О
рабском менталитете русского
народа*
Олег Валерианович
Басилашвили
Корр.: Иногда приходится слышать, что у русского народа рабский менталитет, что Россия страна рабов, что ничего здесь никогда хорошего не будет из-за вот этого рабского менталитета. Это так или нет? Что вы думаете по этому поводу?
О.Б: Это вопрос сложный. Я боюсь кого-либо обидеть… Я приведу маленький пример. Вы знаете, есть такое выражение «красный пояс»[1]. Возьмите дореволюционную карту, на которой показаны границы крепостничества и наложите на неё «красный пояс». Получится почти один к одному. Очертания красного пояса это очертания границ, внутри которых было крепостное право. Как известно на Украине не было крепостного права. Не было его и в Грузии, на Урале, в Прибалтике, в Северных районах России[2]. А было только в Центральной части – Чичиковы там всякие, Маниловы, помещики и так далее. Вот эта Центральная часть и является «красным поясом» до сих пор. Впрочем, не знаю, является ли до сих пор, но во времена Ельцина она сопротивлялась той свободе, которую ей пытались дать.
Корр.: То есть это гены, правда?
О.Б.: Воспитанные ещё, вдобавок, товарищем Сталиным.
Корр.: И ничего с этим сделать нельзя? Как вы считаете?
О.Б.: Можно! Я считаю, что гигантский долг и обязанность лежат, прежде всего, на руководителях страны: на Президенте, на его товарищах и помощниках. Эту роль я могу сравнить в какой-то степени с ролью Моисея, который водил евреев по пустыне сорок лет, чтобы сделать из них свободных людей. Такова же роль и Президента. Но плюс к этому конечно – работники культуры, все, всего спектра культуры – от архитектуры до актеров должны чувствовать, что любое их появление, любое их произведение должно быть пронизано правдой – не демократической или антидемократической, но оно должна быть искренним. Искренним!
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
С.
Иванов "Юрьев
день"
Многие правозащитники по сей день
заявляют о
всеобъемлющем крепостном праве на территории России. Но ведь, если
немного
покопаться, можно удостовериться, что не все народы России были
подвержены
крепостничеству. Для кого-то "спасением" стала удаленность от городов
и феодалов, для других – сильный нрав, вольнолюбие и гордость.
Посмотрим, кто же в Российской империи не жил по
общим законам, а устанавливал свои
собственные.
До нас дошли некоторые данные из
документа графа
Александра Христофоровича Бенкендорфа, это было секретное донесение
Николаю I от главного управляющего жандармерии.
Так вот, там говорилось о том, что в
России крепостными крестьянами являются только русские. Чиновник
наблюдал за
народами страны, изучил обстановку и доложил о том, что такие народы
как,
например, мордва, эсты, чуваши, татары,
финны и некоторые другие являются свободными. У такой свободы были
свои
причины, у каждого народа они свои, посмотрим, какие же.
Начальник жандармерии и будущий шеф
полиции не стал бы приукрашивать ситуацию в Империи
для царя. Бенкендорф понимал, что все
его слова играют важную роль в государственной политике, к тому же – Николай может проверить всё с помощью других
источников. Что же там с крепостным правом, во многом
значение имели территории. Так,
малочисленные народы севера – эскимосы,
эвенки, нанайцы, жили настолько обособленно, что никакие помещики
добраться
до них не могли, а своих в Сибири не было.
Кто помчится в такие холода за парой
тройкой душ? Да и
вытащить эскимоса из его привычной жизни и увезти в Петербург было бы крайне сложно. Тем более, если учесть, что практически
все коренные
народы Сибири были кочевниками, где же их искать? К тому же, люди, привыкшие к многовековой вольности и свободе,
будут изо всех сил
противиться закрепощению. Помещикам всегда хватало своих крепостных –
русских,
принуждать кого–либо еще к труду и прислуживанию было нерационально.
Еще интереснее ситуация обстояла на
Кавказе. Закрепостить
горского человека не то, что сложно, это задача из разряда
невыполнимых.
Воинственный нрав, непоколебимая гордость и полное отстранение от
официальной
власти государства. Плюс ко всему, кавказцы регулярно вели войны с
Российской
империей. Вспомним хотя бы Кавказскую войну 1817–1864
годов. Все усилия власти усмирить Кавказ и заставить его подчиняться
государству не увенчались успехом. Северный Кавказ, а именно Чечня, Дагестан, Черкесия, Абхазия не
боялись гнева огромной империи, они часто совершали на Россию набеги,
отстаивали свою независимость. Власть часто пыталась присоединить к
своим
владениям территории этих вольнолюбивых народов, но даже их небольшие
размеры
не стали поводом сдаться.
Сопротивлялись крепостничеству также адыги, этот народ проживал на территориях Причерноморья
и Прикубанья. Законы России не касались их поселений,
адыги всегда жили обособленно и ни о каких помещиках и крестьянах знать
не
хотели. Все многочисленные попытки приструнить горцев заканчивались
победой их
гордости и чести над официальными законами.
Именно так выглядела карта крепостного
права России,
вернее – карта свободной России. Было ли это справедливо по отношению
к крестьянам в городах и, как власть смогла упустить из виду многие
территории
своих владений – спорные вопросы. Надо сказать, что народность
человека, его
корни, традиции, обычаи, воспитание – все это играет важную роль в силе
и
уровне независимости людей. Порой заставить большое количество людей
перечеркнуть прошлое и изменить своим принципам не под силу даже такой
махине,
как государство.
[1] «Красный
пояс» –
группа российских регионов вокруг Москвы с устойчивой
поддержкой КПРФ и других левых партий на местных и
федеральных
выборах. В 1999 году к регионам «красного пояса»
относились Смоленская, Брянская, Калужская, Орловская, Курская, Белгородская, Рязанская, Липецкая, Тамбовская, Воронежская, Пензенская, Ульяновская, Саратовская, Волгоградская и Астраханская области.
[2] В секретном донесении Николаю I главного управляющего жандармерии графа А.Х. Бенкендорфа, говорилось том, что в России крепостными крестьянами являются только русские. Чиновник доложил о том, что такие народы как, например, мордва, эсты, чуваши, татары, финны и некоторые другие являются свободными.