ТРИБУНА РУССКОЙ МЫСЛИ №17 ("Аристокртизм и государственность")
ДАТЫ

К 50-летию кончины Н.Д. Тальберга

           

            11.06.1967. – В США скончался Николай Дмитриевич Тальберг, русский духовный писатель, публицист, историк, «широко образованный и глубокомысленный идеолог русского монархизма».

            Николай Дмитриевич родился (10.7.1886) в Коростышеве близ Киева в семье юриста, ординарного профессора Киевского университета Дмитрия Германовича Тальберга, род которого ведет свое начало из Швеции. (В середине царствования Императрицы Екатерины II их предок Карл Генрих Тальберг прибыл из Финляндии в Ригу. Сын его Карл Готтхильф участвовал в Отечественной войне.)

            Дворянин Киевской губернии, с раннего детства живший в ней, долгие годы летние месяцы проводивший в имении, потом (после ранней смерти родителей) на хуторе дяди-опекуна на берегу Днепра, вблизи Канева, Тальберг горячо любил родную Малороссию с ее природой, бытом, народными песнями. В то время основная часть населения не мыслила себя вне Российской Империи. Мать городов русских – древний Киев – был крупнейшим средоточием имперского национализма. Там издавалась широко распространенная в Юго-Западном крае газета "Киевлянин", редактором которой был Димитрий Иванович Пихно, крестный отец Тальберга, волынец-крестьянин, учившийся в гимназии и университете с его отцом и дядями, ставший профессором Киевского университета, потом членом Государственного Совета.

            Николай Дмитриевич сначала учился в киевском Екатерининском реальном училище. В годы т.н. "первой русской революции" был активным участником черносотенного сопротивления, состоял членом Русского собрания и Русского окраинного общества. В 1907 г. с золотой медалью окончил элитарное Императорское училище правоведения, славившееся благородными традициями, затем находился на государственной службе.

            В 1907 г. Н.Д. Тальберг начал службу в отделе личного состава Департамента общих дел Министерства внутренних дел. Осенью 1908 г. он был на полгода откомандирован в Ригу для усиления канцелярии временного Прибалтийского генерал-губернатора генерала от инфантерии барона А.Н. Меллер-Закомельского. Осенью 1909 г. Тальберг был назначен советником Курляндского губернского правления, через год переведен на такую же должность в родной ему Киев. В конце 1911 г. он был откомандирован в С.-Петербург для временного усиления Управления продовольственной части. В начале 1913 г. Тальберг был назначен членом Черниговского губернского по земским и городским делам присутствия. Все эти разнообразные должности добавили к солидному образованию еще и важный административный опыт.

            В мае 1914 г. Тальберг был назначен чиновником особых поручений V класса при министре внутренних дел, с откомандированием в канцелярию министра. Тальбергу поручено было заведовать делопроизводством по выборам в Государственный Совет и Государственную Думу. Летом 1916 г. последовало Высочайшее повеление о подготовке к выборам в 5-ю Государственную Думу, вследствие истекавших через год полномочий 4-й Думы. Тальбергом был представлен министру внутренних дел обзор общественно-политических настроений по губерниям и степени подготовленности губернаторов.

            Наряду со своей постоянной службой Н.Д. Тальберг, с началом Мiровой войны, состоял секретарем благотворительного комитета Министерства внутренних дел. Комитет помогал семьям призванных на военную службу чинов министерства, содержал офицерский лазарет имени Государыни Императрицы Александры Феодоровны. С осени 1915 г. Тальберг избран членом совета Общества помощи русским беженцам. В конце января 1917 г. был назначен, с оставлением в своей должности, помощником управляющего делами сенаторской ревизии, имевшей целью выяснение основательности освобождений от несения военной службы, дававшихся отдельным лицам; ревизию возглавлял член Государственного Совета, сенатор князь А.А. Ширинский-Шихматов.

            «Такое живое практическое дело, постоянная связь с самыми разнообразными кругами тогдашнего русского общества и знакомство с самыми важными сторонами русской жизни дали возможность Н.Д.Тальбергу убедиться в неисчерпаемых, здоровых и живительных силах тогдашней России и в великом значении для нее Царского Скипетра. То, что он туманно ощущал своим верным русским сердцем, будучи мальчиком-правоведом, получило яркое подтверждение на деле, на жизненном опыте, богато даваемом государственной службой. Нетрудно понять поэтому, с какой величайшей скорбью, с каким отчаянием в душе пережил Н.Д. Тальберг крушение всего того, чему он был предан всем своим сердцем и чему нелицеприятно поклонялся» (Г.В. Месняев. Паладин Империи // Газета "Россия", 27.5.1957).

            После Февральской революции Тальберг подал в отставку и уехал на Кавказ, где помогал в одном частном предприятии своему старому другу. Он был радостно удивлен монархическими настроениями местного населения, в особенности горцев. Переворот большевиков застал его в Москве, куда он только что приехал для доклада своему другу. Вступил в тайную монархическую организацию во главе с Н.Е. Марковым, переехав с этой целью в Петроград. Организация ставила своей целью спасение Царской Семьи из заточения в Тобольске. По указанию этой организации он выполнял ответственные поручения. В конце апреля 1918 г. он был отправлен ею в Москву и в Киев. В мае он участвовал в небольшом тайном монархическом съезде, происходившем в Киеве. С разрешения местной монархической организации он поступил в министерство внутренних дел правительства гетмана генерала П.П. Скоропадского и, борясь с революционными организациями, устраивал на службу бывших жандармских и полицейских чинов.

            После падения гетмана Тальберг добрался до Бессарабии, где прожил год. Вернувшись неудачно в белую Одессу, когда там началась эвакуация, он через Болгарию, Сербию, Австрию и Чехословакию прибыл в начале 1920 г. в Берлин, зная, что там начинают собираться русские монархисты. По приезде вскоре туда Маркова он возобновил работу в его организации. Принял активное участие в подготовке знаменитого монархического съезда в Рейхенгалле (1921), был избран управляющим делами созданного на этом съезде Высшего Монархического Совета, оставаясь на этом посту до 1938 г.

            Был он также участником Зарубежного съезда в Париже в 1926 г. Когда после Зарубежного съезда создалось Патриотическое объединение под председательством И.П. Алексинского, Тальберг состоял в нем членом совета. Выступал с лекциями и докладами на религиозные, исторические и политические темы в Югославии, Германии, Австрии. Защищая монархические идеи в печати, Николай Димитриевич к этому времени выдвинулся как публицист и историк. Он много работал с 1920 г. в журнале "Двуглавый Орел" берлинского и парижского изданий и принимал большое участие в издании труда С.С. Ольденбурга "Царствование Императора Николая II". Николай Дмитриевич активно боролся с масонским влиянием на эмиграцию и убедительно опровергал самозваные претензии на престол изменника, Великого князя Кирилла Владимiровича.

            С самого начала пребывания за рубежом Тальберг активно участвовал в церковной жизни. Когда в 1926 г. митрополиты Евлогий и Платон учинили раскол в единой тогда Русской Зарубежной Церкви, Тальберг решительно отстаивал канонический строй. Будучи участником II Всезарубежного Церковного Собора в 1938 г. в Сремских Карловцах, он был избран помощником секретаря и участвовал в комиссии, издавшей труды Собора. Тальберг был церковным старостой Покровской гимназической церкви в Белграде, храма Святого Архистратига Михаила в Зальцбурге, Покровского храма в лагере Парш и там же Свято-Николаевского гимназического храма.

            Н.Д. Тальберг жил в местах главного средоточия русской эмиграции – шесть лет в Берлине, десять лет в Париже и почти восемь в Белграде, побывав по церковным и монархическим делам в Лондоне, Брюсселе, Афинах, Софии, Бухаресте, Будапеште, Лозанне и Праге. В Белграде он работал в Державной комиссии, ведавшей делами эмиграции. Знания и деловые качества Николая Дмитриевича ценили первоиерархи Зарубежной Церкви и руководители Русского Обще-Воинского Союза.

В годы Второй мiровой войны, в условиях немецкой оккупации Югославии, продолжал обепечивать деятельность русских учебных заведений, культурных и общественных организаций, работая в Управлении делами русской эмиграции под начальством генерала В.В. Крейтера. В 1944 г. принял активное участие в организации эвакуации русских, когда Югославию начали занимать большевики. Пробыв потом полгода в Вене, он попал в Зальцбург перед самым окончанием войны. Через этот город проходили массы беженцев, часть которых там оседала, часть следовала дальше. Тальберг стал работать в комитете по устройству беженцев и спасении их от выдач в СССР. Работу эту продолжал он и в лагере Парш. По поручению комитета им начата была постройка лагерной церкви и создана гимназия, первым директором которой он стал, будучи потом председателем учебного совета, руководившего всем учебным делом в лагере. Гимназия за пять лет существования выдала более 100 аттестатов, признававшихся американскими и австрийскими властями.

            В 1950 г. Н.Д. Тальберг переехал в США и стал преподавателем истории в Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвиле. Свою преподавательскую деятельность он тесно связал с работой по отыскиванию и распространению правды о прошлом России. «С рвением, подобным рвению древних русских летописцев, Н.Д. Тальберг неутомимо, изо дня в день, извлекает отовсюду: из забытых и полузабытых записок и воспоминаний, из старых книг, журналов и газет, те кусочки правды, которые дают ему возможность безпристрастно, основываясь только на фактах, восстанавливать истинный–сияющий и светозарный облик оклеветанной России» (Г.В. Месняев. Паладин Империи).

            Тальберг был постоянным сотрудником журнала "Православная Русь" и других периодических изданий Свято-Троицкого монастыря, газет "Россия", "Русская Жизнь" и других органов печати. Особое внимание заслуживают его обоснованные, документированные и правдивые труды: "Гоголь – глашатай Святой Руси", "Муж верности и разума – К.П.Победоносцев", "Император Николай I – Православный Царь", "Император Николай I в свете исторической правды", "Трагедия русского офицерства", ряд статей о смуте 1904–1907 гг. и о подготовке революции 1917 г. Создал фундаментальный труд "История Русской Церкви".

            Архимандрит Константин (Зайцев), близко знавший Тальберга по совместной жизни в монастыре, писал о нем в статье "Светлый облик Н.Д. Тальберга": «Воспитанник Училища Правоведения, специально образованного для подготовки просвещенных, юридически вышколенных чиновников, он, поступив на государственную службу, успел в короткий срок, остававшийся до крушения Империи, сделать исключительно большую карьеру... Являет Николай Дмитриевич собой... "идеальный тип" русского императорского чиновника, долженствовавшего одновременно заключать в себе и безграничное самоотвержение древнерусского "служилого человека" и восходящую к древнему Риму культуру европейского государства.  С падением Империи, Николай Дмитриевич оказывается в условиях, когда не стало почвы для служения России в качестве чиновника. В мгновение ока он переключается на политическую деятельность, как в форме активной борьбы, во всех ее проявлениях, вплоть до самых ответственных и опасных, так и в форме публицистической – словом и пером...
А что было близко его духу? – Россия в исторической перспективе. В этом направлении имея сосредоточенным свое внимание, он обретал материал, который мгновенно сцеплялся с прежде ему известным, образуя целостное мiровоззрение, все глубже и шире становящееся. Так вырастал некий новый Н.Д. Тальберг, широко образованный и глубокомысленный идеолог русского монархизма...» ("Православная Русь", 1969, № 5).

            Прот. Митрофан Зноско (будущий епископ) в большой статье "Памяти Н.Д. Тальберга" писал: «Жизнь Николая Дмитриевича представляет собой редко встречающееся проявление последовательного и всецелого посвящения себя и своих сил служению Вечному в организме Державы Российской и защите той высшей Истины и Правды, на основе которых создавалась и крепла Российская Государственность. Российская эмиграция это – Зарубежная Русь, и является она частью единого целого, частью великого живого организма российского, частью России» ("Православная Русь", 1977, № 9).

            Николай Дмитриевич в личной жизни был очень скромным человеком, аскетом. Скончался он на 81-м году жизни, похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря.


Использованы материалы:
Тальберг Н.Д. Отечественная быль: Юбилейный сборник. Джорданвиль, 1960.
"Православная Русь". Джорданвиль. 1969, № 5; 1977, № 9;
"Православная жизнь". Джорданвиль. 2002, № 5.



https://rusidea.org/?a=25061110