Молчанием
предаётся Бог*
К вопросу о взаимоотношениях
Русской Зарубежной
Церкви с Московской Патриархией
(размышления священника)
Прот. Виктор Потапов*
Никто не служит
двум господам:
ибо или одного будет ненавидеть,
а другого любить;
или одному станет усердствовать,
а о другом нерадеть.
Не можете служить Богу и мамоне (т.е. земному — В.П.)
(Мф.6:24)
[...] В начале 20-х годов, ещё при жизни Святейшего Патриарха Тихона,
большевикам стало ясно, что физически уничтожить Православную Церковь
невозможно и даже невыгодно. Тогда решено было применить иную тактику —
Богоборцы поставили своей целью — склонить главенство Церкви к
сотрудничеству с
их режимом и в интересах этого режима, в первую очередь овладев всем
епископатом и клиром.
В числе документов, обнаруженных парламентской Комиссией Верховного
Совета
России по расследованию причин и обстоятельств государственного
переворота
(августовского путча 1991 г. ), фигурируют отчёты о деятельности 4-го
отдела
5-го управления КГБ СССР. Эти отчёты представляют собою богатый
материал для
историков Русской Православной Церкви, изучающих её судьбу в советский
период.
В них идёт речь о вербовке священнослужителей на службу
госбезопасности.
Согласно архивным данным, политика вербовки духовенства фактически
началась уже
с первых лет советской власти. Вот что по этому поводу говорится в
одном из
документов ЧК, датированном 1921 годом:
"Вопрос осведомительной и агентурной
работы по духовенству — самый больной в ЧК как по трудности его
выполнения, так
и по тому. что на него до сих пор большею частью ЧК мало обращала
внимания...
Что его нужно расшевелить и двинуть с места — это не подлежит никакому
сомнению. И для более быстрого и верного проведения в жизнь необходимо
на
первых порах принять следующие меры:
1. Пользоваться в своих целях самим духовенством, в особенности
занимающим
важное служебное в церковной жизни положение, как-то: архиереями,
митрополитами
и т.п., заставляя их под страхом суровой ответственности издавать по
духовенству те или иные распоряжения, могущие быть нам полезными,
например:
прекращение запретной агитации по поводу декретов, закрытия монастырей
и т.п.
2. Выяснить характер отдельных епископов, викариев, поощряя их желаниям
и
замыслам.
3. Вербовать осведомителей по духовенству предлагается после некоторого
знакомства
с духовным миром и выяснения подробных черт характера по каждому
служителю
культа в отдельности. Материалы могут быть добыты разными путями, а
главным
образом, через изъятие переписки при обысках и через личное знакомство
с
духовной средой.
Материальное заинтересование того или иного осведомителя среди
духовенства
необходимо, так как на одной этой почве ещё можно договориться с
попами, а
надеяться на его доброжелательное отношение к Советской Власти нельзя,
притом
же субсидии денежные и натурой без сомнения их будут связывать более с
нами и в
другом отношении, а именно в том, что он будет вечный раб ЧК, боящийся
расконспирировать свою деятельность [...].
Практикуется и должна практиковаться вербовка осведомителей и через
застращивание тюрьмой, лагерем по незначительным поводам, за
спекуляцию,
нарушение правил и распоряжений властей и т.п.
Правда, способ довольно ненадёжный и могущий быть полезным только в том
случае,
когда объект для вербовки слабохарактерный и безвольный. Главным
образом надо
обращать внимание на качественное состояние осведомителя, а не на
количественное. Ибо только тогда, когда завербованы хорошие
осведомители и
вербовка произведена со вниманием, можно надеяться черпать из той или
другой
среды нужные нам материалы". ( ЦА КГБ ф. 1, on. 5, пор. N 360, д.
360, 1921 г. секр. отдел, л. 6; подпись: Помошн. Уполномоч. Со ВЧК).
[...]
Вспомним нашумевший на весь мир секретный доклад 1974 года,
предназначенный
для ЦК КПСС, в котором откровенно говорится о полном тогда контроле над
Церковью Совета по делам религий (Вестник РХД, Париж, N 130 [1979] и
131
[1980]). Его автор, Василий Фуров, занимавший в то время пост
заместителя
председателя Совета, поделил церковную иерархию на три категории:
полностью
подчинённых госатеизму епископов, не совсем подчинённых и умеренно
сопротивляющихся попыткам Совета свести на нет влияние и деятельность
Церкви.
В фуровском документе нынешний патриарх
Алексий II включен в первую категорию. Об этой группе Фуров пишет,
что
это архиереи,
"... которые и на словах и на деле подтверждают не только лояльность,
но и
патриотичность к социалистическому обществу, строго соблюдая законы о
культах,
и в этом же духе воспитывают приходское духовенство, верующих, реально
сознают,
что наше государство не заинтересовано в возвышении роли религии и
церкви в
обществе и, понимая это, не проявляют особенной активности в расширении
влияния
православия среди населения" (Вестник РХД, № 130. с. 278).
Опубликованы и другие документы Совета по делам религий (Гласность,
Москва, N
13, декабрь, 1987), в которых идёт речь о доносительстве нынешнего
патриарха
Алексия II на митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена (будущего
патриарха).
На них Советом по делам религий поставлен гриф "доверительно" и
"строго конфиденциально". Эти документы вскрывают важнейшие механизмы
тогдашних взаимоотношений правящих иерархов РПЦ с представителями
"атеистического начальства".
Подлинность и фуровского отчета, предназначенного только для глаз
функционеров
ЦК КПСС, и "задушевных бесед" (доносов в Совет по делам религий)
нынешнего патриарха, не вызывают в настоящее время ни малейшего
сомнения.
Известно, что о. Глеб Якунин был приговорён к длительному сроку
заключения в
том числе за то, что предал эти документы гласности. Этой утечке
посвящён один
из "секретных" документов КГБ — письмо от 15 января 1982 г.
заместителя Председателя КГБ В.Чебрикова в ЦК КПСС на имя М.В.Зимянина
("Об утечке информации из Совета по делам религий при Совете Министров
СССР" N 97-4; архивный N ЦК КПСС 01425). Заканчивается сей документ так:
"Комитетом государственной безопасности параллельно проводятся
мероприятия
по выявлению канала утечки вышеупомянутых документов за рубеж и
установлению
лиц, причастных к этому".
В ходе "выявления канала утечки документов" на допросах в КГБ о.
Глебу Якунину обещали значительно сократить срок, если он только укажет
источник утечки этих документов, что о. Глеб категорически отказался
сделать).
Обнаружен и опубликован целый ряд других архивных документов,
свидетельствующих
о том, что многие иерархи Московской Патриархии одновременно являлись
агентами
КГБ, а отдельные, наиболее перспективные агенты госбезопасности были
продвинуты
на руководящие должности Московской Патриархии в качестве её иерархов.
В этих публикациях приводятся отрывки из рапортов "кураторов
церковных" руководству КГБ, свидетельствующие о степени внедрения
органов
госбезопасности в церковную среду. Приведём здесь лишь одну запись за
1987 год:
"Впервые в составе советской
делегации принял участие в генеральной сессии ЮНЕСКО агент "Адамант".
из числа иерархов РПЦ... Рассмотрено пять личных и рабочих дел на
агентов
террриториальных органов, рекомендованных для продвижения в руководящее
звено
Русской православной церкви. Начальник 4 отдела полковник
Тимошевский" (ЦА КГБ л.356 из отчета 4 отдела 5 Управления).
Воистину, "кадры решают всё". Примечательно, что агент
"Адамант", сиречь митрополит Ювеналий, согласно обнаруженным документам
КГБ, вместе с другими иерархами Московской Патриархии и руководителями
других
конфессий в бывшем СССР был удостоен грамоты КГБ СССР "за многолетнее
сотрудничество и активную помощь органам госбезопасности", 1985 г., л.
51.
Подготовлены записки в КГБ СССР о поощрении агента "Адаманта". Шугай.
В.И.Тимошевский.
Раскрыта и агентурная кличка другого видного церковного агента КГБ —
"Аббат". Эта кличка принадлежит Высокопреосвященному Питириму,
Митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому.
В еженедельнике "Огонёк" был разоблачён "агент Антонов" —
митрополит Киевский Филарет (Денисенко), Ему были посвящены три статьи.
Их
автор Александр Нежный заканчивает свою последнюю статью "Третье имя"
так: "При рождении Его Блаженство нарекли Михаилом, при пострижении в
монахи дали имя Филарет; третьим именем его назвали в КГБ". Вдумаемся в
значение этого третьего имени. Монах получает третье имя только при
пострижении
в великий ангельский образ — в схиму, а Его Блаженство и его собратья
по Синоду
это третье имя получили от КГБ при "пострижении" в агентурную службу
богоборческой империи зла (следует отметить, что "третье имя" будущий
агент КГБ сам себе выбирал и формально его получал, ставя свою подпись
на
документе о сотрудничестве). [...]
Парламентская Комиссия выяснила, что бывший представитель Патриархии в
США
архиепископ Климент (ныне Калужский) — агент "Топаз". Митрополит
Воронежский Мефодий до недавнего времени скрывался за кличкой
"Павел". Митрополит Филарет Минский "Островский". Покойный
митрополит Никодим Рогов — "Святослав", а патриарх Алексий II —
"Дроздов". Эта огласка, однако, нисколько не мешает им продолжать
свои обычные занятия — совершать богослужения, исповедовать верующих,
принимать
послов и других видных иностранных вельмож, созывать соборы и синоды,
осуществлять различные благотворительные акции. [...]
На собрании студентов Московского государственного университета глава
отдела
Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата митрополит
Смоленский и
Калининградский Кирилл (он же агент "Михайлов") заявил, что факт
встречи духовенства с представителями КГБ "нравственно безразличен"
(Бюллетень "Прямой путь", N 1-2, 1992 г.). [...]
* Фрагмент статьи, опубликованной в журнале «Грани» в 1992 году. Оригинал статьи на сайте: http://krotov.info/libr_min/16_p/ot/apov_v.html
* Виктор
Сергеевич Потапов (1948 г. р.) – митрофорный
протоиерей Русской
православной церкви заграницей, настоятель Иоанно-Предтеченского собора
в Вашингтоне, автор многочисленных статьей на богословские,
церковно-исторические и правозащитные темы. С сер. 1990-х прекратил
критиковать
МП, в 2005 г. активно выступил за подчинение ей.