Молодежные
течения 60-х годов в
Европе*
Особенностью забастовочной борьбы во второй половине 60-х и 70-е гг. стал массовый характер действий при высокой активности трудящихся и втягивании в борьбу новых слоев, помимо рабочих, – студентов, служащих, чиновников, учителей, врачей, занимавших ранее пассивную позицию. На краткий миг во второй половине шестидесятых оказалось, что революция в сердце мировой капиталистической системы не только возможна, но надвигается. Хотя волны протеста периодически захлестывали мир, нигде и никогда это не проявлялось столь ярко, как весной 1968 года в Париже.
1. Молодежные движения 60-х годов во Франции
О майских событиях 68-го в Париже сказано много, но полной ясности нет до сих пор. С одной стороны, все признаки революции налицо – баррикады на улицах, всеобщая забастовка (около 6 миллионов по всей стране), стычки с полицией, аресты, трехсот тысячная манифестация в Париже, захват Сорбонны и театра Одеон, роспуск парламента. С другой стороны, была во всем этом какая-то несерьезность: карнавалы, безумные листовки, съемки фильмов, смех, не говоря уже о том, что многие попросту отказывались сформулировать свои требования.
Оглядываясь назад в недавнюю историю, невольно замечаешь, насколько плотно насыщен интересующими нас событиями период конца 60-х – начала 70-х годов. Одним из главных признаков того времени, было, пожалуй, состояние протеста, противостояния сознательной части молодого поколения и взрослого истэблишмента.
В 1968 году, 2 мая, в разгар культурной революции Хунвейбинов, когда французские газеты ежедневно приносили вести о многомиллионных рейдах китайских красногвардейцев на офисы китайских начальников – в Париже началась студенческая революция[1]. На факультете социологии в пригороде Парижа Нантерре студенты во главе с 23-летним немцем Даниэль Кон-Бендитом организовали митинг, перешедший в столкновение с полицией. Факультет полиция закрыла. Но беспорядки переместились в Латинский квартал, в сердце Парижа, в здания Сорбонны.
Ректор обратился за помощью к полиции. Полиция ворвалась в аудитории. Схватки между 2 тысячами студентов и полицейскими продолжались несколько часов. Начались поджоги автомобилей, построили несколько баррикад. 596 студентов были арестованы. Сорбонну закрыли, и полиция стала у входов. Несколько студентов предстали перед судом и получили по два месяца тюрьмы. Но на следующий день студенческие демонстрации возобновились. И столкновения с полицией – 460 студентов были арестованы.
Студенческие организации потребовали 7 мая вывести полицию из Латинского квартала, освободить осужденных студентов и открыть факультеты в Париже и Нантерре. Интересно, что зачинщиками повсюду выступали студенты гуманитарных факультетов, т.е. те, кого больше всего начиняли идеями “западной цивилизации”. Любопытно и то, что генерал де Голль прекрасно понял: ветер дует с Востока. 7 мая он в гневе заявил своим министрам: “Это означает, что речь идет об испытании сил. Мы не потерпим такого положения. Порядок должен быть восстановлен, прежде всего... Это дурные студенты не хотят вернуться к занятиям. Они издеваются над возвращением к спокойствию и труду. Они стремятся к китайской культурной революции. Ни за что! Не может быть даже вопроса об уступках”[2]. Обстановка особенно накалилась к 10 мая. Студенты соорудили в районе площади Эдмона Ростана около 60 баррикад. Над баррикадами – черные и красные флаги. Вокруг – несколько тысяч полицейских ждут приказа о штурме. Студенты вооружены коктейлями Молотова и булыжниками. Полицейские вооружены дубинками, большими пластиковыми щитами и газовыми гранатами. В 2 часа ночи поступил приказ о штурме. Побоище продолжалось пять часов. Итог – 367 раненых, из них 32 тяжело, 188 сожженных автомобилей. Студенты по приказу Кон-Бендита разбегаются. Профсоюзы решают провести всеобщую 24-часовую забастовку протеста. 13 мая начинаются всеобщая забастовка и демонстрация. В шествии от площади Республики до площади Дэнфер-Рошро приняли участие более миллиона демонстрантов. Лозунги демонстрации: “Де Голля – в архив!” “Де Голля – в богадельню!” “Прощай, де Голль!” “Десять лет – этого достаточно!” Дойдя до Дэнфер-Рошро, демонстранты, как заранее было договорено, расходятся. Но группы студентов призывают идти дальше и взять штурмом Елисейский дворец. Умеренные профсоюзы не следуют за ними. 14 мая полиция оставляет Сорбонну. Левые студенты обосновываются в аудиториях. Теперь здесь – “критический” (“свободный”) университет. Дни и ночи напролёт идут митинги. Поют “Интернационал”, в pyкax мелькают красные книжки изречений Мао, их распространяет китайское посольство. Требуют отмены экзаменов обязательных программ и курсов. Часто ссылаются на Троцкого. Стены Сорбонны испещрены надписями: “Будьте реалистами - требуйте невозможного!” “Запрещается запрещать!” “Воображение к власти!”
Объявлена была “непрерывная творческая революция”. Сорбонны студентам оказалось мало, и они захватили театр “Одеон”, где происходило действо подобное тому, что и в Сорбонне, при участии интеллигенции Парижа. Де Голль 14 мая вылетел с визитом в Румынию. В тот же день рабочие оккупируют завод “Зюз авиасьён”, а через два дня - заводы “Рено”. Остановился транспорт, не работают телефонная связь радио и телевидение. Взбешенный де Голль возвращается 18 мая. 24 мая он выступает по телевидению с бесцветной шестиминутной речью, из которой ясно что генерал устал и боится. В тот же день в Париже состоялась новая грандиозная демонстрация.
Сотни тысяч идут с лозунгами “Де Голля – в отставку!” и в Латинском квартале снова стачки, пахнет газом, сотни арестованных. Лидер левых Франсуа Миттеран 28 мая в отеле “Континенталь” огласил предложение о создании временного правительства во главе с Мендес-Франсом: Миттеран - президент, десять министров, не исключая коммунистов. Мендес-Франс же поддержал студентов-революционеров из Нантерра и Сорбонны. 29 мая де Голль исчезает, не явившись на заседание совета министров. Он почему-то оказывается в Баден Бадене, на базе французских оккупационных войск. 30 мая он возвращается в Париж. Выступает по радио: “Я принял решение, я остаюсь”. Напуганная баррикадами и ч`рными флагами Франция идет к избирательным урнам 23-30 июня. Голлисты приобрели дополнительные 97 мест и имеют теперь в национальном собрании 358 мандатов из 485. Один из министров-голлистов сказал после выборов: “Партия выиграна, но с генералом покончено”.
Студенты тоже могли сказать что “партия выиграна”, ибо с генералом они покончили. Де Голль, правда, оставил свой пост только 27 апреля 1969 года, но свалили его таки студенты, хотя сами они оказались неспособны, взять власть. Это против старого де Голля и старой Франции было направлено восстание молодежи. Эффективность их бунта признана. Жан-Раймон Турну в своей книге “Май генерала” констатирует: “Чувство горечи достигло у него крайней степени... И вот одним движением несколько бешеных из Нантерра сумели сделать то, в чем потерпели поражение специалисты психологической войны в 1958 году, создатели баррикад в 1960, бунтовщики 1961 и главари ОАС в 1962 году”.
Даже социалистическая Прага попробовала взбунтоваться в 1968 году. Восстание в Праге носило вначале студенческий характер. Но мы, русские, восприняли его как попытку чехов уйти из социалистического лагеря, и в игру вмешались советские танки.
Революций, однако, нигде не получилось.
В Париже президентом стал Помпиду, а после него Жискар д' Эстен, тоже голлист. Они восстановили лишь на один месяц пошатнувшуюся, власть среднего возраста. Иногда можно услышать что якобы Ги Дебор и его коллектив “ситуационистов” били идеологами мая 1968 года. Это не соответствует действительности. Спорно, даже просто влияние “ситуационистов” на те события. Разве что ничтожно малая часть самых легких лозунгов, например, “Под мостовой - пляж!”, по слухам, – “ситуационистская”. Ни Ги Дебор, ни Курт Вангхэйм не были ни лидерами, ни идеологами мая 1968 года в Париже.
Точно также не был лидером и Герберт, хотя книгу его “Одномерный человек” читали, но ничего от влияния философии Маркузе в событиях мая 1968 года в Париже и в позднейших бунтах в Праге, в Германии и в США не прослеживается, скорее это были стихийные, плохо осознанные волнения самого работоспособного призывного возраста по поводу своей роли в жизни общества. Подчиненной старшему возрасту роли. А толчок и пример дал Мао, де Голль уже свидетельствовал (цитата из де Голля “они стремятся к китайской Культурной революции”) что хунвейбины – отцы студенческого бунта в Париже в мае 1968[3].
Так же, как и среди парижских товарищей майской революции, среда “хиппи” серьезных идеологов не обнаружилось. Тимоти Лири, “пророк ЛСД” с его идеологией наркотиков, конечно, выглядел несерьёзно. Кен Кизи с романом “Полёт над гнездом кукушки”, опубликованным в 1961 году, впоследствии экспериментировал с наркотиками и жизнью в коммунах – но в лидеры так и не вышел.
Начавшаяся студенческими волнениями и радостно встреченная миллионами французских трудящихся, буря грозила уничтожить не только казавшееся непобедимым буржуазное государство, но и онемевших от ужаса стражей революции - профсоюзы и левые партии.
Парижское восстание представляло собой гигантский шаг вперед по сравнению с предыдущими попытками разрушить существующий общественный порядок, и несмотря на то, что оно потерпело поражение, в течение нескольких недель казалось, что новый утопический мир уже показался на горизонте.
В центре этого политического шторма была неприметная, но все же очаровательная организация самозваных революционеров – Ситуационистский Интернационал (СИ). Хотя СИ никогда не насчитывал больше нескольких десятков человек на протяжении всей своей короткой истории, справедливость требует признать, что именно он разжег огонь. В своей пропаганде и агитации ситуационисты предлагали критику существующего общества, которая замечательным образом отражала скуку, разочарование и отчуждение, которые чувствовали миллионы людей в "лучшем из возможных миров". Ситуационисты держали руку на пульсе скрытого недовольства современных им шестидесятых.
Прошло более двух десятилетий с момента роспуска Ситуационистского Интернационала, и события мая 1968 года в Париже уже стали частью истории. Но, несмотря на это, столь эфемерная организация с намеренно трудными теоретическими положениями остается ярким романтическим символом революционного оптимизма шестидесятых.
Ситуационисты развивались внутри столетней традиции артистического и политического радикализма, выросшего из отказа от аристократического, религиозного и буржуазного патронажного отношения к искусству. Напряженные отношения между богемной культурной инновацией и буржуазным самодовольством достигли апогея с Первой Мировой войной, завершившись соединением артистического и культурного недовольства в дадаизм и сюрреализм. Умышленно принимая абсурдность, дадаизм пытался подорвать традиционные определения искусства и культуры, используя эту точку как рубеж атаки на общество, которое, по его мнению, должно было быть разрушено. "Предстоит совершить огромную разрушительную работу" по подрыву буржуазной культуры, восклицал Тристан Тцара в манифесте дадаистов 1918 года.
Ситуационистский Интернационал вырос не только из теории авангарда, но и из французской марксистской традиции, хотя и очень неортодоксальной. Исторические обстоятельства сделали возможным это пересечение интересов авангарда и социализма. Преступления сталинизма и очевидная неудача троцкизма превратили послевоенный Париж в благодатную почву для возникновения новых синтезов. Особо важное значение для споров, которые вновь возникли в работах ситуационистов в 1960-е годы, имели идеи Корнелиуса Касториадиса и группы, возникшей вокруг журнала Socialisme ou Barbarie ("Социализм или варварство"), в которой некоторое время состоял и ведущий ситуационистский теоретик Ги Дебор.
Ситуационистский Интернационал формально был создан в 1957 году путем объединения двух взаимодополняющих, но так до конца и необъединимых течений в европейском авангарде. С одной стороны, это были революционные художники из Международного движения за имажинистский Баухаус (IMIB), среди которых особо выделялись датский художник Асгер Йорн и бельгийский сюрреалист Кристиан Дотремон. Бывшая обломками, оставшимися после кончины сюрреализма, эта "северная сеть" поклялась продолжать нападки на официальную культуру через поэзию, музыку, живопись и "революционную архитектуру". Она также недвусмысленно отрицала реакционные и мистические наклонности сюрреализма, высказываясь в пользу радикального коллективного действия.
В тексте, подготовленном для того, чтобы объявить о создании Ситуационистского Интернационала, Дебор набросал основные тезисы для новой организации: "То, что называется культурой, отражает и определяет возможности организации жизни в данном обществе. Наша эпоха в основе своей характеризуется отставанием революционного политического действия от развития современных возможностей производства, которые требуют лучшей организации мира". Или, говоря короче, "прежде всего, мы считаем, что мир должен быть изменен", - и должен быть найден новый способ действия, поскольку все предыдущие попытки оказались неудачными.
2. Идеология молодежных течений
Хотя в Ситуационистском Интернационале нашли свое выражение разнообразные утопические тенденции, отражавшие развитие как авангардных художественных течений, так и радикальной политической критики, в данной статье нас интересует прежде всего последнее. Именно после раскола между германскими и скандинавскими "эстетами", с одной стороны, и более политизированными парижанами, с другой, ситуационистская теория достигла своего наивысшего развития. В то время как от Ситуационистского Интернационала осталось наследие, принадлежащее перу различных авторов, именно Дебор и Ванейгем были авторами основных ситуационистских текстов. "Общество зрелища" Дебора и "Революция повседневной жизни" Ванейгема определяют лицо Ситуационистского Интернационала как теоретически, так и стилистически.
Ситуационисты поставили своей целью ни больше, ни меньше – вызвать социальную революцию, которая положила бы конец отчуждению человечества, причиной которого является жизнь в товарных капиталистических общественных отношениях, и установить эру освобожденного существования, где жизнь становится искусством. Несмотря на то, что Дебор использовал традиции авангарда в качестве инструментария, с помощью которого можно было синтезировать идеи, казавшиеся подходящими, совершенно очевидно, что его творчество оставалось в рамках марксистской традиции, хотя и очень еретической. Его "Общество зрелища" недвусмысленно опирается в своем анализе на теоретические построения марксизма, в частности на его исторический материализм с упором на концепции классового господства и классовой борьбы.
Где Дебор отошел от ортодоксального марксизма, так это в том, что он подчеркивал роль потребления, которое сменило производство в качестве двигателя зрелого капитализма[4]. Дебор считал, что с переходом к позднему капитализму накануне Второй Мировой войны, требования экономики определили образ нового человека - потребителя. Вторя Маркузе, Дебор писал о том, что в зрелом капиталистическом обществе до того репрессируемые и сублимированные желания были теперь освобождены, но лишь для того, чтобы служить капиталу. Присущее капитализму отчуждение, которое раньше осознанно ощущалось как противоречие и потому служило диалектической основой для революционных преобразований, теперь стало удобным и бессознательным по мере того как людей засасывало в апатичное блаженство потребления. Классовое господство теперь проявлялось в основном в форме культуры и идеологии, а не грубого принуждения.
Их журнал Internationale Situationniste("Ситуационистский Интернационал"), издававшийся ежегодно постоянно менявшимся редакционным коллективом, откликался на большое количество различных тем. Анализ международного положения от Алжира до восстания в Уоттсе (негритянский пригород Лос-Анджелеса) соседствовал с критикой политики и языка, техническими рекомендациями по культурному и художественному вмешательству в жизнь, и постоянно присутствовавшей концепцией "единого урбанизма", интегральной теорией города.
На страницах журнала можно было найти инструменты, которыми пользовались ситуационисты. Самыми известными из них были преобразованные комиксы и другие образцы массовой культуры. Словесные пузыри романтических комиксов были наполнены политической пропагандой, обворожительные героини настаивали на том, что "освобождение рабочих должно быть делом самих рабочих".
Ситуационистская теория требовала практики, которая разбила бы неприступные стены идеологической мистификации. Эти сознательные попытки избавиться от контроля зрелища над воображением сделают возможным выражение и реализацию до того репрессируемых желаний и достижение освобожденной и неотчужденной жизни.
Поскольку ситуационисты разрабатывали свою теорию и практику в десятилетие после 1957 года, их мало кто знал за пределами авангардных и ультралевых кругов. К тому же, они казались страшно оторванными от жизни, настолько, что часто становились объектом насмешек из-за своей занятной оторванности от "серьезных" общественных и политических дебатов. Но с казавшимся невероятным взрывом студентов и рабочих в 1968 году, сущность мира зрелища оказалась разгаданной, и оказалась она именно такой, как и предсказывали ситуационисты. По крайней мере, в течение нескольких недель западная капиталистическая страна жила мечтой ситуационистов.
Намеренно провокационный, как и все ситуационистские тексты, памфлет говорил о том, что студенты, производимые в массовых масштабах, неспособны думать - в полном соответствии с интересами зрелища, - и призывал к незаконным действиям в качестве лучшего ответа на это. Приговор суда заслуживает того, чтобы его процитировать. Говоря о Ситуационистском Интернационале, судья заметил, что "эти циники не останавливаются перед воровством, разрушением образования, уничтожением работы, тотальным разрушением и мировой пролетарской революцией, единственной целью которой является "запретное удовольствие".
Скандал, сопровождавший выход в свет "Нищеты студенческой жизни" и публикация книг Дебора и Ванейгема в 1967 году вызвал беспрецедентный интерес и дискуссии о ситуационистском анализе, в то время как французские студенты начали год разрушения и агитации, достигший своей кульминации во время майских событий в Париже. В январе 1968 года радикально настроенные студенты, находившиеся под влиянием ситуационистов, организовали группу "бешеных" (enrages). Более широкое "Движение 22 марта" также находилось под некоторым их влиянием[5].
После оккупации полицией Латинского квартала, последовавшей за мощными, продолжительными и сопровождавшимися насилием демонстрациями, протест распространился на фабрики и в учреждения. К середине мая во всеобщей забастовке принимало участие уже более десяти миллионов человек, выдвигавших требования, находившиеся за гранью понимания государства, предпринимателей и профсоюзных бюрократов.
С самого начала рабочие отвергли повышение заработной платы, о котором договаривались профсоюзы, призывая вместо этого фундаментально изменить организацию труда и требуя самоуправления. Возникли сотни независимых рабочих советов. Работники государственного телевидения передавали в эфир предупреждения о действиях полиции. Футболисты требовали "футбола для футболистов". Студенты оккупировали Сорбонну и другие университеты. Люди гуляли по улице, освобожденные от прежней зажатости. Ванейгемовский фестиваль приближался.
В то время как Ситуационистский Интернационал был слишком мал, чтобы оказывать непосредственное влияние на события, - тогда в нем было только сорок человек, - его идеи и взгляды пропитывали атмосферу карнавала. Члены СИ участвовали в деятельности Комитета за продолжение оккупаций, призывавшего неуклонно углублять восстание самыми поэтичными сюрреалистскими призывами: "Я принимаю свои желания за реальность, потому что верю в реальность моих желаний" – говорилось в одном графитти, "Вся власть воображению!" – кричало другое. Настенную литературу можно рассматривать одновременно как реализацию искусства и detournement городской среды.
Хотя эта почти-революция закончилась растворением радикальных требований трудящихся в узко понимаемые соглашения о зарплате и условиях труда и неспособностью студентов сохранять революционную сплоченность перед лицом предложенных правительством уступок, майские события были наибольшим приближением к социальной революции на послевоенном Западе. Парижское восстание показало в зачаточной форме контуры новой, менее отчужденной и более человечной общественной жизни.
В полном соответствии с ситуационистской модой, смерть Интернационала сопровождалась яростной полемикой и взаимными обвинениями групп Дебора и Ванейгема. Это отражало центральное противоречие ситуационистской мысли: напряженные отношения между желанием "делать революцию" и жить как можно более полной жизнью в существующем обществе. Фактически это было возвращение к полемике, возникшей во время раскола СИ в 1962 году, когда фракция Дебора критиковала политику желания Ванейгема как игру в темных, малозаметных трещинах капиталистического общества[6].
Несмотря на свою малочисленность и непродолжительное существование, Ситуационистский Интернационал оказал и продолжает оказывать огромное влияние на радикалов от культуры и ультра-левых в Европе и Соединенных Штатах. Возможно, наибольшее влияние ситуационисты оказали именно в области общественной теории. Говоря об обществе зрелища, Дебор по существу представил первый анализ постмодернистской эпохи. Многие из современных старейшин постмодернизма были частью той же парижской тусовки, в которой вращались ситуационисты, и существует явная преемственность между работой ситуационистов и возникшими позднее постмодернистскими общественными теориями.
молодежный движение франция интернационал
Забастовочная борьба итальянцев за улучшение условий труда и жизни была интенсивнее и масштабнее, чем в других странах Европы. В 1968 г. произошёл бурный всплеск студенческой борьбы не только за реформу университетов, но и под антикапиталистическими лозунгами. Студентов поддержали профсоюзы и компартия. В 1968 и 1969 гг. состоялись две крупнейшие общенациональные забастовки за проведение пенсионной реформы и решение жилищной проблемы. Правительство пошло на уступки, выделив значительные средства на строительство «народных квартир». «Жаркой осенью» 1969 г., выступая за более благоприятные условия новых коллективных договоров, бастовали несколько миллионов человек. В результате в мае 1970 г. был принят Статут прав трудящихся, оформивший положение профсоюзов на предприятии и ограничивший возможность предпринимателей на увольнение рабочих. В 1974 году конституционный суд Италии был вынужден признать законность забастовок с социально-политическими требованиями. Достижения забастовочной борьбы вызвали рост рядов профсоюзов и увеличение их влияния. С 1969г. практика встреч и переговоров между профсоюзами и правительством становится постоянной.
Уступки левого центра трудящимся, особенно после «жаркой осени» 1969 года, экономические трудности, маргинализация и безработица вызвали ответную реакцию праворадикальной оппозиции. Активизировались неофашистские группировки и организации, численность которых увеличилась до 30[7]. Крупнейшими из них стали «Новый порядок», «Национальный авангард» и особенно «Национальный фронт», который возглавлял князь Ю.В. Боргезе – бывший фашистский военный преступник, имевший связи с крупными финансистами, жестокий, безжалостный и фанатичный человек, прозванный «чёрным князем». Увеличилось число неофашистских террористических акций (взрывов, нападений на активистов и помещения левых организаций) в соответствии с «графиком», разработанным на собрании в г. Падуя (1969г.). Целью ультраправого («чёрного») терроризма стало создание такой обстановки в стране, при которой возможен государственный переворот или, как минимум, «наведение порядка». Курс ультраправых назывался «стратегией напряжённости», началом которой можно считать взрыв бомбы в здании Сельскохозяйственного банка в Милане на площади Фонтана в декабре 1969 года (16 человек убитых и около 100 раненых). Площадь Фонтана символически стала сигналом национального бедствия – терроризма. После этой трагедии наиболее крупными террористическими актами стали столкновения неофашистов с полицией и войсками и баррикадные бои, продолжавшиеся несколько месяцев в г. Реджио-ди-Калабрия в 1970 – 1971гг.; разгром помещений всех политических партий в г. Аквила в марте 1971г.; раскрытие заговора «Национального фронта» Боргезе против республики и другие.
Во главе неофашистского движения оставалась партия ИСД, численность которой возросла в первой половине 70-х годов до 400 тыс. человек. В этот период неофашисты успешно выступали и на выборах. Например, в 1972 году они смогли получить 56 мест (из 630) в палате депутатов и 26 мест (из 315) в сенате итальянского парламента. Рассчитывая на респектабельных обывателей (так называемый «фашизм в двубортном пиджаке»), ИСД объединилась с остатками монархистов, завоевав на определённое время положение четвёртой по значению партии страны, которая с 1973г. стала называться «Итальянское социальное движение – Национальные правые силы» ИСД – НПС), руководителем которой вновь избирается Джорджо Альмиранте[8].
Успеху ИСД способствовала поддержка части мелкой и средней буржуазии Севера, недовольной ростом массового рабочего движения. Однако подлинную массовую базу ИСД приобрела в начале 70-х гг. среди жителей городских поместий, люмпен-пролетариата, маргинальных слоёв Юга, где в 1972 году за неё голосовало около 1\3 избирателей. Успехи неофашистов связывались не в последнюю очередь и с расширением финансового потока из национальных и зарубежных источников в их адрес. Помимо мелкого бизнеса, неофашистские организации спонсировались крупными итальянскими предпринимателями (Пезенти, Монти и др.). Часть средств поступала из банков Франции, Испании, Португалии, США.
Всерьёз обеспокоенные экспериментом левого центра, масштабами социальной борьбы и солидными завоеваниями трудящихся, влиятельные предпринимательские круги Италии не скупились на помощь неофашистам, при участии которых они пытались дестабилизировать обстановку и убедить рядовых граждан в необходимости смены либерального правительственного курса на режим «сильной власти».
На красном плакате социалистического немецкого студенческого союза конца 60-х - профили Макса, Энгельса Ленина и надпись "Все говорят о погоде. Мы – нет"[9]. Первые требования реформ высшего образования постепенно преобразовались прежде всего в Берлине в бунт против общества «немецкого чуда» и его ценностей. Студенты и их лидеры, опираясь на теории политологов и социологов и рассматривая политическую систему ФРГ с марксистской точки зрения, объявляли ее реакционной и обвиняли политиков в том, что они, увлекшись восстановлением страны, проспали возможность открытой дискуссии в обществе о нацистским прошлом и его причинах. Роза Люксембург, Мао Цзе Дун и Че Гевара были идолами той молодежи. Социологи франкфуртской школы, в частности, Герберт Маркузе и Теодор Адорно стали реальными духовными отцами движения. Пик студенческих волнений в Германии как и в других странах пришелся на 1968 год.
Для многих немецких бунтарей поводом для серьезных размышлений и отрезвления стали радикализация движения протеста, выразившаяся в появлении и действиях террористов организации РАФ (Роте армии фракцион Фракция Красной армии), с которыми многие студенческие активисты были лично знакомы или даже дружили. Первый теракт - поджог 2 апреля 1968 года двух универмагов во Франкфурте в знак протеста против равнодушия немецкого общества к войне во Вьетнаме - организовали среди прочих будущие лидеры РАФ студентка Гудрун Энсслин и ее друг Андреас Баадер.
Два заметных деятеля сегодняшней немецкой политики - министр внутренних дел Отто Шили и министр иностранных дел Йошка Фишер - в прошлом также активные участники немецкого студенческого движения. Ныне 73-летний Отто Шили был близок в начале 60-х со студенческими лидерами – впоследствии убитым Руди Дучке и нынешним членом праворадикальной партии НДП адвокатом Хорстом Малером. Малер чаще выступал в Германии в роли обвиняемого, чем адвоката, а среди его защитников на процессах были как нынешний канцлер Герхард Шредер, так и Отто Шили, который как раз и защищал Малера от обвинений в связях с террористами РАФ. Если революционер Хорст Малер эволюционировал в правого националиста и оказался среди тех, кого в стране называю неонацистами, то его коллега по профессии, его бывший защитник
Экстремистская бригада "Фракция Красной Армии", RAF была создана в 1970 году на волне студенческих волнений в Европе в конце 60-х годов. Вплоть до коллективного самоубийства в 1977 году основателей организации, она записала на свой счет множество терактов, в основном на военных базах США в ФРГ. Основатели "Красной Армии" впервые проявили себя 2 апреля 1968 года. Тогда в знак протеста против "равнодушия потребительского общества" ФРГ к преступлениям американских военных во Вьетнаме студенты Гудрун Энслин (Gudrun Ensslin) и Андреас Баадер (Andreas Baader) взорвали бомбы в магазинах Франкфурта-на-Майне. Обоих арестовали, но 14 мая 1970 года в результате дерзкого нападения на тюрьму в Тегеле Энслин и Баадер оказались на свободе. В этот день в подполье и родилась RAF[10].
Группировка объявила войну всей социальной системе. Периодически боевики RAF оказывались за решеткой и тогда приговоренных к пожизненному заключению террористов пытались вызволить из тюрьмы их сообщники – угнав самолет или океанский лайнер, захватив банкира или политика. Контакты с палестинскими террористическими организациями и властями ГДР расширили зону влияния и базу поддержки RAF. После коллективного самоубийства в 1977 году основателей организации деятельность ее пошла на убыль, а в 1998 году последние из оставшихся членов группы второго поколения объявили о роспуске RAF.
Заключение
Молодежные течения 60-х наложили отпечаток на современную политику. Одним из творцов современной европейской политики, лидером революции 1968 года во Франции, является председатель фракции «Зеленых» в Европарламенте Даниель Кон-Бендит.
Герой студенческой революции 1968 года во Франции, а ныне респектабельный и влиятельный политик (хотя и постоянно нарушающий различные официозные правила) действительно представил публике свое нынешнее понимание той романтической эпохи. В частности, анализируя студенческие волнения в Европе, нельзя не помнить, что часть революционеров-романтиков пошли по пути настоящего терроризма, противореча, в том числе, и идеалам 60-х. «Главный урок истории ХХ века состоит в том, что общества сходят с ума также легко, как и отдельные люди», сказал Даниель Кон-Бендит.
Коротко о движении “новые левые”, можно сказать, что в него входила та часть молодежи, которая верила, что изменить общество можно лишь революционным путем, в процессе борьбы с сильными мира сего. Формы борьбы предполагались самые разные – от забастовок и простого неподчинения до терактов и революционных боев.
Молодёжные течения, апогеем которой стали массовые беспорядки в различных частях Европы, оказала огромное влияние на нашу сегодняшнюю действительность.
Список литературы:
1. Андрианова В.К. Экстремизм в Германии. Ростов, 2003
2. Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции
молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений?
Общественные науки
и современность. 1996. № 3.
3. Бобахо В.А., Левикова С.И. Ценностные ориентации
молодежных субкультур Актуальные проблемы социологии, психологии и
социальной
работы. Ежегодник. Вып. 4. Барнаул, 1995.
4. Боноски Ф. Две культуры. М., 1978.
5. Зевелева Г.И. Италия на пути глубоких перемен // МЭМО.
– 1995 г.
6. Лимонов Э.В., Другая Россия: Империя Юности. Лекция
четвертая Империя Юности: всё началось с Китая, М.: ИНФРА, 2003 г.
7. Любин В.П. Итальянская партийно-политическая система в
60-х г.г. – Москва, 1997
8. Мальцев В.А. Основы политологии. 1998.
9. Макеева Л.А. Новейшая история стран Европы и Америки
ХХ век, часть 3 Владос. - Москва, 2001
10. Фомин. Л.Р. Париж в огне: революция 1968 года. М.,
2004
[1] Лимонов Э.В., Другая Россия: Империя Юности. Лекция четвертая Империя Юности: всё началось с Китая, М.: ИНФРА, 2003, с.40
[2] Лимонов Э.В., Другая Россия: Империя Юности. Лекция четвертая Империя Юности: всё началось с Китая, М.: ИНФРА, 2003, с.42
[3] Лимонов Э.В., Другая Россия: Империя Юности. Лекция четвертая //Империя Юности: всё началось с Китая, М.: ИНФРА, 2003, с.47
[4] Фомин Л.Р. Париж в огне: революция 1968 года. М., 2004, с.73
[5] Фомин Л.Р. Париж в огне: революция 1968 года. М., 2004, с.91
[6] Фомин.Л.Р. Париж в огне: революция 1968 года. М., 2004, с.92
[7] Зевелева Г.И. Италия на пути глубоких перемен // МЭМО, с.128
[8] Зевелева Г.И. Италия на пути глубоких перемен // МЭМО, 1995, с.137
[9] Андрианова В.К. Экстремизм в Германии. Ростов, 2003, с.35
[10] Андрианова В.К. Экстремизм в Германии. Ростов, 2003, с.38