ДУХ ГРАЖДАНСТВА
Служение Отечеству земному и небесному
Любовь к отечеству – способность, данная нам от Бога. Этот дар, ниспосланный свыше, соединяет граждан в народ и сплачивает соотечественников, сближает народы и национальные культуры, дает силы государству устоять в годы мировых потрясений и войн перед натиском врагов.
Но кроме земного, есть еще Отечество небесное. Любовь к Граду Божьему – высшее из человеческих проявлений и высшая награда, которую можно получить при жизни. Это свет, льющийся изнутри и раскрывающий в человеке внутреннего человека, его глубинно-духовную связь с Отцом небесным. Чтобы понять, почему нельзя противопоставлять служение отечеству небесному и отечеству земному, достаточно вспомнить слова Христа, обращенные к каждому из нас и записанные в наших сердцах: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15.13).
Патриотическое воспитание – это самый естественный путь, который должен пройти всякий человек, открывающий в себе талант гражданственности. Талант этот сродни любому другому дарованию, которое нуждается в поддержке и бережном взращивании. Пожалуй, к таланту гражданственности, не в меньшей степени, а, может быть, даже и большей, чем к иному дару, относятся слова Спасителя: "Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет" (Матф.25.29).
Гражданин, лишенный чувства гражданственности, более обделен, чем тот из наших соотечественников, кто не по своей воле лишен гражданства. У первого также разорвана связь со своим отечеством, но этот разрыв опаснее, поскольку необратимо утрачено не внешнее, формальное отношение человека и государства, которое еще можно восстановить, а внутреннее, духовное родство. Воистину, у неимеющего отнимется и то, что имеет… Но страдает не только человек, лишенный любви к отчей земле, но и само государство, если оно забывает о своем долге перед поколениями, создававшими его. Нет и не может быть на земле такого государства, которое сохранилось бы на политической карте мира, не заботясь ни о собственном воинстве, ни о поддержании и укреплении духовного единства народа. Недалеко то время, когда и Россия подходила, казалась, к самому краю пропасти.
Ê сожалению, последствия уже нанесенных нравственных разрушений слиøêом масштабны, чтобы надеяться на легкий путь к возрождению. Но об этом следует говорить прямо, если мы хотим, чтобы православно-патриотическое воспитание прèíесло добрые плоды уже в нынешнем поколении. Потрясения, через которые прèøлось пройти российскому государству и обществу, больно ранили гражданские чуâñтва россиян. Назову три основных, воистину сокрушительных удара по устоям нàðодной жизни, по ее сердцåâине.
Первый – эпоха государственного атеизма и богоборчества. Ее результаты иçâестны – это, прежде всего, искусственная пропасть между гражданством земным и небесным. Эта эпоха породила лжепатриотов, не почитающих собственной истории и предающих на поругание святыни своего народа, истребляющих светочей духовнîñти. Вся история гонений на христианство не знала такого варварства и насилия над верующими, какими было отмечено двадцатое столетие в России. Нескоро заживут раны. Чем заполнена эта пропасть сегодня, мы знаем и знаем очень хорошо – духоâíым оскудением и так называемым «нравственным плюрализмом», а если быть более точным – пустотой, готовой впитать в себя любую грязь. Признаем теперь, что богîáорческая деятельность государства по самой сути своей антипатриоти÷íа.
Второй удар – явное или неявное, сознательное или неосознанное пособничåñтво в распространении чуждых верований, опасных ересей и неоязычества. А язычåñтво многолико – в своих новых обличиях оно предстает иногда и как ярый защитник национальных интересов, рядящийся в патриотические одежды, и как воспитатель юношества, и как едва ли не высшая форма толерантности – равного уважения ко всем без исключения проявлениям религиозного и культурного многообразия.
Почему же ни Православие, ни другие традиционные конфессии, исторически представленные в России, не принимают подобной версии толерантности? По одной простой причине: за подобной веротерпимостью в действительности стоит или воиíñтвующее безбожие, или нетерпимость к единобожию и стремление широко открыть двери страны для деструктивных культов, в том числе и сатанинских, что для веруþùего человека является не чем иным, как богохульством. Церковь не выступает прîòив терпимости к иноверию и многоликости культурных форм, но она решительно против насаждаемых сегодня представлений о толерантности, которая, якобы, несîâместима с идеей сохранения канонического пространства и задачей укрепления нàöиональной культуры. С точки зрения Церкви и с позиций национальных интересов стремление разрушить изнутри пространство традиционных культурообразующих конфессий, как и любое поклонение кумирам и пособничество адептам новых культов – это не что иное, как предательство отечества – и земного, и небесного. По сути, пîñтоянно возобновляющиеся попытки навязать России идеологию духовной всеядности – повторение в новых условиях уже пройденного нашей страной горького опыта государственного атеизма и богоборчества. В этом контексте следует рассматривать и наше отношение к прозелитизму на канонической территории Православия со сторîíы Римской католической церкви.
Свежий пример насаждения вероотступничества вместо веротерпимости: сегîäня мы говорим о необходимости патриотического воспитания и в то же самое время принимаем федеральную программу формирования установок толерантного сознания в российском обществе на 2001 - 2005 годы, к разработке которой не привлекались представители традиционных конфессий, хотя она посвящена, прежде всего, веротеðïимости…. Вся история многонациональной России подтверждает тот факт, что вîïросы патриотического воспитания и толерантности не должны рассматриваться изîëированно друг от друга, без опоры на вековые традиции культурного сосуществовàíия семьи российских народов и без необходимых консультаций с деÿòелями церкви.
Третий удар по патриотизму – гибельный распад той духовной общности, которая была краеугольным камнем нашей государственности. Трагедия развала нåêогда могущественной страны, разделение славянских народов и внутреннее разделåíие в каждом из них прошла через сердце каждого человека, сделала наш мир более опасным и менее предсказуемым.
Не случайно подавляющее большинство граждан современной России очень хорошо чувствует острую потребность в восстановлении тесных взаимоотношений между Русской Православной Церковью и государством, Церковью и российской аðìией. Они знают, что вся военная и экономическая мощь страны – ничто, если общåñтво оказывается не способным защитить себя от агрессии в области духа. О том, иçìеняется ли к лучшему духовный климат в российском обществе в целом и в армеéñкой среде, в частности, можно судить по многим признакам. Среди добрых и знакîâых перемен – создание необходимых условий для беспрепятственной проповеди Слова Божия в армии, открытие храмов, в том числе – храмов походных, распрострàíение среди военнослужащих духовной литературы и, наконец, главное – беспрепяòñтвенное осуществление священнослужителями своих пастырских обязанностей в войсках. Особенно важным является пастырское окормление воинов, выполняющих свой долг перед отечеством в так называемых горячих точках, поскольку их служба сопряжена с постоянной опасностью, риском для жизни.
Церковь не забывает воинов-героев – и рядовых солдат, и полководцев – не чåðез годы, ни через десятилетия, ни через столетия. Все, наверное, знают о том, что в августе прошлого года был причислен к лику праведных местночтимых святых Сàðанской епархии адмирал Феодор Ушаков. Его подвижнические труды в служении Отечеству и народу Божиему, благочестивая жизнь и праведность, милосердие и сàìоотверженный подвиг благотворительности явили великий пример истинного паòðиотизма.
Символично, что в наши дни происходят глубокие сдвиги и в понимании задач военного образования. Так, при богословских институтах открываются центры духоâíого образования военных, а в военных учебных заведениях – факультеты правослаâíой культуры. Посещение занятий на этих факультетах является добровольным. Подобные факультеты уже действуют в Академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, в Военной академии ПВО Сухопутных Сил Российской Федерации, в Свято-Тихоновском православном богословском институте. По мнению многих представителей командного состава армии, с позицией которых мы солидарны, существенным звеном военного строительства должно стать повсеместное возрождение института военных священников. Эта цель представляется нам вполне достижимой по трем причинам:
О растущем доверии населения России к церкви и армии красноречиво говорят, кстати, и результаты ряда специально проведенных в последнее время социологических опросов. Граждане России, в души которых из года в год, из десятилетия в десятилетие всеми способами пытались вложить неуважение к религии и духовенству, а, позднее, и к воинской службе, доверяют сегодня больше всего именно церкви и армии. И доверие это вполне обосновано. В многотрудном деле военно-патриотического воспитания и в становлении гражданского самосознания общества, в искусстве врачевания социальных язв и в социальном служении надежным союзником государства всегда была и будет Церковь. На протяжении многих веков она поднимала дух воинства, поддерживала воинскую доблесть и благословляла россиян на ратный подвиг, вселяла чувство любви и глубокого почтения к защитникам Отечества. Сотрудничество Православной Церкви и воинства столь же органично, как сочетание мудрости и силы.
Правда гражданства – в различению добра и зла
Выдающийся богослов митрополит Московский Филарет поучал: «Не страшись опасности, подвизаясь за правду: лучше умереть за нее, нежели пережить ее. Искупи кровью для потомков те блага, которые купили для тебя предки. Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом: умри за веру и Отечество, – ты на небе приемлешь жизнь и венец!».
На эти слова откликаются сердца патриотов России. А их немало и в российских землях, и за рубежами отечества. Талант гражданства на Руси – не исключение из правил, а едва ли не главная особенность всего нашего народа. Не случайно издревле православный народ называли народом-государственником. Самые трудные и горькие испытания не иссушили этот редкий дар – врожденную способность и готовность к соборному строительству общенационального государства. Не истребили в людях этой способности даже чудовищные превращения, которые претерпело само российское государство в двадцатом веке, став на многие десятилетия едва ли не главным разрушителем духовных устоев народной жизни, гонителем веры и церкви.
Но народная душа бессмертна, и в этом бессмертии – залог восстановления и процветания великого российского государства. Национальный дух и сегодня – благодатная почва для добрых посевов. Да только некоторые сеятели, кажется, забыли свое ремесло и призвание. Они бросают в подготовленную почву, зачастую не ведая, что творят, то сорняки, то зубы дракона. А пора бы усвоить вечную истину: что посеешь, то и пожнешь. Как не вспомнить здесь притчу, рассказанную Христом своим ученикам: "Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы». Придет час, и Господь сам отделит зерна от плевел: «Во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Матф.13. 24-26, 30)
В деле патриотического воспитания также немало плевел, и уже настало время определить четкую государственную позицию в сфере становления гражданского самосознания. Определить с учетом наших вековых культурных традиций и национальных интересов, со знанием предмета и, прежде всего, – тысячелетней истории российской государственности. Не резон нам механически копировать чужой и чуждый нашей многонациональной культуре опыт. Пример, лежащий на поверхности: культ насилия, характерный для многих армий мира, и жажда личного самоутверждения любой ценой все чаще и у нас интерпретируются как атрибуты сильной личности и чуть ли не как образцы подлинной гражданственности. У православных людей другие ценности. Достаточно вспомнить пророческие слова: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» (Откр.21.10).
А чего стоят многие учебники, в том числе и учебники по граждановедению? Некоторые из них начисто лишены главного, что делает человека гражданином – уважения к духовным истокам национальной культуры. Они похожи на плохой перевод и возвращают современную молодежь к эпохе языческого поклонения кумирам. Но даже если искусно заменить чужих кумиров на доморощенных, положение дел не изменится. Для истинно верующего человека любые кумиры – чужие. И в этом вся тайна подлинного патриотизма, не противопоставляющего любовь к земному отечеству и любовь к отечеству небесному. Не сложно предугадать, чего будет стоить забвение этой простой истины. Цена забвения слишком велика – потерянные поколения, впустую растраченные силы, невостребованные таланты.
Будущее государства российского как никогда прежде зависит ныне от тех, кому мы вручаем для попечения молодые души. Как точно и современно звучат для нас слова святого апостола Павла «судя по времени, - говорил он, - вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.11–14).
Нет правды в демагогических рассуждениях о том, что гражданство и патриотизм канули в лету на рубеже тысячелетий, а новый век – эпоха антигражданства и торжество космополитизма, не признающего никаких границ – ни государственных, ни нравственных. Даже там, где расширяется глобальное сотрудничество и границы становятся все более прозрачными, не должна оскудевать любовь и привязанность человека к родной земле. Иначе погибель ждет и землю, и тех, кто на ней живет. Даже в эпоху так называемого глобального мира народы сближают не только корыстные интересы, будь то финансовые выгоды делового сотрудничества или даже забота о коллективной безопасности перед лицом все новых угроз. История учит, что такое сближение – союз на время, ибо именно корысть и страх – вечные источники опасности.
К слову, именно такое понимание угрозы для гражданского самосознания и необходимости активного противодействия наступлению «антигражданского общества» пробивается даже в сознании политиков, стоящих у штурвала «глобального корабля». По определению нынешнего Генерального секретаря ООН, «глобализация принесла с собой неуклонный рост не признающей границ противозаконной деятельности, которая во многих странах угрожает государственным институтам и гражданскому обществу».
Если такое ощущение угрозы оправдано по отношению к странам, входящим в число «благополучных» и строящих сегодня единый Европейский дом, то оно вдвойне оправдано по отношению к России. Не следует забывать, что наши новые границы прошли по живому телу некогда единой страны, что нет мира и спокойствия ни на новых рубежах, ни в душах людей, разделенных противоестественными барьерами. Соборно строить российскую государственность – неподъемная задача, если забыть о разделенных семьях и разделенных народах. Казалось бы, забыть – проще. Сначала восстановим порядок в своей квартире, а уж потом позаботимся о своей душе и о ближних. Но такая «простота» хуже воровства.
Жить со Отечеством
Патриотическое воспитание предполагает заботу о соотечественниках. Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, «Боль каждого из нас – разделение народов, которые объединяла не только общая история, совместный труд и плоды его, сохраненные в национальных культурах и жизненных укладах, исторической памяти и формах экономической интеграции, но и нечто большее, что творит самою историю – Промысл Божий. Постоянно помня о судьбе народов и семей, разделенных не по своей воле границами новообразованных государств, о подвиге тех архипастырей, клира и мирян, на плечи которых выпала нелегкая ноша миротворцев – повсюду, где зреют или происходят межнациональные конфликты, мы должны видеть главное: желание любого народа сохранить связь времен и свое единство является гласом Божиим».
К земному Отечеству на Руси всегда относились, как к отчеству: называя себя или слыша имя свое из чужих уст, мы вспоминаем об отце. Тем самым человек как бы сверяет свою волю с волей того, кто дал ему жизнь. Сверяет и смиряет себя. Но это смирение – основа мужества и сыновней верности. Право на отчество – почти как право называть себя гражданином: хотя право это дано от рождения, его надо заслужить. Называться среди людей по имени-отчеству – большая честь для каждого человека. Так уж заведено издревле, что вся земная жизнь строилась – с детских лет и до седин – с укорененным в душе чувством долга перед землей отцов, дедов и прадедов, перед народом, к которому принадлежишь.
Патриотическое воспитание предполагает осуществление совместных общенациональных государственно-церковных программ, затрагивающих все сферы народной жизни – от непрерывного гуманитарного образования, направленного на духовное становление личности на каждом из этапов жизни, до экономической стратегии и международной политики. Позитивный, хотя еще и начальный, опыт разработки и осуществления подобных программ у нас есть. В частности, это общенациональная программа «Духовные основы государственной политики и гражданства», которая была инициирована Общественным советом социального служения. Убежден, что такого рода инициативы, идущие от истинных патриотов России и соединяющие усилия клира и мирян, ученых, политиков и деятелей культуры, нуждаются в постоянном внимании и максимальной поддержке со стороны государства.
Завершая, хотел бы особо отметить, что всем сердцем поддерживаю замысел создания журнала для соотечественников «Трибуна русской мысли» и желаю благословенных успехов всем, кто принял участие в этом добром начинании.