ТРИБУНА РУССКОЙ МЫСЛИ №2/2002
О ГЛАВНОМ



Беседа с Высокопреосвященнейшим Митрополитом ЛАВРОМ Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей.

(25 марта 2002 года).

 

        Святый Владыка! Вчера Православная Церковь служила чин Торжества Православия. Была провозглашена Анафема всем еретикам и отступникам истинной Православной Веры. Православие в России, со времен крещения Руси св. равноапостольным князем Владимиром, было основой Российского государства. На Православии зиждилась Российская государственность. Отступление от идеалов православия привело к падению Российского государства, повергло страну на десятилетия в пропасть бездуховности и стоило жизни десяткам миллионов русских людей.
        Сегодня мы являемся свидетелями духовного возрождения России. Однако много еще проблем остается нерешенными и много задач предстоит решить. Поэтому, сегодня, с Вашего высочайшего благословения, мы хотели бы задать Вам несколько вопросов, в основном, связанных с темой «Православие и государство».

Вопрос:
        Мы знаем, что Вы родились не в России и весь Ваш жизненный путь служения Богу проходил за ее пределами. Мы также знаем, что Вы пламенно любите Россию и возносите свои святые молитвы «о страждущей стране российской и православных людех ее во отечестве и в рассеянии сущих». Что лежит в основе Вашей любви к России и русскому народу?

Ответ:
        Да, действительно, родился я на Карпатах и вся моя жизнь протекала вне России. Но я рос и жил всегда вместе с русскими людьми – с одиннадцати лет в монастыре преподобного Иова Почаевского (Ладомирово) на Карпатах, основанного начальником Печатни Почаевской лавры, а затем, начиная с 1946 года – в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США), куда я выехал вместе с насельниками монастыря преподобного Иова Почаевского. Меня воодушевляли в нашей миссионерской церковной работе – приснопамятный архиепископ Виталий (Максименко), архиепископ Аверкий (Таушев), мои духовные отцы – игумен Филимон Валаамец, архимандрит Киприан (Пыжов) и другие. Все они были истинно русскими людьми.
    Вообще, невозможно провести грань между карпато-россами и русскими людьми. Несомненно, карпато-русский народ является частью русского народа. Именно с Карпат славянские племена пришли на территорию теперешней России, создав впоследствии могущественную Русскую Державу - великую Российскую Империю.
        Я благодарен Господу за то, что смог посетить Россию и побывать в тех местах, где подвизались многие великие российские подвижники и там поклониться святыням. После перестройки я побывал в Почаевской лавре, Валаамском монастыре, в Александро-Свирской обители, и многих других святых местах. Но особенно я благодарю Господа, что Он сподобил меня посетить Соловки, где новомученники российские своими страданиями освятили русскую землю.
        Карпато-россы всегда стремились к единству с русским народом и все время жили с надеждой и думой о том, чтобы быть вместе, хотя русский народ и народ на Карпатах и Западной России были оторваны друг от друга в силу чисто политических обстоятельств… В начале XX века карпато-русский народ не был в составе России, а оказался в ее составе уже после той трагедии, которая постигла Россию при коммунистах. Этот опыт оказался не очень положительный для карпато-русского населения, как и для других соседних народов, оказавшихся под влиянием коммунизма уже после 1948 года. Да, это был не очень хороший опыт. Народы ждали прихода русских, - думали, что придут русские такие, какие они были во времена Российской империи, во времена царской России, как это было до Первой Мировой войны, а оказалось, что в результате прихода русских, люди попали в лагеря и подверглись всяким преследованиям. Так что опыт был не особенно хороший.
        Но несмотря ни на что, я Россию любил, люблю, и стараюсь как можно больше узнать о России и как можно больше сделать для нее.

Вопрос:
        Какие, с Вашей точки зрения, наиважнейшие задачи стоят перед Российским народом в настоящее время?

Ответ:
        Вы сказали, что сейчас в России идет возрождение. Возрождение вероятно идет, но я бы сказал, из моих коротких наблюдений, сделанных во время посещения России, что возрождение идет довольно медленно.
        Более 80-ти лет верующие русские люди молили Господа освободить Россию от ига безбожной власти, и Он услышал их молитвы: без всякого действия извне, без кровопролития, внезапно рухнул коммунизм. В России происходит духовное возрождение – пусть не так быстро, как хотелось бы – но оно есть; этот процесс идет из среды простого верующего народа, поднимается в ряды духовенства и постепенно проникает в епископат. Те люди, которые как-то связаны с церковью и находятся при храмах и монастырях, конечно, вносят наибольший вклад в духовное оздоровление общества – воцерковляются сами и помогают воцерковлению других людей. Мы все являемся свидетелями начала того духовного возрождения, о котором предсказывали некоторые святые революционного времени. Остается нам лишь благодарить Господа за это чудо и терпеливо ждать дальнейшего духовного оздоровления.
           Но все-таки, наиболее важной задачей является воспитание детей. Православное воспитание детей должно быть организовано в школе. Это наиважнейшая задача. Начинать надо постепенно, с воспитания детей в церковно-православном духе. Когда они вырастут, они своих детей также будут воспитывать в церковно-православном духе, тогда и будет возрождение, - русское духовное возрождение, возрождение того начала, которое было заложено Св. равноапостольным князем Владимиром. Необходимо обратить на это внимание в первую очередь.

Вопрос:
        Россия сегодня, как и во все времена, - государство многонациональное, в котором русские составляют более 80% населения. Исконной религией русских людей являлось Православие. Вместе с тем, на территории России действуют и другие религиозные конфессии, как то – ислам, иудаизм, буддизм и др. Мы знаем Вашу принципиальную позицию в отношении экуменизма. Каково Ваше мнение по вопросу взаимоотношения Православной церкви с другими религиозными конфессиями на территории России?

Ответ:
        Я думаю, что встречаться и говорить о вопросах касающихся взаимной общественной жизни, устройства этой жизни – необходимо; этого не избежишь. Надо считаться с условиями, в которых мы живем. Но при этом, мы не должны забывать о тех вечных задачах, которые поставил перед своею Церковью Господь Иисус Христос.
        Это, как мне уже приходилось говорить ранее, во-первых, проповедь миру Христова Евангелия, во-вторых, духовное окормление народа Божия и, в третьих, молитвенное покаянное ожидание Второго Славного Пришествия Господня.
        К сожалению, мы, современные православные христиане, часто забываем об этих действительно важных задачах. Мы сосредоточиваем свое внимание на временном и преходящем, очень много времени тратим на пустые споры, забывая, что нам отпущено время на покаяние…
    Ныне наша Русская Зарубежная Церковь подвергается нападкам по той причине, что она чужда, как крайностей экуменизма и модернизма, так и крайностей фанатизма и гордого самодовольства. Одни тянут нас к слиянию с новым мировым порядком, другие призывают анафематствовать всех и вся. Ни по тому, ни по другому пути, мы пойти не можем. Идти средним царским путем, каковым идет наша Церковь, трудно, но мы, если Господь не оставит, постараемся и впредь не уклоняться от этого пути.
        Конечно, мы не посягаем на инославных, но и они не должны посягать на нас и на нашу веру. Всем надо жить так, как жили при императорской России, и не стараться вводить что-то обще-уравнивающее или какой-либо контроль. Это должно быть совершенно исключено. Повторяю, мы не против, чтобы иметь бытовые и деловые отношения с неправославными. Но ради угождения людям, мы не должны идти на компромиссы, и должны открыто свидетельствовать об истинном неповрежденном и чистом Православии.
    Православные защитники экуменизма часто говорят о любви, но истинная любовь к инославным и иноверным, в том, чтобы прямо назвать ересь – ересью, а истину –истиной. Пора бы понять, что экуменистическое сознание пагубно влияет на народное самосознание русских. Невозможно совмещать красивые слова о святой Руси с участием в экуменистическом движении. И никакие оправдания о проповеди Православия на экуменистических собраниях не могут обелить тот страшный вред, который приносят на русскую землю и в русские умы проповедники экуменизма.

Вопрос:
        Современная печать сегодня уделяет много внимания обсуждению вопросов так называемой «глобализации». Много говориться об установлении Нового Мирового Порядка. Каковы с Вашей точки зрения роль и место Православной церкви в происходящих процессах? Можно ли сказать, что Православная церковь сегодня играет роль «удерживающего»?

Ответ:
        Вселенский принцип удерживающей православной государственности был осознан многими людьми задолго до возникновения Руси и в этом смысле – это не просто наше русское изобретение. Поскольку Закон Божий един для всех людей и народов, из него вытекает и единый для всех идеал государственного устройства, удерживающего мир от зла. Тема эта неоднократно рассматривалась в трудах архиепископов Феофана (Быстрова), Серафима (Соболева), свт. Иоанна (Максимовича), Аверкия (Таушева), архимандрита Константина (Зайцева), иеромонаха Серафима (Роуза) и других мыслителей Русской Зарубежной Церкви.
        Быть православным христианином в настоящее время очень и очень трудно. В современном мире, мы имеем дело со скрытыми гонениями на Христианство, и, в частности, на Православие! По моему личному мнению, которое я никому не навязываю, но, на которое имею право, - обновленчество, новостилие, подчинение церковного руководства безбожной власти, экуменизм, модернизм, глобализация – это все звенья одной цепи, это духовное гонение, которое опаснее физического, - это путь к новому мировому порядку, т.е. к царству антихриста. Противопоставить этому новому антихристианскому порядку мы можем только Православие, с его необоримой духовной силой, с его таинствами, с его Богооткровенной истиной. В области же политической, антихристианский порядок может быть до срока удерживаем только монархической государственностью, основанной на Святом Православии.

Вопрос:
        Мы знаем, что, являясь много лет ректором и преподавателем Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле, Вы прививаете своим ученикам любовь к Православной вере, к Православию, как основе государства и государственности. «Симфония» во взаимоотношениях Православной церкви и Государства дала небывалый подъем величия Российской Империи. Каково значение Православной церкви в деле укрепления государственности в России в настоящее время?

Ответ:
        Православная церковь не может быть безразличной к тому, какой государственный строй будет в России. Русским людям следует руководствоваться, касательно вопроса о будущем политическом строе России, Божественным откровением, учением св. отцов Церкви о царской власти и учением тех великих сынов России, мудрость которых и любовь к России всем нам хорошо известна.
        Мне вспоминаются слова Иосифа Муньоса, в 1997 году замученного врагами Православия, хранителя нашей чудотворной мироточивой Монреальской иконы Иверской Божией Матери, и погребенного у нас в Джоданвилле. Он говорил: «Россия была великая империя, самая большая, могучая, она дала миру несравненную ни с чем красоту... У нее симфония между Церковью и государством была настоящей, и поэтому ее разрушили. Думаю, что Господь допустил страдания при коммунизме отчасти для того, чтобы русские не погибли в ужасном материализме. Россия должна воскреснуть сильной духовно, потому что нет ни одного уголка в России, который остался бы не омытый кровью мучеников. Кровь мучеников - семя христианства. Эти семена дадут всходы, Россия воскреснет и своим светом будет освещать весь мир, потому что нет ни одного народа, который так бы пострадал за Христа, как русский... Когда Россия воскреснет, она действительно заслужит звание Святой Руси, Дома Пресвятой Богородицы».
      Вместе с тем, как я уже сказал, церковь должна стоять на страже, в первую очередь, православно-церковного воспитания молодежи. Она конечно должна реагировать на все искажения, которые происходят в жизни, на нарушение морали, нарушение чисто человеческих, моральных законов и принципов. Если церковь не будет смотреть и заботиться об этом, то конечно государство, или так называемые лидеры государства, или политики могут далеко завести, и народ может пострадать, и это может привести к таким последствиям, которые вызовут новую мировую войну.

Вопрос:
        В нынешний век, очень многие люди чрезмерно увлекаются совершенствованием материальной стороны своей жизни, к сожалению, забывая о духовной стороне. Быть банкиром, бизнесменом, менеджером, для очень многих людей в России стало идеалом жизни. В этой связи, что бы Вы могли посоветовать молодому поколению в России, родившемуся в этот бурный век перемен, во время, когда в России принципиально изменилось отношение к вопросам экономики и собственности?

Ответ:
        Мы очень быстро забываем уроки истории. Ведь в основе всех войн и жестокостей было стремление к захвату власти и материальных ценностей. Для этого люди придумывали различные идеологические мотивы и теории, но суть от этого не менялась. Люди грешили и нарушали заповеди данные нам Господом нашим Иисусом Христом. Мир утопал в крови и жестокости, но люди не хотели прислушаться к голосу Божьему, призывающему: «Не убий; Не украдь; Не пожелай дома ближнего своего, не пожелай жены ближнего своего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исход, гл.20). «Не можете служить Богу и маммоне»; «не заботьтесь для души Вашей, что нам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться», но «ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Матф. 6).
        Вместо любви к Богу у людей возникает зависть к Его всемогуществу и горделивое чувство соперничества, они захотели сами стать «как боги». Так в мире нарушается первичная гармония и в нем появляется зло - те духовные силы, которые противятся Божественному замыслу и враждуют с Ним, соперничая затем за власть над людьми, и, увлекая их на путь грехопадения, то есть греховного своеволия и гордыни («будьте, как боги» - Быт. 3:5).
        Я бы посоветовал молодому поколению, во-первых, держаться христианских принципов Православной Церкви и не гнаться за стяжанием материальных благ, но стараться стяжать благодать Святаго Духа, заботиться о своей Родине, о своем государстве, чтобы государство было бы обеспечено всеми необходимыми правами и не только правами, но чтобы было устроено цивилизованно, культурно, и на пользу всем. И, конечно, каждый молодой человек, в первую очередь должен думать о совершенствовании своей души, а потом уже обо всем остальном.

Вопрос:
        Одной из задач, которую ставит перед собой журнал «Трибуна Русской Мысли», является - содействие сближению россиян «в рассеянии сущих». Мы хотели бы, чтобы люди, живущие в России, знали о мыслях и чаяниях своих соотечественников, волею судеб, оказавшихся за рубежом, и наоборот. В этой связи, чтобы Вы хотели пожелать читателям нашего журнала и его создателям?

Ответ:
        Сейчас, когда продолжают действовать силы, стремящиеся разделить русских людей и навязать им чуждые их историческим традициям учения и вероисповедания, очень важно говорить о необходимости сплочения русских людей в России и за границей, как главного условия для воссоздания крепкой российской государственности. Совершенно очевидно, что не существуют других способов объединения русских людей, кроме как сплочения их вокруг Православия, как исконной Богом данной русскому народу веры. Много слов сейчас говориться о путях возрождения России, но, к сожалению, мало говориться о том, что никакие политические или экономические модели не позволят возродить былое могущество Русского государства, до тех пор, пока российский народ не вернется в лоно Православия.
        Это очень важно и мы всячески будем приветствовать любые усилия, направленные на объединение русских людей вокруг Православия. В этом смысле мы приветствуем выход в свет нового журнала «Трибуна Русской мысли».
        Хотелось бы пожелать, чтобы на страницах журнала появлялись статьи, которые бы освещали жизнь и труды видных представителей, как русского зарубежья, так и России, которые жили и подвязались там. Можно приводить много полезных примеров из жизни новомучеников и исповедников и не только церковных людей, но и мирян, которые спасались тем, что помогали людям, попавшим в беду. За границей также были такие выдающиеся люди, с жизненным путем которых тоже надо знакомиться. Любовь к Господу Богу нашему, примирение и православное единомыслие – основа всей их жизни и творчества.
        В заключение хочется выразить надежду, что все русские люди встанут на отцовский путь православной соборности, оставят вражду и разногласия, покаются перед Богом, испросят друг у друга прощения, и тогда наша общая Русь вновь назовется Домом Пресвятой Богородицы.

В оглавление ТРМ №2/2002