О
геополитическом реванше России*
Андрей Николаевич
Илларионов
Самые серьезные вещи связаны не
с тем, что
является ли страна унитарной или не унитарной (мы все это прекрасно
знаем), вопрос
в том, где могут проходить границы свободной России, как внешние, так и
внутри
того государства, которое сейчас называется Российская Федерация.
Если мы говорим о позиции
нынешнего Кремля,
то выступления, в течение последних нескольких лет, лидера этого режима
показывают,
что он нацелился на понятие, которое в их терминологии называется
«историческая
Россия». Это очень интересный феномен. Судя по последнему его
комментарию, который
видимо был достаточно продуман, историческая Россия в их понятии, это
Россия по
состоянию на 1800 год[1].
То есть, это, по сути – территория Российской империи, без Польши и
Финляндии, или
практически вся территория Советского Союза. Само по себе это заявление
и
многократное повторение этого тезиса в разных вариантах, плюс к этому
отказ в
существовании отдельных этносов, таких как украинцы и белорусы, говорит
о том,
что мы сталкиваемся с проблемой не только того, где могут проходить
границы
внутри нынешнего государства Российская Федерация, но и как могут быть
изменены
границы, из-за действий нынешнего Кремля, если он будет продолжать
проводить
соответствующую политику. Это тоже относится к вопросу о том, где
проходят
границы России?
Наконец еще один важный аспект
этой проблемы
заключается в том, что такое Россия?
Потому
что представление разных людей о том, что относится к России и что не
относится
к России различно. Для чеченцев территория Чечни не является Россией. И
даже в
обычном разговоре они говорят – уезжайте к себе в Россию, или вы можете
делать
что-то там у себя в России, а здесь не Россия – здесь Чечня. И подобные
вещи можно
услышать не только в Чечне, но и в некоторых других регионах. Поэтому
нам необходимо
быть предельно аккуратными в том, как мы используем терминами «Россия»,
«Российская Федерация», как общепризнанными понятиями, как понятиями в
тех или
иных границах, или в пожеланиях, например, нынешнего Кремля.
Два соображения. Первое. Ещё раз
вернемся к
терминам. Для термина «империя» антонимами являются не слабое или
децентрализованное управление, а национальное государство. Империи
могут быть и
жестко централизованными и могут быть очень сильно децентрализованными.
Например,
Священная Римская империя Германской нации[2],
существовавшая почти 1000 лет, является образцом очень сильно
децентрализованной,
автономизированной империи. Это была империя, в которой практически все
структурные
единицы обладали огромным объемом полномочий, а де- факто были
независимыми государствами.
Это первое соображение.
Второе – использование терминов
«распад», «развал»,
которые активно используют, имеют негативную коннотацию – негативную
ассоциацию. Но давайте подумаем, вот например распад России с
получением независимости
Литвы. Нелепо, да? Для Путина это тяжелая травма, геополитическая
катастрофа, но
не только для литовцев, но и для любого нормального человека это не
является распадом
России, потому что это не российские территории и не российский народ
получает
свободу и независимость. То же самое – получение независимости Чечни
может рассматриваться
как в качестве примера распада, развала России? Но не только чеченцы,
мне
кажется, большинство русских прекрасно понимает, что в данном случае
это не
российская территория, и не российский народ получают свободу и
независимость.
Тогда такой факт не является распадом России и не является развалом
России. Наоборот,
это является примером получения большей свободы и для чеченского и для
российского народа.
Для существования того или иного
общества, страны,
государства, региона вопросов экономической достаточности или
недостаточности
не существует. Сегодня самые крупные экономики мира, такие как
Соединенные
Штаты Америки и Китай, разве полностью независимы от внешней торговли?
Конечно –
нет. У них гигантская торговля. Они на сотни триллионов долларов
ежегодно
покупают и продают товары. Они не являются с этой точки зрения
экономически
достаточными. И тогда что – их надо
объединить, с точки зрения этих империалистов? С другой стороны у нас
есть
карликовые государства: Люксембург, Кипр, Мальта, Монако, Андорра,
Сан-Марино,
и наконец, Ватикан с его шестьюстами жителей. И все они живут, не
пропадают. Потому
что в современном интегрированном мире жизнь определяется не тем, где у
тебя границы
и сколько у тебя жителей, а тем что ты делаешь, что ты производишь, что
пользуется спросом у себя внутри своей общности и за ее пределами. Если это пользуется спросом ты живёшь. Но
тогда этот вопрос не относится к обществу, региону, стране – это
относится к конкретному
человеку. Этот человек производит что-то нужно и полезно или нет? Эта
фирма
производит что-то нужное, полезное или она банкротится?
Таким образом, когда вы слышите
утверждения о том, этот регион
экономически
несостоятельной или недостаточный, мы сразу четко знаем – этот человек
придерживаться имперской повестки дня.
Мы в какой-то степени все
являемся жертвами той
промывки мозгов, которая несколько столетий, на протяжении многих
поколений ведётся
в нашем обществе, когда за Россию выдавалось Российское государство или
то, что
называется Российским государством. Началось это еще с Карамзина,
который
назвал свой труд, посвященный истории страны – «История государства
Российского».
Ни в одной европейской нации не было такой истории. Все писали историю
Франции,
историю Англии, историю Германии, историю Италии, и так далее, как и в
других
регионах. Только в одном месте писалось не история страны, не история
общества,
а история государства. И главным идентифицирующим признаком, критерием
существования
оказалось государство. Это традиция, к сожалению, не была нарушена, и
продолжается до сегодняшнего дня. И даже такой казалось бы либеральный
человек как
Григорий Акунин назвал свою книгу «История государства Российского». То
есть
опять-таки «государства». Отказа от государства в понимании нашей
страны, так и
не произошло.
Надо вернуться к стране,
обществу, к людям. Не
важно кто вы и что вы делаете, главное чтобы было собственное желание,
чтобы
это было добровольно, чтобы это было собственное решение. Вот Швейцария
была
создана совершенно разными этническими, культурными, правовыми
общностями, где
есть и германоязычное, и франкоязычное, и италоязычное население. И они создали успешно действующую швейцарскую
федерацию,
в которой все части чувствуют себя прилично – никто никуда не
разбегаются. На
секунду представим себе: жители брянщины, гомельщины и черниговщины
образуют
единое государство, единую новую конфедерацию. Не важно как они себя
назовут государств
Десна, или государство Днепр. Всё... Начинается совершенно новая
общность. Она
не связана ни с этничностью, ни с языком, ни с культурой, ни с
религией. Просто
люди посчитали возможным, если они захотели – создать такое
государство. Могут
они это сделать или нет? Если идти по швейцарскому пути, безусловно
могут. Вот
тут мне кажется, не столь важно, кто уйдет или кто придет и когда это
произойдет, а важен принцип. Имеют ли право сами люди, жители страны,
граждане страны
принимать решение о своем будущем? Мы можем к этому относиться
по-разному – кому-то
это нравится, кому-то не нравится, но с чем, как мне кажется, все
согласны – люди
должны иметь право выбирать свое будущее: хотят они жить вместе или
хотят они
жить отдельно, они должны иметь это право. Они должны иметь возможность
посчитать
те выгоды или не выгоды, и плюсы и минусы, но окончательное решение они
принимают сами, и никто во всем мире не
может лишить их этого права. Если это решение будет ошибочным, да, это
ошибочно, и они должны нести ответственность за своё ошибочное решение,
также
как взрослые люди несут ответственность за другие свои ошибочные
решения. Если
оно окажется правильным – хорошо пусть оно будет правильным. Но у них
должно
быть это право. И этого право у них отнять никто не может. Это первое.
Второе. Образование новых единиц
– национальных,
территориальных, языковых, этнических, каких угодно, может происходить
и совсем
не по тем административным границам, которые существуют сегодня. Надо
себя
отдавать в этом отчет. И не по тем принципам, к которым мы традиционно
привыкли.
Потому что один из традиционных признаков это языковой и этнический. Да это очень важные критерии, важные принципы,
никто не спорит. Но это не единственный принцип. Германоязычные
швейцарцы и
германоязычные баварцы – у них язык практически один, но они живут в
двух
разных странах. Есть еще германоязычные австрийцы и так далее. Жители
франкоязычных кантонов Швейцарии в Женеве и жители соседних районов
Франции
говорят на одном и том же языке, но это
жители двух разных стран. Никто по этому поводу не расстраивается,
никто по
этому поводу не пишет страстных поэм или научных трактатов о распаде
Франции или
распаде Германии. Этого в принципе нет. И никто не пишет трактатов об
экономической достаточности Цюриха или недостаточности Цюриха по
сравнению с Мюнхеном
или Ротенбурга на Таубере. Нелепо. Поэтому
самое главное у людей должно быть это право. Какие решения они примут –
это их
решения.
Что касается Крыма, тут все
совершенно ясно, потому
что похищенное должно быть возвращено хозяину. После чего хозяин
решает, что с
этим делать. Нас просто там нет. России там просто нет. Российского
государства
там нет. С 1945 года, после второй мировой войны, в Европе, во всем
мире,
благодаря усилиям Организации Объединенных Наций взят за основу
международных
отношений принцип безусловного соблюдения международно-признанных
границ.
Российская Федерация подписала примерно 12 договоров
(международно-правовых
документов), в которых признала границу между Россией и Украиной, и с
тех пор
не подписала ни одного международного договора, который бы это отменял.
Так что
в данном случае, международное право остается действовать. Ничего
другого не происходит.
Что касается договора с Чечней
1997 года[3],
подписанного президентами двух государств Борисом Ельциным и Асланом
Масхадовым,
он остается действовать. Он был принят на хранение и Российская
Федерация его
не расторгла. Никаких решений юридического характера по поводу этого не
существует. Так что это действующий договор.
Что касается Дагестана и
других республик, известна
фраза Расула Гамзатова, по-моему 1989 года. Он
сказал: «Дагестан добровольного в состав России
не входил и добровольно из нее не выйдет». Расула Гамзатова с нами нет
сейчас, но
принцип, который он сформулировал очень четкий: «каждый человек и
каждый народ принимает
решение самостоятельно – он уходит или он остается». Вот это и является
самым главным.
Найдутся народы, которые захотят остаться. Найдутся народы или регионы,
которые
захотят уйти. У каждого должно быть это право!