главный редактор журнала
«Трибуна
русской мысли»
На память приходят слова Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей – митрополита Лавра, обращенные к читателям нашего журнала («Трибуне русской мысли», №2 2002 г.). Отвечая на вопрос: «Какие, с Вашей точки зрения, наиважнейшие задачи стоят перед российским народом в настоящее время», владыка Лавр выделил главную задачу – воспитание детей. «Православное воспитание детей, - подчеркнул владыка, - должно быть организовано в школе. Это наиважнейшая задача. Начинать надо постепенно, с воспитания детей в церковно-православном духе. Когда они вырастут, они своих детей также будут воспитывать в церковно-православном духе, тогда и будет возрождение – русское духовное возрождение, возрождение того начала, которое было заложено Св. Равноапостольным князем Владимиром. Необходимо обратить на это внимание в первую очередь»…
Особую значимость вопрос образования и воспитания приобретает в современном мире, когда борьба идеологий принимает скрытые формы, а накал экономических, политических и военных противоречий не только не ослабевает по сравнению с эпохой «холодной войны», но и обостряется. В этой ситуации для национальной безопасности страны роль государственного института образования и воспитания становится соизмеримой с ролью армии, а может быть и более значимой. Действительно, опыт ушедшего XX-го «кровавого» века, унесшего с собой жизни десятков миллионов людей, показал бесперспективность решения глобальных геополитических проблем военными методами. Огромные запасы самых изощренных видов оружия массового поражения, способные многократно уничтожить все живое на Земле, развеяли последние иллюзии. В современном мире основная битва разворачивается на «поле» информационных технологий. Борьба ведется за умы и души людей, и главный удар, естественно, наносится по системе образования и воспитания…
На чем же основана система образования и воспитания в России?
Из детства вспоминаются лозунги послевоенного советского общества: «летать выше», «нырять глубже», «бегать быстрее», ну а «если уж драться, то непременно побеждать»… На юношеской стадии воспитания нас учили: «обладать сильным характером», «утверждать себя в жизни» и, опять же, «всегда побеждать», «добиваться своего», а в конечном итоге, непременно стать «выше, сильнее и могущественнее других». Такие понятия как «смирение», «покаяние», «кротость» считались проявлениями слабости. Люди, верующие в Бога и, прежде всего, те, кто исповедовал Православие, подвергались общественному порицанию, а иногда и преследованию.
Какова подлинная цена подобной системы воспитания, стало очевидным, когда из под нее была выведена опора тоталитарного режима – опора, на которой в те годы практически все и держалось. Результат – полный обвал государственности, которую теперь нужно уже не восстанавливать, а строить заново – практически с «нуля».
Сейчас это строительство идет вновь ведется без учета национальных психологических особенностей русского народа – в условиях отсутствия адекватной им государственной идеологии, то есть фактически опять «на песке»…
Да, обеспечение конкурентоспособности страны в условиях глобализации, о чем в последнее время многое говорится и пишется, – задача, жизненно важная для любого государства. Но какой смысл на столь зыбком фундаменте возводить некую новую национальную идею России? Этого ли ждут миллионы россиян, уставших «конкурировать» с теми, кто их грабил, грабит и продолжает грабить, прикрываясь лозунгами «прогрессивных» демо-либеральных реформ? Можно ли «конкурировать» таким образом со странами, в десятки раз превосходящими Россию по уровню дохода на душу населения? И, наконец, велика ли будет цена русской идеи, и вообще будет ли она русской, если в ее основе будут лежать материальные, а не духовные соображения?
Стыдно ли жить хорошо? Нет. Каждый человек должен жить хорошо. Но что значит – жить «хорошо»? Переформулировав известную пословицу, можно сказать: «что немцу хорошо – то русскому негоже». Но и для «немца», и для русского «хорошо» – когда на душе покойно. Только души разные, а поэтому и их потребности различаются, и система обучения и воспитания, несомненно, должна учитывать эту специфику, прививая ребенку понятие «что значит жить – хорошо». И с православной точки зрения «хорошо» – значит, в соответствии с волей Божией во спасение души к жизни вечной, через очищение от греха и благодеяния…
Время показывает, что заимствованные на Западе методы укрепления государственности не дают положительных результатов, хотя люди в большинстве своём верят в искренность намерений Президента обеспечить повышение народного благосостояния. Более того, обнищание страны продолжается: не развивается производство, хиреет наука, армия держится исключительно на энтузиазме. Основным источником дохода страны были и остаются тающие природные ресурсы. Да и те приватизированы таким образом, что на долю государства и народа достается малая толика… Средние показатели здоровья нации регрессируют, а число наркоманов и больных СПИДом растет с каждым годом…
Русские люди устали. Многочисленные социальные опросы, также как и проведенная в этом году перепись населения, демонстрируют масштабы демографического кризиса и упадок духа. По словам историка и философа М.В.Назарова, «многие люди считают, что политика правящего слоя РФ направлена на узаконение государственной катастрофы 1990-2000 гг., но не на ее преодоление».
В чем же причина упадка? Она – очевидна: ну не лезет западный кафтан на русского человека! Не хочет жить русский человек по навязываемой ему модели «общечеловеческого прогресса». А потому и не живет… Болеет… Неестественно рано умирает… Детей рожать не хочет… Тех же, кому этот кафтан пришелся в пору, уже и русскими людьми-то назвать трудно, да и на Россию они смотрят не как на Отчий Дом, а как на источник обогащения.
Казалось бы, вывод из этой ситуации прост: чтобы россиянин начал жить полной жизнью, вдохновенно и творчески трудиться, увеличивая благосостояние государства, надо дать ему почувствовать себя россиянином, то есть полноценным гражданином своей страны, нравственные ценности которой созвучны духовным потребностям народа. А для этого, в первую очередь он должен почувствовать, что его дети воспитываются в соответствии с традициями предков, заветы которых будут переданы следующим поколениям, сохраняя при этом преемственность, о чем говорил митрополит Лавр, как первоосновы государства. Многие скажут: «цель ясна, да путь долог». Все так, но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Да и жаль разве трудов (которые, впрочем, всегда будут ничтожно малы в сравнении с тем, что сделано нашими предшественниками за тысячелетие), чтобы устранить внешнеполитические препятствия и исправить те недочеты внутренней государственной политики России в сфере образования, которые сегодня мешают рядовым россиянам давать детям образование в духе православных традиций своих предков.
Трудно в этой связи не согласиться и с Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЕМ II, который на юбилейном заседании епархиального собрания г. Москвы 15 декабря 2000 года сказал: «Государственных мужей ныне, к сожалению, больше занимает борьба за власть, политика, экономика. Первые шаги на пути создания нового государственного устройства ознаменовались не усилиями по укреплению семьи как фундамента народной жизни, но самой разнузданной пропагандой насилия и разврата в газетах, журналах, в кино и на телевидении, в театре и литературе.... Тем громче должен звучать голос Церкви в защиту ценностей христианской семьи. В этом, я надеюсь, нас поддержит и президент России» …
Наши предки, духом которых освящена Россия и мученической кровью которых она столь обильно полита, завещали нам уберечь детей от всего того, чему противится русский дух. Но как уберечь, если на их головы ежедневно и ежечасно извергается то, что противно русскому духу, – извергается безо всякого на то согласия, с помощью изощреннейших средств современной массовой информации? Нам, именно нам благовествует св. апостол-евангелист Лука: «светильник тела есть око: егда убо око твое просто будет, все тело твое светло будет: егда же лукаво будет и тело твое темно. Блюди убо свет, иже в тебе, тьма есть» (Лк. 11, 34-36)…
Закон Божий должен быть краеугольным камнем государственных законов, в том числе и тех, которые относятся к сфере образования. В разных странах это удается воплотить в жизнь в разной степени, и потому опыт западных стран не может быть проигнорирован и в Российском законодательстве. Но, к сожалению, наши законники, восторженно принимающие на вооружение западный демо-либеральный законотворческий стиль, словно не видят главных достижений западных стран в сфере защиты прав человека на религиозное воспитание и образование. Например, в соответствие с конституцией Республики Бавария, «Школа должна давать не только знания и развивать не только умения, но и формировать душевные качества и характер; Высшими целями образования являются почитание Бога, уважение религиозных убеждений и человеческого достоинства… (Статья 131); «Во всех школах на занятиях соблюдается уважение религиозных чувств всех верующих». «Закон Божий является обычным предметом во всех общеобразовательных школах, профессиональных училищах, средних и высших учебных заведениях» (Статья 136). При этом учитываются и конфессиональные интересы верующих: «Его (Закон Божий – ред.) преподают в соответствии с основным положением соответствующей конфессии» (Статья 136)…
Если так решается вопрос в Баварии, то почему не может православная Россия дать возможность изучать детям в школе закон Божий? Но пока в нашей стране, где проживает 85% этнических русских, где исконной и государственной религией в течение столетий было Православие, преподавание Закона Божьего не допускается, дабы не ущемить религиозные чувства представителей инославных конфессий. А предложение ввести по желанию родителей и детей факультативный предмет «Основы православной культуры», вызвало бурю протестов демократической и правозащитной «общественности» вплоть до подачи исков в суд.
О каком уважении к государственности может идти речь, если государство не может позаботиться о первооснове своего будущего – воспитании граждан в духе традиций своих предков. А воспитание же, сориентированное на образцы, не свойственные психологическим особенностям русской души, лишь увеличивает число добивающихся «справедливости» при помощи ножа и пистолета, а в последнее время все чаще при помощи бомб и гранатометов… «И якоже хощете да творят вам человецы, и вы творити им такожде» (Лк. 6, 31-32).
Любые, даже самые лучшие методы воспитания работают со знаком минус, если воспитанники не видят вокруг достойного примера для подражания. Какой же пример преподается современной молодежи средствами массовой информации и самой жизнью? Где так необходимые русской душе образцы добра и мудрости, где хранители этих качеств – подвижники духа, светочи духовности? Их голоса все еще редки среди хора голосов, проповедующих ложные ценности, бесконечно чуждые христианскому идеалу и предназначенные, по сути, только для одной цели – для растления детских душ. Неужели мы совсем перестали слышать громогласное: «С преподобным преподобен будешь, и с мужем неповинным неповинен будешь, и со избранным избран будешь и со строптивым развратишься» (Пс.17, 26-27.).
К счастью, все же не перевелись на Русской земле светочи духовности. Да и самих мест, где учат детей жить в духе, а значит по традициям своих предков, становиться с каждым годом все больше и больше. Открываются воскресные и приходские школы, катехизаторские курсы для взрослых, православные братства и сестричества. Но все-таки общий баланс сил пока явно не утешительный. И потому вся система образования и воспитания России нуждается в существенном обновлении…
Несколько слов о «рациональной» или практической стороне вопроса – как учить и чему обучать.
Конечная цель любого обучения – привить ученику некоторый набор практических знаний, дающий ему представление о мироустройстве и позволяющий ему выполнять те или иные профессиональные функции. В этой связи возникает принципиальный вопрос, как учить: исходить из того, что мир создан Богом, принимая, соответственно, библейское учение об участии Бога в жизни и развитии мира, или за основу брать методики и науки, которые не хотят исходить из этого. В связи с этим, полезно было бы вспомнить высказывание В.В.Зеньковского о том, что «познание мира есть функция Богосознания в нас, поэтому необходимо утвердить примат веры как залог того обновления ума, о котором говорит апостол (Павел – ред.) и которое, конечно, заключается не в усовершенствовании или утончении ума, а именно в восстановлении духовной целостности в человеке. «Ибо свет истинный (Христов) просвещает всякого человека, грядущего в мир» (Иоан. 1,9). Что касается первого, то должно с самого начала признать, что свет Христов, входя в нашу душу, касается не только ума, но и морального сознания, всех функций духа — он един и относится ко всему духу человеческому в его целостности. Поэтому чисто рациональные операции нашего ума, логические процессы, которыми движется познание, не внешне, а внутренне связаны со всей нашей духовной жизнью»… «Именно поэтому православие открывает широкий простор для исследования природы…».
Таким образом, даже если исходить из сугубо «рациональной» точки зрения, то совершенно очевидна польза построения системы образования (как системы привития практических знаний и навыков) на основе «идеи творения». В противном случае ослабевает или даже атрофируется сама способность к творческому мышлению. Это особенно заметно в век всеобщей компьютеризации, когда мутные информационные потоки размывают целостность человека, отдаленного от его сотворенной сути. При этом мышление все больше напоминает процесс сканирования, механического перебора всех возможных решений, и все реже прибегает к своим возможностям, неограниченным и до конца не исследованным. Сейчас даже при осуществлении элементарных арифметических операций ученик уже не напрягает голову, а тянется за калькулятором… Увы, к человеку-сканеру бессмысленно обращаться со словами: «будьте совершенны, как совершенен Отец наш Небесный» (Матф. 5,48).
… По замыслу своему журнал «Трибуна русской мысли» призван открыть свои страницы для обсуждения вопросов, связанных с поиском путей укрепления современной российской государственности на основе Православия. Поэтому один из первых номеров журнала мы посвятили теме воспитания и образования – сразу вслед за темами «Религия и государство», «Государство и государственность» и перед темой «Российская армия, народ, и государство». От того, какой будет национальная стратегия образования и воспитания, во многом зависит судьба российской государственности, поскольку Россия – не только географическое пространство и кладовая природных ресурсов планеты, а сообщество людей и народов, связанных культурно-историческими традициями. Каковы люди – таково и государство, каков дух народа – такова и мощь страны. Государство, так же, как и отдельный человек, нуждается в национальной и культурной идентичности. Этой задаче должна соответствовать государственная система образования и воспитания, которой так недостает сегодня православных детских и юношеских организаций всероссийского масштаба. И начинать надо с подготовки православных воспитателей и учителей – вот первоочередная задача.
□□□
Трудно в одном выпуске сколько-нибудь полно представить нашим читателям образцы русской мысли по данной теме. Но если бегло проанализировать стержневые идеи помещенных в журнале статей, то в них можно обнаружить два основных вектора: материальная и духовная сторона образования и воспитания. Независимо от того, какой из аспектов темы рассматривался, почти все авторы сделали акцент на первичности воспитания, на основе которого должна строиться система образования.
Надеемся, что этот номер журнала найдет отклик в Вашей душе, а мы, как всегда, приглашаем Вас к участию в дискуссиях на страницах «Трибуны русской мысли», дабы совместными усилиями содействовать укреплению государственности ВЕЛИКОЙ РОССИИ.