ТРИБУНА РУССКОЙ МЫСЛИ №1(5)/2003
  ДОПОЛНЯЯ ТЕМУ

                                                                Михаил Викторович НАЗАРОВ
                                                 издатель историософской серии книг
                                                "Русская идея"

Что делать вождю Третьего Рима
(Часть 1)

Уникальные преимущества России

Любой честный русский человек не может согласиться с тем, что сделали с Россией в ХХ веке ее внешние и внутренние враги. Сопротивление им продиктовано уже нравственным императивом нашей совести: мы не вправе отдавать на поругание возложенное на нас Богом удерживающее призвание Третьего Рима и мириться с сатанинской "тайной беззакония", все больше выходящей на уровень глобальной политики. При этом мы никогда не ограничивались одним лишь отрицанием, а всегда предлагали положительные меры оздоровления государственной жизни – и все еще верим в их возможность, несмотря на то, что по многим материальным показателям Россия оказалась отброшена далеко назад от западного мира.

Наш оптимизм основывается на том, что Россия – единственная в мире страна, которую Бог наделил столь обширной территорией, богатыми ресурсами и уникальными качествами ее народа, что она может быть экономически самодостаточной и духовно ведущей (удерживающей) независимо от материального уровня жизни в сравнении с богатыми западными странами. (Более того: в предыдущей главе мы показали, что удерживающая миссия России несовместима с неправедной природой такого благосостояния, как в США.) Перечислим главные сохранившиеся преимущества России, хотя они и тают с каждым годом:

– квалифицированные человеческие кадры в науке и производстве; традиции русской науки, сочетавшей способность к основополагающим фундаментальным открытиям с прикладной изобретательностью в труднейших условиях и с усваиванием лучших мировых достижений;

– сохранившийся с советских времен значительный производственный потенциал, пусть в основном и неконкурентоспособный в сравнении с высокотехнологичным западным, но способный работать для внутреннего рынка на основе внутренних национальных критериев эффективности и рентабельности, обеспечивая все потребности для достойной жизни народа;

– богатейшие природные ресурсы всех видов, позволяющие компенсировать технологическую отсталость во многих отраслях более дешевыми энергией и сырьем, что по многим видам продукции обеспечит и конкурентоспособность; выход к трем мировым океанам и важнейшие сухопутные транспортные пути, соединяющие восточные и западные страны евразийского континента; поэтому всем им труднее обойтись без России, чем России без них;

– нестяжательные традиции русской системы хозяйствования, готовность к жертвенной взаимопомощи, способность к выживанию в трудных условиях, – все это сохранилось во взрослых и старших поколениях;

– сохраненное здоровой частью Православной Церкви знание о смысле жизни, смысле истории и о должном идеале государственности – это и есть та готовая спасительная национальная идеология, которую достаточно лишь сделать действующей и применить к современности;

– наличие достаточного числа союзников во внешнем мире, готовых, защищая свою самобытность, оказать совместное с нами сопротивление Новому Мировому Порядку; к тому же сотрудничество России с ними позволит закрыть торгово-экономические и технологические бреши, которые возникнут в первое время вследствие возможной блокады или сокращения экономического обмена с апостасийным миром.

То есть даже нынешняя РФ сохраняет в себе потенциальные вселенские качества удерживающего Третьего Рима и поэтому сохраняет возможность его восстановления, предсказанную нашими святыми отцами. Этого не происходит лишь потому, что власть в стране захватил правящий слой, не способный к оздоровлению государственной жизни и не нуждающийся в этом.

Этот правящий слой сформировался в ходе отрицательного естественного отбора, в котором решающими были не лучшие духовные качества предпринимателей и правителей – а худшие: вплоть до готовности на любые преступления против конкурентов, против народа и территориальной целостности государства ради личных богатств. Эти богатства составлены в долларах, а значит гарантией их является тот мир, в котором эти доллары изготовляются и от благополучия которого зависит их ценность. Тем самым правящий слой нынешней России инстинктивно заинтересован в поддержке западного апостасийного мира, стремится стать его часть и сделать его частью Россию – ценой самой исторической России.

В различных структурах власти сейчас заняты миллионы людей, получающих свои доходы главным образом от паразитирования на нашей национальной катастрофе во взаимовыгодном союзе с "мировой закулисой" – и это главная причина того, что катастрофа продолжается. Этому служат и принимаемые ими законы, и насаждаемая идеология, и миграционная политика; можно сказать: идет скрытая война оккупационного правящего слоя против своего ограбленного и истребляемого (по миллиону человек в год) русского народа.

Изменить положение может только смена всей государственной системы. Как это сделать? Сверху, переворотом внутри правящего слоя – если в нем сохранились порядочные люди; или снизу – кропотливой отстройкой истинной России внутри нынешней? Видимо, это два фактора, взаимозависимых и нуждающихся друг в друге: ни один из них в отдельности не может привести к желанным политическим переменам; они должны созреть во взаимодействии при духовном водительстве Церкви. Об этом и об отстройке Третьего Рима снизу патриотической оппозицией мы подумаем в следующей главе книги. Сейчас же попробуем наметить те очевидные общие цели, которые можно осуществить только действиями сверху – их надо ставить себе заранее.

Конечно, большинство деятелей в нынешнем правящем слое сейчас не имеют оправдания ни перед своим народом, ни перед Богом, – а ведь перед Ним в любом случае рано или поздно придется держать ответ. Лишь те немногие из них могут получить такое оправдание, кто уже сейчас использует свои властные полномочия для служения не своему обогащению, а преодолению катастрофы, осуществляя в силу своих возможностей (где законодательным порядком, где явочным) те должные принципы жизни, которые угодны Богу. Уникальность же русского народа в том, что в нем (в отличие от стран с давно узаконенной системой либерально-демократического равнодушия к добру и злу) стремление к правде может с гораздо большей вероятностью обнаруживаться и на правительственных верхах вот лишь недавние примеры: Глазьев, Миронов, Полеванов, Казанник, Ивашов.

Главным же образом наша книга обращена к тому будущему вождю, который – если нравственное ядро нашего народа сможет заслужить помощь Божию – соединит все отмеченные преимущества России, осознает нашу страну как удерживающий Третий Рим и свою духовную ответственность за судьбу всей достойной части человечества. Для такого вождя нам хотелось бы уже сейчас обозначить путь к искомой цели в виде должных принципов и действий.

Автаркия как ограждение от зла

Итак, мы уже показали ранее, что ни господствующая в мире либеральная демократия (узаконение греха как нормы), ни побежденные ею фашизм (языческое обожествление силы государства) и богоборческий коммунизм (игнорирующий природу зла на земле) не способны дать верное понимание раскладки духовных сил в мире и указать путь спасения России. Оппозиционерам-государственникам необходимо срочно очистить свои во многом верные устремления от остатков этих ложных идеологических догм.

Наша православная государственность пала в феврале 1917 года не потому, что "изжила себя", а потому, что ведущий слой нашего народа перестал понимать и ее суть, и обманные посулы ее врагов. И наши беды будут продолжаться – то есть обманутые сегодня (демократы) будут бороться с обманутыми вчера (коммунистами) за место у руля – пока ведущий слой не осознает обманы и не вернется на истинный исторический путь России.

Тайна описанного в нашей книге мирового заговора основана на совпадении греховных целей мировой финансовой власти с греховной природой падшего человека, которую эта власть поощряет и "освящает". В этом суть и уникальная сила того, что апостол Павел назвал "тайной беззакония". Эта тайна понятна лишь тому, кто стоит вне ее – то есть она более всего понятна православному человеку. И эффективное сопротивление "тайне беззакония" возможно только на основе православного знания о духовном устройстве мира и о смысле истории. Тем более в нынешнее предапокалипсическое время государственные деятели (политики, экономисты, дипломаты, военные стратеги), лишенные православного знания, – профессионально непригодны.

Именно поэтому, если мы хотим воссоздать Российскую империю – ее государственная идеология не может не быть православной. Нередко возражают, что после десятилетий атеистического диктата не так много людей разделяют православное понимание призвания России. Но ведь главное – истинно ли это понимание. Для тех, кто в этом убежден – другого пути воссоздания России быть не может: все другие варианты будут развиваться по "закону смерти".

Невозможно сопротивляться "тайне беззакония", принимая ее правила игры и пытаясь ее переиграть по этим правилам – финансово-экономическим, идеологическим, политическим. На этом пути неизбежны новые и новые поражения. Ведущему слою российского общества пора, наконец, осознать, что в действиях антихристианской мировой олигархии проявляется система неисправимого мирового зла, от которой не только нельзя ждать взаимовыгодных партнерских отношений, но и с которым невозможно мирное сосуществование. Любые компромиссы с этим злом будут использованы им лишь для расширения своего влияния.

Только выход из системы этих глобально насаждаемых правил, изоляция от греховного самоубийственного мирового развития – может быть единственно спасительным путем России в нынешнем положении. В практическом осуществлении такая государственная идеология ставит своей целью защиту добра и противодействие злу во всех сферах общественной жизни: законодательстве, экономике, культуре, религиозной жизни. И единственно возможная стратегия этого связана с автаркией: максимально возможной самодостаточностью и самоизоляцией от опасных внешних влияний при опоре на собственные силы и средства – без ущерба для развития всех полезных взаимоотношений с внешним миром.

Автаркия – это не бегство от реальности, не национальная гордыня и не мракобесная утопия, а необходимая государственная оборона, основанная на православном учении о сопротивлении злу. Ведь мы обязаны не только бороться с внутренним злом в себе, но и ограждать себя и своих близких, свой народ от внешнего зла как в открытых войнах – силою оружия, так и в скрытых – силою законодательства. Причем степень ограждения от зла должна зависеть от степени его нарастания.

Россия уже не раз расплачивалась за непринятие своевременных оградительных мер от внешнего зла – и ересью жидовствующих (добравшейся до Патриарха и царского двора), и Смутным временем (когда бояре возжелали себе шляхетских вольностей), а в петербургский период Россию вообще захлестнула западная апостасийная волна, приведшая к разложению правящего слоя и сокрушению православной монархии. Нашему народу пришлось весь ХХ век учиться истине от обратного, на своих ошибках и небывалых жертвах.

Тем больше опасность сейчас, когда "тайна беззакония" завершает свою мировую войну за земное господство – времени на опамятование после очередной ошибки у нас уже не останется. То есть, чем больше беззаконие утверждается в окружающем мире, ведя явную войну против России экономическими, политическими, информационными, идеологическими средствами, тем больше необходимо ограждать от него все сферы нашей внутренней национальной жизни – если мы не хотим исчезнуть как православная цивилизация, так и не выполнив своей последней миссии.

Это главное, что должно побуждать нас к автаркии, а не якобы "заведомая неконкурентоспособность" российской экономики из-за сурового континентального климата и огромных расстояний (бόльшие, чем в других странах, затраты на строительство и отопление зданий, бόльшие энергоемкость производства и транспортные расходы). На этом А.П. Паршев построил свою привлекшую внимание книгу "Почему Россия не Америка", недостаток которой в том, что свой анализ он ограничил только чисто финансово-экономическими суждениями и ценностями, оставив без внимания духовные. Он упустил из виду, что даже "конкурентоспособность" экономики на внешнем рынке может быть повышена аскетизмом материальных потребностей и бόльшим трудолюбием населения, то есть иной иерархией жизненных ценностей. Причем не навязываемой (как при тоталитаризме), а сознательно выбираемой как достойный православный образ жизни, в котором труд считается более важным, чем "лежание под пальмой". Этот духовный ресурс в России всегда был высоким, чем и объяснялось ее могущество как мировой державы, в том числе экономическое.

Нынешняя российская "неконкурентоспособность" в сравнении с развитым Западом имеет главной причиной не климатическую, а политическую – паразитический экономический механизм Нового Мирового Порядка, в котором нет места для равноправных экономических отношений "мировой закулисы" и ее военной базы (США) с остальным миром. Невозможно соперничать с хозяевами долларового печатного станка, если соглашаться принимать доллар за мировую валюту. Напомним: США импортируют товаров на сумму, на 400 млрд. долларов в год превышающую американский товарный экспорт, покрывая разницу экспортом бумажных и электронных (виртуальных) долларов.

Автаркия в экономике необходима для обороны страны от экономической эксплуатации этим мировым механизмом. Но это не означает полного прекращения внешней торговли. Принцип состоит лишь в том, что 1) если страна имеет возможность производить определенные товары – она должна отдавать предпочтение их отечественному производству; и 2) ее экономические законы, приоритеты, цены, рентабельность производства должны конкретно соответствовать ее собственному внутреннему положению.

Открытие же рынка в результате вступления во Всемирную Торговую Организацию, куда правительство РФ столь стремится, стало бы полным отказом России от экономических средств обороны. Сегодня Россия не имеет шансов на конкуренцию с заграницей во многих отраслях, которые просто погибнут. А ведь они имеют огромное значение для поддержания жизни всего народного организма, поэтому их рентабельность должна рассчитываться не по мировым ценам на основе чисто денежной выгоды, а по внутренним потребностям с учетом социальной, политической, нравственно-духовной "выгоды" того или иного производства для страны. Конкуренция в таких отраслях мыслима только между отечественными производителями, при строгом государственном протекционизме во внешнеэкономической сфере.

Заметим, что мировая закулиса в своей глобальной экспансии разрушала национальные суверенитеты государств, намеренно делая их экономически зависимыми от общемировой экономики с ее уже отмеченными выше "непреложными законами". Часто аргумент выглядит следующим образом: зачем производить свои "дорогие" или "неконкурентоспособные" автомобили (или продовольствие, уголь, телевизоры, самолеты), если все это можно "дешевле" купить за границей? (Сейчас в РФ этот подход проповедуют правительственные экономисты вроде Илларионова и Грефа; отчасти с этим соглашается даже Паршев, соглашаясь на импорт американских куриных окорочков и лишь предлагая облагать их высокими таможенными пошлинами.)

Действительно, международное разделение труда может быть полезным. Но только в том случае, если просчитан весь общегосударственный (оборонный, социальный, политический, культурный) эффект от замещения отечественной продукции более дешевой импортной, и сделан бесспорный вывод: это нам ничем не грозит и не создает опасной зависимости. Такое может быть только в здоровой гармоничной экономике, сотрудничающей с дружественными партнерами, но не в нынешней полуразрушенной российской, подвергающейся непрерывному грабежу. Сначала она должна хотя бы обрести правильные структуры и национально мыслящих хозяев, заботящихся о своем Отечестве, что возможно только на основе самодостаточности.

Также и свободная конвертация рубля с условием его привязки к доллару мешает соединить вместе отмеченные выше преимущества России, чтобы они заработали по своим внутренним законам на основе национальной валюты как единое целое для собственного народного хозяйства. Некоторые из отмеченных преимуществ (ресурсы и умы) ныне работают лишь в отрыве друг от друга на мировую экономику по ее законам, то есть она их эксплуатирует посредством доллара.

Для исправления такого колониального положения необходимо перейти на другие правила игры. Экономика России должна быть национальной, полагаясь только на свои интересы, свои критерии эффективности и свой природный, производственный, научный, человеческий и нравственно-религиозный потенциал. Необходимо привести слагаемые этого потенциала в действие, пробудить к самостоятельной жизни тем сочетанием рыночных средств и государственного управления, которое используется всеми государствами в условиях чрезвычайного положения.

Внутренняя экономическая программа российского правительства должна оперировать не только монетарными критериями, они не первичны в деле экономического оздоровления и недостаточно характеризуют состояние национального организма. Необходима комплексная оценка всех его действительных потребностей, материальных и духовных, для чего следует исходить исключительно из здравого смысла с учетом далеко не дружественного окружения более сильными конкурентами, противниками и даже врагами.

Вообще в традиционном российском хозяйствовании никогда не преобладал голый рыночный расчет, а дополнялся ориентацией на духовные ценности как главные: «Не собирайте себе сокровищ на земле» (Мф. 6:19), ибо эти сокровища временные, тленные, уводящие от обретения истинного сокровища: жизни вечной. Считалось грешным использовать свое богатство на цели, неугодные Богу. Эта нестяжательная мораль стала размываться еще до революции, что стало одной из причин государственного краха. Коммунисты паразитировали на некоторых старых аскетических и соборных особенностях российского экономического уклада, в чем-то доведя его до абсурда (принудительные колхозы), а в чем-то наполнив прямо противоположным духовным содержанием ("рай на земле").

Поэтому сегодня надо начинать с уточнения статуса экономики в России: необходим отказ от обожествления ее как материалистического идола и подчеркивание ее служебного значения для всего национального организма. Не единые для всего мира "непреложные" экономические законы должны диктовать народу формы его хозяйствования и потребности, а наоборот: духовные ценности и конкретные потребности общества (у здорового – одни, у больного – другие) должны определять особенности хозяйственного уклада.

К сожалению, большинство российских экономистов (впрочем, как и во всем мире) мыслят в рамках описанных "непреложных законов" мировой закулисы, не находя в себе интеллектуальных сил или смелости рассмотреть проблемы России в чистом виде, на основе здравого смысла. Ведь цель экономики – обеспечить населению достойное материальное существование исходя из конкретных имеющихся условий, а не выполнять идеологические предписания. Они не могут быть одинаковыми для всех, ибо все страны находятся в разном положении: имеют разные государственные цели, разные народы, разных врагов, разные ресурсы, разный климат.

Автору этих строк как-то довелось участвовать в продолжительной беседе с отцом послевоенного германского экономического чуда, О. фон Нелл-Брейнингом. Отвечая на вопрос о желательности для будущей России той или иной экономической модели он заметил: «В период процветания страны можно позволить себе многое, можно выбирать то или иное решение, но в случае крайней нужды есть только одна единственная возможность спасти свое существование... Есть ситуации, в которых рационирование продуктов питания является совершеннейшей бессмыслицей. Но с тех пор, как существует мир, в осажденной крепости всегда прибегали к рационированию продуктов питания, чтобы не получилось так, что сильные возьмут себе все, а слабые погибнут... [Следует] каждый раз искать оптимальный синтез. Не поддавайся искушению отдать предпочтение одному или другому решению только потому, что ты сам лично склонен к индивидуализму или коллективизму... Спрашивай себя лишь, что наилучшим образом соответствует требованиям ситуации, перед которой тебя поставил Господь Бог в данный конкретный момент» ("Посев". Франкфурт-на-М. 1981, № 5).

Привожу этот совет лишь для тех, кто привык искать пророков в чужом отечестве, хотя столь элементарное здравое суждение в России можно услышать и от простого крестьянина. Тем более ясно, что во времена катастрофы спасение достигается не рыночными методами индивидуалистического "открытого общества", а государственной мобилизацией коллективных усилий нации на принципе автаркии. При этом немыслимы ни торговля землей (она достанется олигархам и спекулянтам-инородцам), ни вхождение в ВТО.

Что делать

Ниже перечислим очевидные конкретные меры в тех областях, где наиболее назрела необходимость принятия решений не с точки зрения "общечеловеческих интересов" "мировой закулисы", а с точки зрения здравого смысла. Тактическая последовательность этих шагов может меняться в зависимости от конкретных условий, но суть следующая. (Предлагаю на этом фоне уточнить реальность своих надежд и тем читателям, которые все еще верят в Путина.)

Экономика и внутренняя политика.

– В числе первых шагов вождь Третьего Рима должен привлечь в структуры власти всех уровней заблаговременно выделенных лучших граждан России, понимающих создавшуюся угрозу существованию России и готовых к жертвенному служению. Затем он должен откровенно, на конкретных цифрах и фактах, объяснить всему народу опасности мирового развития и цели "мировой закулисы". Видя такое патриотическое, компетентное и жертвенное государственное руководство, лучшая часть народа также проявит активность и включится в общественную жизнь; ибо только уверенность в правильной государственной власти пробуждает скрытые силы народа.

– Для нормальной работы экономики необходимы соответствующие законы и их соблюдение. Ставшее нормой беззаконие, начинающееся с ненаказуемости президента, министров и олигархов за очевидные преступления, создает недоверие населения и предпринимателей к государству, от чего оно несет потери в масштабе, сопоставимом с размером ВВП. В числе этих потерь – теневая (паразитирующая) экономика, бегство капитала и утечка умов за границу, хранение населением сбережений в иностранной валюте, отсутствие долгосрочных инвестиций. Новая власть может восстановить доверие к себе только обширным комплексом мер по созданию некоррумпированного госаппарата, пересмотру всех преступных результатов Великой Криминальной Революции и установлению справедливых законов.

– Необходимо уменьшить в 2-3 раза число чиновников (ныне их вдвое больше, чем было при коммунистической системе) и обусловить их зарплаты эффективностью работы. Ввести гарантии достаточного материального обеспечения и одновременно строжайшую персональную ответственность за результат их труда, усилить уголовную ответственность за злоупотребления властью.

– Для оздоровления нравственной атмосферы в обществе пересмотреть итоги незаконной приватизации, вернув награбленное государству (а тем самым и народу) на основании статей 178, 179, 303 и др. Гражданского кодекса РФ, предусматривающих недействительными сделки, совершенные под влиянием заблуждения, обмана или злонамеренного соглашения. Значительную часть предприятий легкой промышленности передать в собственность трудовых коллективов.

– Независимо от способа приобретения необходимо вернуть в собственность государства нефтяные и газовые месторождения (в основном проданные за бесценок), взимать ренту с добычи всех приватизированных природных ресурсов как принадлежащих всему народу, ввести государственную монополию на все другие высокодоходные отрасли производства: добычу и продажу золота, алмазов и драгоценных камней, на производство и продажу алкоголя и табачных изделий, монополию внешней торговли на стратегически важные товары (вооружения, ядерных и аэрокосмических технологий), – и тогда российский госбюджет (а не частные и иностранные кассы) будут пополнять суммы, равные сотням миллиардов долларов. В дальнейшем проводить приватизацию только невыгодного для государства имущества по реальным ценам, с оценкой действительных намерений и возможностей собственника и с учетом военно-стратегической безопасности государства.

– Для нормальной работы экономики в интересах всего народа в ней должен преобладать нормальный собственник, для которого его личные экономические интересы неразрывно связаны с благополучием его страны. Поэтому необходимо ввести четкое законодательство о собственности на средства производства, связанное с ответственностью за владение ими в интересах всего общества (функциональная собственность). Приватизированную (еще недавно общенародную) собственность тех владельцев, которые этому критерию не удовлетворяют, необходимо также национализировать или передать во владение трудовым коллективам.

– Осуществление всех этих мер с первых же минут натолкнется на ожесточенное противодействие ставленников "мировой закулисы". Поэтому их "четвертая власть" СМИ должна быть сразу же поставлена под государственный и нравственный контроль с пресечением всех видов их разрушительного влияния в судебном порядке. Государственные СМИ должны вести разъяснительную политику о мировой раскладке сил, о сущности правительственной политики и в специальной ежедневной передаче опровергать все случаи дезинформации, фальсификации, клеветы. Предусмотреть специальные телепередачи для выражения различных оппозиционных мнений в виде прямой дискуссии с оппонентами. В том числе регулярно давать слово лидерам и ставленникам "мировой закулисы" для столкновения аргументов в прямых телевизионных поединках в прямом эфире.

– Нормальная работа хозяйственного механизма возможна только на основе уважения своей национальной валюты рубля. Рубль должен стать неизменной мерой стоимости для эквивалентного учета и торгового обмена материальных, трудовых и интеллектуальных ценностей, которыми обладает Россия. Необходимо отменить рыночную конвертируемость рубля на бирже и его привязку к доллару. Свободная конвертируемость рубля – не условие экономического возрождения, как утверждали реформаторы, а средство обескровливания слабой экономики в пользу сильной; свободная конвертируемость может быть допущена только в окрепшем народном хозяйстве. Богатейшей по своему природному потенциалу стране вообще смешно допускать как средство платежа и накопления бумажные деньги (долговые обязательства) других государств, к тому же не обеспеченные реальными ценностями. При разъяснении населению этой опасности и при правильной государственно-экономической философии Россия у себя может создать гораздо большее доверие к собственным деньгам, не зависимым от мировых потрясений.

В условиях эгоистично-враждебного окружения оздоровление российской экономики возможно только на основе правильной организации внутренних сил и ресурсов страны, а также внутринациональных критериев рентабельности всех отраслей и всех видов продукции. Даже если отечественная продукция будет "дороже" по чисто рыночной себестоимости, это будет дешевле для страны в целом с учетом значения данной отрасли в общегосударственном масштабе: макроэкономического (одна отрасль обеспечивает работой много других, увеличивая ВВП и налоговые поступления), социального (снижение безработицы и связанных с нею социальных пособий) и оборонного значения (стратегическая независимость). (Так, например, немцы долго относились к своей "нерентабельной" угольной промышленности, а японцы – к выращиванию собственного "очень дорогого" риса.)

– Постепенным повышением пошлин на импорт необходимо создать защиту для отечественной продукции, сделав ее конкурентоспособной внутри страны. Даже катастрофический "дефолт" 1998 г. обернулся немалой пользой для отечественной промышленности, поскольку импортные товары резко подорожали и отечественные производители смогли вернуть часть рынка, это привело к росту производства. Неужели нельзя применить тот же оздоровительный рецепт без "дефолта" – просто увеличив импортные пошлины?

Финансовая система государства должна заниматься не только изыманием денег из отечественной экономики (в виде налогов, пошлин и т.п.) для оплаты государственных расходов, выплаты внешнего долга и т.п., но и главным образом сбором и направлением средств государства, населения и предприятий в производственные инвестиции. Для облегчения этого можно предпринять ряд финансовых мер, оправдавших себя и в дореволюционной России, и в других государствах, например, в Европе в 1930-е годы.

– Банковское дело должно служить не ростовщическим спекуляциям олигархов, а собиранию средств для финансирования производства. Для этого необходимо национализировать банки, проявившие спекулятивный характер, и создать специальные госбанки для важнейших хозяйственных отраслей (соответственно корпоративной структуре всего государственно-общественного организма, о чем будет сказано далее). Опираясь на такие госбанки создать разветвленный государственный механизм кредитования с низкими процентами. Кредиты предоставлять под ипотечный залог на основе инвентаризации и оценки имеющихся средств производства. Кредитные ставки должны быть соизмеримы с возможным процентом производственной прибыли. С целью привлечения предприятиями дополнительных средств предоставить им право выпуска акций.

– Восстановление производства на основе такого кредитования следует начинать с ключевых для всей экономики отраслей. Особенно срочно надо сделать это в области импортозамещающем производстве, начиная с сельскохозяйственной продукции и ее переработки, создав специальный Сельскохозяйственный банк – это позволит быстро избавиться от импортного продовольствия, сэкономить иностранную валюту для иных целей и обеспечить стратегически важную основу для политической независимости (то есть от возможной угрозы блокады).

Восстановление сбережений граждан, уничтоженных ельцинско-гайдаровской либерализацией цен, сочетать с вливанием восстанавливаемых сбережений в экономику по схеме, предложенной С.Ю. Глазьевым: «Восстанавливаемые в соответствии с покупательной способностью вкладов на середину 1991 г. сбережения граждан в Сбербанке России ограничиваются в своем использовании ... приобретением товаров длительного пользования отечественного производства, осуществлением инвестиций в жилищное строительство или в производство, оплатой определенной части жилищно-коммунальных услуг» – что поощряет соответствующие отрасли и снимает социальную напряженность.

Широко поощрять кооперацию мелких и средних производителей, способную объединить их средства и обеспечить инвестиции в коллективную инфраструктуру переработки продукции, ее хранения, сбыта (избавляясь от паразитарных монопольных посредников), экспорта, страхования и т.д.

Создать низовое земское самоуправление из лучших людей на основе "демократии снизу". Оно может стать эффективным противодействием местным олигархам, коррупционерам, этническим мафиозным кланам и взять на себя функцию местной патриотической самообороны по образцу народных дружин. Особенно необходимыми такие дружины могут оказаться в случае чрезвычайного положения. Активную роль во всем этом может сыграть казачество, причем не только на своих исторических пограничных землях, но и в виде станиц по всей стране как «система выживания славян в условиях враждебного окружения» (определение подольского казака-предпринимателя В.П. Мелихова).

– Ввести простую и легко контролируемую систему налогообложения; вместо множества различных налогов и льгот ввести на малый бизнес один стандартный налог на вменяемый доход. Одновременно это затруднит взяточничество. По мере оздоровления регионального управленческого аппарата и создания низового самоуправления перераспределять налоги между федеральным, областными и местными бюджетами таким образом, чтобы поощрять их сбор для быстрого решения самых наболевших проблем на местном уровне.

– Все эти меры создадут условия для честного отечественного предпринимательства и позволят выйти из "тени" значительной части экономики, вынужденной скрывать доходы (сейчас она достигает 50 %). С остающейся после этого паразитической "теневой экономикой" (ее очаги и структуры легко определимы) необходимо покончить решительными мерами, как и с прочими криминальными явлениями.

– Уменьшить налогообложение в федеральный бюджет (оставить в основном местные налоги) для дальних регионов Сибири и Дальнего Востока, особенно приграничных. Ввести государственную дотацию на транспорт и связь этих регионов с другими частями страны. Льготными ссудами и освобождением от налогообложения (наподобие Столыпинской реформы начала ХХ века) поощрять переселение в эти регионы населения из густозаселенных областей, а также из Малороссии (Украины) и Белоруссии.

– Срочно преодолеть демографическую катастрофу, социально-экономическими мерами щедро поощряя рождаемость, особенно русского народа как державообразующего – без чего все прочие меры в ближайшие 50 лет потеряют смысл. Строжайше запретить аборты как детоубийство, с взятием нежеланных детей на государственное содержание и воспитание. Предусмотреть ссуды для приобретения жилья молодыми семьями с погашением долга по мере рождения детей (например: при рождении одного ребенка списывается 10 %, двух – 25 %, трех – 50 % и т.д.). Облегчить возможность переселения в России тех соотечественников из заграницы, которые выразят такую готовность.

Особое внимание уделить восстановлению и развитию экономических связей с русскими территориями так называемого "ближнего зарубежья", явочным порядком создавая общее взаимовыгодное экономическое пространство, переходящее в общую политическую заинтересованность в восстановлении единства.

(продолжение в следующем номере)

В оглавление ТРМ №1(5)/2003