Идея
славянского единства в прошлом и настоящем
Ким
Алексеевич Смирнов
доктор
экономических наук, профессор,
Президент Международной
Кирилло-Мефодиевской
Академии славянского просвещения
Славянский
мир столкнулся с внешнеполитическими и внутренними проблемами, неверное
решение
которых может поставить под вопрос само его существование.
Утверждение
«нового мирового порядка» в сфере международных отношений, усложнение
межславянских отношений коренным образом
изменило положение славянских стран на мировой арене. Ответ на
внешнеполитический вызов славянству, на наш взгляд, требует
переосмысления
политических, экономических и духовных основ сотрудничества славянских
стран [1].
Не
надо забывать проговорившихся в наглом самодовольстве и безнаказанности
разглагольствований Гитлера, Геббельса, Розенберга «о славянских
недочеловеках»
- это ведь о нас всех, с нашей великой культурой, наукой, цивилизацией.
Думаете
те, кто бросал бомбы на Югославию, сейчас по-другому считают? Нет!
Считают
также! Славянской стране можно трижды
вступить в НАТО и ЕС, но остаться все-таки чужой романо-германской
основе этих
организаций – прежде всего Великобритании и Германии.
Нельзя
Славянскому миру всегда оставаться только в обороне – надо начинать
свое,
общеславянское идеологическое наступление, развертывая пропаганду
многополярного мира, пропаганду единства славян, союза славян с
восточными
государствами и государствами Европы на
партнерской основе. Исходить надо из осознания своего выгодного
географического
положения – моста между натовским однополярным Западом и многополярным,
ищущим
своего места в новой геополитической ситуации, Востоком. Славянскому
союзу
необходимо реализовать миссионерскую деятельность!
Пока не совсем
поздно, России и всем ее потенциальным союзникам надо
пересмотреть весь
комплекс отношений с натовским Западом, подразумевая под ним гангстера,
который
стремится разрушать твой дом, твой мир, твою культуру.
Славянский
мир, будучи наднациональным образованием, опирается не только на
объективные
культурно – исторические факты славянской
общности, он нуждается в
определенной идее, раскрывающей его сущностные черты, оправдывающей его
существование,
служащей средством для цивилизационной идентификации славянских
народов. Идея
единства славянских народов возникла еще в начале XIX
в. под названием панславизма и
прошла долгий и противоречивый путь развития.
В
XVIII
– XIX
вв. в Европе проходил активный
процесс формирования славянских наций, вызвавший к жизни такое явление,
как
панславизм. В самом общем виде его можно определить как идею культурно
–
политической взаимосвязи и единства славянских народов. Термин
«панславизм»
введен словацким евангелическим
проповедником Я. Геркелем в книге, посвященной грамматике
всеславянского языка,
изданной в 1826 году. Это понятие понималось им как «союз в литературе
между
всеми славянами» [2].
Существуют
различные формы панславизма. Создателем развернутой концепции
панславизма по
праву считают выдающегося словацкого слависта и поэта Яна Коллара. В
1837 г. он
опубликовал работу «О славянской взаимности», где развивал ряд идей,
составивших содержание панславизма. Эта книга пользовалась огромной
популярностью и оказала большое влияние на сознание славян Австрийской
империи.
Работа Я. Коллара была переведена на русский язык и опубликована в
«Отечественных записках» в 1840 г. Словацкий ученый писал: «Славянский
народ
стремится опять к своему первоначальному
единству, как растение, достигшее своего цвета и плода, к своему семени
и
зерну. Славяне в наше время не только способны к общему союзу, которого
не
могут разорвать ни моря, ни земли и который невидимо обнимает все
племена и
наречения, славяне не только способны к такому литературно – духовному
союзу,
но он сделался даже для их большинства необходимой потребностью»[3].
Раскрывая
содержание термина «взаимность», он писал: «Литературная взаимность
есть общее
участие всех племен в умственных произведениях их народа; она
предполагает
чтение славянами книг, издаваемых на всех славянских наречиях. Всякое
наречие
должно черпать оттуда новую жизненную силу для собственного освежения,
обогащения и образования; но не должно вступать в чужие границы точно
также,
как не пускать в свои, а сохранять
собственную область, наряду со всеми прочими. При взаимности все
племена и
наречия остаются без всякой перемены на своих прежних местах, но
взаимным
действием и соревнованием содействуют развитию общенародной литературы»
[3].
Славянская взаимность, следовательно, понималась мыслителем как
гармоничное
сочетание, взаимопереплетение и обогащение национальных литератур,
всего
национального сознания, при этом единство мыслилось как гармоническое сочетание именно разных культур, оно ни в
коей мере не носило унифицирующего характера. Единство славян
понималось как
культурное и литературное, а не политическое. Я. Коллар подчеркивал,
что
славяне должны жить в рамках своих государств. Однако для
гармонического
развития славянских народов необходимо сочетание принципа патриотизма,
национализма и взаимности. Я. Коллар писал, что патриотизм рождается из
любви к
родной земле и это чувство естественно, любовь к своему народу и языку
–
результат образованности, явление разумное и более высокое по сравнению
с
патриотизмом. Однако односторонняя любовь к своему народу ведет к
ослаблению
образования, язык становится односторонен, литература – частной и
национальный
характер не проявляется нигде во всей силе [3]. Поэтому развитие
национального
сознания отдельного славянского народа предполагает его соотнесение с
более
высокой общностью - Славянством.
Идеи
Я. Коллара получили научное обоснование и развитие в трудах выдающегося словацкого ученого – слависта П.
Шафарика. В своей знаменитой трилогии: «История славянского языка и
литературы
по всем наречиям» (1826), «Славянские
древности. Исторический отдел» (1837) и «Славянская этнография» (1842)
ученый
дал описание всех тогда известных славянских языков, систематизировал
сведения
о территории, заселенной славянами, их численности и этнической
близости. В этих
работах славяне были показаны как единый
народ. На огромном лингвистическом, этнографическом и историческом
материале исследователь обосновал положение об этническом родстве и
культурной
общности славян. П. Шафарик одним из первых доказал принадлежность славян к автохтонному
населению Европы, открыл индоевропейские корни славянства. Тем
самым были
опровергнуты распространенные тогда, особенно среди немецких историков,
представления об отсталости и дикости славян, их позднем появлении в
Европе.
П.
Шафарик достаточно объективно оценивал состояние реальных
взаимоотношений
славянских народов, разделенных границами государств, национальными предубеждениями и конфликтами, однако он
всегда подчеркивал объективную основу славянского единства.
Таким
образом, в работах Я. Коллара и П. Шафарика идея
славянской взаимности приобретает характер целостной концепции
этнического
родства, духовного единства и культурного сотрудничества славянских
народов.
Как
важнейший исторический факт все
исследователи отмечали государственную разобщенность славян. В то время
наряду
с Россией – славянским государством, славяне жили в Австрийской
империи, где
они составляли более половины населения, в Оттоманской империи, в
германских
княжествах. В силу этого вставал вопрос об отношении славян к
государствам, в
которых они существовали, где начиналась борьба за национальное
выживание и
политические права. Свидетельством
подъема национально – освободительного движения славянских народов
является
проведение первого Всеславянского съезда. Он состоялся в Праге в
1848 г. со
2 по 12 июня. Идея его возникла у славянской интеллигенции Австрийской
империи.
В съезде приняли участие представители южных славян, поляков, словаков,
чехов,
мораван. Во главе организаторской работы стоял Подготовительный
комитет,
возглавляемый Ф. Палацким – выдающимся деятелем чешского национально –
освободительного движения. Программа съезда включала требования
равноправия и
независимости славянских народов Австрийской империи, затрагивала
вопросы
национального освобождения славян от турецкого ига, выступала против
германизации славянских народов. И хотя работа первого съезда была
прервана
начавшимся восстанием в Праге, он сыграл выдающуюся роль в пробуждении
национального самосознания славян, в подъеме их национально –
освободительного
движения.
Важным
был и вопрос об отношении славян к России и отношении самой России к
славянам.
В связи с этим формируются политические версии панславизма, причем в то
время
можно было видеть всю палитру политических идеологий, в которых
реализовалась
главная идея панславизма – идея единства славян.
Панславизм,
как идея политического единства
славянских народов, существовала не только в революционной форме, но и
как
своеобразный «имперский панславизм», как идея доминирования Российской
империи
в решении славянского вопроса. Одним из первых эту идею сформулировал
Ф.И.
Тютчев в работах «Россия и Германия» (1844, Мюнхен) и «Россия и
революция»
(1849, Париж). Эти работы, опубликованные в Европе, вызвали
определенный
резонанс и дискуссию. Ф.И. Тютчев к уже существующей официальной
идеологической
триаде «самодержавие, православие, народность» добавляет еще и
славянство. Он писал о Вселенской России,
которая бы
включала и славянские народы Австрийской
империи. Идею политического доминирования России в решении славянского
вопроса
разрабатывал и русский историк М.П. Погодин в работе «Политические
письма»
(1853 – 1856 гг.). Этот своеобразный имперский, иногда его называют консервативным, панславизм постепенно
проникает в официальную политику
России, стимулируя соответствующее решение «восточного вопроса», что
выразилось, в частности, в Крымской войне. После реформ 60-х годов в
политике
России особенно стало заметно панславистское направление. Это
отразилось в
открытом обсуждении в печати славянского вопроса, в деятельности
общеславянских
благотворительных комитетов,
благотворительной деятельности, осуществлявшейся под
руководством
Священного Синода. Наконец, в 1867 г. под
патронажем императорской семьи в России проходит второй Всеславянский
съезд,
приуроченный к Всеславянской выставке. На съезд приехали многие
представители славян Европы, в частности, Ф. Палацкий, Ф. В. Ригер
(Словакия),
М. Миличевич, М. Полит (Сербия). С русской стороны в работе и
организации
съезда приняли деятельное участие славянофилы: И.С. Аксаков, А.И.
Кошелев,
известный историк В.И. Ламанский и другие. Все выступавшие говорили об
идее
славянской взаимности, о культурном, языковом, религиозном,
историческом
единстве славян. Однако высказывания русских славянофилов о ведущей
роли России
и ее влиянии на дела славян не нашли широкой поддержки у представителей
разных
народов.
Пробуждение
национального самосознания и появление идеологии панславизма не могло
не
вызвать отклика в Европе. Немецкие политические деятели и идеологи
крайне
негативно оценивали панславизм, рассматривая его как проявление
антигерманской
политики России. В работах немецких идеологов панславизм
использовался с целью запугать грядущей экспансией славян,
что должно было сплотить немцев в их
стремлении к политическому единству.
Во
Франции дискуссии о панславизме начались
уже в 30-е годы XIX
в. и
сопровождались ростом антирусских настроений. Однако раздавались и
другие
голоса. Так, в 1840 г. в Париже была
опубликована книга А. Гуровского «Цивилизация и Россия», в которой
утверждалась, что на смену уходящему
романо-германского миру идет Русская цивилизация, призванная
объединить
славян. Во Франции тогда было много польских эмигрантов, приезжавших
после
неудачных восстаний 30-х и 63-х годов, поэтому естественно было
наблюдать рост
пропольских настроений, что выразилось в своеобразной версии славянского единства под водительством
Польши. Так Э. Шариф писал в то
время: «Впредь ни для Польши, ни для других нарождающихся народностей
не может
существовать претензии на независимое существование иначе как в проекте
славянских народов под верховным
руководством Польши» [4]. В это же время
появляются работы французских историков, географов, пытающихся
объективно
оценить славянские народы. Подлинная эра государственного панславизма
во
Франции начинается после 1871г., что связано с германской угрозой.
Франция
переориентирует свою внешнюю политику на Россию и выступает в защиту
славянских
народов, надеясь таким образом влиять на европейскую политику.
Развитие
идеологии панславизма шло в различных направлениях, в частности,
необходимо
отметить и его историософскую форму, разрабатывавшуюся славянофилами. В
основе
их взглядов лежало противопоставление
славянства Европе. Славяне рассматривались как порабощенные, униженные,
раздробленные народы, просыпающиеся к новой, единой жизни. Европа
мыслилась как
уходящий мир. Одна из наиболее известных версий историософского
панславизма
принадлежит Н.Я. Данилевскому.
Н.Я.
Данилевский в книге «Россия и Европа» использует понятие культурно –
исторического типа, которое обозначает целостную совокупность
характерных
элементов духовной и материальной жизни этноса, проявляющихся
в религии, социально – экономических, политических отношениях.
Каждый
этнос проходит ряд этапов в своем развитии: этнографический
(племенной),
политический и, наконец, этап цивилизации. На первой стадии
складывается
некоторая, достаточно неопределенная народно – племенная и языковая
общность
людей. На второй – эта общность
оформляется политически, возникает государство. И только в случае
успеха
политического оформления возможен переход в цивилизационную стадию.
В
современном ему мире, полагал философ, существуют два культурно –
исторических
типа: романно-германский (европейский) и зарождающийся –
восточно-славянский.
Каждый
культурно – исторический тип имеет предрасположенность к определенным
видам
человеческой деятельности, именно в эти области он вносит наибольший
вклад,
достигнув стадии цивилизации. Разные культурно – исторические типы
одарены в
разных сферах деятельности. Так эллинский тип был одноосновным,
культурным по
преимуществу, европейский являются двухосновным – политико-культурным с
преимущественно научным и промышленным характером культуры. Славянский
культурно – исторический тип
должен стать четырехосновным, объединив и переработав в себе виды
человеческой
деятельности.[5].
Философ
полагал, что Россия абсолютна самобытна и
независима от Европы, слияние их культурно –
исторических типов невозможно. Все утверждения европейских философов,
историков, политиков, а вслед за ними и русских западников об
общечеловеческом
значении Европейской цивилизации, по мнению Данилевского неверны, так
как
возводят частный, культурный тип в универсальный принцип.
В
то же время европейская цивилизация, по мнению Н.Я. Данилевского,
постепенно
переходит на стадию гниения, историческая инициатива
переходит к Славянской цивилизации. Он
подчеркивает, что она лишена агрессивного содержания. В ней
общенародный
элемент доминирует над личным, индивидуальным, поскольку характер
славянских
народов сформировался под влиянием православия, воспитавшего у них
покорность,
почтительность. Эта цивилизация только формируется. Поэтому у России
два пути:
или вместе с другими славянами образовать всеславянскую цивилизацию,
или
полностью утратить свое культурно – историческое значение. Объединенной
Европе
(культурно – историческому типу) может противостоять только
объединенное
славянство.
В
июне 1998 г. состоялся 7 Всеславянский съезд в Праге, посвященный
150-летию
первого Всеславянского съезда (июнь 1848 г.). Его проведению
предшествовала
серьезная организационная работа, проведенная неправительственными
организациями, в которой принимали участие и парламентарии ряда
славянских
стран. Эта конкретная работа по организации и проведению съезда
способствовала
установлению тесных отношений между общественно – политическими
организациями и
движениями славянских стран. Атмосфера доброжелательности,
взаимопонимания,
дружества, царившая на съезде, воочию продемонстрировала, что славянам
нечего
делить друг с другом, они всегда могут найти общий язык. Одним из
решений
съезда было решение о создании Межпарламентского союза славянских стран.
В
противовес этому, Запад делает – и надо
сказать успешно – очень много для разрушения славянского мира. Сейчас о
таком
мире, как о чём-то едином, и сказать нельзя.
С
Россией близко связанной остаётся
только Беларусь. Другие славянские страны, а их ни много, ни мало
десять стран,
в целом ориентированы больше на Запад, а не на наше содружество.
Говорить можно
только о близости духовной и культурной – это тоже не мало и
духовно-культурную
близость надо сохранять всеми силами. Но и здесь есть проблемы.
Недавно
мне пришлось побывать в Черногории – очень близкому народу по духу и к
России и
русским. И с горечью узнал, что в 2007 году эта страна рассталась с
Кириллицей
и перешла на Латиницу. Чувствовал себя я как в родной славянской стране
только
в старой крепости города Будва – там ещё все старые надписи на стенах
домов
сохранились в Кириллице. А в новой части города Будва, как и в целом по
стране,
мы уже ходили, как чужие.
Как
Президенту Кирилло-Мефодиевской
академии, мне было очень больно за наших Первоучителей – Кирилла и
Мефодия.
Остаётся радоваться, что язык общеславянский на Кириллице сохраняется
кроме
России в Болгарии, Белоруссии, Македонии, Сербии (частично), Украине.
Существование
и развитие славянских стран в целом трудно
и противоречиво. Ни идеологически, ни политически, ни
экономически они
еще не сформировали той целостности, которая позволила бы говорить о
существование Славянской цивилизации. Однако нельзя не видеть и реально
существующих предпосылок для развития и упрочения отношений в
Славянском мире.
Тенденции к сближению славянских стран есть, дело только за нашими
усилиями по
их реализации.
Литература:
1.
К.А.Смирнов,
О.В.Катаева. Исторический вызов
славянскому сообществу. М., ООО
«Петит», 2000.
2.
Павленко
О.В. Панславизм. // Славяноведение.
1998 г. № 6.С. 46.
3.
Коллар
Я. О литературной взаимности между
племенами и наречиями славянскими// Русско – Славянская цивилизация.
М., 1998.
С. 316;
4.
Бернар
А. Несколько особенностей панславизма во
Франции. // Славяноведение. 1998. №5. С.40.
5.
Данилевский
Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
С.508.