Скрытый смысл исторических событий.
Андрей Леонидович Андреев
Смысл
и значение больших исторических
событий раскрывается не сразу. По существу их более или менее полное и
всестороннее понимание становится возможным лишь тогда, когда перед
нами в
явном виде предстанут все их последствия, включая достаточно
отдаленные. Думается,
что 100 лет, отделяющих нас от последних решающих боев гражданской
войны, – это
достаточная историческая дистанция, дающая нам не только повод, но и
основания
для того, чтобы заново осмыслить уроки этой грандиозной трагедии и
сделать из
них выводы, помогающие понять не только прошлое, но и настоящее, а
может быть,
и будущее.
Гражданская
война – это всегда
столкновение, борьба альтернативных мировоззрений и исторических
проектов.
Однако и «красные» и «белые», несомненно, согласились бы с тем, что
конкретной
и непосредственной причиной гражданской войны в России стал Октябрьский
переворот
и захват власти большевиками. Эти события традиционно принято именовать
«Октябрьской революцией». Однако, если говорить строго, они
представляют собой
просто новую фазу политического процесса, начало которому положило
свержение монархии.
В свое время, характеризуя политическую динамику революций, Ленин ввел
весьма
продуктивное аналитическое понятие революционной ситуации. Наряду с
этим, я бы
предложил ввести еще одно – понятие революционной турбулентности или,
если
угодно, революционного возбуждения. Так вот, в состояние такого
революционного возбуждения российское общество вошло именно в феврале
1917 г.,
причем никакого периода «успокоения» и стабилизации российского
общества между
февралем и октябрем не наступило. А раз такого периода, который можно
рассматривать как межреволюционный, не было, то Октябрь следует
рассматривать просто как продолжение той же самой революции 1917 года.
Собственно, именно так мы рассматриваем, к примеру, динамику
Французской
революции, которая, как известно, также заключала в себе несколько
последовательных стадий. Только во Франции, за фазой радикализации
революционного процесса, последовал Термидор, у нас же процесс принял
несколько
иную конфигурацию, когда «откат назад» на некоторое время затронул лишь
экономику (НЭП), но не политику. Так что когда унтер-офицер Кирпичников
выводил
на улицы Петрограда Волынский полк, а опьяненные сладким словом
«свобода» юные
прапорщики прикрепляли себе на грудь красные банты, логика дальнейшего
развития
событийв самых общих чертах была уже предопределена. Либеральные
земские
деятели, профессора, адвокаты и журналисты грезили в те дни о
респектабельной
буржуазной республике (равно как и об удобных креслах в её будущем
парламенте).
Конечно, можно до сегодняшнего дня рассуждать о том, как хорошо было
бы, если
бы Россия не свернула с пути, указанного «благословенным Февралем». Но
надо
отличать умозрительные альтернативы от действительных. Ленин, которому
никак не
откажешь в остроте политического чутья, как-то совершенно справедливо
заметил,
что в реальности для России в тот исторический момент
существовала
только одна альтернатива: либо традиционная полновластная монархия
(самодержавие),
либо… советская власть. В годы гражданской войны Троцкий более всего
опасался,
что белые поднимут на щит идею народной монархии («кулацкого царя»), но
этого
не случилось, поскольку в отличающемся большой неоднородностью белом
движении
все же доминировали несколько модифицированные февралистские
настроения, политическим
выражением которых стала идея непредрешения государственного устройства
России.
Зададимся
вопросом, какие силы
противостояли друг другу в гражданской войне? В последние годы
российский
ученые подвергли аргументированной критике базовую для советской
историографии
точку зрения, согласно которой социальную базу «белых» составляли
помещики,
буржуазия и верхний слой буржуазной интеллигенции, а социальную базу
«красных» –
рабочие и крестьяне, является не только слишком упрощенной, но по
существу, она
представляет собой грубое искажение и даже мифологизацию реальной
истории. В
эту схему не укладывается не просто «много» разных отдельных конкретных
случаев
– на самом деле отклонения от нее носят массовый характер. Так,
например, в
армии Колчака воевали тысячи уральских рабочих-добровольцев,
составлявшие наиболее
стойкие её соединения. Мы не говорим уже о крестьянах, казаках,
ремесленниках и
других трудовых слоях населения. Уместно напомнить, что большинство
лидеров
Белого движения были людьми скромного происхождения. С другой стороны,
в рядах
красных было не так уж мало выходцев из привилегированных классов и
просто
богатых семей, генералов, высокопоставленных чиновников. Здесь можно
найти и
представителей титулованного русского дворянства, внука последнего
кокандского
хана Худояра, сына эмира Бухары, одного из потомков известного рода
ханов
Нахичеванских.
Очевидно,
что классовый подход в его
традиционной форме в данном случае не работает: индивидуальная
мотивация чаще
всего преобладает над факторами социально-типологического характера. В
результате,
как это практически всегда бывает во время гражданских войн, личный
выбор зависел
от множества случайных факторов, сплошь и рядом разводя в разные
стороны членов
одной семьи и близких родственников. Скажем, бывший капитан первого
ранга Евгений
Беренс возглавил Морские силы Советской республики, а его брат
контр-адмирал
Михаил Беренс занимал аналогичные командные должности у Колчака и
Врангеля.
Конечно,
со временем раны, нанесенные
гражданской войной, затянулись, а острота переживаний ушла. Постепенно
разрушился и тот героический миф о «комиссарах в пыльных шлемах»,
который на
протяжении десятилетий создавала советская пропаганда. Фактически уже в
последние
десятилетия советской эпохи общество перестало его воспринимать, а в
неформальной
культуре даже зазвучали нотки романтическая стилизация Белого движения.
Внуки
революционных балтийских матросов, ЧОНовцы строителей индустриальных
гигантов
первых пятилеток с удовольствием пели так называемые «белогвардейские»
романсы,
а в годы «перестройки» открывали для себя новую правду о зверствах ЧК и
героические биографии Каппеля и Кутепова. Получается, что «белые»
оказались для
них эмоционально более привлекательными, чем «красные». Если
рассматривать это
явление с социологической точки зрения, то оно, по крайней мере,
отчасти
объясняется внутренней эволюцией советского общества, социальная
природа
которого неизбежно вела к постепенной трансформации доминирующей в нём
идентичности. Причину я вижу в том, что Октябрьский переворот 1917
года,
вопреки его идеологическому оформлению и самосознанию его участников,
объективно
не был социалистическим. По мотивации большинства своих сторонников,
которую нетрудно
проследить по мемуарам, дневникам и письмам людей 1920-х – 1930-х
годов, он
имел во многом вполне буржуазную психологическую основу. Октябрь привел
лишь к изменению траектории буржуазного развития
и смене его
социальной модели. Несмотря на то, что институционально советская
система
действительно включала в себя сильный элемент государственного
социализма (так
же, впрочем, как и государственного капитализма), общество внутренне
оставалось
буржуазным, что наглядно проявлялось уже в первые годы существования
советского
режима в буржуазных ухватках его номенклатурной верхушки (чего стоят
хотя бы «великосветские
салоны» мадам Розенель и мадам Ежовой) и культу потребительских
ценностей практически
во всех его социальных слоях.