Молодежная
революция. К сорокалетию событий 1968-го.*
Арсений
Александрович Замостьянов
Российский
литератор, писатель, публицист, краевед, поэт,
кандидат филологических наук,
зам. гл. редактора журнала "Переправа"
Это был не первый и не
последний, но важный взрыв в духовной биографии
человечества. У любой революции молодые лица. Опытному, осторожному
человеку
всегда есть что терять, ему труднее решиться разрушать старый порядок
«до
основанья, а затем…». Революции возносят новые поколения с их нахальной
энергией, которая далеко опережает осмотрительную работу зрелых умов.
Во всём
мире сегодня отмечают сорокалетие судьбоносных событий 1968-го. Вся
современная
молодёжная субкультура произрастает из той революционной фактуры. Вся
она вышла
из джинсов и студенческих парижских баррикад того года. Из рок-музыки,
которая
именно в 1968-м стала музыкой протеста – благодаря четвёрке «Битлз» и
многим
другим вооружённым электрогитарами борцам с буржуазной моралью. Самая
эпатажная, остро популярная молодёжная музыка стала голосом пацифизма.
Но
вместе с буржуазным лицемерием сокрушали и христианские устои.
Уничтожали
иерархию, боролись с авторитетом «взрослых», «старших» – и это привело
к
уродливой «тинейджеризации».
Список духовных отцов
молодёжного бунта известен и ранжирован: Сартр,
Маркс, Троцкий, Альтюссер, Ленин, Камю, Фромм, Мао Цзэдун, Бакунин, Че
Гевара.
Их книги читали как библию, с экзальтацией и полным доверием. К этому
списку
необходимо добавить и целый ряд популярных среди молодёжи
кинематографистов
того времени левацки-бунтарского толка. В первую голову – Жан-Люка
Годара с его
эффектной, агрессивной и, как сегодня выражаются, культовой картиной о
неукротимом молодом бунтаре «На
последнем дыхании». В 68 году именно
французские кинематографисты во главе с Годаром активно создавали
революционные
проекты, в которых явственно ощущался отголосок эстетики Дантона и
Робеспьера,
только в современной упаковке. Он даже выпускал пропагандистские
кинолистовки,
а одна из созданных в те дни группировок носила имя классика советской
кинодокументалистики Дзиги Вертова.
Движение вечно молодых, вечно
пьяных изменило
и образ жизни элиты, и
повадки пролетариата. Нередко интерпретаторы забывают о политической
подоплёке
событий 68-го, ограничиваясь признанием бесспорного влияния молодёжных
выступлений на последующую масскультуру. Между тем параллельно с
молодёжным
бунтом во Франции бастовали рабочие десятков крупных предприятий. Вслед
за
Парижем зашумели и другие крупнейшие европейские столицы. Пламя
переметнулось и
за океан, в Америку, где молодёжное протестное движение громко заявило
о себе с
начала шестидесятых. Дерзкая молодёжь требовала смены политической
системы – и,
конечно, потерпела поражение на этой ниве. Но масштаб смуты впечатляет,
«не то,
что нынешнее племя»…
Один из лидеров студенческого
движения 68-го, Даниель Бенсаид
в недавнем
интервью напоминает, что всё было куда серьёзнее: «Значительная часть
участников дискуссий и авторов новых трактовок событий, происшедших во
Франции,
особенно из числа тех, кто порвал с революционной политикой, стремятся
сделать
акцент на культурных, идеологических аспектах 1968 года. Но что придало
событиям 1968 года реальный вес, по крайней мере во Франции, так это
сочетание
студенческого выступления – которое произошло также в таких странах,
как Япония
и Соединенные Штаты Америки, – со всеобщей забастовкой.
Сегодняшние
интерпретаторы тех событий зачастую забывают, что мы имели дело с
реальной
всеобщей забастовкой, в которой приняло участие от восьми до десяти
миллионов
рабочих и которая продолжалась три недели».
Значит – борьба за права рабочего класса, за дружбу народов, против капитала и войн. Конкретно – против американского вторжения во Вьетнам. На первый взгляд кажется, что сердитые молодые французы были солидарны с основными постулатами советской пропаганды того времени. Как-никак СССР был единственной могущественной державой, которая оказывала Вьетнаму серьёзную помощь хлебом, щитом и мечом, – и эта помощь оказалась весьма эффективной. Однако официальная советская пресса писала о молодёжных выступлениях сочувственно, но без действенных политических выводов. Что-то останавливало… И ЦК КПСС не оказывал бунтовавшим серьёзной политической поддержки, не говоря уж о материальной и военной. Нашенская пропаганда ограничилась привычным осуждением алчной западной буржуазии и жестокой полиции, а героями (наподобие Кастро или Хо Ши Мина) вожди студенческого движения Франции, Западной Германии, США в Советском Союзе не стали. Молодых парижских потрясателей основ у нас мало кто знал по именам. Всем памятны лозунги советских майских и ноябрьских праздников – борьба за мир, прославление свободного труда, энтузиазма, всемирного братства и широкого просвещения. А теперь посмотрим, какие лозунги выдвинули французские студенты:
«Запрещается запрещать!»,
«Будьте реалистами – требуйте
невозможного! (Че Гевара)»,
«Секс – это прекрасно! (Мао
Цзэдун)»,
«Воображение у власти!»,
«Всё – и немедленно!»,
«Забудь всё, чему тебя учили, –
начни мечтать!»,
«Анархия – это я»,
«Реформизм – это современный
мазохизм»,
«Распахните окна ваших сердец!»,
«Нельзя влюбиться в прирост
промышленного производства!»,
«Границы – это репрессии»,
«Освобождение человека должно
быть тотальным, либо его не будет совсем»,
«Нет экзаменам!»,
«Я люблю вас! Скажите это
булыжникам мостовых!»,
«Всё хорошо: дважды два уже не
четыре»,
«Революция должна произойти до
того, как она станет реальностью»,
«Быть свободным в 68-м – значит
творить!»,
«Вы устарели, профессора!»,
«Революцию не делают в
галстуках»,
«Старый крот истории наконец
вылез – в Сорбонне (телеграмма от доктора
Маркса)»,
«Структуры для людей, а не люди
для структур!»,
«Оргазм – здесь и сейчас!»,
«Университеты – студентам,
заводы – рабочим, радио – журналистам, власть
– всем!».
Такой вот молодёжный праздник
непослушания на фоне серьёзных
политических и экономических требований социализма. Всё это
стилистически куда
ближе анархистам из «Оптимистической трагедии» (помните их песенку –
«Была б
жакетка, а в ней – соседка, всё остальное – трын-трава!..»), чем к
государственно-центричной концепции Ленина и – тем более – к весьма
консервативной, вписавшейся в старорусскую православную традицию,
практике
реального социализма по-советски. И точно: в многоцветии политических
течений
68-го наиболее популярным среди бунтующей молодёжи был именно анархизм.
Для
СССР он был неприемлем. Зато мы видим, что актуальность подобных
лозунгов для
молодёжного обихода не пожухла и через 40 лет. Советское общество конца
шестидесятых было пропитано идеалами свободы, символами эпохи были
броские
молодые таланты – такие, как Гагарин и Титов. Или шахматист Михаил
Таль. Или
поэт Евгений Евтушенко. Или чуть позже засверкавший поэт с гитарой
Владимир
Высоцкий. Или хоккеист Вячеслав Старшинов – можно долго перечислять их,
молодых, энергичных, всеми любимых. Но существовало и представление об
иерархии, об уважении к старшим, об институте семьи. И об интимной
жизни, о
тайнах двоих, не принято было говорить во весь голос, «здесь и сейчас».
Наша
школа тех лет вообще относилась к проблемам взаимоотношений полов с
подчас
агрессивным пуританизмом. Лидеры СССР и стран-союзников Москвы
использовали
суматоху 1968-го, чтобы жёстко централизовать социалистический лагерь
Восточной
Европы. Запад так же вяло поддерживал «Пражскую весну», как Москва –
«Парижский
май», в этом читалось торжество зыбкого дипломатического равновесия.
Опытные (но непривлекательные
для молодёжи) мэтры левого движения
изначально скептически относились к начитавшейся Сартра молодёжи. Лидер
французских коммунистов Жорж Марше называл бунтующих студентов
«буржуазными сынками»,
«которые быстро забудут про революционный задор, когда придёт их черёд
управлять папочкиной фирмой и эксплуатировать там рабочих». Схожее
впечатление
сердитые молодые люди в крикливой модной одежде производили и на
советскую
рабоче-крестьянскую элиту. Время показало, что скептики во многом были
правы:
«икорные левые» (есть такое ироническое французское определение – «La
Gauche
Caviar») во все времена любят позировать на фоне революции, красоваться
бунтарскими взглядами – и только.
Лидеры «красного мая» со
временем стали определять дух французской
интеллигенции, встали на место прежних авторитетов. Можно назвать
Даниеля
Кон-Бендита – первого среди равных вождей 68-го, ставшего нынче
депутатом
Европарламента. Из той же компании – и известный социолог Робер Линьяр,
и
философ Андре Глюксман, которого сегодня штудируют студенты. Для них
майская
революция стала превосходной школой, трамплином в самореализации. Но
мир с тех
пор не стал менее буржуазным, не стал и более миролюбивым. Повторим с
грустью:
из идей революции успешно реализованы были только те, на которых можно
преумножать капиталы.
То есть в реальности
бескорыстная,
антибуржуазная идеология напитала
собственную противоположность. Увы, в чём-то этот сюжет повторили и мы
в начале
девяностых, когда «дикий капитализм» начался с критики привилегий
номенклатуры…
Но традиции вольнодумной интеллигенции, столь сильные в России со
времён
Радищева, ветер 68 года поднял на новую высоту.
Сотни раз и в России, и за
рубежом повторялась максима: наибольший вклад
в дело развала СССР внесла четвёрка «Битлз». Молодые люди из Ливерпуля,
по
мнению многих, были куда успешнее в борьбе с советской властью, чем все
агенты
и аналитики ЦРУ, не говоря уж об утлом отечественном диссидентском
движении.
Нет ли здесь рекламного преувеличения? Не переоцениваем ли мы значение
массовой
культуры, даже самых влиятельных её образцов? Да и сами ливерпульцы
никогда не
ставили «антисоветских» задач, скорее уж они были потрясателями основ
буржуазной жизни. В СССР вокруг западной рок-музыки возник ореол
запретности.
Наши идеологи не могли принять новой молодёжной субкультуры со
свойственным ей
экстатическим «антиобщественным» поведением, с атрибутами «фанатизма»,
с
агрессией молодых бунтарей. В России и в СССР большое значение в
воспитательной
стратегии имела армейская традиция. Да, мы привыкли ограничивать
вольницу
протоколом. Привыкли к «военно-патриотической» теме, привыкли чтить
святыни
боевого прошлого. Тогда, на излёте шестидесятых, школьники, от октябрят
до
комсомольцев, включались в кампанию почитания героев-фронтовиков;
сакрализировалось всё, что имело отношение к боевым дням Великой
Отечественной.
И это была очень успешная кампания, объединившая поколения. Особенно –
в первые
годы после впечатлявшего праздника «Двадцатилетие Победы», когда эта
тема была
заветной для миллионов, дети воспитывались на рассказах о войне, а
официальная
интерпретация ещё не покрылась глянцем штампа. Среди директоров школ и
педагогов того времени было немало фронтовиков и инвалидов войны,
которые были
окружены особым уважением. Фильмы, песни о войне, мемориалы, военные
игры – всё
это прочно вошло в жизнь школьника с 1965 года. Разве можно было по
соседству с
этой героической темой на государственном уровне заваривать нашенскую
битломанию или нашенский Вудсток с апологетикой наркотиков и
сексуального
раскрепощения? Мы говорим о государственном уровне, потому что в те
годы всё,
что не регламентировалось государством, было обречено на
кухонно-маргинальное
бытование. Скрестить плащ-палатку и джинсы, Соловьёва-Седого и
рок-н-ролл в
1968-м мог бы только очень смелый, даже эпатажный культуртрегер. Среди
осторожных идеологов, служивших в те годы в ЦК КПСС и ВЛКСМ, такого
человека не
было. Если бы он и нашёлся – инициатива не прошла бы сквозь сито
системы.
Осторожность стала девизом послевоенных лет военного поколения – она
пронизывала и атмосферу школьных классов и коридоров. На словах её
высмеивали –
как в переиначенной «Варшавянке»:
«Если возможно, то осторожно
шествуй вперёд, рабочий народ!». И
чеховского Беликова с его «кабы чего не вышло» объявляли отвратительной
и
никчемной личностью. А на деле принцип «Кабы чего не вышло» решал
многое,
определяя этику эпохи.
Пожалуй, мы не вправе вменять в
вину творцам той системы страсть к
перестраховкам: они пережили войну, а после неё – десятилетие ядерного
шантажа,
когда мир висел на волоске. Их сознание сформировалось в атмосфере
смертельной
опасности. Они выбрали консервативную стабильность, а не рискованные
шараханья;
оглядимся, ведь и наше современное общество после пожара девяностых
многим
готово пожертвовать ради стабильности, ради спокойствия. Да и Михаил
Васильевич
Ломоносов ещё «при царе Горохе» писал:
Царей и царств
земных отрада,
Возлюбленная
тишина.
Вот и не желали идеологи
нарушать тишину ритмичными раскатами электрогитар.
Отечественная контрпропаганда, высмеивавшая какафонию рок-музыки,
дикарские
танцы и обезьяньи нравы, разражалась цветными карикатурами и
фельетонами
испытанных мастеров, разбрасывалась занудно «правильными» выступлениями
лекторов… Но эти усилия оказались тщетными. Большая часть молодёжи
(даже из
наиболее лояльной и патриотически настроенной когорты) была охвачена
разными
направлениями западной моды. Для одних это выражалось в радикальном
нон-конформизме а-ля Вудсток, для других – в мечтах о модных «лейблах»,
которые
стали критериями успеха, для третьих – в футбольном фанатизме с
мордобоем «как
у них». Старшему поколению оставалось только повторять строки
прозорливого
Сергея Михалкова: «Я знаю, есть ещё семейки, где с умилением глядят на
заграничные наклейки, а сало русское едят!». Жестяная пивная банка,
расписанная
латинскими буквами, воспринималась как ценность, её берегли, а наиболее
увлечённые «семейки» и вовсе ставили в красный угол. Разумеется,
«низкопоклонство перед Западом» существовало в России всегда – ещё
Суворов
высмеивал галломанов: «Давно ли изволили получать письма из Парижа от
родных»,
а Ермолов иронически просил государя: «Произведите меня в немцы!».
Грибоедов
высмеивал эту манию в монологе про «французика из Бордо». И субкультура
молодых
людей, неистово увлечённых заморской массовой культурой (от сленга до
галстуков, не говоря уж о джазе), существовала в СССР с первых
послевоенных лет
(позже их назовут стилягами, а особо увлечённых американской фактурой –
штатниками). Но в те годы это было увлечение элиты, «страшно далёкой от
народа», а после революции шестидесятых можно говорить о всевластии
молодёжной
моды для всех социальных слоёв. И «проблема отцов и детей» с конца
шестидесятых
и на Западе, и в СССР обострилась донельзя. Даже склонные к казённому
оптимизму
публицисты и эксперты чопорных семидесятых писали об этом как об
актуальной
опасности. А уж писатели и кинематографисты в те годы и вовсе криком
кричали о
«жестокой молодёжи», о чугунной стене, вставшей между поколениями.
Характерный
безрадостный конфликт тех лет – омещанившиеся, лояльные отцы и
циничные,
жестокие дети. Как носители идеалов в семье выступали седовласые
фронтовики –
тогдашнее поколение ещё активных дедов.
У бунтующей, рассерженной
западной молодёжи были свои лидеры. Они
постепенно выходили на первый план из-за портретов Маркса, Мао Цзэдуна,
Ленина
и Че Гевары. Бывшие бунтари стали вполне успешными конформистами. Всё
перемололось, и победили деньги. Идеи всеобщего братства и борьбы с
частной
собственностью остались «на запасном пути», зато революция выпустила в
большую
жизнь то, на чём можно делать деньги, – атрибуты молодёжной моды,
образцы
массового искусства, связанные с сексуальным раскрепощением. Теперь в
молодёжной субкультуре практически нет социального протеста, нет даже
попытки
осмыслить мировой порядок – эти благородные порывы заменяет ленивая,
игривая
имитация. Зато такой фаст-фуд растиражирован в миллионах музыкальных,
компьютерных, телевизионных гамбургеров. Квалифицированные специалисты
стараются, чтобы публика и дня не могла прожить без нового гамбургера.
Сравнение с наркотиком банально, но трудно найти более точную аналогию.
Тем
более что повальная эпидемия наркомании началась опять-таки в годы
активизации
молодёжной масскультуры, в шумных дискотеках, с броским девизом «Секс,
музыка,
наркотики». Главная задача дилеров массовой молодёжной культуры –
оторвать
детей от отцов, превратить ординарный подростковый бунт в непоправимый
разрыв с
традицией. И это им удалось. На Западе – вскоре после толчка 1968-го, а
у нас –
с конца 1980-х.
Революция боролась с ханжеством
старшего поколения, с лицемерной охраной
правил хорошего тона и предрассудками. Школьники умеют остро
распознавать в
ревнителях морали ханжеские нотки, и Тартюфы во все времена приносили
урон
устоям нравственности. Революция 68-го нажимала на эту педаль со всей
силы – и
машина мчалась по ухабам с бешеной, рискованной скоростью.
В джинсы сегодня облачились
миллионы людей по всему миру – независимо от
профессии, от принадлежности к ковбойскому сословию. В последние 15 лет
существования СССР в нашей стране был даже культ джинсов: стоили они на
чёрном
рынке необоснованно дорого, ажиотаж удваивал цену. Эти не слишком
представительные (вечно помяты!) и не слишком удобные (жестковаты!)
штаны
воспринимались как важный атрибут суперменского образа жизни. А ведь
совсем не
фантастической была возможность популяризации рабочей одежды
отечественного
производства: робы, валенок, телогреек и ватных штанов. Достаточно было
мастерам рекламы ещё в 50-е годы взять на вооружение эстетику
популярного
производственного кино. Там блистали настоящие любимцы публики, звёзды
экрана
тех лет – Николай Рыбников, Белов, Надежда Румянцева, Алексей Баталов!
До сих
пор не утратили обаяния «Дело Румянцева», «Весна на Заречной улице»,
«Девчата»
– талантливые, заразительные картины, ничуть не уступающие «западным
аналогам».
И даже современная молодёжь нет-нет да и вспомнит песню про «заводскую
проходную, что в люди вывела меня». А вот рабочая одежда, в которой
щеголяли
герои Рыбникова, не прижилась – хотя шанс сделать престижным образ
жизни
популярного героя был. Не сумели ни идеологи, ни промышленники наши
прорекламировать, наладить индустрию. И поэтому молодёжная мода в нашей
стране
с шестидесятых годов глубоко клонится к вестернизации. А это означает,
что мы
постоянно рискуем лишиться патриотической подпорки, рискуем оказаться в
обществе людей, равнодушных к Родине. Всё-таки дальновидны были
американцы,
оснастившие мировую молодёжную моду ковбойскими аксессуарами, которые
сильнейшим образом поддерживают инстинкты американского патриотизма.
Глупо игнорировать уроки того
исторического поворота. Мы каждодневно
имеем дело с молодёжной субкультурой, рождённой на парижских мостовых
68-го, –
то в радикальном, то в вульгарном, то в поп-индустриальном прочтении.
Взвешивать материю юношеского протеста, определять ему цену каждому
родителю
приходится едва ли не каждый день.
Фактура тех событий
должна быть в нашем активном словаре, тем более, что
она богато представлена в художественной литературе, публицистике,
кинематографе. На много десятилетий растянулось постижение уроков
мифологизированного 1968-го. Не все мысли передуманы, не все слова
сказаны,
есть над чем поразмыслить.