Писатель
– воин
к
90-летию Ю.В.Бондарева
Юрий Васильевич Бондарев
родился в Москве 15 марта 1924 года. В Москве прошли его детство и вся
жизнь.
Их семья жила в старом доме в тихом Замоскворечье. Писатель до сих пор
помнит
темные коридоры густонаселенной коммунальной квартиры, где случались,
конечно,
ссоры и размолвки между соседями, но в основном все жили дружно и в
согласии.
Во всяком случае, была постоянная готовность прийти на помощь, выручить
или
хотя бы просто посочувствовать. А во дворе – шла своя кипучая
напряженная,
порой шумная, веселая и озорная, а порой – тайная, скрытая от
посторонних глаз
жизнь.
Он рано пристрастился к
книгам. Приучила его к чтению мать, читавшая ему вслух. Постепенно
Юрий,
азартный голубятник, все свободное от школы время привык делить между
книгами и
голубями. С таким же увлечением и охотой он участвовал в выпуске
школьного
юмористического журнала, где выступал и в качестве автора, и в качестве
редактора. Юрий Бондарев принадлежал к тому поколению довоенных
мальчиков,
которое достигло совершеннолетия ранней весной 1942 года, пожалуй самой
трудной
из всех военных лет. Их уделом стала война – только три процента
мужчин,
родившихся в 1924 году, вернулись с фронта живыми.
Будущий писатель стал
командиром противотанкового орудия и прошел сотни километров по
фронтовым
дорогам. В 1945 году он был направлен на учебу в военное училище, но
война
подходила к концу, а кадровым военным Бондарев становиться не собирался.
По окончании войны он
демобилизовался из армии и вернулся в Москву. Его одолевали сомнения,
что
делать дальше: учиться или работать? Он поступил на шоферские курсы, но
уже
всерьез задумывался о высшем образовании и решил идти в институт.
Сначала
поступил на подготовительное отделение авиационно-технологического
института, но
вскоре понял, что его влечет совсем другое. Позднее Ю.Бондарев
вспоминал, что,
поступая в Литературный институт, вовсе не ставил себе целью непременно
стать
профессиональным писателем: «Просто вновь вернулась страсть к
литературе,
отношение к ней как к единственной любви».
В Литературном институте
ему повезло: он попал на творческий семинар, которым руководил
Константин
Паустовский – один из самых крупных русских писателей того времени.
Первые
рассказы Ю.Бондарева, вошедшие в сборник «На большой реке», появились в
1953
году. Как отмечала критика, «лучшие рассказы Юрия Бондарева и в самом
начале
его писательской деятельности подкупали не изощренностью сюжета, а
точностью и
правдивостью, знанием конкретных условий и подробностей, какие нельзя
придумать, сидя дома».
Столкновению долга, совести,
элементарной честности с корыстью, карьеризмом и властолюбием посвящена
первая
его повесть «Юность командиров» (1956). В произведении присутствует
война,
пронизывает всю его ткань, во многом определяет характеры и поступки
действующих лиц. Оно оказалось определенным этапом подготовки к работе
над
повестью «Батальоны просят огня» и романом
«Тишина». Художественному
исследованию нравственности человека, находящегося на грани жизни и
смерти,
посвятил Бондарев свое произведение «Батальоны просят огня». Оно стало
открытием, хотя не сразу и далеко не безоговорочно получило признание.
Но можно
смело утверждать, что эта повесть выдвинула Бондарева в число самых
читаемых
писателей, каждую новую вещь которых ждут с особым интересом и
нетерпением. Через
два года после выхода этого произведения была издана повесть «Последние
залпы».
Это был новый и значительный шаг молодого писателя по избранному,
принципиальному для него пути изображения военной действительности.
Главное,
что сближало и вместе с тем отличало эти произведения одно от другого,
заключалось в исследовании нравственной прочности человека на войне.
Критика
сразу же высоко оценила и повесть в целом, и образ главного
героя. Роман
«Тишина» стал для автора в какой-то мере освоением новой темы, новой
сферы действительности,
новых пластов нравственного мира героев. Ю.Бондарев описывает судьбы
людей
своего поколения, которым посчастливилось вернуться с войны.
Главным героем
следующего романа писателя «Берег», во всяком случае – тем героем, к
образу
которого сходятся все сюжетные линии, стал сам Ю.Бондарев. Что же хотел
он
сказать, подчеркивая, что у каждого человека «свой берег»? В центре
следующего
романа Бондарева «Выбор» находится художник. Своим романом писатель
утверждает,
что время, в которое мы живем, предъявляет к каждому из нас, к нашим
духовным и
нравственным качествам и чувству ответственности самые суровые
требования.
Широкое признание
завоевал Ю.Бондарев и как сценарист. Он участвовал в создании сценария
кино-эпопеи
«Освобождение», был соавтором сценариев по своим романам «Тишина»,
«Горячий
снег», «Берег», «Выбор». Много времени он уделяет и публицистике,
долгое время
ведет разностороннюю творческую работу, в том числе и в Союзе писателей.
С 2001 года Ю.Бондарев
член редакционной коллегии журнала «Мир образования – образование в
мире».
Редакция журнала
«Трибуна русской мысли» поздравляет юбиляра с днем рожденья и желает
ему
крепкого здоровья и неиссякаемого творческого вдохновения.