Роль русских центров
в
славянских странах начала XXI
века на примере Болгарии.
Анна Недялкова
доктор социол. наук, профессор,
ректор Свободного университета
г. Варна (Болгария)
Актуальность и значимость создания и развития в современном славянском мире, отдельных его странах русских культурнообразовательных центров сегодня приобретает ещё большую значимость, чем это было в минувшем столетии. Это в главном связано с экспансией радикального мусульманства, ислама, с одной стороны, а также США и Евросоюза в новой геополитической ситуации противостояния тенденций формирования однополярного и многополярного мира – с другой. Всё это происходит на фоне нового этапа информационно-коммуникационной революции, роста значимости «мягкой силы» («слабой силы») информационно-психологических, культурно-технологических ресурсов центров мирового, глобального финансово-экономического и политического влияния, что в условиях роста глобальных рисков самоуничтожения человечества в результате использования оружия массового поражения приобретает доминирующую значимость.
Актуализация данной проблематики усиливается и тем, что мир сегодня переходит к новому типу производства, развития производительных сил, где начинает доминировать «экономика знаний» и «зелёная экономика», новая этика бизнеса, деловых отношений, где приоритеты максимальной прибыли любой ценой ограничиваются осмыслением угроз глобальных и локальных рисков, роста значимости социальной эффективности современного социокультурного развития. На этом фоне масштабно идёт осмысление перспектив, возможностей становления ноосферного общества знаний, образовательного общества, где становится доминирующим непрерывное образование, образование в течение всей жизни, что главным образом связано с усложнением современного общества и человека, ростом темпов их социокультурного и профессионально-трудового развития, возникновением нового сочетания глобального, национального и регионального, социально-исторического и актуально-сетевого, повседневно-прагматического, а также технологического, стандартизированного и феноменологического, уникального.
Не менее значимым в актуальном плане является и то, что после разрушения в конце 1980-х – начале 1990-х годов СССР и Содружества социалистических стран, объединяемых в славянском мире Россией, в результате их поражения в «холодной войне» 1970 – 80-х годов явно обострились проблемы его единения, обеспечения безопасности, перспективного профессионального развития. Драматизм, трагизм этих событий со всей очевидностью обнаружил себя в разрушении Югославии, в разъединении таких народов славянского мира как русские, украинцы и белорусы, что таит в себе новый возможный ещё более разрушительный, трагичный этап развития, истории славянского мира. И мы обязаны работать над его упрочением, во имя сохранения современной цивилизации в условиях, когда наука, образование и культура, их интеграция с практикой во всех сферах общества приобретает доминирующий характер, масштабно воздействует на все формы общественного сознания: искусство и религию, идеологию и мифологию, философию и науку, обыденное, массовое сознание.
Стратегически значимым в этой связи является то, что кризис традиционного потребительского стихийно-эксплуататорского общества в глобальных масштабах, а в Европе и США – в особенности, требует выхода на новый уровень цивилизационного развития, где будет доминировать не ориентация на поиск максимальной прибыли, удовлетворения потребностей гедонизма, разнообразных наслаждений, а высокие, социально значимые смыслы жизни, обеспечение социальной эффективности, единения и национально-культурного разнообразия, защищённости и безопасности жизни. В данном плане русский мир как ядро, системообразующее основание славянского мира может и должен сыграть определяющую роль в цивилизационном, глобальном прогрессивном развитии с его духовностью и стремлением к общинности, социальной гармонии и значимости. Это стало после драматических 1990-х годов в России, в русском мире в целом с учётом уроков и последствий позитивного и проблемного характера революции 1917 года особо значимым, привлекательным на всём постсоветском и постсоциалистическом пространстве, в особенности – в славянском мире.
Эти процессы особенно наглядно, масштабно сказываются в создании на базе образовательных учреждений славянских стран русских социокультурных центров, их представительств при посольствах России в славянских странах, в других регионах мира. На Балканах первый русский центр такого характера был открыт в 2009 году на базе Варненского свободного университета с участием фонда «Русский мир», организованного в России.
Ключевой, главной целью создания таких центров, конечно, прежде всего, является задача по организации массового и качественного изучения, а также распространение русского языка, позволяющего развивать сотрудничество, коммуникации во всех сферах общества, знать и понимать ценности, особенности русской культуры, её органическую близость другим славянским культурам, истории народов славянских стран. При этом решаются проблемы социокультурного единения их народов, развития сотрудничества национальных элит, управленческого актива сфер бизнеса, государственной организации и развития гражданского общества.
Наш «Русский центр» в Свободном университете г. Варна представляет студентам и преподавателям широкий доступ к научно-методической, учебной и научно-исследовательской литературе, информации о ней. Мы располагаем богатым библиотечным фондом русскоязычной литературы, который содержит более 1000 наименований публикаций. Мы его стабильно увеличиваем в настоящее время за счёт русскоязычной художественной, научной и педагогической литературы, учебников и методических пособий, книг по истории, философии, психологии, экономике, искусствоведению, праву, справочных, энциклопедических изданий.
Кроме того мы имеем коллекцию мультимедийных материалов, изданий, классических и современных фильмов, аудиокниг, методических пособий. Они активно используются нами в реализации образовательных, научных и просветительских программ и проектов.
Особо значимы обучающие программы по русскому языку и русской художественной литературе. Они составляют основу деятельности нашего «Русского центра».
Принципиально важно подчеркнуть тот факт, что Фонд «Русский мир» помогает нам обеспечивать бесплатное использование в «Русском центре» электроники, библиотечного фонда, средств массовой информации России, основные библиотечные каталоги.
Идёт подготовка специалистов не только по изучению и преподаванию русского языка как иностранного, но специалистов различного профиля по означенным приоритетам тематики программ «Русского центра». При этом используются не только традиционные образовательные технологии, но и современные инновационные практики обучения и воспитания: научно-практические конференции и «круглые столы», методические семинары и мастер-классы, дискуссии и образовательные лектории, дистанционные формы обучения. Современно оборудованный конференц-зал нашего «Русского центра» позволяет собирать большое количество обучающихся, массы преподавателей и учёных, общественных деятелей, учёных и педагогов Болгарии и России.
Уже в первое пятилетие своей деятельности «Русский центр» в нашем университете стал весьма привлекательным проектом, подразделением вуза, известным не только в г. Варне, но и в Болгарии, на Балканском полуострове в целом. И это связано не только с хорошими возможностями изучения русского языка, но и постижения особенностей русской культуры, её истории, роли не только в России, но и в славянском мире в целом. И это связано не только с хорошими возможностями изучения русского языка, но и постижения особенностей русской культуры, её истории, роли не только в России, но и в славянском мире в целом.
Привлекательность «Русского центра» в Свободном университете г. Варна, как нам представляется, в главном определяется тем, что в основе его деятельности, стратегии развития лежит миссия обеспечения духовно-культурного единения славянских народов современного мира, где русская культура всегда была и остаётся масштабно привлекательной. При этом существенно важно то, что программа развития «Русского центра» в Варне реализуется как международный культурный проект, осуществляемый во взаимодействии с ведущими светскими образовательно-просветительскими структурами современной Болгарии. Эта деятельность осуществляется с целью популяризации русского языка, русской культуры как важного элемента реализации современного цивилизационного духовно-культурного прогресса, единения Болгарии с другими странами славянского мира, расширения международного диалога, сотрудничества между его народами.
Русские центры призваны содействовать единству многообразия социокультурного развития славянских народов на основе ценностей, традиций духовного потенциала русской культуры, её влияния на сохранение жизненного потенциала стран славянского мира, их населения в XXI веке. Осмысление их причастности, близости к русской культуре, её истории, современному развитию – основа не только единения, но и жизненного потенциала живущих здесь людей, их сообществ и государственности, прогрессивного развития, безопасности бытия.
Всё это вновь и вновь проявляет себя во всех основных формах общественного сознания славянских народов: в их мифологии и философии жизни, в искусстве и морали, идеологии и науке, массовом, обыденном сознании и профессиональной культуре, а также в мотивации, формах деятельности славян во всех основных сферах общественного развития: в экономике и политике, семейно-бытовой и духовно-культурной жизни, социально-экологическом, природно-климатическом пространстве.
«Русские центры» особо значимы для славян, проживающих на чужбине, за пределами своих стран, а также славянского мира. Приобщение к русскому языку и культуре русского народа как ядра славянского жизненного пространства в этой ситуации имеет особый характер, стратегическое значение не только на личностном, но и общественно-групповом, социокультурном уровне. Именно поэтому интерес к России, всему русскому при этом имеет особое значение.
Деятельность, потенциал «русских центров» в глобальных и локальных масштабах предоставляют широкий доступ к культурно-историческому и художественно-эстетическому, литературному наследству русского народа, его взаимосвязанности с другими славянскими народами. Это выражается не только в мотивации деятельности представителей славянских народов, но и в организации их участия в образовательных культурно-просветительских программах, конференциях и семинарах, мастер-классах и форумах общественности, гражданского общества. Эта деятельность организуется на основе принципов открытости, доступности, публичности и толерантности, взаимосвязанности поликультурализма, интернационализма и культурного национализма.
Всё это позволяет нам противостоять экспансии западного потребительства, формировавшегося в период существования и доминирования на цивилизационном уровне традиционного потребительского стихийно-эксплуататорского общества. В XX веке постиндустриальное информационно-коммуникационное общество, рост глоболокальных рисков для жизни людей на планете Земля потребовали нового современного и будущего общественного устройства, о чём во весь голос было заявлено В. Вернадским в России, сторонниками экосоциологии и культурвитализма, социологии жизненных сил человека и общества, представителями ноосферных сообществ во многих регионах мира, в том числе и прежде всего – в славянских странах. (См. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и др.).
Славянское социокультурное пространство после трагических событий рубежа XX – XXI веков, осмысления уроков экспансии глобализма первой и второй половины минувшего столетия, поражения СССР – России в «холодной войне» 1970-80-х годов, кризисного развития Евросоюза и США начала XXI века, анализа перспектив развития однополярного и многополярного мира в новом столетии во многом возвращаются и участвуют в создании цивилизации управляемой социоприродной эволюции, где интегрируются закономерности и формы природного и социокультурного, централизма и демократии, частной и общественной собственности, научного знания и этики управления, культуры массового сознания народа, ответственности управленческих, в целом национальных элит.
Программа создания и развития сети «русских центров» в славянском мире и за его пределами под эгидой фонда «Русский мир», как нам представляется, ориентирована в главном именно на это. Этот процесс масштабно растёт, активизируется, стимулируется целым рядом событий, объективно существующих процессов, деятельностью выдающихся политиков, деятелей науки, культуры и образования современного славянского мира, его русского социокультурного ядра. Болгария, при всех наших проблемах внутреннего и международного порядка, тяготеет, устремлена именно к этому. «Русский центр» в Свободном университете г. Варна – реальное тому доказательство, фактическое свидетельство конкретного социально-исторического процесса. И мы не можем не радоваться этому! И содействовать позитивным изменениям!..
1.
Афанасьев А.Н. Поэтические
воззрения славян на
природу. Т. 3. – М.: Современный писатель, 1995; - 416 с.;
2.
Вернадскианская революция в системе научного
мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке. Ред. А.И. Субетто. – СПб.:
астерион, 2003; -
592 с.;
3.
Субетто А.И. Начала теории
социального
менеджмента качества: Ноосферно-социальная парадигма. – С-Петербург:
Астерион,
2012; - 264 с.;
4.
Ленинская теория империализма и
современная
глобализация. Кн. 1.- С-Петербург: Изд.
«Астерион», 2003; - 260 с.;
5.
Григорьев С.И. Виталистская социология XXI века. М.: Гардарики, 2007; - 157
с.;
6.
Словарь виталистской социологии.
Ред.- сост.
С.И. Григорьев – М.: Гардарики, 2006; - 210 с.;
7.
Иванов А.В., Попков Ю.В., Тюгашев
Е.А., Шишин
М.Ю. Евразийство: ключевые идеи, ценности, политические приоритеты. –
Барнаул:
Изд. АГАУ, 2007; - 243 с.;
8.
Кравченко С.А. Социология модерна и
постмодерна в динамично меняющемся мире. – М.: Изд.
«МГИМО-университет», 2007;
- 264 с.;
9.
Запесоцкий А. Образование:
философия,
культурология, политика. – М.: Наука, 2002; - 456 с.;
10.
Агапов П.В., Афанасьев В.В. Русская
социология. – М.: Изд. «Канон», 2010; - 351 с.;
11.
Социогенетические основания
трансформации
общества. Ред. А.И. Субетто.- Кострома – С-Петербург: Изд. КГУ им.
А.Некрасова,
2004; - 464 с.;
12.
Ноосферизм: арктический взгляд на устойчивое
развитие России и человечества в XXI
веке. Т. III., кн. 1. – С-Петербург: Изд.
«Астерион»,
2011; - 492 с.;
13.
Квалиметрия жизни. Ред. В.Н.
Бобков. – М.:
ВЦУЖ: Ижевск: ИЭ и У УдГУ, 2006; - 820 с.;
14.
В.И. Вернадский и ноосферная парадигма
развития общества, науки, культуры, образования и экономики в XXI веке. Ред. А.И. Субетто и В.А. Шамахов. Т. II. – С-Петербург: Изд. «Астерион»,
2014; - 588 с.;
15.
Недялкова Н. Варненский свободный университет
«Черноризея Храбр». Русский центр. – Варна, 2013; - 17 с. (E-mail:
russiancentre@abv.bg)