ТРИБУНА РУССКОЙ МЫСЛИ №22 ("Наука, религия и государство")
Религия в науке и Наука в религии

Высказывания нобелевских лауреатов

о вере в Бога


По книге: "ОНИ ВЕРИЛИ В БОГА: ПЯТЬДЕСЯТ НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ И ДРУГИЕ ВЕЛИКИЕ УЧЕНЫЕ"*.

Составитель: Тихомир Димитров

В книгу включены документально подтверждённые высказывания всемирно известных ученых и писателей. За одиннадцать лет исследований автор изучил сотни книг, статей и писем – в основном из архивов Национальной библиотеки Болгарии (София), Миланской общественной библиотеки (Милан) и Австрийской национальной библиотеки (Вена). Вдобавок автор состоял в переписке со многими ныне здравствующими лауреатами Нобелевской премии, которые поделились с ним своими мыслями о Боге.

АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН – ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ
Нобелевская премия: Альберт Эйнштейн (1879-1955) был награжден Нобелевской премией по физике в 1921 году – за вклад в развитие квантовой теории и «за открытие закона фотоэлектрического эффекта». Эйнштейн – один из основателей современной физики, создатель теории относительности. В декабре 2000 года средства массовой информации (по данным агентства «Рейтер») назвали Эйнштейна «человеком второго тысячелетия».

Гражданство: Германия; позже был гражданином Швейцарии и США.

Образование: доктор философии (физика), Цюрихский университет, Швейцария, 1905 г.

Профессиональная деятельность: эксперт патентного бюро, Берн, 1902-1908 гг.; профессор физики в университетах Цюриха, Праги, Берна и Принстона (Нью-Джерси).

♦♦♦

1. "Я хочу узнать, как Бог создал мир. Мне не интересны те или иные явления в спектре того или иного элемента. Я хочу знать Его мысли, остальное - это детали". (цит. по: Ronald Clark, Einstein: The Life and Times, London, Hodder and Stoughton Ltd., 1973, 33).
2. "Мы похожи на ребенка, попавшего в огромную библиотеку, в которой множество книг на разных языках. Ребенок знает, что кто-то эти книги написал, но не знает, как они были написаны. Он не понимает языков, на которых они написаны. Ребенок смутно подозревает, что в расположении книг есть некий мистический порядок, но что это за порядок – он не знает.
Мне кажется, что даже самый мудрый из людей выглядит именно так перед Богом. Мы видим, что вселенная устроена удивительным образом и подчиняется определенным законам, но эти законы мы едва понимаем. Наш ограниченный разум не способен постичь загадочную силу, что движет созвездиями".
(Цит. по: Denis Brian, Einstein: A Life, New York, John Wiley and Sons, 1996, 186).
3. "Если очистить иудаизм (в том виде, в котором его проповедовали пророки) и христианство (в том виде, в котором его проповедовал Иисус Христос) от всех последующих дополнений - особенно сделанных священниками, - то останется учение, способное исцелить все социальные болезни человечества. И долг каждого человека доброй воли - в своем мирке упорно, по мере сил, бороться за претворение в жизнь этого учения чистой человечности". (Albert Einstein, Ideas and Opinions, New York, Bonanza Books, 1954, 184-185).
4. "В конце концов, разве фанатики обеих религий не преувеличили различия между иудаизмом и христианством? Все мы живем волей Божьей и развиваем практически идентичные духовные способности. Иудей или язычник, раб или свободный - все мы принадлежим Богу".
(цит. по: H.G. Garbedian, Albert Einstein: Maker of Universes, New York, Funk and Wagnalls Co., 1939, 267).
5. "Всякий, кто серьезно занимается наукой, приходит к осознанию того, что в законах природы проявляется Дух, который намного выше человеческого, - Дух, пред лицом которого мы с нашими ограниченными силами должны ощущать собственную немощь. В этом смысле научные поиски приводят к религиозному чувству особого рода, которое действительно во многом отличается от религиозности более наивной". (Высказывание, сделанное Эйнштейном в 1936 г. Цит. по: Dukas and Hoffmann, Albert Einstein: The Human Side, Princeton University Press, 1979, 33).
6. "Чем глубже человек проникает в тайны природы, тем сильнее он почитает Бога". (Цит. по: Brian 1996, 119).
7. "Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, - это ощущение тайны. Оно лежит в основе подлинной науки. Тот, кто не испытал этого чувства, кого уже не охватывает благоговение - практически мертв. Эта глубокая эмоциональная уверенность в существовании высшей разумной силы, открывающейся в непостижимости Вселенной, и есть моя идея Бога". (Цит. по: Libby Anfinsen 1995).
8. "Моя религия состоит в чувстве скромного восхищения перед безграничной разумностью, проявляющей себя в мельчайших деталях той картины мира, которую мы способны лишь частично охватить и познать нашим умом". (Высказывание, сделанное Эйнштейном в 1936 г. Цит. по: Dukas and Hoffmann 1979, 66).
9. "Чем больше я изучаю мир, тем крепче моя вера в Бога". (Цит. по: Holt 1997).
10. Макс Яммер (почетный профессор физики, автор биографической книги "Эйнштейн и религия" (Einstein and Religion, 2002), утверждает, что широко известное высказывание Эйнштейна "Наука без религии хрома, религия без науки слепа" - квинтэссенция религиозной философии великого ученого. (Jammer 2002; Einstein 1967, 30).
11. "В иудеохристианской религиозной традиции мы находим высочайшие принципы, которыми должны руководствоваться во всех своих устремлениях и суждениях. Наших слабых сил недостаточно, чтобы дотянуться до этой высшей цели, но она формирует надежное основание всех наших устремлений и ценностных суждений".
(Albert Einstein, Out of My Later Years, New Jersey, Littlefield, Adams and Co., 1967, 27).
12. "Несмотря на всю гармонию космоса, которую я, с моим ограниченным разумом, всё же способен воспринимать, находятся те, кто утверждают, что Бога нет. Но больше всего меня раздражает, что в поддержку своих взглядов они цитируют меня". (Цит. по: Clark 1973, 400; Jammer 2002, 97).
13. О фанатичных атеистах Эйнштейн писал:
"Есть и фанатичные атеисты, чья нетерпимость сродни нетерпимости религиозных фанатиков, – и происходит она из того же источника. Они похожи на рабов, по-прежнему чувствующих гнёт цепей, сброшенных после тяжелой борьбы. Они бунтуют против "опиума для народа" – для них невыносима музыка сфер. Чудо природы не становится меньше оттого, что его можно измерить человеческой моралью и человеческими целями".
(Цит. по: Max Jammer, Einstein and Religion: Physics and Theology, Princeton University Press, 2002, 97).
14. "Истинная религия – это подлинная жизнь, жизнь всей душой, со всей ее добротой и праведностью". (Цит. по: Garbedian 1939, 267).
15. "За всеми величайшими достижениями науки стоит уверенность в логической стройности и познаваемости мира - уверенность, которая сродни религиозному переживанию… Эта глубокая эмоциональная уверенность в существовании высшей разумной силы, открывающейся в непостижимости Вселенной, и есть моя идея Бога". (Einstein 1973, 255).
16. "Напряженная умственная деятельность и изучение Божьей Природы – вот те ангелы, что проведут меня сквозь все невзгоды этой жизни, дадут утешение, силу и бескомпромиссность". (Цит. по: Calaprice 2000, ch. 1).
17. Мнение Эйнштейна об Иисусе Христе было высказано в его интервью американскому журналу "Сатердей ивнинг пост" (The Saturday Evening Post, 26 октября 1929 г.):
"– Какое влияние оказало на вас христианство?
– В детстве я изучал и Библию, и Талмуд. Я иудей, но меня завораживает яркая личность Назарянина.
– Читали ли вы книгу об Иисусе, написанную Эмилем Людвигом?
– Портрет Иисуса, написанный Эмилем Людвигом, слишком поверхностен. Иисус настолько масштабен, что не поддается перу фразеров, даже очень искусных. Христианство нельзя отвергнуть лишь на основании красного словца.
– Верите ли вы в исторического Иисуса?
– Разумеется! Невозможно, читая Евангелие, не почувствовать реальное присутствие Иисуса. Его личность дышит в каждом слове. Никакой миф не обладает столь мощной жизненной силой".

♦♦♦♦♦♦♦

МАКС ПЛАНК – ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ

Нобелевская премия: в 1918 году Макс Планк (1858-1947) был удостоен Нобелевской премии по физике «в знак признания его заслуг в деле развития физики благодаря открытию квантов энергии». Макс Планк повсеместно признан отцом современной физики. Им сформулирована одна из важнейших физических теорий XX столетия – квантовая теория. Он также внес значительный вклад в развитие теории относительности и в исследования электромагнитного излучения. Кроме того, Планк – основатель квантовой механики.

Гражданство: Германия.

Образование: доктор философии (физика), Мюнхенский университет, Германия, 1879 г. (в возрасте 21 года).

Профессиональная деятельность: профессор физики в Мюнхенском, Кильском и Берлинском университетах.

♦♦♦

1. В знаменитом докладе "Религия и естествознание" (май 1937) Планк писал: "И религия, и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания – в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других – вершину построения любых мировоззренческих принципов". (Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. - N8 - 1990. - С. 35).
2. "Религия есть связь человека с Богом. Она основана на благочестивом страхе перед неземной силой, которой подчиняется человеческая жизнь и которая держит в своей власти наше благо и наши страдания. Найти в своих устремлениях согласие с этой силой, снискать её благосклонность – вот постоянное стремление и высшая цель религиозного человека. Ибо только так он может чувствовать себя укрытым от опасностей (предвидимых и непредвидимых), угрожающих ему в этой жизни, и только так он сможет добиться самого чистого счастья, связанного с внутренним миром в своей душе, который может быть гарантирован только твердым союзом с Богом и безусловной верой в Его всемогущество, в Его готовность помочь". (Планк, там же. - С. 27).
3. Завершая доклад "Религия и естествознание" (май 1937), Планк сказал: "Следует неутомимо и непрестанно продолжать борьбу со скептицизмом и догматизмом, с неверием и суеверием, которую совместно ведут религия и естествознание, а целеуказывающий лозунг в этой борьбе всегда гласил и будет гласить: к Богу!" (Планк, там же. - С. 36).
4. "При таких обстоятельствах не следует удивляться тому, что атеистическое движение, объявляющее религию преднамеренным обманом и выдумкой властолюбивых священников, у которого благочестивая вера в высшую силу над нами встречает лишь слова насмешки, усердно использует естественнонаучное познание, продолжая, якобы в союзе с ним, все более быстрыми темпами оказывать разлагающее влияние на все слои народа по всей земле. Мне не нужно более подробно разъяснять, что с победой этого движения жертвами уничтожения стали бы не только наиболее ценные сокровища нашей культуры, но и, что еще ужаснее, - надежды на лучшее будущее". (Планк, там же. - С. 26).
5. "Но значение [религии] простирается за пределы сознания отдельного человека. Религия не столько присуща каждому отдельному человеку, сколько претендует на действенность и значение для большого сообщества, для народа, расы и – в конечном итоге – для всего человечества. Ибо Бог правит одинаковым образом во всех странах, Ему подчиняется весь мир с его сокровищами и ужасами". (Планк, там же. - С. 27).
6. Во время Второй мировой войны, в феврале 1945 года, в жизни Планка произошла трагедия: его сын Эрвин был казнен нацистами за участие в неудавшемся покушении на Гитлера. В марте 1945 года Планк писал своему другу Антону Киппенбергу:
"Если вообще есть утешение, то его можно найти в вечности, и я полагаю милостью неба, что во мне с детства была глубоко укоренена вера в вечное. Да защитит и укрепит тебя Бог во всем, что еще ожидает нас, пока не придет к концу это безумие, в котором всем нам пришлось жить". (Цит. по: Heilbron 1986, 195-196).
7. "[Религиозный человек на это отвечает,] что Бог существовал еще до того, как человек появился на Земле, и что Он от века держал в Своих всемогущих руках верующих и неверующих, что Он восседает на высоте, непостижимой для человеческого разумения, и будет восседать там и тогда, когда Земля со всем, что на ней есть, уже давно превратится в развалины. К истинно религиозным людям могут причислять себя те – и только те – кто исповедует эту веру и кто, проникнувшись ею, чувствует себя защищенным всемогущим Богом от всех опасностей жизни, почитая Его и беспредельно доверяя Ему. (Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. - N8 - 1990. - С. 30).
8. В одном из своих главных трудов, "Куда идет наука?" (1932), Планк отмечал:
"Невозможно противопоставить религию и науку, поскольку они дополняют друг друга. Наверное, каждый серьезный и мыслящий человек осознает, что необходимо признавать и развивать религиозный элемент его природы, дабы все силы человеческой души слились в совершенной гармонии. Не случайно величайшие мыслители всех времен были людьми глубоко религиозными". (Planck 1977, 168).
9. "Меня как физика, то есть человека, посвятившего всю жизнь совершенно прозаической науке – исследованию материи, – никто не назовет фантазером. Я изучал атом и могу сказать: не бывает материи самой по себе! Вся материя возникла и существует только благодаря силе, которая приводит в движение частицы и удерживает их в виде мельчайшей солнечной системы – атома.
Но так как во всей вселенной нет ни разумной, ни вечной энергии, то нам следует предположить, что за этой энергией стоит Дух, обладающий разумом и самосознанием. Этот
дух есть первопричина всей материи!" (Цит. по: Eggenstein 1984, Part I; см. также "Materialistic Science on the Wrong Track").
10. На вопрос наблюдателя: "Как вы считаете, можно ли объяснить сознание с материальной точки зрения?" – Макс Планк отвечал:
"Нет, я считаю сознание первичным. Я рассматриваю материю как производное от сознания. Сознание невозможно обойти стороной. О чём бы мы ни говорили, что бы ни считали существующим – всё постулирует первичность сознания". (Цит. по: de Purucker 1940, ch. 13)
11. Планк верил в жизнь после смерти и в существование "иного мира, вознесенного над нашим; мира, в котором все мы всегда можем найти и найдем убежище". (Цит. по: Heilbron 1986, 197).
"Дальновидные богословы сейчас трудятся, добывая вечный металл из учений Иисуса и выковывая его для всех времен". (Цит. по: Heilbron 1986, 67).
12. Относительно взаимодополняющих отношений науки и религии Планк писал: "Одна не исключает другую; они переплетаются, взаимно дополняя друг друга. Наука нужна человеку как инструмент восприятия, а религия – как руководство к действию". (Цит. по: Schaefer 1983, 84).

♦♦♦♦♦♦♦

ЭРВИН ШРЁДИНГЕР – ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ

Нобелевская премия: Эрвин Шрёдингер (1887-1961) в 1933 году был удостоен

Нобелевской премии по физике «за открытие новых продуктивных форм атомной теории». Его труды стали также важным вкладом в развитие волновой теории материи и других основ квантовой механики. Шрёдингер признан основателем волновой механики.

Гражданство: Австрия.

Образование: доктор философии (физика), Венский университет, Австрия, 1910 г.

Профессиональная деятельность: профессор физики в университетах Штутгарта, Йены, Берлина, Цюриха, Оксфорда и Вены.

♦♦♦

1. Шрёдингер называл науку игрой, правила которой придумал Сам Бог:
"Наука есть игра, но игра не шуточная, игра в хорошо заточенные ножики…
Если, к примеру, аккуратно разрезать какую-нибудь картинку на тысячу кусочков и перемешать, а потом попытаться сложить ее снова – это всё равно что решить головоломку. В науке головоломку тебе задает не кто иной, как Господь. Он придумал и саму игру, и её правила, которые к тому же ты можешь и не знать полностью. Тебе предоставляется угадать или определить на свой страх недостающую половину правил.
…Результат зависит от того, насколько количество истинных правил игры, навечно установленных Господом, больше числа ложных, порожденных вследствие твоей неспособности познать истину; и если данное соотношение превысит некий предел, головоломка будет решена. Похоже, в этом и состоит весь азарт игры". (Цит. по: Moore 1990, 348).
2. "…Меня очень удивляет, что научная картина реального мира вокруг меня настолько неполная. Она дает много фактической информации, приводя весь наш жизненный опыт в замечательно непротиворечивый порядок. Однако она хранит тягостное молчание в отношении всего того, что действительно близко нашему сердцу, что действительно имеет для нас значение. Она не может нам сказать ни слова о красном и синем, горьком и сладком, физической боли и физической радости; она ничего не знает о красоте и уродстве, хорошем и плохом, Боге и вечности.
Наука иногда притворяется, что ответила на подобные вопросы, но ответы эти часто настолько глупы, что мы не склонны воспринимать их серьезно". (Шрёдингер, "Природа и греки". - Ижевск: Научно-издательский центр "Регулярная и хаотическая механика", 2001. - С. 76. - Перевод приведен с изменениями. - Прим. перев.).
3. Шрёдингер решительно отрицает мнение некоторых теистов об атеистической сути науки:
"Разрешите сказать пару слов о пресловутом атеизме науки. Теисты снова и снова упрекают науку в атеизме, но без каких-либо на то оснований. Личностного Бога невозможно найти в такой модели мира, из которой изъято всё личностное.
Известно, что опыт общения с Богом так же реален, как непосредственное чувственное восприятие или ощущение собственной индивидуальности. Подобно им, Богу нет места в пространственно-временной картине. Я не нахожу Бога нигде в пространстве и времени – так говорит честный натуралист. И за это он слышит обвинения в свой адрес от того, в чьем катехизисе записано: Бог есть дух". (Шрёдингер Э. Разум и материя. - Ижевск: Научно-издательский центр "Регулярная и хаотическая механика", 2000. - С. 64-65 - Перевод приведен с изменениями. - Прим. перев.).
4. Шрёдингер утверждает, что технические изобретения человечества наносят ущерб природе:
"Серьезная ошибка технически ориентированной культуры заключается в том, что высшей целью представляется изменение Природы. Такая культура надеется занять место Бога, чтобы навязать божественной воле убеждения бренного разума". (Цит. по: Moore 1990, 349).
5. В книге "Природа и греки" Шрёдингер пишет: "Откуда я пришел, куда иду?
Наука ни слова не может сказать о том, почему нас радует музыка, или почему старая песня трогает нас до слез. Наука хранит молчание даже в ответ на вопрос о великом Единстве – Едином Пармениде – часть которого все мы так или иначе составляем, и которому мы все принадлежим. Самое распространенное его название в наше время – Бог, с заглавной буквы.
Откуда я пришел, куда иду? Это великий непостижимый вопрос, встающий перед каждым из нас. У науки нет на него ответа". (Шрёдингер, "Природа и греки", 77 - Перевод приведен с изменениями. - Прим. перев.).
6. Уолтер Мур (почетный профессор физической химии в Сиднейском университете) вспоминает любимую цитату Шрёдингера из "Бхагавадгиты":
" Кто видит, что Высший Господь равно во всех существах пребывает, Непреходящий в непреходящем, тот воистину видит. Ибо везде равно пребывающего Господа прозревая, Он сам себе не вредит и так на высший Путь вступает" (Бхагавадгита 13:27-28).
(Walter Moore, Schr;dinger: Life and Thought, Cambridge University Press, 1990, 349).
Шрёдингер говорил: "Эти прекрасные слова не нуждаются в комментариях. Милосердие и доброта ко всему живому (а не только к людям) прославляются как высшая из достижимых целей – почти в том же смысле, что и "благоговение перед жизнью", о котором говорил Альберт Швейцер". (Цит. по: Moore 1990; 349, 477).
7. Шрёдингер отвергал материализм (теорию, согласно которой вся реальность исключительно материальна). Он утверждал, что сознание человека принципиально отличается от материальных процессов, происходящих в теле. "Сознание нельзя объяснить, пользуясь категориями физики, потому что сознание – абсолютно основополагающая категория, не объяснимая ни в каких других категориях". (Schr;dinger 1984, 334).
8. "Я не стану отвергать метафизику и даже мистицизм, потому что они играют важную роль во всем, что следует далее.
Мы, живые существа, все принадлежим друг другу. Мы все – члены, или аспекты, одного Бытия, которое в западной традиции называют Богом, а в Упанишадах – Брахманом". (Цит. по: Moore 1990, 477).
В книге "Разум и материя" Шрёдингер писал: "И все же можно привести один аргумент в пользу мистического учения об "идентичности" всех разумов друг другу и высшему разуму – в противовес пугающей монадологии Лейбница. Решающим аргументом в пользу учения об "идентичности" является тот эмпирический факт, что сознание никогда не ощущается во множественном числе, только в единственном. Не только никто из нас никогда не сталкивался с более чем одним сознанием, но и не существует никаких косвенных свидетельств того, что это вообще когда-либо имело место. Если я скажу, что в одном и том же разуме не может быть более одного сознания, это покажется откровенной тавтологией – мы совершенно не способны представить противоположное". (Шрёдингер Э. Разум и материя. - С. 54-55).
9. Ученый и писатель Кен Уилбер утверждает: "Моя книга "Квантовые вопросы" основана на том небезынтересном факте, что практически все великие первопроходцы современной физики – такие, как Эйнштейн, Шрёдингер и Гейзенберг – в том или ином смысле были мистиками, что примечательно само по себе. Физика – самая точная из всех наук – наткнулась на мистицизм – самую тонкую из всех религий. Почему? И вообще, что такое мистицизм?
Я собрал работы Эйнштейна, Гейзенберга, Шрёдингера, Луи де Бройля, Макса Планка, Нильса Бора, Вольфганга Паули, сэра Артура Эддингтона и сэра Джеймса Джинса. Нет никакого сомнения в том, что все они были гениальными учёными (и все, кроме двух, были нобелевскими лауреатами). Но как уже упоминалось, удивительнее всего то, что все они придерживались глубоко духовного или мистического мировоззрения – что, казалось бы, неожиданно для ученых-первооткрывателей". (Wilber 1998, 16).

♦♦♦♦♦♦♦

ВЕРНЕР ГЕЙЗЕНБЕРГ – ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ Нобелевская премия: Вернер Гейзенберг (1901-1976) был удостоен Нобелевской премии по физике в 1932 г. "за создание квантовой механики, применение которой привело, помимо прочего, к открытию аллотропических форм водорода". В 1927 году Гейзенберг сформулировал знаменитый принцип неопределенности, названный его именем.
Гражданство: Германия. Образование: доктор философии (физика), Мюнхенский университет, Германия, 1923 г.; доктор философии, Геттингенский университет, Германия, 1924 г. Профессиональная деятельность: профессор физики в университетах Копенгагена (Дания), Лейпцига, Берлина, Геттингена и Мюнхена.

♦♦♦

1. "Первый глоток из кубка естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда нас ожидает Бог". ["Der erste Trunk aus dem Becher der Naturwissenschaft macht atheistisch, aber auf dem Grund des Bechers wartet Gott."] (Цит. по: Hildebrand 1988, 10).
2. Генри Маргенау (почетный профессор физики и естественных наук в Йельском университете) в автобиографической статье, опубликованной в журнале "Истина" (Truth), писал: "Хотя я ничего не сказал о годах с 1936-го по 1950-й, они были отмечены несколькими незабываемыми для меня событиями. Одним из них была первая встреча с Гейзенбергом, приехавшим в Америку вскоре после окончания Второй мировой войны. В личной беседе с ним я был поражен глубиной его религиозных убеждений. Он был истинным христианином в полном смысле этого слова". (Margenau 1985, Vol. 1).
3. В статье "Естественнонаучная и религиозная истина" (1973) Гейзенберг писал: "В ходе развития естествознания, начиная со знаменитого процесса против Галилея, снова и снова высказывалось мнение, что естественнонаучная истина не может быть приведена в согласие с религиозным истолкованием мира. Но должен сказать, что, хотя я убежден в неоспоримости естественнонаучной истины в своей сфере, мне все же никогда не представлялось возможным отбросить содержание религиозной мысли просто как часть преодоленной ступени сознания человечества – часть, от которой в будущем все равно придется отказаться. Так что на протяжении моей жизни мне постоянно приходилось задумываться о соотношении этих двух духовных миров, ибо у меня никогда не возникало сомнения в реальности того, на что они указывают". (Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. - С. 328).
4. "Где нет уже никаких путеводных ориентиров, там вместе с ценностной шкалой пропадает и смысл наших действий и нашего страдания, и в конечном счете остаются лишь отрицание и отчаяние. Религия есть, таким образом, фундамент этики, а этика – предпосылка нашей жизни". (Гейзенберг, 1987. - С. 333).
5. Эйнштейн до конца своей жизни верил в строгую причинность. В последнем дошедшем до нас письме к Эйнштейну Гейзенберг писал, что хотя в новой квантовой механике излюбленный Эйнштейном принцип причинности не подтверждается, "мы можем утешаться тем, что благому Господу Богу, должно быть, известно положение частиц, так что принцип причинности всё равно, наверное, остается в силе". (Цит. по: Holton 2000, vol. 53).

♦♦♦♦♦♦♦

РОБЕРТ МИЛЛИКЕН – ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ
Нобелевская премия: Роберт Эндрюс Милликен (1868-1953) стал лауреатом Нобелевской премии по физике в 1923 г. "за эксперименты по определению элементарного электрического заряда и фотоэлектрическому эффекту". Милликен определил заряд электрона и доказал фотоэлектрическое уравнение Эйнштейна.
Гражданство: США. Образование: доктор философии (физика), Колумбийский университет, Нью-Йорк, 1895 г. Профессиональная деятельность: профессор физики в Чикагском университете и в Калифорнийском технологическом институте.

♦♦♦

1. В "Автобиографии" (глава 21: "Две важнейших составляющих прогресса") Роберт Милликен писал: "Благополучие и прогресс человечества зиждутся на двух столпах. Если один из них рухнет – погибнет все строение. Эти два столпа суть культивирование и распространение по всему миру: 1) духа религии; 2) духа науки (знания)". (Millikan 1950, 279).
2. "В практическом аспекте проповедь современной науки – а современная наука и есть самый неутомимый и успешный проповедник – удивительно похожа на проповедь Иисуса. Главная тема в проповеди науки – служение, подчинение индивида общим интересам. Иисус говорил, что наш долг – содействовать спасению человечества. Наука говорит, что наш долг – прогресс человечества.
Иисус проповедовал также радость служения: "Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее"". (Цит. по: Kargon 1982, 147).
3. В интервью под названием "Бог ученых" (Collier's; 24 октября 1925) Милликен сказал: "Я как минимум могу с уверенностью утверждать, что научного основания для того, чтобы отвергать религию, нет, – равно как, на мой взгляд, нет и никакого оправдания конфликту между наукой и религией, так как они принадлежат к совершенно разным областям. Те, кто очень плохо разбирается в науке, и те, кто очень плохо разбирается в религии, действительно иногда затевают ссоры, и сторонним наблюдателям кажется, что происходит конфликт между наукой и религией, хотя на самом деле конфликт этот только между двумя видами невежества.
Первая серьезная ссора подобного рода произошла, когда Коперник выдвинул свою теорию, согласно которой Земля - не плоская поверхность и не центр вселенной, а всего лишь одна из многочисленных маленьких планет, которая за день совершает оборот вокруг своей оси, а за год – вокруг Солнца. Коперник был священником, настоятелем собора, человеком прежде всего религиозным, а не ученым. Он знал, что основания подлинной религии сокрыты там, где их не могут потревожить никакие научные открытия. Он подвергся гонениям не потому что восстал против религиозного учения, а потому что, согласно его теории, человек не был центром вселенной, - и для ряда эгоистов эта новость оказалась весьма неприятной". (Millikan 1925).
4. "Я не могу представить себе, как может настоящий атеист быть учёным". (Цит. по: Grounds 1945, 22). "Никогда не встречал думающего человека, который не верил бы в Бога". (Millikan 1925).
5. В "Автобиографии" Милликен писал: "Но я пойду еще дальше, потому что кто-то спросит: "Откуда появилась идея Бога? Разве это не часть религии?" Думаю, да, часть; и поэтому отвечу тремя способами.
В качестве первого ответа я приведу цитату из Священного Писания, где сказано: "Бога никто никогда не видел… Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" Иными словами, отношение человека к Богу проявляется и отражается в отношении этого человека к другим людям - его братьям.
Мой второй ответ – высказывание Шайлера Мэтьюса, декана Баптистского богословского факультета Чикагского университета. Когда его спросили: "Верите ли вы в Бога?", он сказал: "Друг мой, тот, кто задает такой вопрос, нуждается в образовании, а не в ответе".
Третий ответ – мой собственный. Тысячи лет назад Иов, поняв тщетность попыток охватить Бога ограниченным человеческим разумом, воскликнул: "Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?" Мудрецы всегда поражались удивительному порядку в природе, осознавая при этом собственную ограниченность и невежество. Для них довольно было просто стоять в тишине и благоговении перед Тем, Кто имманентным образом присутствует в природе. Они вторили словам псалмопевца: "Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога"". (Millikan 1950, 286-287).
6. "Религию и науку я считают двумя родственными силами, которые тянули и тянут человечество вперед и вверх". (Millikan 1950, 286).
7. "То, что конфликт между подлинной наукой и подлинной религией невозможен в принципе, становится очевидным при изучении целей науки и религии. Цель науки заключается в развитии знания о фактах, законах и процессах природы - знания без предрассудков и предубеждений. Цели же религии, которые даже важнее целей науки, - становление совести, идеалов и устремлений человечества". (Millikan 1925).
8. "Наука приводит к грандиозной концепции Бога. В соответствии с этой концепцией, которая полностью согласуется с высшими идеалами религии, Бог на протяжении веков являет Себя, создавая землю, на которой обитает человек. Веками Он вдыхает жизнь в материю, и кульминацией этого процесса становится человек, обладающий духовной природой и богоподобными силами". (Цит. по: Kargon 1982, 146).
9. "Мы не знаем, какое именно место отведено нам в замысле Великого Автора и что Он предназначил нам сделать.
Но какую-то роль в этом замысле мы определенно играем, иначе бы у нас не было чувства ответственности. Исключительно материалистическая философия представляется мне верхом невежества. Именно это чувство ответственности - осознание, что мы должны сыграть отведенную нам роль как можно лучше - составляет наше богоподобие". (Millikan 1950, 277-278).
10. "Наше научное знание велико в сравнении с тем, что мы знали сто лет назад. Но оно ничтожно в сравнении с тем, что еще предстоит узнать. На карте мира раньше было много белых пятен, отмеченных как "неизученные земли". Теперь их очень мало.
Карта научного знания по-прежнему представляет собой огромный белый лист, на котором лишь кое-где нанесены точки, отмечающие область изученного. Чем больше мы исследуем, тем явственнее осознаем, насколько мы далеки от подлинного понимания. Честно признавая свое невежество и ограниченность, мы признаем также, что существует некая Сила, Бытие, в Котором и Которым мы живем и движемся и существуем, – Творец, каким бы именем мы Его ни называли". (Millikan 1925).
11. "Многие величайшие ученые были людьми глубоко религиозными, о чем свидетельствовала их жизнь: сэр Исаак Ньютон, Майкл Фарадей, Джеймс Клерк Максвелл, Луи Пастер. Они были не просто верующими, но и верными членами своих религиозных общин. Ведь важнее всего в жизни верить в моральные и духовные ценности, верить, что жизнь имеет значение и смысл, верить, что мы куда-то идем! Вряд ли бы эти ученые стали великими, если бы у них не было такой веры". (Millikan 1925).
12. "Я видел, по сути, отпечатки пальцев Бога в небесах. Я увидел, что Он постоянно бодрствует над Своим Творением. Я свидетельствую, что наука удивительным образом перекликается с учением Иисуса в том, что природа, в сущности своей, блага". (Цит. по: Neff 1952, 20).
13. В книге "Наука и религия" Милликен утверждал: "Наука начала открывать нам мир, в котором красота сочетается с упорядоченностью; мир, который не подчиняется прихотям, но в котором происходят познаваемые и предсказуемые процессы; мир, на который можно положиться. Словом, мы видим, что Бог действует посредством законов". (Millikan, Science and Religion. - Yale University Press, 1930. - P. 79.)
14. По словам Милликена, суть христианской религии состоит "в жизни и учении Иисуса – в альтруистическом идеализме (психолог, возможно, назовет того, кто живет по этому принципу, экстравертом, а обычный человек - бескорыстным). Вся проповедь Иисуса сводится именно к этому. Как гласит Золотое правило: "…во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними"". (Millikan 1950, 280).
15. "Наука, управляемая духом религии, есть ключ к прогрессу и надежда человечества". (Цит. по: Kargon 1982, 147).

♦♦♦♦♦♦♦

АЛЕКСИС КАРРЕЛЬ – ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ
Нобелевская премия
: в 1912 году Алексису Каррелю (1873-1944) была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине за "признание работы по сосудистому шву и трансплантации кровеносных сосудов и органов". Каррель самостоятельно разработал метод пересадки органов от одного человеческого организма другому. Он стал основателем современной трансплантологии.
Гражданство: Франция; впоследствии жил в США. Образование: доктор медицины, Лионский университет, Франция, 1900 г. Профессиональная деятельность: научный сотрудник Чикагского университета и Рокфеллеровского института медицинских исследований, Нью-Йорк; профессор Лионского университета, Франция.

♦♦♦

1. В книге "Размышления о жизни" Алексис Каррель писал: "Иисус знает наш мир. В отличие от того бога, о котором писал Аристотель, Он не презирает нас. Мы можем обращаться к Иисусу, и Он отвечает нам. Он был человеком, как мы, но при этом Он - Бог, превосходящий все сущее". (Carrel, Reflections on Life, New York: Hawthorn Books, 1952. Chap. 6, Part 7).
2. "Почему мы здесь? Откуда мы пришли? Кто мы? Абсурдна ли вера в загробную жизнь?
Только религия предлагает окончательное решение проблемы человека. Христианство, прежде всего, дало ясный ответ на глубочайшие вопросы человеческой души". (Carrel 1952, Chap. 6, Part 5).
3. "Потребность в Боге выражается в молитве. Молитва - это крик отчаяния, просьба о помощи, гимн любви. Молитва дает нам силы переносить тревоги и заботы, надеяться, когда для этого нет никаких разумных оснований, сохранять твердость духа, когда всё вокруг рушится". (Carrel 1952, Chap. 6, Part 7).
4. В книге "Размышления о жизни" профессор Каррель так описывает свое отношение к христианству: "Нас любит Тот, Кто нематериален и всемогущ. Молитва открывает нам путь к Нему. Мы должны любить Его превыше всего. И еще мы должны любить друг друга. Наступила новая эра. Была открыта единственная сила, способная объединить всех людей.
Однако человечество отказалось признать ценность этого нового принципа для организации жизни общества. Человечество так и не поняло, что только взаимная любовь может спасти его от раздоров, краха и хаоса. И не осознало, что никакое научное открытие не сравнится по значимости с откровением закона любви, установленным Распятым Иисусом. Только руководствуясь этим законом, общество сможет выжить". (Carrel 1952, Chap. 3, Part 6).
5. "Христианство предлагает человеку высочайший нравственный идеал. Оно указывает на Бога, Которому можно поклоняться, потому что Он дает нам такую возможность; Бога, Которого мы должны любить". (Carrel 1952, Chap. 9, Part 4).
6. "Как дым подчиняется дуновению ветра, так и я хочу подчиняться Богу". (Цит. по: Newton 1989).
7. "Конечно, бесполезно вести с детьми разговоры о богословии и о долге. Но нужно, следуя совету Канта, с ранних лет рассказывать им о Боге как о невидимом Отце, Который оберегает их и к Которому можно обращаться в молитвах. Истинное прославление Бога заключается в том, чтобы исполнять Его волю". (Carrel 1952, Chap. 8, Part 3).
8. "Слова Иисуса проникают в самую глубину жизни. Они превосходят философию; они нарушают любые условности; они настолько удивительны, что и в эти дни нам не дано полностью их осознать. Тому, кто живет по закону джунглей, повеление любить ближнего как самого себя кажется абсурдом".
(Carrel 1952, Chap. 6, Part 7 "The Need of God").
9. "
Тем не менее, Иисус знает наш мир. Где бы мы ни находились, в любое время дня и ночи, Иисус готов прийти к нам. Мы найдем Его, просто обратив свои помыслы и свою любовь к Нему. Совершенно очевидно, что даже в обществе, созданном наукой и техническими достижениями, всегда остается потребность в Боге". (Carrel 1952, Chap. 6, Part 7 "The Need of God").
"Милликен, Эддингтон и Джинс вслед за Ньютоном верят, что космос возник в результате действия Творческого Разума". (Carrel 1952, Chap. 6, Part 6).
10. "Современный человек руководствуется единственным правилом поведения – стремлением к собственному удовольствию. Каждый живет, замкнувшись в своем эгоизме, как краб в панцире, и, как всё тот же краб, пытается пожрать ближнего". (Carrel 1952, Chap. 1, Part 1).

11. "Природа – детище Бога, и полагать, будто в ней можно что-то исправить, - чистой воды гордыня. Чтобы управлять природой, мы должны подчиниться ей". (Carrel 1952, Chap. 2, Part 6).
12. "Поистине, наша цивилизация забыла, что рождена от крови Христа; она забыла Бога. Но она до сих пор понимает красоту евангельских повествований и Нагорной проповеди. Ее до сих пор трогают слова жалости и любви, несущие мир и иногда даже радость скорбящим, страдающим, больным и умирающим". (Carrel 1952, Chap. 3, Part 6).
13. "Христианская нравственность несравненно сильнее нравственности мирской. Человек никогда не будет с энтузиазмом следовать законам разумного поведения, если только он не приемлет законы жизни как заповеди личностного Бога. К сожалению, большинство наших современников не способны действовать ради любви к ближнему, к своей стране или к Богу, потому что любят они только себя". (Carrel 1952, Chap. 6, Part 2).


♦♦♦♦♦♦♦

ДЖОН ЭКЛС – ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ
Нобелевская премия
: сэр Джон Эклс (1903-1997) стал лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1963 году "за открытия, касающиеся ионных механизмов возбуждения и торможения в периферических и центральных участках нервных клеток". Эклсу также принадлежат другие выдающиеся открытия, в основном в области исследований мозга. Джон Эклс - один из величайших нейрофизиологов XX века, основатель современной электрофизиологии.
Гражданство: Австралия; впоследствии жил в Великобритании и США. Образование: магистерская и докторская степени, Оксфордский университет, 1929 г. Профессиональная деятельность: профессор физиологии в Оксфордском университете, Австралийском национальном университете (Канберра), Университете штата Нью-Йорк и др.

♦♦♦

1. В статье "Современная биология и поворот к вере в Бога" ("Modern Biology and the Turn to Belief in God"), написанной для книги "Интеллектуалы говорят о Боге: Пособие для студента в светском обществе" (The Intellectuals Speak Out About God: A Handbook for the Christian Student in a Secular Society) Джон Эклс приходит к следующему выводу: "Наука и религия во многом схожи. И в науке, и в религии задействованы воображение и творческие способности человека. Кажущийся конфликт между наукой и религией – следствие невежества.
Мы обретаем бытие через Божественное деяние. Божественный Промысел ведет нас на протяжении всей нашей жизни. Когда мы умираем, мозг перестает функционировать, но Божий Промысел и любовь не прекращаются. Каждый из нас – неповторимое существо, наделенное сознанием, – есть творение Божье. Это религиозная точка зрения, и только она согласуется с тем, что мы знаем о мире". (Eccles 1984, 50).
2. В интервью, опубликованном в научном сборнике "Голос гения" (The Voice of Genius), профессор Эклс утверждал: "В том, что я существую как личность, есть некая основополагающая тайна, намного превосходящая биологическое объяснение того, как развиваются мои тело и мозг. Разумеется, это убеждение соответствует религиозной концепции души, сотворенной Богом". (Цит. по: Brian 1995, 371).
3. "Невозможно объяснить уникальность человеческого "я", или Души, не обращаясь к представлениям о сверхъестественном духовном сотворении. С богословской точки зрения каждая Душа есть новое божественное творение, заложенное в человеческий зародыш в некий момент между зачатием и рождением". (Eccles 1991, 237).
4. В работе под названием "Человеческая тайна" (The Human Mystery) Эклс пишет: "Я верю в Божественный Промысел, действующий над материальными событиями биологической эволюции". (Eccles 1979, 235).
5. "Задумываясь над той реальностью, которую я познаю на своем опыте, я вижу, что прежде всего мой опыт заключается в самосознании – ощущении собственного бытия, которое, я считаю, сотворено Богом". (Цит. по: Margenau and Varghese 1997, 161).
6. О так называемом "многообещающем материализме" Эклс отзывался следующим образом:
"К сожалению, многие современные учёные считают, что сила науки настолько велика и всеобъемлюща, что недалек тот день, когда наука объяснит все явления природы, в том числе человека и даже человеческое сознание во всех его проявлениях. В книге "Личность и мозг" (The Self and Its Brain, Popper and Eccles, 1977) Поппер называет это "многообещающим материализмом", указывая на неумеренность и невыполнимость подобных обещаний.
Но поскольку наука пользуется большим уважением, "многообещающий материализм" оказывает сильное воздействие на умы мыслящих людей, которые непосредственно наукой не занимаются. Происходит это потому, что многие учёные бездумно пропагандируют "многообещающий материализм", не проанализировав опасности, таящиеся в этих ложных и самоуверенных заявлениях". (Eccles 1979, p. I).
7. В книге "Как личность контролирует мозг" (How the Self Controls Its Brain, Berlin: Springer-Verlag, 1994) Эклс снова критикует "многообещающий материализм":
"Я считаю эту теорию безосновательной. Чем больше наука узнает о мозге, тем очевиднее различие между процессами, происходящими в нём, и ментальными явлениями, и тем удивительнее ментальные явления. "Многообещающий материализм" – всего лишь суеверие материалистов-догматиков. Он обладает всеми чертами мессианского пророчества с обетованием грядущего освобождения от всех проблем – своего рода Нирваны для наших несчастных потомков". (Eccles 1994).
8. В книге "Эволюция мозга: создание личности" Эклс писал: "Я считаю, что загадка человеческой жизни попирается научным редукционизмом с его утверждениями о том, что "многообещающий материализм" рано или поздно объяснит весь духовный мир процессами, происходящими в нейронах. Эту идею следует рассматривать как суеверие.
Необходимо признать, что мы также и духовные существа, обладающие душами и живущие в духовном мире, – равно как и материальные существа, обладающие телами и мозгом и существующие в физическом мире".
(Eccles Evolution of the Brain: Creation of the Self. – London: Routledge, 1991. - P. 241).
9. "Поскольку материалистические концепции не в состоянии объяснить нашу уникальность, которую все мы осознаем, я вынужден приписать эту уникальность личности, или души, сверхъестественному духовному творению.
Теологическая значимость этого вывода огромна. Он служит веским подтверждением нашей веры в существование человеческой души и в её сверхъестественное появление в результате божественного творения". (Eccles 1994, 168).
10. "Будучи дуалистом, я верю и в реальность мира разума, или духа, и в реальность материального мира. Верю я и в то, что в процессах биологической эволюции есть некий Замысел, который в конечном счёте привел к появлению нас – существ, обладающих самосознанием и неповторимой личностью, способных размышлять над величием и тайнами природы и пытаться постичь их". (Eccles 1979, 9).
Учитель Эклса, нобелевский лауреат сэр Чарльз Шеррингтон, также придерживался дуалистических взглядов. Шеррингтон утверждал, что нематериальный разум принципиально отличается от физического тела. Он верил во всемогущее Божество и придерживался "естественной религии". (См. Charles Sherrington, Man on His Nature.
The Gifford Lectures in Natural Theology, Cambridge University Press, 1975, 59 and 293).
Среди убежденных дуалистов есть и многие другие нобелевские лауреаты, уделявшие пристальное внимание проблеме соотношения разума и тела: Джордж Уолд, Невилл Мотт, Макс Планк, Эрвин Шрёдингер, Брайан Д. Джозефсон, Сантьяго Рамон-и-Кахаль, Роджер Сперри, Альберт, Уолтер Р. Гесс, Анри Бергсон, Алексис Каррель и другие. (См. Margenau and Varghese 1997, 'Cosmos, Bios, Theos'; Popper and Eccles 1977, The Self and Its Brain).

11. В статье "Ученые в поисках души" ("Scientists in Search of the Soul"; Science Digest, 1982) Джон Глидман – автор, пишущий на научные темы, – отмечает:
"Эклс отстаивает древнее религиозное представление о том, что в человеке таинственным образом сочетаются физическое тело и нематериальный дух. В каждом из нас живет нематериальное мыслящее начало – рефлектирующее "я", "вошедшее" в наш физический мозг на этапе эмбрионального развития или в самом раннем детстве. Так считает человек, стоявший у истоков современной нейрофизиологии. Этот "дух в машине" отвечает за всё, что делает нас людьми: сознание и самосознание, свободу воли, творческие способности и даже такие эмоции, как любовь, страх, ненависть. Наше нематериальное "я" контролирует мозг таким же образом, как водитель управляет автомобилем или программист – работой компьютера. По мнению Эклса, человеческому духу достаточно произвести малейшее физическое воздействие на компьютероподобный мозг, чтобы одни нейроны активизировались, а другие остались на месте. Таким образом, Эклс убежденно отстаивает то, что большинство учёных считает величайшей ересью. Более того, он утверждает, что наш нематериальный дух продолжает существовать после смерти физического тела". (Gliedman 1982, 77).
12. "Смерть тела и мозга можно рассматривать как прекращение нашего двойственного бытия. Хочется надеяться, что освобожденная душа найдет в будущем ещё более глубокий смысл и ещё более удивительные переживания. Возможно, это произойдет в новом теле, как учит традиционное христианство". (Eccles 1991, 242).
13. "Я верю, что мы порождены творческим деянием того, кого называют Богом. Я надеюсь, что за этой жизнью нас ждет продолжение существования, где мое "я", или моя душа, будет жить и дальше – в другом мозге, в другом компьютере, если можно привести такое сравнение. Я не знаю, откуда у меня этот компьютер, но он вполне хорош, и я благодарен за то, что он у меня есть. Но я реалист, и знаю, что скоро он исчезнет. Однако я думаю, что мое самосознание или душа продолжит существование". (Цит. по: Gilling and Brightwell, The Human Brain, 1982, 180).
14. В книге "Человеческая тайна" (The Human Mystery) сэр Джон Эклс писал: "Необычайный успех теории эволюции в последнее время защищал её от тщательного критического анализа. Но эта теория несостоятельна в главном. Она не способна объяснить, почему каждый из нас – уникальное существо, обладающее самосознанием". (Eccles 1979, 96).
15. Утверждая, что человек обладает свободой воли, сэр Джон Эклс, отвергал так называемый физический детерминизм. "Если физический детерминизм верен, то все споры и аргументы на этом заканчиваются. Всему приходит конец. Никакой философии нет. Все люди безжалостным образом опутаны паутиной обстоятельств, из которой невозможно вырваться. Все, что мы делаем, – всего лишь иллюзия". (См. Popper and Eccles, 1977, 546).
16. "Обладая самосознанием, каждый человек сталкивается с серьёзным испытанием при выборе жизненного пути.
Можно жить, стремясь к высочайшим ценностям, истине, любви и красоте, с благодарностью за божественный дар жизни, дающий нам удивительную возможность стать частью человеческой культуры. Человек может достичь того, что позволяют его возможности. Например, одно из величайших достижений заключается в том, чтобы создать семью, живущую в любви. Я вырос и получил религиозное воспитание именно в такой семье, за что я бесконечно благодарен. Жизнь, посвященная образованию, науке, искусству или заботе о больных, также полна множества возможностей. Нужно всегда стараться любить тех, кто рядом. Мы все – родственные существа, таинственным образом оказавшиеся на этом удивительном космическом корабле – планете Земля, которая заслуживает заботы, но не поклонения". (Цит. по: Templeton 1994, 131).
17. Из письма Эрике Эрдман (19 декабря 1990):
"Вы называете защиту нашей планеты важнейшей задачей современности. Я не согласен. Важнее всего – спасти человека от материалистической деградации. Она прививается через средства массовой информации, через потребительское общество, через всепоглощающее стремление к власти и деньгам, через деградацию ценностей (которые раньше основывались на любви, истине и красоте) и через распад семьи". (Eccles 1990).
18. "Я отвергаю философские учения и политические системы, в которых человек рассматривается лишь как вещь, обладающая сугубо материальной ценностью, как винтик в огромной бюрократической машине государства, которое тем самым становится рабовладельческим. Ужас и цинизм рабства, описанного Оруэллом в романе "1984", все больше и больше охватывают нашу планету.
Осталось ли у нас еще время для воссоздания философии и религии, которые дали бы нам обновленную веру, необходимую для великого духовного путешествия? Это путешествие заключается для каждого из нас в том, чтобы прожить эту жизнь свободно и достойно". (Eccles 1979, 237).

♦♦♦♦♦♦♦

ДЖОЗЕФ МАРРИ – ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ
Нобелевская премия
: Джозеф Марри (р. 1919) в 1990 году был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине за труд, "доказавший сомневавшемуся миру возможность пересадки органов ради сохранения жизни умирающих пациентов". Марри первым произвел пересадку почки. Признан одним из основателей современной трансплантологии.
Гражданство: США. Образование: доктор медицины, Гарвардский университет, 1943 г.
Профессиональная деятельность: профессор хирургии в Гарвардской медицинской школе; главный пластический хирург в Медицинском центре при детской больнице, Бостон.

♦♦♦

1. В интервью журналу "Нэшнл католик реджистер" (National Catholic Register, 1-7 декабря 1996 г.) профессор Джозеф Марри утверждает, что между религией и наукой нет противоречия: "Питает ли церковь враждебность к науке? Я воспитывался в католической традиции и стал учёным, и этой вражды я не ощущаю. Один вид истины – это истина откровения; другой вид – истина научная. Если вы действительно верите в благость творения, то нет ничего плохого в занятиях наукой. Чем больше мы узнаем о творении, тем усерднее славим Бога. Лично я никогда не видел противоречия между наукой и религией". (Цит. по: Meyer 1996).
2. "Мы просто пользуемся инструментами, данными нам Богом. Нет никаких причин для вражды между наукой и религией. И наука, и религия проистекают из одного и того же источника, единственного источника истины – Творца". (Цит. по: Meyer 1996).
3. Джон Ленджер писал в статье "Марри: хирург с душой" ("Murray: Surgeon with soul," Harvard University Gazette, 4 октября 2001 г.):
"Марри считал, что врач должен относиться к каждому пациенту не просто как к набору симптомов, но как к одухотворенному существу, которому медицина способна помочь. Название автобиографии Марри, "Операция души" (Surgery of the Soul, Boston Medical Library, 2001), основано на духовном подходе к медицине. Хотя раньше он обычно не заявлял о своей вере, опасаясь отождествления с толпой телепроповедников, он тем не менее всегда был глубоко религиозен. Он говорил: "Работа – это молитва. Каждое утро я начинаю с того, что отдаю этот день нашему Творцу. Каждый день – это молитва, и я очень сильно это ощущаю"". (Цит. по: Lenger 2001).
4. "Думаю, очень важно понять, насколько мало мы знаем обо всем – о том, как раскрываются цветы, как бабочки совершают перелет. Нужно избегать надменности, которая встречается и среди приверженцев науки, и среди приверженцев религии, считающих, что им известны все ответы. Реализуя свой интеллектуальный потенциал, мы должны проявлять смирение". (Цит. по: Meyer 1996).
5. "Мое иезуитское образование помогло мне справиться со многими моральными проблемами. Могу с чистой совестью сказать, что для меня никогда не существовало противоречия между моим религиозным воспитанием и научными взглядами". (Цит. по: Meyer 1996).

♦♦♦♦♦♦♦

ДЖОРДЖ УОЛД – ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ
Нобелевская премия: Джордж Уолд (1906-1997) в 1967 году был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытия, связанные с биохимическими зрительными процессами.
Гражданство: США. Образование: доктор философии (биология), Колумбийский университет, 1932 г. Профессиональная деятельность: профессор биологии в Гарвардском университете (1948-1977). УОЛД - УБЕЖДЕННЫЙ АТЕИСТ

♦♦♦

1. В 1954 году профессор Джордж Уолд (который в то время еще был атеистом) писал в журнале "Сайентифик американ": "Когда речь идет о происхождении жизни, тут есть ровно два варианта: сотворение или самозарождение. Третьего не дано. Теория самозарождения была опровергнута ещё сто лет назад, что оставляет нам единственно возможный вывод о сверхъестественном сотворении жизни. С философской точки зрения этот вывод для нас неприемлем, поэтому мы предпочитаем верить в невозможное – в случайное возникновение жизни!" (George Wald, 1954, "The Origin of Life," Scientific American, 191 [2]: 48).
2. "Разумным представлялось верить в самозарождение жизни. Единственная альтернатива этого – вера в единый изначальный акт сверхъестественного сотворения. Промежуточной позиции нет.
Большинство современных биологов вполне убедились в несостоятельности гипотезы о самозарождении, однако альтернативный взгляд о сотворении они принять не готовы. Таким образом, они остались ни с чем". (Wald 1954, "The Origin of Life," Scientific American, 191 [2]: 45-46).
НАУЧНЫЙ ДЕИЗМ УОЛДА
3. В начале 1980-х во взглядах Джорджа Уолда произошла удивительная перемена, и он стал склоняться к религиозному мировоззрению. В статье "Жизнь и разум во вселенной" (1984) профессор Уолд писал:
"Как ученый я столкнулся с двумя главными проблемами, которые, хотя и коренятся в науке, все же выходят за её пределы и, на мой взгляд, наука не в состоянии их решить. И это не удивительно, поскольку одна из проблем связана с сознанием, а вторая – с космологией.
1) Посвятив большую часть жизни изучению механизмов зрения, я неизбежно сталкивался с проблемой сознания. Мы узнали много и надеемся узнать ещё больше, но все эти знания нисколько не приближают нас к ответу на вопрос о том, что такое зрение. Изучая глаз и нервную систему человека и лягушки, мы получаем практически одинаковые результаты. Я знаю, что я вижу; но видит ли лягушка? Она реагирует на свет – равно как и фотоаппараты, двери гаража и любые другие приспособления на фотоэлементе. Видит ли лягушка? Осознает ли она свои реакции? Как учёный я бессилен ответить на этот вопрос – я не в состоянии определить, присутствует ли в данном случае сознание. Я считаю, что сознание – это постоянное состояние, включающее в себя все чувства и восприятие. Мне кажется, что сознание совершенно непроницаемо для науки.
2) Вторая проблема – это особые характеристики нашей Вселенной. Мы всё больше убеждаемся в том, что жизнь – неотъемлемая часть установленного миропорядка. У нас есть все основания полагать, что вселенная, в которой мы живем, проникнута жизнью; со временем жизнь неизбежно возникает там, где существуют благоприятные условия. Но если бы хоть некоторые из многочисленных физических параметров нашей Вселенной (основополагающих или тех, которые представляются незначительными, даже почти случайными) были несколько иными, то жизнь, которая сейчас предстает как нечто само собой разумеющееся, была бы невозможна ни здесь, ни где бы то ни было. Даже не обладая богатым воображением, можно представить себе другие возможные вселенные, но жизнь в них была бы невозможной. Как же так получилось, что из всех возможных Вселенных именно наша обладает такими параметрами, при которых зарождение жизни становится возможным?
Недавно мне пришло в голову, – и должен признаться, поначалу это довольно болезненно отразилось на моем самоощущении учёного, – что оба вопроса в определенной степени взаимосвязаны. При этом надо сделать допущение, что Разум возник не в качестве позднего продукта эволюции жизни, а существовал всегда как матрица, источник и условие физической реальности – что вещество физическое составлено из вещества духовного. Именно Разум созидает физическую вселенную, порождает жизнь, а затем и существ, обладающих знанием и способных творить.
(George Wald, 1984, "Life and Mind in the Universe", International Journal of Quantum Chemistry: Quantum Biology Symposium 11, 1984: 1-15).

♦♦♦♦♦♦♦

РОНАЛЬД РОСС – ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ
Нобелевская премия
: сэр Рональд Росс (1857-1932) стал лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1902 году за значительный вклад в изучение малярии.
Гражданство: Великобритания. Образование: с 1874 по 1881 гг. изучал медицину в больнице св. Варфоломея (Лондон) и Армейской медицинской школе. Профессиональная деятельность: профессор тропической медицины в Ливерпульском университете (1902-1912); вице-президент Королевского общества (1911-1913).

♦♦♦

1. 20 августа 1897 года сэр Рональд Росс сделал выдающееся открытие: малярия передается людям через комаров рода Anopheles. В день открытия он записал в дневнике такие стихи:
"День, когда милостивый Бог
Вложил в мою десницу
Чудесное открытие. Всевышнему
Вся слава. Его послушен воле,
Ищу разгадку я.
В слезах и в множестве трудов
Нашел я семя смерти,
Что миллионы поражала.
И знаю: мириады
Будут спасены.
Смерть, где твое жало?
Ад, где твоя победа?"
(Ronald Ross, Memoirs, London, John Murray, 1923, 226).
2. "Перед Тобой склоняюсь я,
Господь, ведь Ты меня вознес;
И в малом Ты являешь
Величие Свое.
Я воспою хвалу Тебе
И никому другому.
Тесним я был со всех сторон,
Но Ты мне дал победу".
(Цит. по: Dictionary of Scientific Biography, 1975, vol. XI, p. 557, NY: Charles Scribner's Sons).

♦♦♦♦♦♦♦

ДЕРЕК БАРТОН – ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ХИМИИ
Нобелевская премия: сэр Дерек Бартон (1918-1998) в 1969 году был удостоен Нобелевской премии по химии за вклад в развитие конформационной концепции (изучение трехмерной структуры сложных молекул) и ее применение в органической химии.
Гражданство: Великобритания. Образование: доктор философии (органическая химия), Имперский колледж науки, техники и медицины (Лондон), 1942 г.; доктор наук, Лондонский университет, 1949 г. Профессиональная деятельность: профессор химии в Имперском колледже (Лондон), Гарвардском университете, Лондонском университете, университете Глазго (Шотландия) и т.д.

♦♦♦

1. "Бог есть Истина. Наука и религия совместимы. Они обе ищут одну и ту же истину. Наука показывает, что Бог существует". (Цит. по: Margenau and Varghese 1997, 144).
2. "Научные наблюдения и опыты настолько удивительны, что открывающуюся в них истину определенно можно рассматривать как еще одно проявление Бога. Бог являет Себя, позволяя человеку открывать истину". (Цит. по: Margenau and Varghese 1997, 145).
3. В ответ на вопрос: "Многие выдающиеся ученые, в том числе Дарвин, Эйнштейн и Планк, очень серьезно относились к концепции Бога. Что вы думаете об этой концепции и о существовании Бога?" – Дерек Бартон сказал: "Как я уже говорил, Бог есть Истина. Но общается ли Бог с человеком? Мне кажется совершенно невероятным, чтобы Бог избрал только одну религию или одну религиозную группу, которая представляла бы всё человечество. Я считаю, что Бог принимает всех – даже тех, кто притворяется неверующим. Нравственность и религия взаимодействуют, и это взаимодействие порождает многие положительные свойства человеческого поведения". (Цит. по: Margenau and Varghese 1997, 147).
4. "Наша вселенная бесконечно велика и бесконечно мала. Её бесконечность простирается в прошлое и будущее. Мы никогда не сможем постичь бесконечность. Это высшая истина, которая есть Бог". (Цит. по: Margenau and Varghese 1997, 144).
5. "Итак, религия в конечном счете сводится к отношениям человека с Богом. Можем ли мы говорить с Богом? Вряд ли Ему нравятся молитвы о собственном благополучии за счет менее праведных. Но молитвы человека о том, чтобы ему открылась истина, возможно, будут услышаны. Поразительно, как много знаний открывается нам об окружающем мире. Бог позволяет человеку проводить опыты и наблюдения и интерпретировать их путем логического мышления". (Цит. по: Margenau and Varghese 1997, 147).

♦♦♦♦♦♦♦

ВАЛЬТЕР КОН – ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ХИМИИ
Нобелевская премия: Вальтер Кон (р. 1923 г.) в 1998 году был удостоен Нобелевской премии по химии за развитие функциональной теории плотности, которая коренным образом изменила подход ученых к исследованию электронной структуры атомов и молекул.
Гражданство: Австрия, впоследствии США. Образование: доктор философии (физика), Гарвардский университет, 1948 г. Профессиональная деятельность: профессор физики в Калифорнийском университете, Сан-Диего (1960-1979); директор Института теоретической физики при Калифорнийском университете, Санта-Барбара (1979-1984); профессор физики в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре (1984-1991); заслуженный профессор физики и профессор-исследователь в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре (с 1991 г. по настоящее время).

♦♦♦

1. В интервью под названием "Профессор Вальтер Кон: наука, религия и человеческий опыт" ("Dr. Walter Kohn: Science, Religion, and the Human Experience," 26 июля, 2001) профессор Кон сказал:
"Я могу назвать себя человеком религиозным одновременно в двух смыслах. Во-первых, я понял, что религия, в частности иудаизм, значительно обогатила мою жизнь. Я передал её своим детям и вижу, что она также обогатила и их жизни.
Во-вторых, я ученый до мозга костей и, разумеется, рассматриваю религию с точки зрения ученого. В этом смысле я вижу религию не с позиций отдельной деноминации; мои представления ближе к деизму. На меня оказали большое влияние труды Эйнштейна, который писал, что, размышляя о мире, он ощущает некую Силу, которая намного могущественнее любой человеческой силы. Я чувствую то же самое. Это ощущение благоговейного трепета и великой тайны". (Kohn 2001a).
2. На вопрос: "Насколько я понимаю, называя себя деистом, вы подразумеваете, что некая божественная сила привела вселенную в действие, а затем практически не вмешивается в ход событий. Верно ли, что под деизмом вы имеете в виду именно это?" – профессор Кон ответил: "И это тоже. Я не вижу оснований считать, что божественное вмешательство время от времени прерывает действие законов природы, которые мы, ученые, исследуем. С другой стороны, я не думаю, что всё во вселенной обязательно происходит простым, совершенно предсказуемым, механистическим образом. Всегда остаются очень глубокие эпистемологические вопросы, связанные со значением строгих научных законов, таких как законы квантовой механики и законы, управляющие природой хаоса. Открытие этих законов навсегда перевернуло чисто детерминистские и механистические представления о мире, господствовавшие в XVIII - XIX веках.
Вот, в принципе, мой ответ на ваш вопрос о том, как я определяю деизм и что думаю по поводу утверждения (перефразируя ваши слова), что вселенная была "запущена" некоей божественной силой, а теперь действует сама по себе. Я хочу сказать, что всё не так просто. Трудно подобрать подходящее слово - но это невероятно. Испытываешь благоговейный трепет перед миром ощущений и миром науки.
Так или иначе, мы живем в мире, который удивительным образом открывается нам и в то же время в основе своей остается непостижимым. А поскольку явленный нам мир так чудесен, то - в этом я полностью согласен с Эйнштейном - неизбежно ощущаешь некую Силу, которая стоит за всем этим". (Kohn 2001a).
3. На вопрос: "Как вы считаете, какими должны быть отношения науки и религии?" – Вальтер Кон отвечал: "Их основой должно быть взаимное уважение. Это взаимодополняющие элементы человеческого опыта". (Kohn 2002).
А на вопрос: "Что вы думаете о существовании Бога?" – Кон дал такой ответ: "Существуют значительные области человеческого опыта, о которых наука по сути своей ничего сказать не может. Я соотношу их с сущностью, которую называю Богом". (Kohn 2002).
4. В лекции "Размышления физика после посещения Ватикана и встречи с Папой Иоанном Павлом II" (20 апреля, 2001, университет Калифорнии, Санта-Барбара) профессор Кон сказал: "Разумеется, наука, в особенности физика и химия, составляет очень важную часть моей жизни. Но в то же время считаю себя человеком религиозным, причем в двух смыслах. Во-первых, я получил либеральное иудейское воспитание и так же воспитал своих детей. Во-вторых, я считаю себя деистом, не принадлежащим какой-либо определенной религии; мой деизм рождается из благоговения перед миром, в котором мы живем. Как ученый я ощущаю это благоговение с особой остротой. Кроме того, я убежден, что наука сама по себе не может быть жизненным ориентиром, потому что она не может ответить на многие вопросы и восполнить многие нужды".
(Kohn, Reflections of a Physicist after an Encounter with the Vatican and Pope John Paul II, 2001b).

♦♦♦♦♦♦♦

РИЧАРД СМОЛЛИ - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ХИМИИ
Нобелевская премия: Ричард Смолли (1943-2005) стал лауреатом Нобелевской премии по химии в 1996 году "за открытие фуллеренов" – третьей элементарной формы углерода (наряду с графитом и алмазом). После смерти Смолли Сенат США принял резолюцию, в которой Смолли был назван "отцом нанотехнологий".
Гражданство: США. Образование: доктор философии (химия), Принстонский университет (США), 1973 г. Профессиональная деятельность: профессор химии и физики в Университете Райса (Хьюстон, штат Техас, 1981-2005).

♦♦♦

1. "В последнее время я снова стал регулярно ходить в церковь. У меня появилась новая цель: постараться понять, в чем именно заключается сегодня притягательность и сила христианства для миллиардов людей – несмотря на то, что прошло почти две тысячи лет с тех пор, как Христос умер и воскрес.
И хотя мне вряд ли когда-нибудь удастся понять это полностью, теперь я, наверное, могу сказать, что ответ очень прост: христианство истинно. Бог действительно сотворил мир 13,7 миллиардов лет назад, и Он неизбежным образом связан с судьбой Своего творения. Только Бог знает цель этой вселенной, но современная наука все больше убеждается, что именно точнейшее устройство вселенной сделало человеческую жизнь возможной. Нам принадлежит некая важная роль в Божьем замысле. Наша задача – постараться понять эту роль, любить друг друга и содействовать Богу в исполнении Его замысла". (Smalley 2005).
2. Ричард Смолли говорил о книгах "Происхождение жизни" и "Кем был Адам?"
('Origins of Life' и 'Who Was Adam?'), написанных профессором Хью Россом (астрофизиком) и профессором Фазейлом Рана (биохимиком):
"Теории эволюции только что был нанесен смертельный удар. Прочитав "Происхождение жизни", я, со своим образованием в области химии и физики, ясно осознал, что эволюции быть не могло. Новая книга "Кем был Адам?" - это серебряная пуля, сразившая эволюционную модель наповал". (Smalley 2005a).
3. 3 октября 2004 года в речи на 79-й ежегодной конференции учёных в Таскиджийском университете Смолли, упоминая о противопоставлении эволюционизма и креационизма, дарвинизма и Книги Бытия, отметил: "Бремя доказательства лежит на тех, кто не верит, что Книга Бытия истинна, что вселенная была сотворена и что Творец по-прежнему поддерживает Своё творение". (Smalley 2004).



* Исходный текст на сайте:  https://drive.google.com/file/d/1TzR8hxJoOgFXWX5E_497_X5krXxyAOdw/view


 
В оглавление ТРМ №22