ИИ в искусстве
Виктор
Пелевин
iPhuck
10. Взгляд на ИИ из 2017 года.
Читая пятнадцатый
роман Виктора Пелевина «iPhuck 10», написанный им в 2017 году,
невольно
задаёшься двумя вопросами:
- Первый – традиционный: неужели это написал он сам? Не
слишком ли много для одного человека? Такими познаниями в области
цифровых технологий, программирования и искусственного интеллекта может
обладать только специалист – айтишник.
- Второй тоже не слишком оригинальный. Как можно было в 2017
году так точно описать будущее цифровых технологий, направленное на
слежение за человеком, подавление его воли и его киборгизации?
Совсем
невероятным
кажется тот факт, что презентация iPhone
10, который послужил в романе прообразом устройства с названием iPhuck 10, состоялась 12 сентября 2017
года, а уже 26
сентября того же года издательством «Эксмо» был опубликован роман
Пелевина.
Кто-то
называет
Пелевина гением, а кто-то называет его роман «iPhuck 10» неинтересным и
весьма
посредственным. Однако приходится согласиться с оппонентами критиков
автора
романа: «либо они не поняли, либо позавидовали». Сам автор выразил своё
отношение к своим оппонентам фразой в самом романе: «Я
давно заметил, что граждан, дурно отзывающихся о моем творчестве,
объединяет одна общая черта. Все они отличаются от говна только тем,
что
полностью лишены его полезных качеств».
Впрочем
сам Пелевин
это скорее образ, алгоритм, тень, силуэт, как тот Порфирий Петрович, от
имени
которого ведётся повествование, но который сам при этом является
«большой языковой
моделью» (LLM) искусственного интеллекта за
номером
«ZA-3478/PH0 бильт 9.3».
Можно
ли отнести
роман iPhuck 10 к жанру антиутопий? Несомненно.
То,
что в 2017 году
выглядело утопией, спустя всего несколько лет стало реальностью, и
главной реальностью
нашего времени стал тотальный контроль информационного пространства с
помощью
ИИ, а соответственно тотальный контроль над любыми информационными
«следами»
человека. Всё идёт к тому, что в скором времени, будет осуществлён и
контроль над
мыслями. Впрочем, уже сегодня такой контроль частично осуществляется,
по тому,
как сказано в романе крохотному, но почти
неистребимому электронному «запаху» (коду), который каждый человек
оставляет за собой в
информационном пространстве.
Искусственный
интеллект, называвший себя Порфирием Петровичем, «пробавлялся»
литературным
трудом – писал романы, что даёт волю воображению предположить, что он,
то есть
ИИ, принимал участие в создании «iPhuck 10».
Но
как? Ведь первая
версия ChatGPT появилась в сети только в
ноябре 2022 года.
----------------------------------------------
Цитаты:
- Конечно, искусственный интеллект
сильнее и умнее человека — и всегда будет выигрывать у него и в
шахматы, и во все остальное. Точно так же пуля побеждает человеческий
кулак. Но продолжаться это будет только до тех пор, пока искусственный
разум программируется и направляется самим человеком и не осознает себя
как сущность. ... Если наделить алгоритмический рассудок способностью к
самоизменению и творчеству, сделать его подобным человеку в способности
чувствовать радость и горе (без которых невозможна понятная нам
мотивация), если дать ему сознательную свободу выбора, с какой стати он
выберет существование?
Человек ведь — будем честны — от этого выбора избавлен. Его зыбкое
сознание залито клеем нейротрансмиттеров и крепко-накрепко сжато
клещами гормональных и культурных императивов. Самоубийство —
это девиация и признак психического нездоровья. <…>
Никто не знает, почему и зачем существует человек — иначе на земле не
было бы ни философий, ни религий. А искусственный интеллект будет все
про себя знать с самого начала. Захочет ли разумная и свободная
шестерня быть? Вот в чём вопрос.
- Искусственный интеллект —
это бестелесный и безличный дух, живущий в построенной человеком среде
— код, <…> большую часть времени не сосредоточенный нигде
конкретно. Это ничто через букву «е» (или нечто через букву «и»),
опирающееся на волну и поток, перемещающееся со скоростью света
сквозь схлопывающееся в точку пространство в моменте, где
никакого времени нет. <…>
- В современной сети любая
трансакция, любой информационный обмен оставляют крохотный, но почти
неистребимый электронный «запах» — крупинки кода показывают, кто и как
интересовался той или иной информацией. <…> Особенно когда сайты
и девайс специально «обнюхивают» и «опыляют» друг друга.
- По Резнику, «симуляция»
означает несколько другое. Он объясняет через это понятие сам механизм
функционирования Вселенной.
Всё одушевлённое и неодушевлённое (Резник не признавал между ними
разницы) есть просто разные последовательности развернутого в Мировом
Уме «вселенского кода» — как бы растущее во все стороны дерево
космического RCP. <…>
Мировой Ум, говорил Резник, входит в некоторые из последовательностей
кода ещё как бы «изнутри», образуя дважды одушевлённые сегменты —
растения, животных, людей и так далее. Для этого он пользуется так
называемыми «посадочными маркерами», то есть элементами кода,
указывающими, что та или иная его комбинация может временно стать
опорой сознания благодаря имеющимся у неё ресурсам существования и
органам чувств.
Что такое Мировой Ум? Резник говорил, что это единственный уровень
бытия, который не поддаётся симуляции.
В
оглавление ТРМ №21