я был им избран. Это было третье лицо в казачестве России, при этом я продолжал служить в Российской Армии. В те годы произошли Чеченские события. Я был куратором Терского казачьего войска. Много времени пришлось провести на Тереке. Именно казачество остановило тогда  Кавказскую войну и об этом, я думаю, еще скажут в учебниках истории. А в 1993 году я уволился из Вооруженных сил в звании полковника, и с этого момента служу казачеству.

Когда погиб Владимир Владимирович Наумов, я был назначен первым заместителем Верховного Атамана. А в 2008 году в г. Ставрополе прошел Седьмой Большой Круг Союза казаков России, и А.Г.Мартынов попросил освободить его от должности Верховного Атамана. По  рекомендации Совета Атаманов и А.Г.Мартынова Седьмым Большим Кругом Союза казаков России я был избран Верховным Атаманом.

Недавно мы отметили 20 лет Союза казаков. Собралось много гостей, только одних делегатов со всей России было 1200 человек! География Союза казаков, пожалуй, соотносится с территорией СНГ: от Приднестровья и Средней Азии до Курил… Казачье движение это не госструктура это многочисленная общественная организация, а поэтому руководить  ею довольно сложно…

За 20 лет, с момента начала восстановления казачества до сегодняшнего дня, казачество достигло несомненных успехов, о них говорят, пишут, спорят. Как вы оцениваете эти годы?

– Это были счастливые годы нашего возрождения. И это не только мое мнение. Мы шли в казачество от чистого сердца. Правда были и другие люди, которые шли с корыстной целью. Но их было не так много, и они быстро проявляли себя... Для меня и многих моих товарищей, это было самое лучшее время в жизни: многочисленные встречи, поездки по России. Мы счастливы были служить, собирать наших людей и восстанавливать наши традиции. В Западно-Сибирском регионе мы тогда избрали Николая Михайловича Меринова Атаманом Азиатской части России (ныне он Атаман Иркутского казачьего войска). Мы часто собирались в Иркутске. Решали многие вопросы казачества Восточно-Сибирского региона. На Советах Атаманов засиживались ночами. И не могли наговориться! Это были счастливые годы служения своему Народу, своему Отечеству. Именно в тот период была выработана нормативно-правовая база службы в Вооруженных Силах России.

Именно в те годы за довольно небольшой срок было наработано достаточное количество  государственных документов по развитию казачества. Но потом пришел 1996 год, когда казачеством занялось государство, а вернее, от имени государства ­– Б.А.Березовский. И хотя Березовский давно покинул страну, но программа его в отношении казачества, к сожалению, продолжает жить до сего дня.

Тогда это был период, когда начался откровенный грабеж русского народа, когда нравственные ориентиры были растерты и потеряны. Началось другое время – время «реформ» и «перестроек». Какой кощунственный и глобальный обман с приватизацией собственности был проведен… На фоне всего этого казачество являло собой грозную и справедливую силу. И, естественно, кое-кому захотелось с этим что-то сделать. Так, с помощью Березовского, Б.Н.Ельцин приложил руку к казачеству. В 1996 году вышел Указ за подписью Ельцина о создании Главного Управления Казачьих войск. В пику нашему Союзу казаков России, под предлогом якобы заинтересованности, стали формировать «Реестр» казачества. Нашелся среди советников умник, предложивший использовать польский вариант «Реестра». При этом, то ли забыли, то ли наоборот умышленно учли то, что поляки всегда боролись с казачеством и первыми нашли механизм его уничтожения.

Однако, казаки «обыграли» Государство. Между теми, кто входил в государственный реестр и кто не входил – все-таки существовала негласная нить. А многие, поняв, что к чему – стали уходить из реестра. Ну а те, которые захотели получать зарплату и льготы – ждут их до сих пор. Многие же из них, так и не дождавшись – ушли в мир иной.

Вольное же казачество жило, как и жили раньше. Им было наплевать на Реестр. Мы, кто работает в Правление, даже были благодарны Ельцину за то, что вся наша «канализация» утекла в реестр. Так мы в результате этого очистились от многих случайных людей в казачестве, и время доказало правильность сделанного выбора.

Решая вопросы организационного характера, Вы наверняка рассчитывали, что наступит время и казачество обретет не только политическую силу, статус, но и реальную материальную, экономическую поддержку Государства. Прежде всего - это земельный вопрос. Ведь казаки в истории России – это была та военная сила, которая имела земли и вольницу именно за службу царю и охрану русских земель, на окраинах которых они проживали (на южных границах, а потом и на восточных). На примере Положения от 21 апреля 1869 года о поземельном устройстве в казачьих войсках, можно проследить, как назначались земли казакам: на отвод станицам; на подъем казачьих офицеров; на разные нужды. При наделении станиц была установлена норма надела в 30 десятин на каждую мужскую душу казачьего сословия. Около 2/3 всех земель в Европейской части России, Сибири и Семиреченской области поступили в надел казакам…

  Да, наделы были  большими…. В Семиречье, Забайкалье, Сибири  по  50  десятин и более бери. Земли давали столько, сколько осилишь. Брали под коневодство, под пастбища, под сельскохозяйственные угодья. Земли когда-то было много в станицах.

Когда собирался Первый Круг в 1990-е годы, были ли поставлены земельные вопросы?  

– Делегаты Первого Круга конечно заостряли этот вопрос. Но мы прекрасно понимали, что первой нашей задачей было – организоваться, восстановиться. В дальнейших же планах, как само собой разумеющееся, для нас всегда главным вопросом стоял вопрос о земле. Какое казачество без земли?

Но давайте вспомним, как были ликвидированы все колхозы и совхозы? Их объявили банкротами. Как хитро было организована перестройка! И куда делись деньги совхозов и колхозов? Нас обанкротили. И тогда обесценился рубль. И сейчас невозможно скрывать, что вся Программа реформ зарождалась в институтах Канады, США, и других Западных государствах… Вопрос ставился один: как быстро «разложить» Россию.

И не только сельское хозяйство, но и заводы оказались без оборотных средств. Так получилось, что я в свое время занимался хозрасчетными предприятиями – автомобильными военными базами. Я хорошо знаю финансовую сторону вопроса. Тогда было проще:  берешь в банке деньги под 2-3 процента и работаешь. Сейчас кредит – это удавка.

Мы всегда понимали, что без казачьего банка, без своих средств, без аккумуляции фонда мы не в состоянии будем приступить к этому вопросу. Нельзя заниматься землей без денег. Земля требует больших вложений. Уже тогда земля была  истощена. А сейчас – просто катастрофа.

Вспомним, как давали деньги на переселение? Все эти кредиты просто исчезали:  деньги разворовывались. Когда-то в старых казачьих станицах давались кредиты на общину. И давали на пять и более  лет. И погашались кредиты частями. Так любая община поднимется. А здесь пришли к власти люди с патологической жадностью: Березовский,  Гусинский  и др. О какой демократии они тогда говорили? Единственной их задачей было любыми средствами вырвать у народа последнее …

Вот поэтому, первой более реальной задачей для нас было – сформировать общину. Когда община есть – тогда можно решать любые вопросы.

Вместе с тем, в ходе формирования, мы решали многие вопросы правительственного уровня. На всякое антинародное решение Правительства, начиная с конца 90-х, мы отвечали своими резолюциями, заявлениями, обращались к общественности.  И они озирались – как будет реагировать казачество? А наша реакция была активной:  на каждое Постановление, на каждый документ.

Сейчас мы готовим к публикации весь свой архив Союза казаков, из которого можно понять какую огромную роль в построении правового Российского Государства сыграло Казачество за последние годы и какой ценой нам это далось…

В 1996 году, неожиданно, созданное Б.Н.Ельциным Главное управление казачьих войск при Президенте РФ со штатом 36 человек сотрудников, было реорганизовано в управление казачьих войск со штатом 12 человек, а затем  управление казачьим реестром перешло Советнику Президента РФ Г.Трошеву со штатом 2 человека. Всё это говорит о том, что государство не собиралось серьёзно заниматься казачеством и его возрождением, так как трём чиновникам не под силу управлять казачеством во всероссийском масштабе.

В феврале 2009 г. был организован Совет при Президенте РФ по делам казачества под председательством А.Д.Беглова. Я тогда вошел членом в этот Совет, написал свои взгляды по возрождению Казачества. В те годы Союз казаков готовил Закон о статусе Казака, и мы преодолели множество препятствий, чтобы выйти на Совет Федерации. Мы набрали две трети голосов в Думе. Но на Совете Федерации наши предложения по Закону были… отложены. И кто вы, думаете, выступил против этого Закона одним из первых? Н.И.Кондратенко – «патриот» с Кубани. Он сказал, что «ще нэма  таких чернил», чтобы подписать этот Закон. Я думаю, что народ должен знать, что за патриот он на самом деле.

Вот сейчас – очередной срок перевыборов. Так вот, как перевыборы начинаются – тут же начинают заниматься казачеством. Казачеством всегда занимались, когда нужны были голоса – каждые пять лет. СМИ скоро напишут, что численность казаков – 7 миллионов. Откуда взяли эту цифру? Не знаю. Но именно эта  виртуальная цифра будет озвучена, вот увидите. И будет «объявлено», что все 7 миллионов казаков «отдали свои голоса за единого кандидата».

А за что готово отдать казачество свои силы, а не только голоса?

– За свою Землю, за свое Отечество!

Посмотрите, где у нас самые опасные места? Кавказ и Дальний Восток. Сколько национальностей живет в этих регионах? Я не против многонациональных поселений. Я вырос среди 35 разных народов. Но, посмотрите, что происходит сегодня в этих областях? На Дальнем Востоке земли у китайцев.

Мы просили: давайте сделаем на Дальнем Востоке несколько станиц и хуторов. Это недорого: 2 станицы и 6 хуторов. Ответ один: нет денег…

Ну, не поехали бы некоторые наши руководители один раз отдыхать в  Куршевель… и были бы деньги на станицы…

Русское население городов Дальневосточного региона резко уменьшилось. Безработица, отсутствие перспективы, пьянство, наркомания, большое количество мигрантов. А коренные жители чувствуют ущемление в правах и свободах, все это психологически подавляет коренное население.

Я 20 лет отдал казачеству. И я знаю, что ожидает Россию, если в такой силе как казачество не будут нуждаться. Сегодня и у Президента и у Правительства другие интересы, и эти интересы далеки от казачества.

Я был на конференции в Ставропольском крае, разговаривал с фермерами. Все в один голос говорят, что сегодня невозможно заниматься сельским хозяйствам. Монополии захватила рынки сбыта. На них и «играют». И «держат» их мощные структуры, далекие от подлинных интересов русского народа. Сегодня говорить о суверенитете России может только «попугай». В России нет продовольственной программы, как и нет продовольственной безопасности. Поэтому Россия должна быть заинтересована в казачестве. Те, кто любит свое Отечество, тот должен быть заинтересован в казачестве.

Вопрос о Земле для казачества, как впрочем, и для всех, кто заинтересован в том, чтобы земля плодила, а не умирала, сегодня звучит абсурдно. Никто сегодня не заинтересован: ни в Администрации Президента, ни в Правительстве – дать землю казакам бесплатно. Да и купить, думаю, не дадут, ведь хозяева на землю уже давно имеются: такие, как  г-жа Батурина, например. Каким образом ей – частному лицу было дозволено купить сотни гектаров земли в Белгородской и Воронежской областях?

Каждый народ имеет свой цивилизованный код. Мы, казаки, имеем свой цивилизованный код – совесть. В Европе другой – выгода. Нас сейчас тянут в Европу – но не получается, как ни старайся. И почему мы стали вымирать? Да потому, что мы не можем жить в этой среде. И кладбища … растут. И русские умирают, когда их втягивают в другой цивилизованный код.

Получается, что вопрос «о земле» прежде всего вопрос нравственный? Значит, без восстановления понятий о нравственности, о таких вещах, как земля, собственность и землепользование    невозможно говорить?

– Давно уже митрополит Иоанн Снычев, упокой Господь Бог его в селениях праведных, описал трагедию нашей сегодняшней ситуации. Он сказал: «Раньше были люди Просветленные. Они мало знали, но знали Главное. Сегодня люди Просвещенные, много знают, но не знают Главного».

Я часто летаю, езжу, говорю с людьми. И скажу что, никто практически не знает о Главном. Многие говорят о своем образовании, заслугах. Это – трагедия умников. Сам по себе, один человек не может быть умником. Знания формируются коллективом, соборностью. Русский человек живет обособленно сегодня, забыв, что именно соборность, единение дает возможность понять Главное.

А что для казака составляет это понятие? К тому же, у него все отняли: и Государственный статус и землю его предков. Что у него осталось?

– Жизнь и вера! Это и есть главное.

Мой народ жив, он – страдает, но мы живем в России, и Россия живет в нас. Мне помогает то, что я не один. И нам всем очень тяжело. Но мы вместе, а значит, что мы преодолеем все тяготы жизни. А как жить? Встал, начни день с молитвы. А помолившись, сверяй свои дела с делами предков. Очисть свою голову от всякого мусора, особенно от современного «сленга». Знание основных поговорок и пословиц народа дает больше знаний о жизни, чем советы умников и различного рода «псевдомудрецов».

В питании, например, чтобы сохранить свое здоровье, надо ориентироваться на народную русскую, казачью кухню и использовать чистые, простые продукты. Выращивать овощи самим или внимательно смотреть, у кого их берешь. В первую очередь – берите непосредственно у товаропроизводителей, а не у посредников.

Помогайте друг другу во всех делах. Любите и уважайте друг, друга. Советуйтесь во всяких делах. Одиночкам трудно выжить. Община – вот извечная форма существования русского народа!

 В оглавление ТРМ №13