ТРИБУНА РУССКОЙ МЫСЛИ №16 ("Россия и славянский мир")
СЛОВО РЕДАКТОРА

    Александр Аркадьевич БОНДАРЕВ
    главный редактор журнала
    «Трибуна русской мысли»

Россия и славянский мир

 

… Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.

           А.С.Пушкин

 Нет сомнений в том, что голоса гениев звучат с небес. По-другому, как сакральными, строки А.С.Пушкина из написанного почти два столетия назад стихотворения «Клеветникам России»[1] назвать нельзя. Сколько точности, глубины и прозорливости в каждом слове этих строк: «Оставьте: это спор славян между собою», «старый», «домашний», «взвешенный судьбою», «вопрос которого не разрешите вы».

Да – «старый», ибо спор славян между собою начался ещё до их объединения в единое государство, а для разрешения этого спора, если верить преданиям, и были приглашены в 862 г. чужеземные воины-варяги из рода Рюриков, которые изначально стали во главе государства, дав ему по одной из версий имя своего племени – Русь.

Да – «домашний», ибо спор славянских племен между собою не прекращался и после их объединения в единое государство, и даже после крещения Руси св. князем Владимиром (988 г.). А после дробления Руси вел. князем Ярославом Мудрым на удельные княжества (1054 г.) этот спор перерос в открытое противоборство.

Да – «взвешенный судьбою», ибо судьбе было угодно разделить славян на западные и восточные ветви и дать обеим ветвям взвешенные судьбою культурно-исторические ориентиры. Судьбоносным для славян оказалось и объединение западных славян в государства Польши и Литвы. Судьбоносными для славянских племен стали и создание князем Романом Мстиславовичем Галицко-Волынского княжества[2], и его последующий расцвет при князе Данииле Романовиче, которому даже удалось захватить Киев (1201 г.), став на время Великим князем. Судьбоносным для славян оказалось и создание князем Миндовгом в начале XIII века Литовского княжества, его расцвет при князе Гедимине, добровольное вхождения в него Галицко-Волынского княжества и других западнорусских земель. То же самое можно сказать и об унии Великого Литовского княжества с Польшей и создании Речи Посполитой (1385 г.),  и о включении населения Юго-западной и Западной Руси в состав Польши, Литвы и Венгрии. В этом же ряду судьбоносных факторов и культурно-этническая ориентация, а порой и переориентация насельников Северо-Восточной, Юго-западной и Западной Руси под сильным влиянием местных культур, с образованием соответственно великорусского, украин­ского и белорусского народов[3].

    Глубокий шрам на судьбе славянских народов оставили такие события, как передача своими же боярами царского трона польскому ставленнику Лжедмитрию I (1605 г.) и интервенция Лжедмитрия II в 1607-1608 гг. во главе войска, собранного из казаков, жителей юго-западной «украйны» и Польши. Поход, как известно, закончился тушинским стоянием под Москвой, в котором на польской стороне принимал участие будущий патриарх всея Руси и отец царя Михаила Романова – Филарет. Результатом этого противостояния стало решение семерых бояр о передаче трона сыну польского короля – королевичу Владиславу (1610 г.). Однако дух западных славян был неприемлем для восточных. Народное ополчение, руководимое князем Пожарским, смело польскую власть, открыв путь для воцарения династии Романовых…

И, наконец,  «вопрос, которого не разрешите вы»… Слова этого пророчества и по сей день дамокловым мечом висят над всеми славянскими народами. Несмотря на попытки воссоединений и заступничества России за своих «соплеменников», «спор славян между собою» не только не утихает, но в современном мире приобретает взрывоопасный характер, свидетельством чего служат события на Украине. Членство в НАТО таких славянских стран как Польша, Чехия, Болгария, Латвия, Литва, Словакия, Словения и партнерство Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговины вызывают горечь сожаления у сторонников панславянизма. А участие Болгарии как в I-й, так и во II-й Мировых войнах на стороне Германии против России вызывает просто недоумение.

Свои пророческие слова великий поэт произнёс уже после того, как многие тысячи русских воинов полегли в Русско-Польской войне 1654-1667, спровоцированной вхождением Малороссии в состав Московского царства[4], но еще до того, как тысячи русских воинов погибли в боях на Шипке и Плевне (1877 г.), пытаясь защитить славянские народы балканских стран от насильственной исламизации и отуречивания. И уж конечно Пушкин, несмотря на свой гений предвидения, не мог даже представить себе те масштабы потерь – те миллионы человеческих жертв, которые понесла Россия в I-й Мировой войне (1914-1918 гг.), будучи вовлеченной в неё при попытке защитить от Австро-Венгрии славянскую Сербию.

Но что же делать, если вопрос «неразрешим»?

Наш ответ: «Делать!»

Следует вновь вспомнить (и помнить) историю. Объединение славянских племен в единое государство началось с выработки общих культурных ценностей. Этому в значительной мере способствовал торговый путь «из варяг в греки», соединявший Варяжское (Балтийское) море с морем Русским (Черным). Путь пролегал через поселения славян, которые со временем превращались в города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Смоленск и Полоцк – у кривичей, Любеч – у родимичей, Новгород – у ильменских словен и др. Торгующие и общающееся между собой славяне вырабатывали общий язык, быт и нравы, что и послужило предпосылками объединения их в единое государство.

Прошу прощения за этот «ликбез» у умудрённых знаниями истории читателей, но в этом и кроется, как мне кажется, разгадка славянского вопроса. Как указывал Ф.М.Достоевский «при начале всякого народа, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности. Ибо она же и создавала её». Очевидно, что и исход народа или распад народного единства в рамках единого государства связаны с утратой общих культурно-нравственных ценностей.

Можно много рассуждать о причинах разъединённости славянских народов в наше время (этому собственно и посвящен выпуск), но всегда мы будем приходить к одному и тому же выводу: в основе объединения народов в единое государство лежит их общая культура[5]. У славянских народов есть такая общность, и уж во всяком случае,  между ними значительно более общего, чем с западными народами. Достаточно вспомнить Евангелие на славянском языке, переведённое с греческого св. Кириллом и Мефодием (изначально на болгарский)[6]. А ведь оно одинаково понятно и русским, и чехам, и болгарам, и сербам.

И как тут не вспомнить слова еще одного гения Н.В.Гоголя, который одинаково принадлежит и к русской и к украинской культуре: «Скажу вам одно слово насчёт того, какая у меня душа, хохлацкая или русская... На это вам скажу, что сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком одарены Богом, и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой – явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохоже одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершенное в человечестве»[7].

Несомненно, каждый народ вправе выбирать свой культурно-исторический путь. Деспотизм правительства, узурпирующего право на культурно-нравственные ориентиры народа, на собственное духовное пространство в наше время просто неприемлем и всегда будет встречать сопротивление, как пассивное, так и активное. В выпуске нашего журнала №10 по теме «Демография и этносоциология» мы убедительно показали, что демографический кризис в России 90-х – начала 2000-х был реакцией населения на навязываемую ему западную модель культуры. Это пример пассивного сопротивления. Но есть и примеры активного сопротивления и среди них, несомненно, –  гражданская война на Украине.

О причинах этой войны пишут авторы статей этого выпуска. В короткой вводной статье трудно перечислить даже основные из них, но главные противоречия, конечно, надо искать в культурно-цивилизационной плоскости. При этом следует иметь ввиду, что «у стран, составляющих ту или иную цивилизационную общность, могут быть разные, иногда даже диаметрально противоположные интересы, однако общность или близость ценностей создает основу для взаимопонимания и долговременного стратегического партнерства»[8]. Цивилизационному наследию славянского мира посвящена статья проф. В.Н.Расторгуева[9], которую он завершает выводом: «славянское единство существовало прежде, существует ныне и будет существовать в будущем не только благодаря ожидаемой государственной поддержке и доброй воле правящих элит, но и вопреки преходящим политическим режимам, программам, курсам и насаждаемым институтам глобализации». Вопросам единства славянского мира посвящены также статьи проф. О.А.Платонова[10], проф. А.Л.Казина[11] и коллективу авторов под руководством проф. С.И.Григорьева. При этом никто не сбрасывает со счетов мощное внешнее воздействие, в том числе и процессов глобализации. Его влиянию на славянский мир посвящены статьи проф. И.А.Чароты[12] и проф. К.А.Смирнова[13].

Несомненно, в век информационных и психологических войн идеологическое воздействие и влияние на мировоззрение, образ жизни, поведенческую логику и в конечном итоге на культурно-психологическую ориентацию отдельных людей и даже целых народов огромны[14]. Эти вопросы мы неоднократно рассматривали в предыдущих выпусках журнала[15]. Однако, мы не сторонники конспирологической теории и не склонны видеть первопричину различных «розовых» и «оранжевых» революций во внешнем влиянии. Первопричины всегда или почти всегда – внутренние. Также как Россия разрушалась в первую очередь изнутри, начиная с западнических реформ Петра I и заканчивая принятым в России немецким учением К.Маркса, так и в других странах, в нашем случае славянских, нестабильность или стремление к обособлению начинаются с размывания или пересмотра культурно-исторических устоев.

Таким образом, наша идеология по славянскому вопросу заключается в том, что необходимо укреплять и развивать духовные и культурные связи между славянскими народами и странами, и только на этой основе строить политические конструкции, а не наоборот.

Наше заключение полностью совпадает со словами В.В.Путина на итоговой пресс-конференции 18 декабря 2014 года. В ответ на вопрос о возможности того, чтобы славянские страны Сербия, Польша, Чехия, Болгария, Россия и другие составили какой-то дружественный или даже государственный союз, Президент ответил: «…уверен и знаю, что внутри народа тяга к определенному, если не политическому, то культурному и духовному единству сохраняется, сохранится и никуда не денется, истребить её невозможно». Об этом же говорил Ф.М.Достоевский: «Это единение (славянских народов – ред.) может быть даже вовсе не политическим»[16].

Мы же должны помнить и носить в своем сердце слова Н.В.Гоголя: «…предстанет несметное богатство русского духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержения. И мертвыми покажутся пред ними все добродетельные люди других племен, как мертва книга пред живым словом! Подымутся русские движения… и увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов…».

И сколь вдохновенно вторят великому русско-украинскому прозаику слова поэтессы Нины Карташовой[17]:

Округлость детская славянских лиц,
Озёрность глаз, стеснительность ресниц,
Все близко к детям, славно и светло,
Отзывчивость к добру, не памятно на зло. 

И даже в мужестве открытость, простота,
Сердечная, родная красота.
Славянских лиц бесхитростность люблю,
Сказала б больше, но… себя хвалю.



[1] Полный текст этого стихотворения помещен в рубрике «Муза русской мысли».

[2] Галицкое княжество отделилось от Киева согласно решению Любечского съезда князей в 1097 г., а годом основания Галицко-Волынского княжества считается 1199, когда  объединились Волынь и Галич.

 [3] См. об этом статью этого номера – Н.И.Костомаров «Две русские  народности».

[4] Не следует забывать о том, что сразу после смерти Богдана Хмельницкого (1657), пришедший к власти гетман Выговский нарушил присягу русскому царю и перешёл на сторону поляков, передав контролируемые им земли в состав Речи Посполитой. А в июне 1659 г. состоялась кровопролитная битва под Контопом, в которой сводные войска гетмана Выговского и крымского хана одержали верх над русскими войсками. Празднование 350-летия этой битвы было утверждено Указом Президента Украины – Виктором Ющенко.

[5] Этому посвящен весь предыдущий выпуск журнала «Трибуна русской мысли» №15 по теме: «Философия русской культуры».

[6] См. об этом удивительный рассказ В.Даля «Зерно на добрую почву» в этом выпуске ТРМ.

[7] В письме А.О.Смирновой 24 декабря 1844 года из Франкфурта.

[8] В статье этого номера – А.Н.Окара  «Восточно-христианская цивилизация перед лицом новейшего мирового хаосопорядка».

[9] См. статью этого выпуска – В.Н.Расторгуев «Цивилизационное наследие славянского мира».

[10] См. статью этого выпуска – О.А.Платонов «Славянское единство».

[11] См. статью этого выпуска – А.Л.Казин «Народ и этнос: русский опыт».

[12] См. статью этого выпуска – И.А.Чарота «О дерусификации сознания белорусов».

[13] См. статью этого выпуска – К.А.Смирнов «Идея славянского единства в прошлом и настоящем».

[14] К примеру, теория о том, что  на берегах Днепра живет не русский народ, а украинский, правда, славянского происхождения, впервые появилась  в конце XVIII века во Франции на французском языке в работе польского эмигранта графа Яна Потоцкого. См. статью этого выпуска – И.Бутенко «Что должен знать каждый об украинцах».

[15] См. например ТРМ-14 «СМИ, идеология и государство»

[16] См. статью этого номера – Ф.М.Достоевский «О славянах и славянстве из «Дневника писателя» (1873–1881)».

[17] См. рубрику этого номера: «Муза русской мысли».


В оглавление ТРМ №16