Доверия к Российской Федерации не
будет никогда[1].
Михаил ПОДОЛЯК
Украинский
политтехнолог, журналист, антикризисный менеджер.
Советник руководителя Офиса
6-го Президента Украины Владимира Зеленского.
Ведущий: В результате 23-летнего отрицательного отбора, процессов стагнации и деградации, которые идут в обществе, мы имеем Россию такую, какую имеем. И вот как с этой Россией вести переговоры? Простите. Сегодня только ленивый не написал у себя где-нибудь там в Твиттере или Фейсбуке, а как же мы будем теперь с этими людьми, которые совершают такие преступления, как в Буче или как в Краматорске, договариваться о гарантиях безопасности?
М.Подоляк: Мы будем тяжело вести переговоры, но переговоры вести необходимо – это один из инструментов выхода из уже, по сути, глобального кризиса, из глобальной войны.
Я не совсем понимаю, почему страны мира еще делают вид, что эта война локальная. На самом деле она уже глобальная. Многие страны втянуты, многие теряют на этом уже что-то и буду терять еще больше, если это война затянется. Как ввести? Ввести на плохом эмоциональном фоне. Вернее для нас он очень понятен – этот эмоциональный фон, в котором находится украинское общество. Это фон кучи ненависти, он полон раздражения, он полон презрения к России, он полон понимания того, что это действительно чуждая нам цивилизация, которая должна находиться за гигантским забором, через который нельзя будет ни куда проникать. И кстати, надо будет об этом думать, чтобы граница между нами действительно было очень жесткая, и так далее. Что это совершенно разный народ, то есть никакого там братства и единства и так далее у нас никогда не было – это была всё фикция, которая была придумана, мифологизирована и так далее. У нас разное культурное и моральное воспитание. У нас разные матрицы. Мы все это прекрасно понимаем.
Тем не менее, переговорный процесс должен быть, потому что это один из обязательных инструментов. Мы все равно должны будем выйти на какое-то подписание.
Теперь, что касается конкретно договора о гарантиях безопасности. Это было интересное оформленное решение, придуманное Президентом Украины, потому что оно позволяет нам уйти от фиктивного двухстороннего договора о мире, который заключается обычно странами после окончания войны. Мы не хотим двухстороннего договора с Российской Федерацией понимая, что Российская Федерация абсолютно равнодушно относится к любым юридическим обязательствам. Российская Федерация в силу опять же своего низкого интеллектуального уровня, понимает только силовое давление. Так вот договор о гарантиях безопасности, где за столом будет сидеть несколько стран, а сейчас этим занимается Андрей Ермак, когда будут страны с мощными армиями, и они дают гарантии Украине в том, что на Украину нападать никто не будет, и будут опции, которые нужно будет выбрать этим странам, т.е. обязательства, которые нужно будет на себя взять. И в то же время Россия дает обязательства перед этими странами, что она нападать не будет. То есть, что она гарантирует ненападение не только Украине, как в стандартном двустороннем договоре, но и так как это многосторонний юридический договор, она гарантируете ненападение на Украину перед целым рядом стран, перед ну там 5, 7, 8, в зависимости от того, сколько стран захотят быть к странами гарантами. И таким образом, она будет понимать последствия нападения в следующий раз, и что Украина уже будет не одна стоять, а возле Украины будут стоять другие страны, которые будут иметь точно такие же ядерные компоненты в своих вооруженных силах, вооруженные силы будут полноценные, оружие будут иметь в большим-большим качестве.
Понимаете, почему нам тяжело воевать? Нам тяжело воевать, не потому что мы там чего-то не можем. Мы как раз, за счет того, что у нас геройские люди, один к десяти имеем затраты с их стороны людей, то есть они в 10 раз больше погибают. Нам тяжело воевать, потому что мы не милитарная страна. Мы не вкладывали столько денег на закупку техники и вооружений. Чтобы там не говорили сейчас наши люди о том, что надо было больше купить ракет, и так далее, сколько бы мы не купили, у нас и все равно было бы намного меньше, чем у России. Потому что Россия продавала все это время только свою ресурсность и вкладывала средства в военные технологии и накупала вот этот объем ракет, который она сейчас выпускает по нашим городам.
Ведущий: Но все-таки, извините мою назойливость, на ведь переговоры и договоренности, которые затем оформляются в какие-то официальные документы, это же вопрос доверия. А вспомним Бисмарка, который говорил, что «подпись России под какими-то соглашениями не стоит и бумаги, на которой она написана». Где взять доверие?
М.Подоляк: У нас доверия к Российской Федерации точно не будет никогда, и я думаю, что не только у Украины, но у многих стран, и его в принципе было очень мало, потому что страна, которая все время обманывает везде, даже в спорте постоянно мельдоний использует, доверия к ней не будет. Тем не менее, еще раз повторяю, у нас будет доверие к нашим странам партнерам, странам, которые возьмут на себя определенные обязательства, чтобы в следующий раз мы получили в течение очень короткого времени всю ту помощь, которую мы сейчас там с трудом в течение нескольких недель выцарапываем у наших партнеров. Мы хотим, чтобы эта помощь была здесь и сейчас. Мы понимаем, что Россия всегда будет агрессивна. Россия не может, вы же сами правильно сказали, исходя из своей деградации, она не может генерировать какие-то там другие формы сожительства с соседями. Она всегда будет пытаться отхватить кусок территории, потому что только это дает ей ощущение сладости бытия.
У нас доверие к Российской Федерации не будет никогда. Поверьте, и не только у нас, но и у Восточной Европы и у Европы в целом и так далее. Но тем не менее, у нас будет доверие к нашим партнерам, которые будут более активны в следующий раз, более активно стоять рядом с Украиной, когда возникает подобная кризисная ситуация. Для нас это немаловажно. Мы не хотим больше оставаться наедине с империей, вернее с недоимперией, которая все еще испытывает комплекс неполноценности из-за того, что она не может, извините меня, занять там какую-то маленькую часть территории. То есть у неё самой много своей неухоженной территории, где до сих пор канализации наверное нет, но вот они хотят почему то обязательно взять территорию, которая уже развита, цивилизованно по-другому выглядит, и превратить её в руины – то что они нам сделали с Киевской областью. Вот это надо понимать – различия между нашей цивилизациями и российской.
Ведущий: Михаил, но все-таки, переговоры идут?
М.Подоляк: Переговоры идут на тяжелом эмоциональном фоне, но они сейчас идут в рамках рабочих подгрупп, потому что все-таки это Международные правовые нормативы, которые должны быть положены в основу многостороннего Международного договора. Это все обсуждается на уровне экспертов, на уровне юристов, на уровне юридических консультантов, на уровне политических консультантов и так далее. Параллельно идёт работа на уровне политических советников с нашими потенциальными странами-партнерами, которые тоже сейчас все более и более жёстко относятся к Российской Федерации. Вы видите последние заявления и премьеров и канцлера ФРГ, и Премьера Британии, и министра финансов Франции, и самого президента Франции о том насколько сильно ситуации в Буче, а теперь в Краматорске, подрывают окончательные остатки какого-то желания говорить с Российской федерации в цивилизованном формате. Но эта работа идет, то есть собственно переговорный процесс на уровне юридических и политических советников.
[1] Интервью на канале «Украина 24» от
9 апреля
2022 г. Ведущий Е.Киселёв https://www.youtube.com/watch?v=vP5X7DM9Df8