ТРИБУНА РУССКОЙ МЫСЛИ №18 ("Уроки Гражданской войны")
социально-психологические уроки гражданской войны

Невыученные уроки Гражданской войны.


Владимир Петрович МЕЛИХОВ

Основатель и руководитель
Научно-исследовательского центра
по изучению истории казачества и
антибольшевистского сопротивления,
г. Подольск (Московской области)

 

Всё чаще и чаще в обсуждениях постсоветской истории России звучат параллели, которые проводят политики и общественные деятели, говоря о том или ином событии сегодняшнего дня, связывая его с историческими фактами и находя в них где-то внешнюю схожесть, а где-то более глубокую – идеологическую. Пошла волна протестной активности – «мы опять на пороге начала 90-х…»;  российские суды начали выносить беспрецедентные приговоры, как в части обвинения, так и в части присуждаемых сроков; тут же появились сравнения со сталинским 37-м и т.д. Сравнения отчасти верные, т.к. отражают общий вектор развития сравниваемых событий, но все они поверхностны и отражают лишь сравнение последствий, а не причин их вызвавших.

Понять же причины нынешних бед, которые могут в очередной раз привести страну и общество к катастрофе, можно только сравнивая эти события с такими же по масштабности трагедиями, через которые мы уже проходили в начале прошлого века, и преодолеть которые не смогли до сего дня: революция, гражданская война и узурпация власти большевистской кликой – события, отбросившие нашу страну на многие годы назад и прервавшие её дальнейшее цивилизационное развитие.

Уроки той трагедии, повлекшей за собой миллионные человеческие жертвы и лишившие оставшихся в живых возможности достойно обустраивать собственную жизнь, до сегодняшнего дня не только не изучены, но и не востребованы обществом. Стремясь в условное «светлое будущее», пестуя где корпоративные, где идеологические, а где и эгоистические цели, ни власть, ни общество, ни подавляющее большинство оппозиционных сил из числа тех, кто влияет на те или иные социальные группы, не обеспокоены осознанием прошлого трагического опыта, полагая, что за прошедшее столетие всё изменилось, а посему повториться не может. Безусловно, время сейчас иное, да и повториться оно в зеркальном отображении навряд ли сможет, но ведь неизменными остаются люди с их страстями, поведенческими стереотипами, психологией, движущими мотивами и теми же самыми пороками,  как и 100 лет назад. А что является самым главным в развитии общества, государства и его устройства? Это именно люди, общественная среда и те идеи, которые в ней преобладают. Именно эта совокупность факторов и определяет вектор развития, и как следствие - конечный результат жизни этого общества, государства и каждого отдельно взятого человека в нем.

Так каковы главные итоги той страшной эпохи в истории нашей страны, и почему сегодня они являются невыученными уроками, влекущими наше общество в очередную трагедию?

1. Одной из основных причин победы большевиков в Гражданской войне является поддержка обществом их идей и готовность  сражаться за эти идеи. Количество уверовавших в лживые посулы и откровенно популистские большевистские лозунги значительно  превосходило по численности антибольшевистские силы. Бόльшая часть рабочих и крестьян, часть интеллигенции и военспецов встали на сторону Красной Армии. В казачьих землях была обратная пропорция, и на борьбу с большевиками поднялось до 80% казаков. Будь сопротивление большевизму в российских губерниях, со стороны русского народа,  хотя бы вполовину таким же, как у казаков, Советская власть не продержалась бы и года и была бы разгромлена уже в 1918-м.

Основной причиной столь явной разницы в поведении первых и вторых является тот факт, что в казачьей среде не было иждивенчества и ответственность за обустройство личной жизни никогда не перекладывалась на структуру власти. Система власти формировалась самими казаками и в неё выбирались лучшие на равноправных условиях.  Между теми, кто выбирал (народом) и теми, кого выбирали (властью) – не было антагонизма, т.к. выбор этот делался осознанно и самостоятельно всеми  без исключения казаками.

Во-вторых, казаки являлись, в основной своей массе, людьми хозяйственно-самостоятельными. Безусловно, казачьи семьи имели разный доход – существовали и малые хозяйства, с небольшим доходом; были и покрупнее, приносящие доходы побольше; были казаки-купцы и промышленники, с доходами вполне высокими, но всех их объединяло главное  – они были собственниками своего дела, независимо от его размера.

Разумеется, существовало и множество других факторов, влиявших на выбор казаков в антибольшевистской борьбе, но два вышеуказанных являлись все-таки определяющими.

Именно эти принципы и должны были бы лечь в основу будущего построения России, после крушения СССР:

а) воспитание ответственности народа за формирование власти, научая его при этом определять лучших среди равных;

б) предоставление исчерпывающих возможностей для творческой самореализации всех граждан России, с появлением широкого слоя собственников своего дела, так называемого «среднего класса».

Ни первого, ни второго в постсоветскую первую десятилетку в полном объеме не произошло. А  уж за последние 20 лет всё делается прямо противоположно необходимому.

От формирования власти общество практически отстранено, следствием чего является всё больший антагонизм между обществом и властью, а средний класс, так и не встав на ноги, сегодня практически весь уничтожен и заменен монополистами из провластной олигархической финансово-экономической группировки.

В результате этого основная масса людей по уровню своего сознания пребывает в том состоянии, в котором она находилась и сто лет назад, создавая благоприятную почву для очередного тоталитарного режима, что в обозримом будущем с неизбежностью может привести к таким же последствиям, к которым пришел и советский режим.

2. Еще одним невыученным уроком Гражданской войны, ярко выраженным в сегодняшней жизни нашего общества, является поведение противоборствующих сторон.

Большевизм, играя на эмоциях и людских страстях, не останавливался ни перед какой ложью, взяв её на вооружение в виде основной пропагандистской уловки, идя на любые компромиссы, с одной стороны, и террор – с другой, преследуя только одну цель:  удержаться у власти и впоследствии, узурпировав её, подчинить своей воле всё население страны.

Это было то абсолютное зло, которое тогда, в начале ХХ века, должно было объединить в единый антибольшевистский фронт всех борющихся против него и ставящих для себя целью его уничтожение. Все остальные вопросы и разногласия по любым второстепенным вопросам  должны были быть вторичны и компромиссно решаемы с учетом интересов всех сторон. Однако такие компромиссы были отвергнуты вождями Белого Движения, в результате чего многие потенциальные сторонники стали их врагами, отвлекая на себя ресурсы и время, которых так не хватало в решающих сражениях с Красной Армией.

Нынешняя система власти, хоть и не является пока полным аналогом большевистской, но использует практически все те же методы формирования власти и постепенного удушения политической активности общества. Уж она-то уроки предшествующих периодов выучила превосходно и пользуется ими сегодня  с высочайшей эффективностью.

Чего нельзя сказать о тех, кто ей противостоит – о несистемной оппозиции, погрязшей в бесконечных склоках между собой, в отстаивании только своей, наиболее «правильной» по отношению к другим позиции и т.п.

Не имея четкого и ясного осознания необходимости объединения всех имеющихся протестных сил в единое целое, сегодняшнее оппозиционное движение, распыляя свои силы, погрязнув в склоках и дрязгах, повторяет ту же самую роковую ошибку Белого Движения, которая была допущена сто лет назад, и которая привела к столь трагическим последствиям. А в том, что они наступят – уже практически никаких сомнений нет, т.к. к сегодняшнему времени произошло самое печальное, что может произойти в народном сознании – это разделение общества по формирующимся «сословным» привилегиям, всё более отчетливо наблюдаемым в современном российском обществе. Именно такие, «сословные» разграничения были свойственны советской эпохе (советская интеллигенция, красные директора, парт номенклатура и т.д. и т.п.), когда «элита» стала воспроизводить себе подобных из своей же среды, уже имея опыт необходимого поведения и идеологического воспитания, накопленный  предыдущими поколениями.

Не имея никакого другого опыта, не желая рисковать своим влиянием и положением, нынешняя система власти идентично повторяет ту же самую ошибочную стратегию построения государства и власти в нем. Подавляющую часть творческой интеллигенции она приближает к себе через создание ей более благоприятных условий их деятельности, с довольно высокой финансовой поддержкой. Финансово-хозяйственная «элита», практически полностью захватившая все сегменты экономики, тоже создана из идеологически выверенного круга российских семейств. Управленческая «элита» сформирована по тому же принципу, вот только стимулируется она немного иначе – через крайне «одаренных в бизнесе» жён, сыновей, иногда – престарелых мам и отцов, которые создают довольно крепкий финансовый тыл этому сословию.

Конечно, между советской сословностью и нынешней – очень много различий, но различия эти внешние. Системно и идеологически они похожи точь-в-точь, и призваны защищать и отстаивать ту власть, которая их создала, и которой они обязаны своим положением.

Безусловно, подобная схема ведёт к вырождению нации. Задавленная часть общества будет деградировать вследствие невозможности самореализоваться, но деградировать будет и элитарная его часть, по той же причине. Зачем утруждать себя в обучении, проявлять смекалку и оттачивать мастерство, когда только факт рождения в «нужной» семье тебе уже открывает дорогу в любое учреждение или тот бизнес, который входит в круг интересов твоей группы.

Это очень опасный вектор развития нашей страны, так как он вновь создает довольно обширную среду, которая будет активно влиять на формирование общества, когда нынешняя власть окончательно обанкротится.

При этом события последних лет всё отчетливей указывают на то, что, несмотря на уже начавшееся банкротство нынешних властей и созданной ими системы управления российским государством, повторюсь – общество остается безучастным не только к судьбе самой страны, но и даже к своей собственной судьбе.

Разумеется, мы не можем с абсолютной точностью определить дальнейшее развитие событий. Однако, исходя из закономерностей исторического и общественного развития – как нашей страны, в её прошлом и настоящем, так и всей человеческой цивилизации в целом, мы можем только предположить, чем закончится этот очередной трагический путь.

1.    Внешне видоизменяясь и трансформируясь в те или иные формы, суть системы будет неизменной: удержание в своих руках политической и финансово-экономической власти в стране.

2.    Подобная форма управления порочна и уничтожает деловые способности, творческую и профессиональную самореализацию одаренной части общества, что неизменно вызывает спад экономической деятельности и конкурентоспособности с другими странами.

3.    Недовольство нищающего населения и выбывающего из экономики среднего класса и частного предпринимательства будет погашено еще большей активизацией действий репрессивного аппарата и усиливающейся пропагандой.

4.    До тех пор, пока финансовые резервы будут позволять системе содержать обслуживающие её аппараты подавления и манипулирования, серьезных изменений внутренней общественно-политической и экономической обстановки не предвидится. За исключением ужесточения давления на оставшиеся оппозиционные силы и отдельных активных граждан.

5.    Далее финансовые резервы начнут истощаться, и при их отсутствии начнет разрушаться ныне созданная система власти. Саморазрушение, в первую очередь, начнется с репрессивной структуры государственного управления, а следом за ней – и всей административно-хозяйственной вертикали власти.

6.    Появившаяся возможность относительно безопасной политической активности выплеснет наружу множество маргинальных сообществ – от крайне левых, до крайне правых, среди которых традиционно существующие оппозиционные движения (либерально-демократические) будут, в лучшем случае, на уровне середнячков.

7.    Далее наступает политический ералаш по достижению наибольшего влияния на общество – через слияние и конструирование новых политических тяжеловесов. Подобное будет под силу только бывшей путинской элите, обладающей неограниченными финансовыми ресурсами и теневым влиянием (через ФСБ) на вышеуказанные группировки.

8.    Наступивший к этому моменту экономический спад, с одной стороны, и беспросветность в жизни огромного количества молодых людей, с другой, вытолкнет на поверхность самую отчаянную часть этой молодежи в виде бандитских группировок, абсолютно аналогичных таким же, как в 90-е годы.

9.    Разваливающаяся правоохранительная система, с отсутствием в ней людей профессионально образованных и морально чистоплотных, не только не сможет эффективно противостоять нарождающемуся беспределу, но станет его частью.

10. Перцу в эту кашу добавят региональные и национальные элиты, также уже сформированные и живущие ныне за счет федеральных бюджетных средств, либо дивидендов от имеющихся в их руках экономического потенциала региона. К тому моменту первая часть их дохода иссякнет¸ а оставшаяся понудит их сражаться с новыми претендентами не на жизнь, а на смерть.

11. В подобной чехарде и в условиях якобы ниоткуда появившихся проблем, время «путинской стабильности» приобретет новое мифологическое обоснование, которое, скорее всего, приведет к власти тех лиц из прежней элиты, кто сможет консолидировать вокруг себя (как ранее, так и вновь образованные) политические сообщества, разделяющие принципы необходимости для России «твердой руки».

12. Если это произойдет (а вероятность этого близка к 100%), то наступит последний этап существования государства российского. Далее, теперь уже из-за полной экономической отсталости, монополизированной, а вследствие этого плохо работающей экономики, умерщвленной науки и исчезнувших научных и технологических школ – либо аналог Северной Кореи (что на такой территории создать практически невозможно), либо – начало формирования самостоятельных государственных субъектов, в которых будет происходить то, что сегодня мы навряд ли можем себе представить.

И все это будет являться платой за невыученные уроки истории, истории гражданской войны – платой за нашу сегодняшнюю необразованность и теплохладность.

Может ли измениться итоговый результат зреющей трагедии?  На мой взгляд, может. И хотя шанс совсем небольшой, но он есть, если все ныне существующие оппозиционные силы – от либералов до националистов – объединят свои усилия и направят их на решение двух главных вопросов:


В оглавление ТРМ №18