Александр Леонидович Казин
доктор философских наук,
профессор Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, член
Союза
писателей России
В последние годы сильно
обострился национальный вопрос. Буквально на наших глазах к «вечному»
русско-еврейскому и «вековому» русско-кавказскому вопросам неожиданно
добавился
русско-украинский, причем вплоть до войны. Хотя тревожные исторические
звонки
были и раньше, особенно в период Гражданской войны 1918 – 20 годов
(Петлюра), и
затем позднее, в Великую Отечественную войну (Бандера). Да и в мирное
время мне
лично приходилось встречаться с носителями украинского национализма и
русофобии. Правда, мне это всегда казалось, мягко говоря, странным: отказ от нашей общей великой истории и культуры,
и ради чего – ради вышиванки и небольших различий в речи (если не
считать
искусственно ополяченного словарного
состава)? Нет такого этноса – «укры». Украина – это южная Русь, а Киев
– мать
городов русских. Украинские националисты (некоторые из них
вполне интеллигентные люди) порой просто
выдумывают собственную историю и культуру, лишь бы не совпадало с русской. Кроме всего прочего, здесь работает
т.н. «комплекс малых различий». Чем ближе и похоже, тем больше желание
подчеркнуть разницу: «пыво» против «пива».
Вот тут и возникает вопрос о
народе, нации и этносе. При всем множестве значений этих понятий,
определимся в
главном.
Этнос –
биологическая, природная, кровная общность людей (род, племя).
Нация –
общественно-политическая общность людей, «политическая нация» как
субъект
определенной социально-экономической структуры, сложившейся в истории
или сконструированной в ней.
Наконец, народ – высшая
духовно-онтологическая общность людей, носитель
определенного вероисповедания, языка, государственной идеи и культуры, осуществляемой в метаистории.
Уже из приведенных определений
следует, что культ нации (например,
малорусской, великорусской и
любой другой) есть прежде всего
идеология. Национализм
вообще
есть разновидность идеологии модерна, возникщей в Европе в т.н. «эпоху
Просвещения» по мере ослабления христианской веры. Любой национализм –
поскольку он поклоняется своей нации, а не Богу (или отождествляет их)
–
враждебен, в конечном счете, православному христианству. Другое дело,
что
христианство ни в коем случае не отрицает реальности народа (нации) как
соборной личности истории, развернутой в Большом времени. Господу дорог
каждый
человек, также как и каждый народ, и потому потеря (растворение)
уникального
человека и народа в общей безкачественной постмодернистской массе есть
несомненная утрата в задуманной Богом универсальной картине мироздания.
«Идите,
научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мтф.,
28,19)
– здесь прямо указана ценность нации как возможного сосуда Божия. Все
дело
в соблюдении иерархии: не нация выше Бога (Deutchland, Russland uber alles), а Бог выше нации.
Национальные социально-политические, культурные и даже
этно-биологические
задачи должны решаться в христианской духовной перспективе, а не
наоборот.
Хотя, конечно, в истории бывают периоды, когда частные этнические цели
вырастают до тотальных.
Что касается православно-русской
цивилизации (включая южную Русь-Малороссию), то мощь и численность
русского
народа/нации/этноса на протяжении веков непрерывно росла, далеко
обогнав в этом
плане другие нации Европы. При этом
русское национальное сознание и самосознании, по большому счету,
никогда
не покидало христианского духовного поля. Подлинными носителями
русского православного
национального Логоса были, например, старшие славянофилы, прежде всего
Киреевский и Хомяков, никогда, кстати, не называвшие себя
националистами. Они
считали себя – в отличие от европейских рационалистов-диалектиков –
собственно
христианскими мыслителями. Не были националистами в западном –
нехристианском
смысле этого слова ни Тютчев, ни Достоевский, ни Леонтьев,
ни Менделеев, ни Победоносцев, ни Тихомиров,
хотя они горой стояли за Святую Русь (в форме христианской империи) и ценили её
как сложившуюся цивилизационную структуру вселенского
православия. Даже
черносотенцы – члены монархического «Союза русского народа» были прежде
всего
христианами, а потом уже русскими людьми. Только позднее стали у нас
возникать
собственно националистические политические партии, рассматривавшие
религиозные
ценности как одну из разновидностей племенной эмблематики (например,
«Всероссийский национальный союз» –
партия М.О.Меньшикова).
Что касается наших
современников,
называющих себя национал-демократами (см. журнал «Вопросы
национализма»), то
они непосредственно продолжают европейскую, буржуазно-демократическую
линию в
национальном вопросе, стремясь встроить капиталистическую Россию в
концерт
цивилизованных западных (правда, постхристианских) стран. Не случайна у
них,
между прочим, и ссылка на декабристов-масонов: те не только царскую
семью
собирались вырезать, но и многих инородцев (в частности, евреев)
выслать в
весьма отдаленные края…
Как бы то ни было, сегодня мы
должны ясно понять, что национализм в строгом смысле слова – то есть
избирательная этническая мифологема определенного этноса,
выделяющая его среди других этносов как нечто
радикально иное и высшее («богоизбранный народ», «высшая раса») – не
вписывается в перспективу христианского универсализма и мирового
спасения.
Народ как «кровь и почва», как Бог или, по меньшей мере, как
исключительное
дитя Бога – это концептуальная основа языческих, талмудических и
нордических
представлений о взаимоотношениях Творца и твари. Не буду повторять
общеизвестных слов Евангелия о том, для Христа нет ни эллина, ни иудея.
Это не
значит, что они теряют право на существование – это значит, что в мире
(точнее,
выше мира) есть нечто несравненно важнейшее, чем собственно эллинство,
иудейство или «украинство».
Как сказал бы Иван Ильин, всё –
в
том числе и собственный любимый народ – надо видеть в Божьем луче. В
православном христианстве есть место всему – и личности, и нации, и
обществу,
то есть любой тварной реальности, но по отношению к Христу, а не только
к самой
себе. Потому выражение «православный национализм» – это химера, как
сказал бы
Л.Н.Гумилёв. Христианство непреложно ценит каждую уникальную нацию, так
же, как
уникальную личность: то и другое суть жемчужины в божественном проекте
мироздания. Неизвращенное христианство «по определению» содержит в себе
развитый личный, национальный и социальный элемент. Тот же Достоевский
точно
сказал, что православие и есть наш русский социализм. Точно так же
православие
есть наш русский национализм. И наш русский персонализм.
Ныне спор идет не о словах.
Религия, патриотизм и национализм – понятия соотносящиеся, но не
тождественные.
Христианское послание, намеренно противопоставленное национальному
(родовому и
личному) началу, превращается в бесплотную (и бесплодную)
идеалистическую
утопию, а национальная идея, отделенная от христианства, вырождается в
языческую абсолютизацию самой себя. Если мы желаем быть патриотами, нам
следует
это хорошо понимать. Классическая русская мысль/культура была
одновременно
христианской и национальной, не противополагая эти сущности, но
выстраивая их в
правильной иерархии. Только некоторые нынешние «демократы», внедрившись
в
национально-религиозную сферу, по сути, хотят поменять веру и нацию
местами, и,
таким образом, либо вовсе устранить Христа из народной жизни, либо
отвести ему
декоративный этнографический угол на коммерчески-политическом торжище
постмодерна (мультикультурализма). Либералы в политике, в религии и в
нации –
близнецы-братья. Правда, такая политика может привести к стрельбе, как
показывают
события в Киеве и Новороссии. И это ещё цветочки. Всё
дело в том, чтобы вера и нация составляли
единое целое, но на основе православной веры, а не наоборот.
Впрочем, нынешние события на Украине – лишь наиболее острое и очевидное проявление ложной религии национализма. Православной России уже неоднократно приходилось сталкиваться с подобными явлениями в истории – например, с болгарским «братушками», которых Россия дважды освобождала от иноземного ига ценой тысяч русских жизней, и которые, тем не менее, воевали против нас в обеих мировых войнах. В этом плане славянофильство как религиозно-политическое учение грешит тем же самым «родопоклонничеством», как и современное «украинство», только в более мягкой форме. В своё время К.Н.Леонтьев в одной из своих статей высказался не очень вежливо: «на кой черт нам эти чехи?». Не знаю, как насчёт чехов, а вот единокровные с нами славяне-поляки ненавидят Россию так, как, наверное, не снилось французам и даже немцам, с которыми мы сражались насмерть. Скажу и больше: среди самых что ни на есть славянских русских есть немало таких, что искренне презирают и Россию и Православие. Смердяков, например, был русак русаком. Недаром Ф.М. Достоевский заметил, что неправославный русский – и не русский вовсе, и становится хуже всех иных… С другой стороны, есть великие русские неславянского происхождения – немецкого, грузинского, шотландского… Надо ли называть фамилии?
Нынешняя
«украинская мечта» – Украина це Европа –
имеет своей оборотной стороной лозунг
«москаляку
на гиляку». Причем произносят его отнюдь не только
западенцы-бандеровцы, но
порой и вполне себе русские люди с русскими фамилиями, живущие на
киевщине или
харьковщине. Такое поведение есть ничто иное, как предательство духа –
христианского духа Большой России – во имя модных
политико-идеологических
раскладов. Тут даже хуже, чем с поляками и болгарами: те никогда не жили с великороссами в одной стране, а
малороссы – те же русские по крови и по вере, только
несколько отличные по языку.
Киев –
мать городов русских, вот что важно. Святая
Русь включает в себя
Великороссию, Малороссию и Белороссию (а теперь еще и Новороссию).
Великороссы,
малороссы, белороссы – три ветви единого восточнославянского
православного
народа. Отличий между их естественными языками меньше, чем между
баварским и
берлинским диалектами немецкого языка. Нынешняя украинская мова – плод
намеренного ополячивания общерусского языка, проводившегося вполне
конкретными
силами с целью раздробить Русь и подчинить себе её земли поодиночке.
«Украинство»
не этнос, не нация, а идеология. Повторяю, нет такого этноса – «укры».
Есть
южнорусский народ, которому второе столетие морочат голову. И есть
«западенцы»,
поднявшие бандеровский флаг.
И
последнее. Русские сейчас находятся действительно в трудном положении –
в том
числе и в национальном плане. Те области деятельности и культуры, под
которые
они были веками «заточены» – духовный (сакральный) поиск, наука,
искусство,
промышленность, строительство великого государства – ныне находятся в
социальном загоне. Лучшие качества русского народа почти не
востребованы, тогда
как его конкуренты «купаются» в море дикого капитализма. В этих
условиях дело
чести русской национальной элиты – коль скоро она на деле русская – как
можно
скорее вернуть народу те виды социокультурной практики, в которых он
может и
должен достигать поразительных успехов, что он уже неоднократно
доказывал.
Тогда и «конкуренты» быстро вспомнят, на чем стоит русская земля.
Национальные
качества русского народа не противоречат его религиозным – православным
–
энергиям, а вытекают из них. В этом наша надежда и опора.