Русский
Дом "Родина" –
Центр Русской Культуры в США*.
Каждый
народ стремится
сохранить себя, и нет ни одного народа в истории человечества, который
не
пережил бы потрясений и поражений. Страшны войны, обидны
территориальные
потери, но пока народ сохраняет свой язык, веру, культуру, а главное –
свою
историю, он жив и может с надеждой смотреть в будущее. Поэтому
настоящая
история живёт не в архивах и музеях, но в душе каждого из нас,
отзывается
голосом наших предков, строителей и защитников Империи. Не предать
память о
них, быть достойными их, продолжить их дело – вот путеводная нить
каждой
отдельной судьбы и всего общества в целом.
Но одно дело – сохранять связь времён на своей земле (и
даже здесь это бывает трудно), совсем другое – волею судьбы, оказавшись
на
чужбине. Несколько волн русской эмиграции в США отличались и социальным
происхождением, и культурным багажом, но они были объединены любовью к
России и
желанием сохранить память о ней, связь с нею, воссоздать вдали от неё
частицу
русской жизни и обиталище Русского Духа.
Рождались
и входили в
жизнь новые поколения, казалось связь с оставленной Родиной слабеет… Но
то, что
не под силу одному человеку, становится возможным, когда соберутся
вместе
бескорыстные энтузиасты и посвятят себя великой цели.
Такова
история
Русского Дома «Родина», этого благородного союза русских людей на
чужбине,
который так нелегко создавался и развивался, прошёл столь непростой
путь и
пережил такие сложные перипетии…
Торжественное открытие Русского Дома «Родина» состоялось
26-го мая 2012 года. Он стал идейным преемником основанного в 50-е годы
прошлого столетия Культурно-просветительного
Общества «Родина», в истории которого сплелись все нити красочного
гобелена
русской эмиграции, представляющего её величественную и трагическую
судьбу.
Отзвуки этой истории слышны и по сей день в стройном и лаконичном
русском
языке, на котором говорят местные старожилы, чудной старорусской
гармонии
богослужений в рядом расположенном храме св. Благоверного князя
Александра
Невского и удивительно доброжелательной манере общения.
А
начиналась эта история в первой четверти XX века, когда
в местечке Лэйквуд, расположенном в 50-ти милях южнее Нью-Йорка, начали
появляться первые поселенцы из России. Их, гонимых огненным ураганом
революции
и гражданской войны, ищущих убежища от кровавых большевистских
репрессий, эта
местность привлекала первозданностью своей природы, мягким климатом,
кристально
чистым воздухом и малой заселенностью. Простирающиеся округ густые
сосновые
леса были испещрены еще сохранившимися индейскими тропами и населены
непуганными зверьми: оленями, индюшками, зайцами, лисицами, медведями[1].
Поселенцы
постепенно
очищали землю, строили на ней свои дома, создавали маленькие деревни и
давали
им названия в честь своих семей или событий, с которыми они связывали
местность. Деньги на пропитание русские эмигранты добывали в
основном
фермерством, связанным как правило с разведением кур.
В
30-е годы XX века
группа русских поселенцев в количестве 18 человек решила образовать
церковную
общину. В числе основателей были Л.А.Синклер, В.В.Пожидаев,
П.К.Григорович-Барский, В.М.Ажогин, В.Г.Греков, В.Т.Юрицын,
Е.Е.Бобровничий и
др.
В
те годы доктор А.В.Плавская со своей матерью задумали
устроить в этой местности дачу-санаторий. Для этого они купили участок
земли
площадью 5 акров (около 2 га). Однако, спустя некоторое время, они
решили
передать купленную землю в дар епархиальному архиерею – архиепископу
Виталию
Максименко. Владыка Виталий, видя нужды вновь созданной русской общины,
не счёл
возможным использовать подаренную ему землю под устройство дачи и
передал
купчую приходу. Закладка церкви состоялась 31 марта 1936 года. Чин
закладки с
установлением дубового креста совершил архиепископ
Виталий Максименко. На
закладке храма владыка завещал: «Молю
Бога, да процветет этот первенец мой как «древо, благонасажденное при
водах».
Церкви и приходу было решено дать имя св. князя Александра Невского[2].
Улица, к которой примыкала церковь, также была названа именем Великого
князя.
Первый
взнос не
постройку храма в размере 500 долларов внесла доктор Плавская.
Остальные
малоимущие семьи собрали еще 200 долларов и с этими скудными средствами
принялись за постройку сначала часовни, а затем (в 1938 г.) самой
церкви. План
часовни с учетом её скорой перестройки в церковь был составлен
В.Завалишиным.
Стоическими усилиями основателей «русского» Лейквуда часовня была
построена
менее чем за три месяца. 21 июня 1936 года строительство было
завершено. Чин освящения
совершил протоиерей Сергий Пантелеев. Первым старостой прихода стал
Л.А.Синклер. Одним из особо ревностных участников строительства был
В.М.Ажогин,
избранный впоследствии старостой и остававшийся им на протяжении 40 лет
(1943-1983).
В
последующие годы приход рост «не по дням, а по часам».
В 1938 году произошло первое расширение церкви, а в 1948 – второе
расширение и
Великое освящение, которое, как и прежде, совершил архиепископ Виталий
Максименко. В последующем церковь еще дважды расширялась и, в конце
концов,
приобрела тот вид, который она сохранила и по сей день, но уже с другим
названием, о чем будет сказано ниже.
Вместе
с расширением здания церкви росла и развивалась
общественная жизнь прихода. Строились различные здания. В 1940 году был
построен
церковно-приходской дом, в котором начали работать различные
учебно-просветительные и благотворительные учреждения: сестричество,
театральный кружок, библиотека, отдел помощи детям в эмиграции,
представительство помощи русским инвалидам, отдел Русско-Американского
союза
защиты и помощи беженцам из Советского Союза, Фонд помощи прибывшим в
Америку
ДП, отдел Владимирского общества, отдел антикоммунистического центра и
др.
12
сентября 1989 года
в праздник св. князя Александра Невского состоялась закладка нового
Храма-Собора. Проект Собора разработал архитектор Н.С.Карсанов. В
работе над
проектом и дальнейшем строительстве Собора активное участие принимал
настоятель
церкви отец Валерий Лукьянов – инженер-строитель по своей гражданской
специальности. В 1994 году состоялось малое освящение и первая
Литургия, а в
1996 году приступили к росписи. Храм расписывала бригада иконописцев из
Джорданвилля под руководством отца Андрея Эрастова. Внутренняя роспись
Собора
была завершена в 2001 году. По мнению прихожан и многих паломников она
является
одной из красивейших в Русском Зарубежье. В октябре 1997 году
состоялось
Великое освящение Собора, в котором принимали участие Первоиерарх
РПЦЗ
Митрополит Виталий, Преосвященные Архиепископы Антоний
Западно-Американский и
Сан-Францисский, Лавр Сиракузский и Троицкий, Марк Берлинский и
Германский и
др.
После
великого освящения нового Свято-Александро-Невского
собора прежний храм по благословению Архиерейского Синода РПЦЗ было
решено
переименовать в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Эту икону в
приходе
называют «Царской», так как принадлежала она Императрице Александре
Федоровне.
История её такова. В 1913 году Императрица подарила икону своей
портнихе,
которая получила травму ноги, доставляя августейший заказ, желая таким
образом
поддержать её. В 1972 году икона была передана дочерью портнихи
О.В.Астори-Астафьевой в приход св. Александра Невского, где и пребывает
по сей
день.
9
июня 2011 года
престол первоначальной церкви в Лейквуде был освящен в честь этой
иконы. Чин
освящения совершил Первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион. Чудный
образ
Богоматери – святыня и украшение св. Александро-Невского прихода – стал
отныне
«храмовой иконой» той церкви, стены которой за десятилетия с момента её
строительства в 1936 г. впитали столько слез и молитв.
Ныне, в
основном, службы
проходят в Соборе св. Александра Невского, но в отдельных случаях
службы
ведутся в храме иконы Божией Матери Тихвинской...
Буквально
с первых дней существования церковной общины
большое внимание уделялось воспитанию и образованию детей. Регулярные
занятия в
церковно-приходской школе начались уж в ноябре 1941 года (с 12-ю
учениками).
Поначалу занятия проводились в церковном доме, но к 1961 году было
построено
специальное здание под школу на 5 классов, а в 1973 году было завершено
строительство школы на 10 классов. Количество учеников достигло 120.
Школа
существует и поныне, работает один раз в неделю по субботам и дает
детям
прихожан базовые знания по таким дисциплинам как закон
Божий, русский
язык, русская литература, русская история, география, а также знакомит
детей с
основами русской музыкальной и хореографической культуры. Но главное,
чему учит
церковно-приходская школа своих учеников, – духу православного
братства,
правильному отношению к материальным благам и христианской любви к
ближнему...
Приход
рос и развивался, однако его церковная и
общественная жизнь не всегда шли «нога в ногу». Камнем преткновения
стало
проведение культурно-развлекательных мероприятий по субботам. Церковное
руководство было против субботних мероприятий и даже подвергло особо
ярых их
ревнителей прещениям. Вместе с тем русские старожилы Лейквуда считали,
что
суббота для них является единственным днем недели, когда они могли бы
встретиться, потанцевать и повеселиться. Ведь в другие дни они усердно
работали, чтобы добыть себе средства на жизнь и пропитание. Кроме этого
была
традиция устраивать кадетские балы по субботам. А кадет среди прихожан
и в
округе тогда было предостаточно.
17
июня 1954 года
группа прихожан из 78 человек собралась в частном доме и приняла
решение об
учреждении культурно-просветительного общества, которое впоследствии
получило
название «Родина». А 26 сентября в помещении отеля Брэндвуд в Лэйкувуде
состоялось первое организационное собрание, на котором было принято
решение, что
каждый член Общества должен купить хотя бы одну акцию в 50 долларов. В
течение
15 минут было собрано около 5-ти тысяч долларов на развитие Общества. В
октябре
1954 года за 8 тыс. долларов у Г.Минаева был выкуплен участок земли,
граничивший с владениями церковной общины (сейчас его площадь
составляет 12.4
акра). В апреле 1955 года закладывается фундамент, а 31 декабря
Общество уже
встречает Новый год в новом здании.
Деятельность
вновь созданного
Культурно-просветительного
общества «Родина» с первых дней его существования тесно переплелась с
жизнью
церковной общины. Но были сложности и разногласия во взаимоотношениях с
церковным руководством, которые порой заканчивались горькими
недоразумениями. И
все же это было сообщество русских людей, горячо переживавших за судьбу
России
и страстно желавших сохранить ее культурное и историческое
наследие.
Общество
«Родина»
взяло на себя значительную часть общественных и благотворительных
функций
церковной общины. В его здании проводились театральные представления,
музыкальные
вечера с участием выдающихся артистов: хор С.Жарова,
певец С.Гедда, скрипачка Полина Шустер,
балерина Н.Г.Раевская и др.; работала
«Художественная студия» под управлением М.А.Лермонтова,
спортивный клуб «Витязь» под управлением Я.В.Ржевского,
«Кружок молодежи» с секциями пинг-понга, шахмат, художественного
чтения,
рисования, рукоделия, старинных танцев, резьбы по дереву и много чего
ещё. В те
далекие годы энтузиазм и общий духовный подъем русской общины, обретшей
новую
«Родину» за океаном, вершили
чудеса... Общество
неоднократно посещала великая княгиня Вера Константиновна Романова,
младшая
дочь великого князя Константина Константиновича.
Особо
следует отметить
Военно-исторический музей Общества «Родина», основанный Всеволодом
Павловичем Стеллецким, которым он руководил на
протяжении 23-х лет.
В.П.Стелецкий[3]
выступил с предложением организовать при обществе «Родина» музей на
общем
собрании институток и кадетов в 1957 году. Его предложение было
поддержано, но
помещения не было. Поэтому решили выделить
под музей угол в
комнате молодёжного кружка, куда Стеллецкий привёз буфетный шкаф и
положил в
него погоны Крымского и Владикавказского корпусов, 100 рублей
ассигнациями, 10
копеек серебром, портреты генералов Корнилова и Деникина. С этого
начался
музей. Первыми откликнулись полковники Стоякин и Алл они принесли
ордена,
нагрудные знаки и бумажные деньги. От господина Соловьева музей получил
стеклянный шкаф для книг, письменный стол и стулья. Средств на это
благое дело
никто не отпускал, и В.Стеллецкий расходовал свои собственные скудные
тяжело
заработанные средства. Он не жалел сил на создание музея и начал
усиленно
уговаривать публику, приходящую на концерты, спуститься в нижнее
помещение и
посетить начинающийся музей.
И
его усилия начали
приносить плоды. В музей поступили архивы и мемории, собранные
обществом
офицеров Российского Императорского флота
в Америке. В дальнейшем в музей перевезли богатый архив Общества
бывших
воспитанников Николаевского
кавалерийского училища из Парижа, материалы архивов Лейб-гвардии
Семеновского,
Измайловского и Павловского полков, Русской Конницы, Константиновского
артиллерийского училища, Морского объединения и еще некоторых
полковых
объединений. Жертвовали в музей «Родины» мемориальные вещи из своих
собраний и
частные лица. Среди них было немало видных деятелей русской эмиграции:
полковник лейб-гвардии Конного полка князь
С.С.Белосельский-Белозерский, капитан Б.В.
Сергиевский, генерал Сукачев,
казачий полковник Ф.И.Елисеев,
Б.Г.Греков, Н.Е.Новицкий, М.В.Хитрово, М.А.Лермонтов, Л.Н.Кэй и др.
Деятельное
участие в работе музея принимали барон Г.Н.Таубе,
известный летчик и конструктор самолетов Б.В.Сергиевский,
князь С.С.Белосельский-Белозерский.
В
1965 году началась постройка
специального здания для
музея на деньги, выделенные Морским Обществом, князем
Белосельским-Белозерским
и Б.Сергиевским. В дальнейшем экспозиция музея пополнялась и включала
весьма ценные
экспонаты, такие как: штандарт 10-го гусарского Ингерманландского полка
времен
Императора Петра Великого; кусочек знамени лейб-гвардии Павловского
полка;
документы времен Императрицы Екатерины II с её подписью; альбомы
с письмами Императрицы Александры Фёдоровны и Великих Княжон Ольги
Николаевны и
Татьяны Николаевны и др. Среди экспонатов музея были прижизненные
парадные портреты
российских Императоров ХIХ века; личные вещи,
письма, указы, фотографии Государей и членов Императорского Дома;
подлинные
фотодокументы места мученической кончины Царской семьи в Екатеринбурге;
редкие
гравюры ХVIII–ХIХ вв.; памятные медали, начиная с петровских времен;
произведения художников Айвазовского,
Нестерова, Грабаря, Судейкина, Добужинского и др.; письма Л.Бакста
и
М.Добужинского, которые были завещаны «Родине» вдовой секретаря «Мира
искусства» Е.Гришковской; автографы Нестерова,
Бенуа, Шаляпина, Станиславского; портреты военачальников и их
автографы, в
том числе генерала П.Н.Врангеля,
адмирала А.В. Колчака, ген. П.Н.Краснова;
униформа русской гвардии,
армии, флота, военных училищ, награды, знамена, оружие… Среди военных
меморий эпохи
Первой Мировой и Гражданской войн достойны упоминания: штандарт
Верховного
главнокомандующего генерала М.В.Алексеева
и его личные вещи; погоны генерала Л.Т.Корнилова;
френч генерала А.И.Деникина; портрет
маслом генерала П.Н.Врангеля; знамена
Марковского полка и других Белых частей; знаки в память пребывания
русской
армии в Галлиполи и на Лемносе… Архив общества "Родина" включал
более тысячи единиц хранения. В нём находились письма царской семьи из
заточения (1917-1918 гг.), подлинные письма и указы императрицы Анны Иоанновны, Екатерины II, Павла I, большое количество личных
фондов и мемуаров…
В
начале 90-х годов Правлением Общества «Родина» было принято решение о
передаче
экспозиции музея в Россию. Эта передача началась в 1993 году. Тогда в
Москве на
выставке «Россия в двух войнах» в Центральном Музее Вооруженных сил
были
представлены первые экспонаты «Родины» – военные реликвии. У истоков
этого
проекта стояли сотрудники Центрального музея Вооруженных сил России во
главе с его
директором – полковником А.К.Никоновым. После завершения работы
выставки
экспонаты «Родины» остались в Москве.
В 1994 году А.К.Никонов и его сотрудники сами
побывали в Лейквуде и перевезли в Москву часть музейной коллекции –
редкие
образцы военной униформы, знамена, награды, фотографии; в 1996 году
была
перевезена ещё одна партия экспонатов.
Тогда же в
Лейквуде побывал заместитель директора
Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) Е.Л.Луначарский.
Председатель Совета Старшин О.М.Круминс передал ему ценные документы –
письма и
фотографии Императора Николая II и его семьи. Эти материалы «Родины»
влились в
обширнейший личный фонд последнего Российского Императора в ГАРФ.
Оставшаяся часть экспозиции музея Общества
«Родина» была вывезена в августе 1998 г. сотрудниками Российского Фонда
Культуры и Центрального музея вооруженных сил под руководством
Е.Н.Чавчавадзе.
Экспонаты, помещенные в 158 ящиков общим весом в несколько тонн, были
погружены
в 40-ка футовый морской контейнер и отправлены морским путём из США в
Санкт-Петербург. Груз включал многие тысячи экспонатов: от
огромных
парадных царских портретов четырехметровой высоты, кресел из Зимнего
дворца и
чугунной пушки Петра I, до папиросы Императора Николая II, эмигрантских
газет и
архивных россыпей. Были среди экспонатов и Указ с подписью Императора
Александра III, письма и фотографии Царской Семьи, письма художника Нестерова.
Военные экспонаты поступили на постоянное хранение
в Центральный музей Вооруженных сил России, а остальные материалы,
включая
картинную галерею и архив, перешли в дар Российскому Фонду Культуры. Со
своей
стороны, Фонд передал часть материалов в Центральный военно-морской
музей в
Петербурге и Российский Государственный архив военно-морского флота –
материалы
по истории флота; в Российскую государственную библиотеку – редкие
издания
Русского Зарубежья. Всего Фондом было передано в государственные
хранилища
более 5 тысяч единиц хранения…
Так прекратил своё существование крупнейший в
Зарубежье Военно-исторический музей Общества «Родина», насчитывающий
около 40
тыс. единиц хранения...
С
одной стороны,
следует радоваться, что сокровища русской истории и культуры вернулись
на Родину.
Но с другой – это было не просто
собрание, не просто коллекция – это был Музей с определённой историей,
со своим
характером и оригинальным обликом, которым его надели бескорыстные
дарители и
хранители его богатств, вложившие за долгие годы в этот Музей свою
душу, свою
любовь к России, свои надежды и чаяния. Это был крупнейший музей
Русского
Зарубежья, созданный теми, кто вынужденно покинули свою родину в годы
лихолетий
Гражданской войны. Эти люди вместе с экспонатами передали в Музей
частичку
своего сердца. Его расчленение, конечно, вызывает чувство жалости. Да и
лишение
потомков Русской эмиграции памяти о своих предках вряд ли благоприятно
скажется
на их патриотическом отношении к России. Этих многочисленных[4]
насельников Русского Зарубежья, собственно, никто и не спрашивал, когда
уходящие от дел руководители Общества «Родина» принимали решение о
расформировании музея. Сейчас, по прошествии лет, можно сказать, что
музей был
сердцем Общества. С его ликвидацией, начался распад организации –
культурно-просветительная функция была практически утрачена, молодёжь к
управлению обществом не допускалась, а проводимые мероприятия стали
носить в
основном развлекательный характер…
Зимой 2011 года Совет Старшин
Общества «Родина» принял
решение о продаже здания и прилегающей территории (12.4 акра – около 5
га). Многие
организации, в том числе и религиозные – не православного толка,
претендовали
на право владения собственностью Общества «Родина», но в результате
долгих
переговоров и финансовых согласований территория и здание были
приобретены
некоммерческой организацией со схожим названием – Русским Домом
«Родина».
Финансирование сделки обеспечила семья Бондаревых.
5
января 2012 г. состоялось
подписание контракта, по которому здание Общества «Родина» вместе с
прилегающей
территорией перешло в собственность Русского
Дома «Родина». Основателем и первым председателем Совета Директоров
новой
организации стал – Александр Аркадьевич
Бондарев, представитель научной интеллигенции,
инженер-изобретатель, издатель
религиозно-философского журнала, любящий историю, поэзию, музыку, а
самое
главное – Родину, даже вдали от неё. Многие не верили, что Александру
Бондареву
удастся возродить дух «Родины», но большой энтузиазм и вера в
необходимость
существования Русского Дома дали ему силы и стремление посвятить себя
продолжению великих традиций Русской эмиграции.
В
названии новой организации есть слово «русский», что значит
«православный».
Было решено проводить Программы в тесном взаимодействии с церковью, так
чтобы при
этом, эти программы были открыты для представителей других культур,
национальностей и вероисповеданий. Была возрождена старая традиция –
проводить
молебен перед началом всякого доброго дела, например, при открытии
больницы,
библиотеки, центра. Было также решено уделять пристальное внимание
работе с
детьми и молодежью.
26 мая 2012 г. состоялось торжественное открытие Русского Дома «Родина». В этот день был также открыт памятник А.С.Пушкину (скульптора М.Звягина)[5]. Этому предшествовали напряжённые и дорогостоящие работы по ремонту и реконструкции здания и обустройству прилегающей территории, финансирование которых опять же взяла на себя семья Бондаревых.
В церемонии открытия приняли
участие представители духовенства, казачества, зарубежных молодёжных
организаций, общественные, политические и культурные деятели из России
и
Русского зарубежья и другие почётные гости.
Организаторов и гостей
приветствовал мэр города г. Хоувелла Роберт Уолш, который в своей речи
пожелал
успеха и процветания Русскому Дому, а затем
вместе с А.Бондаревым перерезал
символическую ленту на входе в Русский Дом «Родина».
Церемония началась с молебна перед началом доброго дела.
Перед
входом в здание о. Сергий Лукьянов огласил письмо Первоиерарха Русской
Зарубежной Церкви, Высокопреосвященнейшего митрополита
Восточно-Американского и
Нью-Йоркского Илариона, в котором Владыка приветствовал открытие Центра
русской
культуры: "По воле Всевышнего Бога, с этого открытия начинается новая
эпоха взаимодействия и сотрудничества между Церковью и вашей
организацией,
целью которой является не только ознакомление наших американских
соседей с
русской культурой, но и сохранение своего наследия для наших детей,
преемников
великой традиции".
После торжественного открытия
гостей ждал банкет, на котором прозвучали поздравительные и
благодарственные
речи участникам открытия Русского Дома "Родина". А потом состоялся
великолепный концерт, в программу которого вошли русские народные
песни,
романсы М.Глинки, С.Рахманинова, П.Чайковского, А.Алябьева и др. Вела
концерт и
читала собственные стихи поэтесса из Москвы – Нина Карташова.
В тот же день в Русском Доме “Родина” был открыт Музей
Русской истории, основу экспозиции которого (на этот день) составила
выставка
«Казачья старина», включающая оружие, униформу, картины и предметы
казачьего
быта из коллекции С.В.Цапенко…
Так начал свою работу Русский Дом «Родина»,
поставивший
себе целью сохранять, преумножать и передавать будущим поколениям
духовное,
культурное и историческое наследие предков. Девизом организации стали
известные
слова, выражающие дух Русской эмиграции:
«мы не в изгнании – мы в послании».
А спустя ровно год – 26 мая 2013
года на территории Русского Дома "Родина" открылся "Парк
Славы". На момент открытия в Парке под открытым небом были установлены
28
памятников и бюстов выдающимся русским деятелям, таким как: Александр
Невский,
Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Иоанн III Васильевич, Ермак, Петр
I,
М.В.Ломоносов, Екатерина II, Александр I, Александр II, Александр
III, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь,
М.И.Кутузов, П.И.Багратион,
М.Б.Барклай де Толли, М.И.Платов, П.А.Столыпин, Ф.Ф.Ушаков,
П.С.Нахимов,
А.В.Суворов, М.Д.Скобелев, С.Ю.Витте, Г.К.Жуков, А.И.Солженицын,
М.Л.Ростропович и В.С.Высоцкий. В дальнейшем этот список решено
пополнять. Запланирована установка
памятников царю-мученику Николаю
II, императорам Павлу I, Николаю I, П.И.Чайковскому, С.В.Рахманинову,
В.К.Зворыкину, И.И.Сикорскому и другим выдающимся деятелям России.
На территории Парка также
запланировано строительство часовни в память о воинах, погибших за
свободу
России, великомучениках и исповедников Российских. На месте будущего
строительства часовни установлен поклонный крест.
Бюсты,
памятники и постаменты
были изготовлены в России и переданы в дар Русскому Дому «Родина»
руководителем
программы "Аллея Российской Славы" – М.Л.Сердюковым. Финансирование
доставки контейнеров с памятниками из России, подготовку территории,
изготовление фундаментов и установку памятников взяла на себя семья
Бондаревых.
Доставка осуществлялась морским путем четырьмя рейсами в 40-ка футовых
контейнерах.
Конечно, от замысла до воплощения этой идеи прошло
немало
времени в раздумьях и дискуссиях. Как организовать пространство? Кто
должен
быть увековечен в бюстах и памятниках? Было много переговоров со
скульпторами и
предпринимателями. Конечно, были сомнения, было недоверие к этому
проекту, но с
Божьей помощью, и трудами энтузиастов к маю
2013 года все изваяния были перевезены из России в США и
установлены на
территории Русского Дома «Родина».
Аналога этому проекту пока что нет
ни в одной стране мира.
Парк
Славы стал частичкой
русской истории на другом конце света, он
спроектирован и организован так, чтобы мощно воздействовать на
чувства
посетителей всеми средствами искусства – пространственным дизайном,
архитектурой, скульптурой, живописью, музыкой, кинематографом,
литературой и
поэзией. Для этого, конечно, нужны средства, но в первую очередь –
талант,
безупречный вкус и искренняя любовь к России и её истории.
Вне всякого сомнения,
организаторы и энтузиасты Русского Дома, находясь далеко от России,
сердцами
своими всегда чутко ощущали суть её истории и дух перемен. И, кажется,
само
время потребовало от них изменения методов и форм многолетней
работы. И по велению эпохи, преодолев
огромное
пространство морей и океанов, прибыли прекрасные изваяния, воплотившие
в
себе образы лучших людей
России, её творцов, создателей,
защитников.
И также как вечен материал, из
которого изваяны статуи и бюсты, так будет прочна и тверда память и
любовь
будущих поколений к России. И потому мы верим, что Парку Славы суждена долгая жизнь и долгая служба на благо
множества его посетителей – не только русских людей, но и всех, кто не
равнодушен к прекрасной русской культуре и великой русской истории. Нет
сомнений в том, что такое уникальное явление как Парк Славы на
американской
земле, а ведь находится он между крупнейшими мегаполисами Нью-Йорком,
Филадельфией и Вашингтоном, станет точкой притяжения для всех, кто
интересуется
русской историей и культурой.
На церемонии открытии Парка Славы присутствовали
представители посольства России в США, Генерального консульства в
Нью-Йорке,
Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), руководство города
Хоувэлл,
деятели культуры и искусства, общественные деятели, представители
казачества.
Церемония торжественного открытия началась с молебна
о
начале благого дела, который возглавил настоятель храма св.
благоверного князя
Александра Невского – протопресвитер Валерий Лукьянов. Под
торжественные звуки
фанфар полотна с памятников сдергивали известные общественные и
культурные
деятели. Трогательно было видеть – как каждый памятник открывал
достойный
человек и говорил проникновенные слова, идущие из самого сердца, как
возлагались венки и цветы, какая торжественная и достойная была
атмосфера. В одном из выступлений
прозвучали замечательные
слова: «Парк открыт, заложена основа замечательного центра – хранилища
русской
истории и культуры. Хочется верить, что Парк станет символом
многовековой связи
России и США – частичкой русской истории на американском континенте,
как стало
частичкой «русской земли» само место его создания, основанное
русскими
эмигрантами в 1936 году».
После открытия парка Славы
состоялся концерт в рамках Международного Рахманиновского фестиваля в
США,
посвященного 140-летию со дня рождения великого русского композитора.
Программа
концерта состояла исключительно из произведений С.В.Рахманинова; их
исполнили
талантливые артисты из Америки и России.
Известно, что Рахманинов был выдающимся
благотворителем
своего времени – большую часть своих гонораров (а он был одним из самых
высокооплачиваемых музыкантов в Америке в те годы) он предназначал на
помощь
нуждающимся соотечественникам, посылая деньги и посылки в Россию, не
только
родным и друзьям, но и совсем незнакомым людям. А во время Великой
Отечественной
Войны он часто передавал на Родину сборы от своих концертов целиком, не
беря
себе ни цента. Именно эта черта характера Сергея Васильевича вдохновила
коллектив Русского Дома «Родина» во главе с его председателем
А.А.Бондаревым на
организацию ежегодных Рахманиновских фестивалей – ибо музыка
Рахманинова не
только восхищает, дарит эстетическое наслаждение, утешает, врачует
душевные
раны, но и учит чрезвычайно важным вещам – любви к Родине и к
искусству,
верности, доброте и милосердию.
Прекрасным дополнением к великой
музыке Рахманинова стала выставка, на которой были представлены более
80
уникальных фотографий и документов.
Первый Рахманиновский фестиваль
2013 г. проводился в рамках празднования «Дней русской культуры» в
Америке,
которые стартовали 24 мая здесь же на территории Русского Дома
«Родина» в «День
славянской письменности и культуры», а завершились – 8 июня
концертом
«Пушкинский венец», приуроченным к 214-й годовщине со дня рождения
великого
поэта. Традиция празднования «Дней русской культуры», как ежегодного
праздника
всей русской эмиграции, была установлена в 1926 году. Этот праздник был
приурочен ко дню рождения А.С.Пушкина[1].
Однако со временем, эта традиция была утрачена. В 2013 году она была
возобновлена
по инициативе Русского Дома «Родина».
Традиция проведения ежегодных Рахманиновских
фестивалей, Дней русской культуры, Пушкинских вечеров прочно вошли в
жизнь
Русского Дома «Родина», также как и празднования знаменательных дат,
таких как:
200-летие победы в Отечественной войне 1812 года (8 июня 2012 г.);
400-летие
Династии Романовых (27 октября 2013 г.); 700-летие преподобного Сергия
Радонежского (24 мая 2014 г.); ежегодные праздники Дня Победы в
Отечественной
войне 1941-45 гг. – 9 мая; Масленицы; а для детей – Рождественские ёлки
и др...
Как уже отмечалось, Русский Дом «Родина» с первых
дней
своего существования поставил себе в качестве одной из важнейших задач
–
восстановление музея Русской истории. Он был открыт одновременно с
открытием
самого Русского Дома, и начинал с весьма скромной экспозиции, которая
была
собрана практически «с нуля». Сейчас экспозиция музея непрерывно
пополняется (в
основном экспонатами из России), и за три года своего существования
количество
единиц хранения достигло нескольких сотен. Пополняется и архив. В
частности на
хранение поступили фотографии и альбомы основателя музея Общества
«Родина» –
В.П.Стелецкого. Экспонаты поступают как на постоянное, так и на
временное
хранение.
Музей имеет следующие разделы:
Древнерусской истории (Киевская Русь) – от первых славян до начала XII
в.; Периода удельной раздробленности (монгольское нашествие, до
Ивана
III); Периода последних Рюриковичей (смутное время – до 1613 г.);
Династии Романовых; Первой мировой войны 1914-1918 гг.; Гражданской
войны
1918-1923 гг. и Белого движения; Второй мировой войны 1939-1945
гг. и др.
В помещении музея установлено
специальное оборудование для проведения выставок картин и других
экспозиций…
Русский Дом «Родина» сейчас
работает как Дом Дружбы Народов и как Молодёжный Центр Культурных и
Исторических
Инициатив. Можно с полным основанием сказать, что за три года Русских
Дом
«Родина» стал Центром Русской культуры на Американской земле. Он привлекает к себе всё новых и новых
поклонников своей творческой деятельностью, он является духовным
центром для
всех поколений русской эмиграции и для тех, кто хочет узнать что-то
новое и
интересное о России. Он объединяет людей разных религий, разных
политических
взглядов, разных национальностей и разных возрастов, прежде всего духом
Добра и
Красоты. Особенно в этом сейчас нуждается молодое поколение. И ради
блага
детей, то есть ради будущего человечества стоит поддерживать всеми
силами такие
начинания, как Русский Дом «Родина» в Америке.
Хотелось бы, чтобы российские чиновники, от которых
зависит связь с соотечественниками, не на бумаге, а в реальности,
помогали столь
важному и единственному в США масштабному и успешному проекту, как
Русский Дом
«Родина». Он поддерживается бескорыстными трудами благородных
альтруистов, но
страшно подумать, что любая неблагоприятная случайность, финансовые
проблемы,
например, может пошатнуть и застопорить это благое начинание. Хотелось
бы
донести до тех, кто принимает подобные решения в РФ, что Россия прямо
заинтересована не только в существовании Русского Дома в США, но и в
самом
эффективном его развитии. Потому что Русский Дом не только культивирует
русскую
историю в её истинном смысле, но и создаёт самый благородный, самый
положительный образ России как государства и как культурного
пространства в
глазах американцев. А это дорогого стоит. В связи с этим, хотелось бы
напомнить
слова Президента России В.В.Путина, который на заседании Госсовета РФ
по
культуре и искусству 24 декабря 2014 года сказал: «Нам нужно
не забывать,
а расширять свое культурное влияние в мире».
[1] Интересно отметить, что
недалеко от этого местечка располагались Фрихолд, Теннент и Томс Ривер,
по
которым прокатилось колесо Американской Революции 1775-83 гг. Именно в
этих
местах в 1778 году произошло легендарное сражение между Континентальной
армией
генерала Вашингтона и Британской армией генерала Клинтона (битва при
Монмуте).
[2] День поминовения св. Александра Невского
– 30 августа/12 сентября совпадал с днем рождения Александры Плавской.
[3] В.П.Стелецкий (1904-1982) – сын полковника царской армии, выпускник
Сумского
кадетского корпуса, участник Добровольческой армии и Русского корпуса.
[4] В ТРМ-11 «Русское Зарубежье» было
показано, что если под "русским миром" подразумевать
совокупность больших
и малых сообществ людей, думающих и говорящих на русском языке, то на
территории, очерченной административными границами РФ, сегодня
проживает едва ли половина населения Русского мира.
[5] Этот памятник впоследствии был
заменен на другой памятник А.С.Пушкину скульптора А.Аполлонова.
[6] В празднованиях «Дней русской
культуры» принимали участие такие видные деятели как: Бунин, Зайцев,
Алданов,
Шмелёв, Осоргин, Ремизов, Бальмонт, Цветаева, П.Струве, С.Франк,
Милюков и др.
* Автор благодарит Председателя Русского Дома «Родина» А.А.Бондарева за предоставленные для подготовки этой статьи материалы.