Убийство
Императора Николая II и его Семьи является исключительным как по
виновности в нем русского и других народов, так и по его последствиям.
Не сразу
оно совершилось, подготавливалось постепенно.
Гнусная
клевета поколебала преданность Царю и даже доверие к нему
значительной части русской общественности. В связи с этим наступившему
искусно
вызванному мятежу не было дано должного отпора ни властями, ни
обществом.
Малодушие, трусость, предательство и измена во всей полноте были
проявлены ими.
Многие поспешили искать доверия и милостей от преступников, пришедших к
власти.
Народ безмолвствовал сначала, а потом быстро начал пользоваться
создавшимися
новыми условиями. Каждый старался о своей выгоде, попирая Божественные
заповеди
и человеческие законы. Открыто не было ничего сделано в защиту Государя
и
Престола. Молчаливо принято было известие о лишении Царя и его Семьи
свободы.
Втайне лишь возносились молитвы и воздыхания теми немногими, кто не
поддался
общему искушению и понимал преступность тех деяний. Посему Государь
оказался
всецело в руках своих тюремщиков и новой власти, знавшей, что может
сделать
все, что хочет.
Убийство
легло на совесть и душу всего народа. Виноваты все в той или иной
степени: кто прямым мятежом, кто его подготовкой, кто изменой и
предательством,
кто оправдыванием совершившегося или использованием его в выгоду себе.
Убийство
Царя-Мученика есть прямое следствие их.
«Кровь
Его на нас и на чадах наших» (Мф. 27, 25). Не только на современном
поколении, но и на новом, поскольку оно будет воспитано в сочувствии к
преступлениям и настроениям, приведшим к Цареубийству.
Лишь
полный духовный разрыв с ними, сознание их преступности и греховности
и покаяние за себя и своих предков освободят Русь от лежащего на ней
греха.
ПАМЯТИ
МУЧЕНИКОВ
Слово
архиепископа
Иоанна, сказанное им в брюссельском Храме-Памятнике в 1962 г.
Святая
Церковь завтра прославляет св. Андрея епископа Критского, творца
Великого покаянного канона, а мы собрались, чтобы молиться об упокоении
души
Царя-Мученика и иже с Ним убиенных. В России также ежегодно собирались
русские
люди в храмы в день св. Андрея Критского, но не того, который
прославляется завтра,
а преподобномученика Андрея, замученного за исповедание Христа и правды
Христовой. В этот день преподобномученика Андрея в России люди с
радостным
чувством собирались благодарить Господа за чудесное спасение Государя
Александра III в Борках 17 октября 1888 года. Во время его путешествия
произошло страшное крушение поезда, все вагоны были разбиты кроме
одного, в
котором находился Царь со своей Семьей.
Так в
день преподобного Андрея Критского, замученного врагами Христа и Его
Церкви, был спасен Наследник, а впоследствии Государь Николай
Александрович и
также в день св. Андрея Критского, мирно окончившего свои дни на земле,
Государь был убит безбожниками и изменниками. В день Андрея мученика
Россия
прославляла и празднуемого в один день с ним пророка Осию,
предсказавшего
воскресение; в их честь строились храмы, где народ русский благодарил
Бога за
спасение Государя. А через 30 лет, в день св. Андрея, учившего о
покаянии,
Государь был умерщвлен на глазах всего народа, не сделавшего даже
попытки его
спасти. Это тем более страшно и непонятно, что Государь Николай
Александрович
воплотил в себе лучшие черты царей, которых знал, любил и почитал
русский
народ.
Царь-Мученик
более всего походил на Царя Алексея Михайловича, Тишайшего, но
превосходил его своей непоколебимой кротостью. Россия знала Александра
II,
Освободителя, но Царь Николай II освободил еще больше народа из
братского
славянского племени. Россия знала Александра III, Миротворца, а
Государь
Николай II не ограничивался только попечением о мире в свои дни, но
сделал
крупный шаг к тому, чтобы все народы Европы и всего мира жили
миролюбиво и
разрешали свои недоразумения мирным путем. С этой целью, по
бескорыстному и
благородному личному почину его, была созвана Гаагская конференция.
Россия
восхищалась Александром I-м и назвала его Благословенным за то, что он
освободил Европу от чуждой власти одного человека. Государь Николай II,
в
условиях во много раз более трудных, восстал против такой же попытки
другого
человека распространить свою власть на чуждый ему по крови и вере
славянский
народ и в защите его проявил стойкость, не знающую компромиссов. Россия
знала
великого преобразователя Петра I, но если припомнить все преобразования
Николая
II, то мы не знаем, кому отдать предпочтение, причем последним
преобразования
были проведены более внимательно, обдуманно и без резкости. Иоанна III,
Иоанна
Калиту Россия знала как собирателей России, но до конца довел их дело
Государь
Николай II, когда в 1915 году вернул России, хотя и на краткое время,
всех ее
сынов. Государь Всероссийский – он первый и единственный был Царем
Всерусским.
Его внутренний духовный нравственный облик был так прекрасен, что даже
большевики, желая его опорочить, могут упрекнуть его только в одном – в
набожности.
Доподлинно
известно, что он всегда начинал и заканчивал свой день молитвой.
В великие церковные празднества он всегда приобщался, причем смешивался
с
народом, приступавшим к Великому Таинству, как это было при открытии
мощей
преподобного Серафима. Он был образец целомудрия и глава образцовой
православной семьи, воспитывал своих детей в готовности служить
русскому народу
и строго подготовлял их к предстоящему труду и подвигу. Он был глубоко
внимателен к нуждам своих подданных и хотел ясно и близко себе
представить их
труд и служение. Всем известен случай, когда он прошел один несколько
верст в
полном солдатском снаряжении, чтобы ближе понять условия солдатской
службы. Он
ходил тогда совсем один и тем ясно опровергаются клеветники, говорящие,
что он
боялся за свою жизнь. Если Петр I сказал: "А о Петре ведайте, что жизнь
ему не дорога, жила бы Россия", то Государь Николай Александрович
поистине, можно сказать, исполнил это. Говорят, что он был доверчив. Но
великий
Отец Церкви св. Григорий Великий говорил, что чем чище сердце, тем оно
доверчивее.
Что же
воздала Россия своему чистому сердцем, любящему ее более своей жизни
Государю?
Она
отплатила ему клеветой. Он был высокой нравственности – стали говорить
о его порочности. Он любил Россию – стали говорить об измене. Даже люди
близкие
Государю повторяли эту клевету, пересказывали друг другу слухи и
разговоры. Под
влиянием злого умысла одних, распущенности других слухи ширились, и
начала
охладевать любовь к Царю. Потом стали говорить об опасности для России
и
обсуждать способы освобождения от этой несуществующей опасности, и во
имя якобы
спасения России, стали говорить, что надо отстранить Государя.
Расчетливая
злоба сделала свое дело: она отделила Россию от своего Царя и в
страшную минуту
во Пскове он остался один. Близких нет. Были преданные, но и их не
допустили.
Страшная оставленность Царя... Но не он оставляет Россию, Россия
оставляет его,
любящего Россию больше своей жизни. Видя это и в надежде, что его
самоумаление
успокоит и смирит разбушевавшиеся страсти народные, Государь отрекается
от Престола.
Но страсть никогда не успокаивается, достигнув желанного, – она
разгорается еще
больше. Наступило ликование тех, кто хотел низвержения Государя.
Остальные
молчали. Последовал арест Государя и дальнейшие события были неизбежны.
Если
оставить человека в клетке со зверьми, то рано или поздно они его
растерзают.
Государь был убит, и Россия молчала. Не раздалось ни возмущения, ни
протеста,
когда совершалось это страшное злодеяние, и это молчание есть великий
грех
русского народа, совершенный в день св. Андрея Критского, творца
Великого
покаянного канона, читаемого Великим постом...
Под
сводом Екатеринбургского подвала был убит Повелитель Руси, лишенный
людским коварством Царского венца, но не лишенный Божией правдой
священного
миропомазания. Все цареубийства в истории России были произведены
кучкой людей,
но не народом. Когда был убит Павел I, народ и не знал об этом, а
узнав, долгие
годы приносил к его гробу сочувствие и молитвы. Убийство Александра II
вызвало
в России бурю возмущения, которая оздоровила нравственное состояние
народа, и
это сказалось в царствование Александра III. Народ остался чист от
крови Царя
Освободителя. Здесь же народ, весь народ виновен в пролитии крови
своего Царя.
Одни убили, другие одобряли убийство и тем совершили не меньший грех,
третьи не
помешали. Все виновны и поистине мы должны сказать: «Кровь его на нас и
на
детях наших». Измена, предательство, нарушение присяги на верность Царю
Михаилу
Феодоровичу и его наследникам без обозначения их имен, пассивность и
окаменение, нечувствие – вот из чего русский народ сплел венок, которым
увенчал
своего Царя.
Сегодня
день скорби и покаяния. Почему, спросим мы, Господь, спасши того же
Царя в день Андрея Мученика, не спас его в день другого Андрея –
учителя
покаяния? С глубокой грустью отвечаем: да, Господь мог так же чудесно
его
спасти и в этот день, но русский народ этого не был достоин. Государь
теперь
принял мученический венец, но это не оправдание нам, не уменьшение
нашей вины,
как не оправданы, а еще сильнее обвинены Воскресением Христовым Иуда,
Пилат и
Каиафа и те, которые требовали от Пилата убийства Христа. Великий грех
–
поднять руку на Помазанника Божия. Когда Царю Давиду принесли известие
об
убийстве Саула, то он велел казнить вестника, хотя он не принимал
участия в
убийстве, но только поспешил принести эту весть и приписал себе
убийство Царя.
Не остается и малейшая причастность к такому греху неотмщенной.
В
скорби мы говорим: «Кровь его на нас и на детях наших». Но будем
помнить,
что это злодеяние всего народа совершено в день св. Андрея Критского,
зовущего
нас к глубокому покаянию. Будем помнить, что нет предела милости Божией
и нет
такого греха, которого нельзя смыть покаянием. Но покаяние наше должно
быть
полное, без всякого самооправдания, без оговорок, с осуждением себя и
всего
злого дела от самого его начала.
После
спасения Царской Семьи в Борках была начертана икона с изображением
святых, имена коих носили Члены Царской Семьи. Быть может, придет
время, когда
не небесные покровители их, а сами Царственные Мученики будут
изображаться на
иконах, в память вспоминаемого события. – Но теперь мы будем молиться
об
упокоении их душ и будем просить у Господа глубокого слезного покаяния
и
прощения для себя и для всего русского народа. Аминь.
ГРЕХ
ЦАРЕУБИЙСТВА
После
смерти Саула, павшего на свой меч во время битвы с Филистимлянами,
один Амаликитянин побежал известить о том Давида, гонимого в то время
Саулом.
Предполагая,
что Давид будет весьма рад принесенной вести, он решил выдать
себя за убийцу Саула, чтобы тем еще больше увеличить ожидаемую награду.
Однако,
выслушав придуманный Амаликитянином рассказ о том, как он, по
просьбе раненого Саула, умертвил его, Давид схватил одежды свои и
разодрал их,
также сделали и все люди, бывшие с ним. Они рыдали и плакали и
постились до
вечера. И сказал Давид отроку, рассказавшему ему: откуда ты? И ответил
он: я
сын пришельца-Амаликитянина. Тогда Давид сказал ему: как не побоялся ты
поднять
руку, чтобы убить помазанника Господня? И приказал одному из слуг убить
его.
Притом Давид сказал: кровь твоя на голове твоей; ибо твои уста
свидетельствовали на тебя, когда ты говорил: «я убил помазанника
Господня» (II
Царств, 1,1-16).
Так
был казнен иноплеменник, выдавший себя за убийцу Саула. Он подвергся
жестокой казни, хотя Саул сделал много зла, за которое отступился от
него
Господь, и он являлся гонителем невинного Давида.
Из
слов Давида видно, что он сомневался в правдивости рассказа
Амаликитянина и не был уверен, что тот именно является убийцей Саула,
однако,
он предал его смерти, считая достойным смерти даже одно название себя
цареубийцей и похвальбу сим поступком.
В
сколько же раз тяжелее и греховнее убийство православного Помазанника
Божия, во сколько раз большая кара должна лежать на убийцах Царя
Николая II и
его семьи?!
В
противоположность Саулу, отступившему от Бога и за то оставленному Им,
Царь Николай II является образцом благочестия и полной преданности воле
Божией.
Восприяв
не ветхозаветное возлияние елея на главу, а благодатную
"Печать дара Духа Святаго" в Таинстве Миропомазания, Император
Николай II был до конца жизни верен своему высокому званию и сознавал
свою
ответственность перед Богом.
Император
Николай II в каждом поступке отдавал отчет перед своей совестью,
вечно "ходил пред Господом Богом". "Благочестивейший" во
дни своего земного благополучия не по имени только, а и самым делом, Он
во дни
своих испытаний проявил терпение, подобное терпению праведного Иова.
На
такого-то Царя поднялись руки преступников, и притом уже тогда, когда
он
от перенесенных им испытаний очистился, как злато в горниле, и был
невинным
страдальцем в полном смысле того слова.
Преступление
против Царя Николая II еще тем страшнее и греховнее, что
вместе с ним убита вся его Семья, ни в чем не повинные дети!
Такие
преступления не остаются безнаказанными. Они вопиют к Небу и низводят
Божий гнев на землю.
Если
подвергся смерти иноплеменник – мнимый убийца Саула, – за убийство
беззащитного Царя-Страдальца и его семьи страдает ныне весь русский
народ,
допустивший страшное злодеяние и безмолвствовавший, когда Царя
подвергли
унижению и лишению свободы.
Глубокое
осознание греховности содеянного и покаяние перед памятью Царя-Мученика
требуется от нас Божией правдой.
Память
невинных князей свв. Бориса и Глеба пробуждала совесть русских людей
во время удельных смут и устыждала князей, начинавших раздоры. Кровь
св.
Великого князя Игоря произвела душевный переворот в душах киевлян и
объединила
Киев и Чернигов почитанием убиенного святого князя.
Св.
Андрей Боголюбский своей кровью освятил единодержавие Руси,
утвердившееся уже значительно позже его мученической кончины.
Всероссийское
почитание св. Михаила Тверского исцелило раны на теле России,
причиненные борьбой Москвы и Твери.
Прославление
св. Царевича Димитрия прояснило сознание русских людей,
вдохнуло в них нравственные силы и, после тяжких потрясений, привело к
возрождению России.
Царь-Мученик
Николай II со своим многострадальным семейством входит ныне в
лик тех страстотерпцев.
Величайшее
преступление, совершенное в отношении его, должно быть заглажено
горячим почитанием его и прославлением его подвига.
Пред
униженным, оклеветанным и умученным должна склониться Русь, как
некогда склонились киевляне перед умученным ими преподобным князем
Игорем, как
Владимирцы и Суздальцы - перед убитым Великим князем Андреем
Боголюбским!
Тогда
Царь-Страстотерпец возымеет дерзновение к Богу, и молитва его спасет
Русскую землю от переносимых ей бедствий.
Тогда
Царь-Мученик и его сострадальцы станут новыми небесными защитниками
Святой Руси.
Невинно
пролитая кровь возродит Россию и осенит ее новой славой!
Первыми
святыми, прославленными на Руси, были святые страстотерпцы Борис и
Глеб. Преданность воле Божией, беззлобие в отношении их убийц, как и
предыдущая
их жизнь, привлекли к ним сердца всех, а знамения и чудеса, которыми
Бог
прославил их, открыли их мощь и небесную славу.
К ним
прибегали в нуждах, их славили совершая их память несколько раз в
году по всей Руси. Их явление на Неве ночью в канун дня представления
их отца
Великого князя Владимира вдохнуло силы в Благоверного князя Александра
одержать
в тот день над шведами знаменитую победу и послужило началом
прославления
самого Равноапостольного Великого князя Владимира. К тем двум первым
страстотерпцам присоединился через полтора века Великий князь Игорь,
принявший
монашество с именем Гавриила и убитый киевлянами, хотевшими другого
князя.
Всей
Русью глубоко почитается благоверный Великий князь Михаил Тверской,
после многих терзаний убитый в Орде по проискам князя Московского Юрия;
от того
времени и до наших дней низко склонялись у мощей святого и Тверь и
Москва, к
нему прибегали в скорбях и нуждах жители окрестных областей, черпали
силы для
строительства Царства Русского Государи Российские.
Источником
не только исцелений от телесных болезней, но и духовных сил
явился в Смутное время убитый в Угличе благоверный Царевич Димитрий.
Ярко сияют
из глубины веков те имена, изливается благодатная помощь всем
призывающим их.
Они и Другие страстотерпцы Земли Русской предстательствуют пред Богом
за нее.
Ныне к
сонму их присоединился Царь-Мученик со своей Семьей. Нет еще явных
знамений, свидетельствующих о святости их, но качества, проявленные ими
в дни
испытаний, тесно соединили их с прославленными страстотерпцами.
Несомненно,
простив им грехи вольные и невольные, Господь вселил их в Свои Обители.
Но Он
дает силу молитвам Своих угодников и прославляет их на земле, когда то
бывает
нужным и полезным для земной Церкви. Чем сильнее будут наши молитвы о
Царственных Мучениках, чем больше будем их чтить, тем скорее сделает
Господь
ходатаями за Землю Русскую тех, кого уже удостоил Небесной Славы.
Уже
доходят вести из Гефсимании об исцелениях, происходящих у гроба Великой
княгини Елизаветы Феодоровны. И если крепки будут вера и молитва наши,
быть
может даст силу Господь молитве Царя-Мученика, Царевича Алексия и
Царственных
Мучениц, и воссияют они светлой зарей над омытым слезами покаяния и
мученической кровью Отечеством.