ТРИБУНА РУССКОЙ МЫСЛИ №2/2002

СЛОВО РЕДАКТОРА

                                                                 Aлександр Аркадьевич БОНДАРЕВ 

главный редактор журнала
«Трибуна русской мысли»

Религия и государство

«Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует;
Он к свету рвется из ночной тени
И свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен
Невыносимое он днесь выносит!…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры … Но о ней не просит.»

                                            (Тютчев)

Дорогие читатели - россияне, соотечественники, мы уже сообщали, что наш журнал, начиная со второго номера, будет носить тематическую направленность. Первый выпуск журнала носил сводный характер. В нем мы пытались дать общее представление о направленности и спектре тематики журнала. Сейчас Вы держите в руках второй номер, посвященный теме «Религия и Государство». Не случайно мы открываем тематический выпуск журнала этой темой, так как считаем, что духовное возрождение является сегодня наиважнейшей задачей в деле государственного строительства России.

Слова о необходимости объединения россиян во имя национальной идеи, единой коллективной судьбы сейчас все чаще и громче звучат из уст политиков и общественных деятелей, понимающих, что никакими экономическими реформами, невозможно сплотить разрозненные политические силы России, если во главу угла не поставить возрождение национальных традиций русского народа, во основе которых лежат духовные принципы. Духовность – является главной отличительной особенностью русского народа, в отличие от консерватизма англичан, аккуратности и трудолюбия немцев или гордости испанцев.

Русский философ Н.О.Лосский в своей книге «Характер русского народа» писал, что «основная, наиболее глубокая черта русского народа есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра…». В этой же книге упоминаются такие удивительные черты русского народа как способность к высшим формам опыта (религиозному, мистическому, к восприятию чужих душевных состояний, к страстному исканию смысла жизни и абсолютной правды), свободолюбие (как свободу духа прежде всего), страстность и могучую силу воли, даровитость, мессианизм и миссионизм русского народа, его удивительную доброту и незлопамятность («русские люди», говорит Достоевский, «долго и серьезно ненавидеть не умеют»).

«Доверчивое смирение с судьбой, сострадательность: готовность помогать другим, делясь своим насущным; способность к самоотвержению и самопожертвованию; готовность к самоосуждению, раскаянию – и публичному, даже преувеличение своих слабостей и ошибок; вера как главная опора характера; легкость умирания, эпическое спокойствие в приятии смерти; непогоня за внешним жизненным успехом, непогоня за богатством, довольство умеренным достатком» - так описывает характер русского народа А.И.Солженицын в своей книге «Россия в обвале».

По мнению Н.Лосского, все социальные (и высшие и низшие) слои России усвоили христианство настолько, что идеалом народа стала не могучая, не богатая, а «Святая Русь». С.Л.Франк писал, что «русский дух насквозь проникнут религиозностью». Религиозность русского народа органично связана с теми свойствами характера, которые «прирожденно, отродно» (по выражению Солженицына) присущи восточным славянам: «открытость, прямодушие, естественная непринужденность, простота в поведении (вплоть до изрядной простоватости), несуетность, юмор, великодушие, уживчивость, легкость человеческих отношений («чужие в минутную встречу могут почувствовать себя близкими» – Г.Федотов); отзывчивость, способность все понять; широта характера, размах решений («чем с плачем жить, так с песнями умереть»).

Неучитывание этих особенностей русского народа обуславливает ту нестабильность в обществе, которую мы сегодня имеем. Пришедшая извне проповедь холодного прагматизма и бездушного рационализма, на основе которых строиться сегодня «реформирование» России, раскалывает политическую власть и гражданское общество: народ не верит власти, власть не верит государству, государство не ставит во главу угла интересы народа.

Русский народ – силен своей верой. Безверие порождает нежелание участвовать в государственном строительстве со всеми вытекающими последствиями, которые мы сегодня имеем на лицо.

В начале века П.И.Новгородцев в своей книге «Демократия на распутье» высказал гениальную догадку, которую потом подтвердил М.Вебер: демократия, как и всякая другая форма государства, сильна только тогда, когда над ней стоит справедливость, когда народ не забыл, что в мире есть Высшая Воля, перед которой народная воля должна преклониться. Будущее демократии, как и всякой другой формы, зависит от будущности религии.

В статье «Православная этика и цивилизационный архетип русской власти», помещенной в этот выпуск журнала, И.А.Василенко пишет: «В современной России будущее демократии во многом зависит от будущности Православия, от возрождения христианской духовности, высоких эталонов культуры и искусства. Нам предстоит заново открыть национальные корни наших политических институтов, принципов и норм. Перед новым эшелоном политической элиты стоит сложная задача осознания социокультурной идентичности современных форм политической власти: должен, наконец, образоваться крепкий духовный стержень общественной жизни, на котором будет держаться гражданское общество и строиться политическое государство».

Очевидно стоит добавить, что Россия была и остается многонациональной страной, на территории которой проживают представители различных религиозных конфессий. Уважение к инославному вероисповеданию во все времена было основой российского государства и его Православных правителей. Именно этот принцип и должен быть положен в основу духовного возрождения России. И такой подход нисколько не противоречит словам одного из самых глубоких русских мыслителей - Петра Струве, который писал: «России нужно возрождение, а не реставрация. Возрождение всеобъемлющее, проникнутое идеями нации и отечества, свободы и собственности и, в то же время, свободное от духа или духов корысти и мести». Россия нуждается в возвращении к вечным, непререкаемым христианским идеалам, в объединении людей на здоровой национально-патриотической основе, в возрождении национальной гордости, как незыблемых основ крепкого государства.

В оглавление ТРМ №2/2002