ТРИБУНА РУССКОЙ МЫСЛИ №19 ("Мировая, отечественная или гражданская?")
Историософия темы

«Реперные точки отечественной истории»*

Лекция о семи моментах истории России, когда все могло пойти иначе.

«История имеет сослагательное наклонение».

 

Николай Карлович Сванидзе

(1955-2024)

 

 1.    Принятие христианства. 988 год, князь Владимир Святой принял христианство в его восточноевропейском каноне. Именно этот духовный выбор означал приобщение к мировой цивилизации в её восточноевропейском византийском варианте. Письменность появилась, благодаря именно этому выбору. Появились писаные книги, прежде всего Священное Писание, ничего другого тогда не было. Однако надо отметить, что целиком приобщения к византийской культуре не произошло, потому что византийская культура, как наследница культуры римской, предполагала очень серьезную юридическую составляющую. В Византии было большое уважение к закону, к закону писаному. На Руси этого не было, было обычное право, то есть право не юридического писаного закона, а право обычая, право традиции. И это пришло с юга.

-----------------------------

Именно язык является ключевым фактором в формировании идентичности, культуры и общественных отношений. Язык формирует алгоритм поведения человека, несмотря на какие-либо иные факторы идентичности, включая религию.

2.    XIII век. Нашествие хана Батыя. Перед Александром Невским стоял цивилизационный выбор между Ордой и Ватиканом. Он сделал выбор в пользу Орды – в пользу самодержавия, жестокости, культа насилия. После «Стояния на Угре» в 1480 г., русские князья стали править, как восточные ханы. Эта традиция сохранилась и по сей день. И это пришло с востока.

3.    Петр I привнёс в Россию Запада производственные технологии, но не производственные отношения. И это пришло с Запада. Он ещё больше закрепостил крестьян. Заводчики при Петре покупали целые деревни крепостных и практически приковывали их цепями к станку. То есть технологии отдельно, отношения отдельно; производительные силы, как сказали бы марксисты, отдельно, а производственные отношения отдельно. Удивительно, он не видел связи между этим. Его интересовало как обрабатывать металл, а кто его обрабатывает, свободный человек или нет, это не важно.

4.    Первая мировая война. Точка бифуркации — это вступление России в Первую мировую войну, которое закончилось революцией. Вообще Первая мировая война привела к целому ряду великих последствий для всего мира, она привела к революции в России, к фашизму в Италии, нацизму в Германии, и в конечном счете ко Второй мировой войне, то есть все драматические, трагические глобальные последствия исторические XX века связаны с Первой мировой войной. Поэтому она именно на Западе считается Великой. Когда там говорят Великая война, имеется в виду Первая мировая. Кстати, англичане, французы в Первой мировой войне понесли больше потерь, чем во Вторую.

-----------------------------

Письмо кайзера Вильгельма своему кузену Ники – Николаю II, с мольбой не вступать в войну - ты отмени мобилизацию – я отменю войну), которое вручил лично камердинер Тетеревятников, не возымело на Николая никакого действия. Его сгубила алчность и глупость – он хотел получить Босфор, Дарданеллы и Константинополь – по этому вопросу у него была договорённость с Антантой.

-------------------------------

Ранее в такую ловушку («мышеловку») попался Николай I, ввязавшись в Крымскую (восточную) войну 1853-1853, позорно им проигранную, и ставшую причиной его безвременного ухода из жизни. А теперь в ней залез Путин, ввязавшись в Украинскую авантюру, которую называют «войной», но правильнее её называть «спецоперацией» по разделу России и Украины (однако в данном случае «царь» заранее знал о последствиях, и умышленно вёл страну к самоликвидации). 

5.    Гражданская война в России 1917-1922 гг. Следующая реперная точка — это гражданская война, которая могла закончиться двояко. Выиграли «красные», а могли выиграть «белые». В 1918 году у «белых» было стратегическое и оперативное преимущество. Однако «белые» пали по собственной глупости: 1). У них отсутствовала общая идея (идеология); 2). У них отсутствовала общая, централизованная организация и управление; 3). Их главный лозунг «За единую и неделимую Россию» был непонятен большинству крестьян и рабочих в отличие простых и понятных лозунгов большевиков «Землю крестьянам», «Фабрики рабочим» и т.п.

6.    НЭП и Сталин. Следующая точка бифуркации это 20-е годы, когда после смерти Ленина решался вопрос о том, останется ли НЭП и насколько. Ясно было, что он временный – это было временное ослабление после окончания гражданской войны, когда рухнула экономика, и народ голодал – страшный голод, пять миллионов жертв голода, прежде всего в Поволжье в 1921 году, каннибализм, ужас. Восстание в Кронштадте моряков, восстание крестьян в Тамбовской губернии. И Ленин, который еще не был, так сказать, на смертном ложе, был более-менее работоспособен, принял решение на X съезде партии в 1921 году ввести НЭП, новую экономическую политику. То есть позволить мелкому и частично среднему предпринимательству, прежде всего, крестьянам, возродиться, торговать хлебом по рыночной цене. И сразу все расцвело и заколосилось, какие-то ресторанчики, кафешки, появился хлеб, исчезла угроза голода. Это произвело сильнейшее впечатление на всех, кроме большевиков, которые решили, что земля уходит из-под ног. Но Ленин убеждал, что земля не уходит, потому что командные высоты остаются в наших руках. Так оно и было. Но Ленин умер, и к концу двадцатых годов (1928) руководство большевиков решало, по какому пути идти — оставить НЭП еще на несколько лет или завернуть его, и как относиться к крестьянам — позволить им врастать в социализм, как это предлагал Бухарин. Одним из главных теоретиков этого направления был потрясающий, мирового класса экономист Николай Чаянов, как и Бухарин, тоже убитый. Соперником их были теоретики радикальные коммунистические, главным их которых был Преображенский, но за ним стоял Сталин. Сталин, который взял у Троцкого, фактически уже к этому времени побежденного в борьбе за власть, взял теорию о том, что крестьян нужно сломать и крестьян нужно ограбить. Это была, в общем, теория Троцкого, что нужно выжать их, как лимон – капитализм откуда пошел, первоначальные накопления это колонии, у нас колоний нет; это эксплуатация рабочих, можно было эксплуатировать рабочих, но у нас рабочее государство; это внешние займы, но кто нам даст внешние займы. Значит, остается одна внутренняя колония — это крестьяне, вот их мы и должны эксплуатировать. И мы их будем эксплуатировать, потому что они мелкие собственники, они мелкая буржуазия, они к Советам относятся плохо, потому что Советы не признают собственности. Советская власть и собственность — это вещи несовместные, коммунизм и собственность. Мы собственности никакой не признаем, а крестьяне на этом стоят, они мелкие хозяйчики, поэтому мы их будем гнобить. Вот эта позиция победила, и это кончилось, конечно, победой Сталина над своими противниками. И страна покатилась в сторону радикальных изменений, в сторону насильственной коллективизации, раскулачивания, и дело кончилось страшным, еще более страшным, чем в 1921 году, голодом начала тридцатых годов. Вообще я должен сказать, что главное, если мы говорим о репрессиях, когда мы говорим репрессии сталинские, ленинские, мы, как правило, имеем в виду «философский пароход», или Большой террор 1937-1938 годов, о котором говорил Хрущев на XX съезде, когда он говорил о Сталине. И это террор, это страшно, это кровь огромная, но это нож, под который попали в основном люди городские – люди более-менее значительные, известные, с именами, ленинские соратники, скажем, или на те, кто на «философском пароходе» - цвет русской интеллигенции, которых мы знаем по именам. Но самые главные количественные репрессии — это репрессии в отношении русского крестьянства, которое вымирало от голода, которое было просто уничтожено при Ленине и Сталине абсолютно, просто уничтожено физически. Вот именно это миллионы людей, безымянных, неизвестных, которых только в святцах церковных сохранились их имена, только в книгах церковных. А церкви были разрушены в основном, поэтому их вообще не найти. Когда мы занимались этим в «Исторических хрониках», на Урале мы ходили по деревням, смотрели, там до сих пор сохранились следы этих людей, которые когда-то жили, работали, большие семьи. Их не стало, просто унесенные ветром. Именно это порой самые страшные репрессии. Действительно, коммунисты ненавидели крестьян, и они эту ненависть воплотили в жизнь и при Ленине, и при Сталине, и это самые главные, наверно, репрессивные последствия режима, это именно русские крестьяне.

7.    План реформ Берии. Последняя реперная точка - это короткий период после смерти Сталина, когда Берия представил план либеральных реформ, очень глубоких, очень серьезных, очень значительных. В этот план входило объединение Германии, возобновление отношений с Югославией, снятие ярма с русских крестьян, уменьшение налогов, демократизация информации и др. Но им не суждено было сбыться. Хрущев на XX съезде разоблачил Сталина, но не сталинизм. Система осталась, структура осталась. Те реформы, которые предлагал Берия (неизвестно, почему он их предлагал и реализовал бы он их) приняты не были. Его, кстати, в этом и обвинили, в том, что он выступает против партии, против коммунистических традиций. Хрущев, «разоблачив» Сталина, сохранил сталинскую систему. Этим он, конечно, замедлил распад системы сталинизма и обеспечил ее сохранение еще на долгие годы. То есть еще труп вот этот продолжал разлагаться вместо того, чтобы скинуть его просто и выкинуть из истории.


* Н.К. Сванидзе «Реперные точки отечественной истории». Лекция о семи моментах истории России, когда все могло пойти иначе. «История имеет сослагательное наклонение» (с сокращениями и комментариями). https://tvrain.tv/lite/teleshow/lectures_on_the_rain/svanidze-535072/

 

В оглавление ТРМ №19