ТРИБУНА РУССКОЙ МЫСЛИ №2(6)/2003

СТРОИМ РОССИЮ

                                                            Андрей Леонидович АНДРЕЕВ

Доктор философских наук,
профессор, академик
Академии политических наук


МОЛОДЕЖЬ И КУЛЬТУРА*


Глубокие потрясения, через которые прошла Россия на рубеже XX и XXI столетий, так или иначе затронули все стороны национального бытия, и среди них едва ли не в наибольшей степени — его духовную составляющую. Уже не­посредственный опыт повседневной жизни убеждает нас в том, что транс­формация российского общества в ходе реформ создала какую-то новую культурно-историческую ситуацию, равно непохожую ни на ту, которая существо­вала до 1917г., ни на ту, к которой мы привыкли в последние десятилетия существования советского строя.

Решение исторического вопроса о том, останется ли Россия Россией и смо­жет ли она удержаться на той «планке достижений», до которой ей удалось подняться на протяжении трагическо­го и бурного XX в., находится в руках нового поколения россиян. Вот почему в лица «племени младого, незнакомо­го» так пристально, как, может быть, никогда раньше, вглядываются сегод­ня и ветераны Великой Отечественной, и сильно постаревшие, но сохранившие свой общественный темперамент «шес­тидесятники», и приближающееся сорокалетней отметке «поколение пере­стройки».

На что она способна, нынешняя мо­лодежь, насколько оснащенной вступа­ет она сегодня в жизнь? Особую про­гностическую ценность для ответа на этот вопрос имеет культур-диагности-ка наиболее образованной и «модерни­зированной» ее части, которая уже в ближайшей перспективе начнет выдви­гаться на ключевые позиции в различ­ных сферах жизни общества и в силу этого оказывать решающее влияние на будущий облик страны.

Одно из таких диагностических ис­следований проводилось с участием ав­тора данной статьи осенью 2002 г. Оно было посвящено изучению культурных ориентации и культурной практики сту­дентов Москвы и Московской области и включало в себя массовый опрос (1444 респондента из более чем десяти тех­нических, гуманитарных и творческих вузов столицы, в число которых входи­ли МГТУ, МАИ, МЭИ, Университет свя­зи и информатики, Университет леса, Юридическая академия, ряд факульте­тов МГУ и Государственного универси­тета гуманитарных наук, Российская академия живописи, ваяния и зодчества и др.), а также фокус-группы и глубин­ные интервью с экспертами, постоянно и непосредственно сталкивающимися с молодежью в повседневном общении и имеющими достаточно личных наблю­дений, чтобы судить о ее культурном уровне и интересах (в основном это учи­теля старших классов и преподаватели вузовских гуманитарных кафедр).

Хотя, как говорится, Москва — это еще не вся Россия, результаты данного исследования, на мой взгляд, говорят не просто о локальной ситуации в од­ном большом городе. Ведь мегаполис — это самая динамичная точка социаль­ного пространства. Именно здесь обыч­но в первую очередь укореняются «но­вые веяния» и вырабатываются социо­культурные модели, которые затем рас­пространяются на всю страну. Поэтому зафиксированные нами факты в каком-то смысле показательны и способны на­толкнуть на более широкие выводы, хотя, конечно, к любым экстраполяци-ям такого рода надо подходить очень осторожно. Во всяком случае, получен­ные нами данные можно воспринимать как информацию к размышлению.

Начнем с «дальнего» стратегическо­го ориентира — с характеристики того «плана всей жизни », который придает смысл всем направлениям деятельнос­ти только еще вступающего в жизнь молодого человека, оказывая тем самым «структурирующее» влияние и на его культурные интересы и потребности. Сегодня это в первую очередь его (или ее) представление о жизненном успехе.

В начале 90-х гг. главным критери­ем жизненного успеха для многих рос­сиян стало материальное благосостоя­ние, понимаемое как отсутствие огра­ничений на приобретение потребитель­ских благ: «Иду по улице и покупаю все, что мне хочется» (формулировка взята из глубинного интервью, прове­денного в ходе нашего исследования с одним московским студентом, обучаю­щимся по специальности «финансовый менеджмент»). Что касается конкрет­ных факторов и составляющих «успеш­ности», то их связывали в первую оче­редь с такими личными свойствами и способностями, как деловая хватка, особая энергетика действий (умение «крутиться»), раскованный стиль соци­ального поведения (включая освобож­дение от стесняющих рыночную свобо­ду «предрассудков»).

К середине десятилетия доминиру­ющая в массовом сознании модель ус­пеха заметно меняется. На первое мес­то выдвигаются такие «традицио­налистские ценности», как семья и «че­стно прожитая жизнь», а «интересная работа» оказывается значительно более привлекательным итогом жизненных усилий, чем богатство, власть и высо­кая должность. При этом возникший было разрыв между «современными» жизненными ориентациями, носителем которых выступала молодежь, и той практической философией, которой ру­ководствовались старшие поколения, существенно сгладился.

Создание хорошей семьи как крите­рий жизненного успеха для старших поколений и сегодня заметно весомее, чем для молодого. Но и для молодых это в конечном итоге все-таки цель № 1. Из числа охваченных проведенным нами исследованием московских студен­тов ее назвали в числе своих жизнен­ных приоритетов более половины. И для молодежи, и для россиян среднего и старшего возраста почти одинаково важ­ны интересная работа и наличие надеж­ных друзей. Эти ценности во всероссий­ских социологических опросах обычно занимают 2—4-ю ранговые позиции, и практически такой же результат мы по­лучили, выстраивая иерархию жизнен­ных ориентиров московских студентов.

У молодых наших сограждан в не­сколько большей степени, чем у стар­ших, выражено стремление к богатству. Однако и в том, и в другом случае этот мотив оказывается где-то в конце спис­ка. В возрастной группе до 30 лет бо­гатство называют в качестве одного из главных критериев успеха свыше 17% опрошенных, что на 5—6% выше, чем итоговое значение данного показателя по выборке, моделирующей пропорции возрастного состава населения в целом (данные Российского независимого ин­ститута социальных и национальных проблем, 2000 г.). А среди опрошенных в 2002 г. московских студентов богат­ство выделили в списке критериев жиз­ненного успеха чуть больше 18%.

Наблюдаемое с середины 90-х гг. пе­ремещение фокуса общественного созна­ния центра с материальных ценностей на духовные, о котором я уже имел слу­чай писать в «Трибуне русской мысли», в известной степени способствовало вос­становлению массового запроса на об­разование и культуру, который еще в недавнем прошлом был одной из самых характерных черт российского обще­ства. Этот процесс, несомненно, оказал существенное влияние на умонастрое­ния молодежи.

Скажем, продолжение образования после школы мыслится молодыми мос­квичами не только как приобретение утилитарно «полезных» знаний и на­выков, запас которых позволяет претен­довать на достаточно высокую зарпла­ту, но и как способ личностного само­развития. Не случайно подавляющее большинство московских студентов — почти 70% — поддержали ту точку зре­ния, что высшее образование должно давать не только чисто профессиональ­ную подготовку или так называемые современные знания (иностранный язык, компьютер, запас практических сведений в области экономики и т.п.), но и достаточно широкий кругозор, понимание того, что происходит в об­ществе. Правда, варьирование данной цифры по отдельным учебным заведе­ниям оказалось довольно значитель­ным. По вузам инженерно-техническо­го профиля, студенты которых участво­вали в нашем исследовании, она, в ча­стности, колеблется в интервале от 52% (Университет связи и информатики) до 76% (МАИ), что, по-видимому, отража­ет какие-то специфические тенденции в подборе студенческого контингента.

Мотивация данной точки зрения, изучавшаяся при помощи метода фокус-групп, разумеется, отличается и от памятной всем нам идеологии «гармони­чески развитой личности», и от роман­тического интеллектуализма 60-х гг. с их кажущимися теперь такими наивны­ми спорами между «физиками» и «ли­риками». Но она имеет весьма глубо­кие корни в культурно-исторической традиции, и прежде всего — в тех об­разах культуры, на которые ориенти­ровано российское общество и которые передаются через семейное воспитание.

Любопытно, что анализ корреляции между ответами на вопрос о том, на­сколько широко должен быть инфор­мирован (образован) современный чело­век, и материальным положением рес­пондентов дал характерное распределе­ние по типу обратной седловидности: наибольшую заинтересованность в мак­симальном объеме разнообразных зна­ний демонстрируют студенты среднего достатка, в то время как самые бедные и самые богатые чаще других выража­ют нежелание «грузить» себя «излиш­ними» знаниями.

Следует обратить внимание также и на тендерные аспекты рассматриваемой нами проблемы. Девушки в целом бо­лее склонны рассматривать образование как удовлетворение культурных потреб­ностей, а юноши — как формирование инструментария для решения профес­сиональных задач.

Кроме того, в массиве полученных нами данных просматриваются также вторичные тендерные различия — за­висимость установок на образование и культуру от рода занятий и уровня об­разования отца и матери. И хотя ука­занная зависимость носит не слишком сильно выраженный характер, напра­шивается вывод, что основным «храни­телем культуры» в переживающем пе­риод «ломки» российском обществе по­степенно становится женщина. Надо по­лагать, именно ее облагораживающее влияние предохраняет значительную часть мужского населения, по крайней мере в средних социальных стратах, от того, что можно было бы назвать «ры­ночным одичанием».

Вместе с тем нельзя не отметить, что эта феминизация культуры сопряжена у современной молодежи с весьма спе­цифической тенденцией к уходу после­дней из нормативно-публичной сферы в сферу приватного, а следовательно, менее обязывающего и одновременно — менее обязательного.

Как показало проведенное исследо­вание, культура и «культурность» в со­знании молодежи сегодня ассоциируют­ся прежде всего с особым стилем обще­ния. По сути дела, они понимаются в первую очередь как специфический спо­соб регулирования отношений между людьми и одновременно как качества, необходимые для такого регулирования: тактичность, вежливость, терпимость, способность понять другого и т.п. Все качества такого типа были названы сре­ди основных признаков культуры («культурности») более чем половиной участвовавших в нашем исследовании московских студентов. Вслед за этим (на уровне 30% и выше) опрошенные вы­делили связь между культурой и уров­нем интеллектуального развития, в том числе самостоятельным, критическим мышлением.

Интерпретация культуры в таком смысловом ключе сама по себе, конеч­но, не может быть поставлена в упрек нашим респондентам. В чем-то она даже очень привлекательна. Обескуражива­ет, однако, то, что лишь у сравнитель­но небольшой части нашей выборки по­нятие культуры вобрало в себя такие моменты, как творчество, широта кру­гозора и эрудиция, приобретение раз­ного рода знаний, причем не только про­фессиональных, но и касающихся дос­тижений... мировой культуры (после­днее показалось важным всего 12% оп­рошенных). Достаточно слабой оказа­лась и смысловая связь между культу­рой и саморазвитием, самообразовани­ем (ее зафиксировали менее 20% опро­шенных). Это означает, что культура в сознании учащейся молодежи в значи­тельной мере отделена от локомотивных факторов развития современного общества, в том числе и от «человеческой» составляющей такого развития. Соб­ственно «культура» как бы локализо­вана в «ближнем кругу» межличност­ного общения и почти не выходит отту­да в сферу общественно значимого.

Такая смысловая установка по суще­ству превращает культуру в «личное дело каждого», создавая разрывы («кливажи») в социальном опыте мо­лодого поколения и ослабляя мотива­цию к освоению гуманитарного знания. Вместе с этим ослабляются и факторы, способствующие формированию у моло­дых людей творческого воображения и способности органически переходить от одного типа деятельности к другому.

В более общем плане становится за­труднительным то подключение потен­циала культуры к естественным на­укам, инженерной деятельности, изоб­ретательству, которое было сильной сто­роной российской научно-технической элиты 50—70-х гг., когда она выдвину­ла из своей среды выдающуюся плеяду ученых и конструкторов мирового клас­са, достижения которой в то время изумляли весь мир. Тогда широчайшая эрудиция, тонкое понимание отече­ственной и мировой культуры, стрем­ление попробовать собственные силы в литературе и искусстве были « хорошим тоном» в среде естественно-научной и технической интеллигенции, придавая крупнейшим ее представителям поис­тине возрожденческий размах. Сегод­ня на смену им, вероятно, идут совсем иные социально-психологические типы, «верхнюю планку» которых еще пред­стоит спрогнозировать, построив по мере возможности стратегию компенси­рующего воздействия на их формиро­вание со стороны мыслящей части ин­теллигенции, ориентированной на вы­работку эффективной стратегии нацио­нального развития.

Что же и кто оказывает влияние на вкусы и интересы студенческой моло­дежи, на их культурные ориентации предпочтения?   (Табл.)

В свободное от учебы время Вы предпочитаете: %
1. Читать книги
2. Читать газеты, журналы
3. Смотреть телевизор
4. Смотреть видео
5. «Общаться» с компьютером
6.  Слушать радио
7. Заниматься спортом
8. Заниматься туризмом
9. Посещать театры
10. Посещать музеи, выставки
11. Посещать концерты
12. Посещать развлекательные заведения
13. Повышать свой образовательный уровень (занятия на курсах, получение второго образования, самообразование)
14. Совершать путешествия, экскурсии
15. Общаться (встречаться) с друзьями
16. Работать, зарабатывать деньги
17. Заниматься домашним хозяйством
18. Другое
51,8
22,0
36,9
13,3
40,8
20,5
36,4
6,2
11,3
11,3
11,4
25,6
20,3
17,8
72,9
26,8
10,7
4,9

Судя по полученным в ходе исследования ответам, основным источником информации в данной сфе­ре являются средства массовой инфор­мации и книги (причем воздействие те­левидения оценивается как самое вы­сокое, за ним с 10%-м разрывом идут книги, и вслед за ними, с понижением еще на 12%, — периодическая печать). Учитывая ту роль, которую сыграло се­мейное влияние в восстановлении об­щей ориентации молодежи на культу­ру и образование в середине 90-х гг., удивляет сравнительно малое значение, которое наши респонденты придают мнению родителей в вопросах, связан­ных с художественными (а нередко и общекультурными) предпочтениями. Наиболее велико это влияние в состав­лении «читательского меню», но и здесь оно зафиксировано лишь в 3,2% отве­тов.

Представим себе теперь «статисти­чески усредненного» московского сту­дента в тот момент, когда он чувствует себя свободным от утомительных обя­зательных занятий или необходимости подрабатывать. К чему его влечет в эти сравнительно редкие минуты, чему он считает нужным (приятным, полезным и т.п.) их посвятить?

Оставим в стороне сугубо личное — общение с друзьями — и обратимся к остальным позициям приведенной таблицы, в которой представлены досуговые предпочтения московских студен­тов.

В принципе приведенные в этой таб­лице данные почти не нуждаются в ка­ких-то специальных комментариях. Выделим в них только некоторые за­служивающие особого внимания момен­ты, и прежде всего отчетливо выражен­ный информационно-познавательный характер досуговых ориентации. Соб­ственно развлечения у обучающихся в московских вузах молодых россиян ока­зались отнюдь не самым желанным за­нятием. Следует также особо обратить внимание на студентов, которые стре­мятся дополнить свое образование еще и самообразованием. Учитывая, что обучение в вузе само по себе удовлетво­ряет образовательные потребности и к тому же представляет собой достаточно ответственное и трудоемкое занятие, долю настроенных таким образом мо­лодых людей (приблизительно каждый пятый) следует признать довольно вы­сокой.

Как показывают приведенные дан­ные, несмотря на мощное воздействие «электронной революции», учащаяся молодежь в России сохраняет живой интерес к чтению, которое, если судить по частотному распределению ответов,

занимает в досуговых предпочтениях московских студентов наивысшую ран­говую позицию после общения с друзь­ями. До того индикатора популярнос­ти, которую имеет чтение (свыше поло­вины опрошенных), довольно много не­дотянул даже такой «современный» и «полезный» вид занятий, как общение с компьютером.

Понятно, впрочем, что эти данные имеют значение лишь в сопоставлении с характеристикой качества чтения. С точки зрения специфических задач об­разования, оно в целом представляется более или менее удовлетворительным, хотя, к сожалению, иные слова, чем «более или менее», и в самом деле най­ти довольно трудно.

Но все же полученные нами резуль­таты оказались более отрадными, чем то впечатление, которое складывается из наблюдений за читающей публикой в метро. Самыми предпочтительными для опрошенных нами студентов ока­зались научно-популярные издания (около 28% опрошенных), а также клас­сическая литература (чуть менее четвер­ти полученных нами ответов). Совре­менную художественную литературу выбирают для чтения около 15% сту­дентов — примерно столько же, сколь­ко ежедневные и еженедельные газеты. Приключения, детективы, фантастика, юмор пользуются спросом, но заметно отстают от научно-популярного жанра и классики. Таким образом, читательс­кие предпочтения студентов в целом могут быть охарактеризованы как раз­вивающие.

В этой связи, однако, необходимо сделать некоторые оговорки. В частно­сти, следует специально обратить вни­мание по крайней мере на два важных момента.

Первый из них состоит в том, что студенты сегодня практически не чи­тают общественно-политическую лите­ратуру. Стало быть, понимание обще­ственных проблем приходит к ним в ос­новном в «облегченном» виде — с эк­ранов телевидения и из газет.

Второе же — это то, что молодежь, судя по всему, утрачивает вкус к «мед­ленному» чтению и способность прони­кать в ту «диалектику души», которая была отличительной чертой классичес­кой литературы. Очень показательно, что ведущий жанр классической лите­ратуры — психологический роман — выбирают себе для чтения только 2— 3% московских студентов. Поэтому, хотя классика и сегодня остается чита­емой и духовно авторитетной, ее пози­ции в последнее время ослабевают. По­следствия этой тенденции для гумани­тарного образования очень важны и, по-видимому, должны стать предметом специального анализа.

Как выяснилось в результате прове­денного исследования, реальная куль­турная практика студентов далеко не полностью совпадает с культурными предпочтениями и интересами как та­ковыми.

Например, музыка, в особенности современная, по заявлениям опрошен­ных нами студентов, импонирует им гораздо сильнее, чем изобразительное искусство, но посещаемость художе­ственных выставок реально оказалась почти такой же, что и посещаемость концертов рок- и поп-музыкантов. Зато от выставочных залов и галерей суще­ственно (и совершенно неожиданно) от­стал театр. В целом же уровень вклю­ченности учащейся молодежи в худо­жественную жизнь оказался достаточ­но низким — если, разумеется, не счи­тать кино и чтения художественной ли­тературы. Доля активно посещающих различные художественные мероприя­тия по всем остальным видам искусст­ва не превышает нескольких процен­тов, а количество не посетивших за три месяца ни одной выставки, спектакля или концерта составляет абсолютное большинство опрошенных — от 60 до 85% и даже выше.

Еще раз остановимся в этой связи на том месте, которое в культурной практике учащейся молодежи занима­ет чтение. Почти четверть опрошенных ответили, что практически каждый день им удается почитать что-то поми­мо учебников и специальной литерату­ры, 34,5% находят для этого время 3— 4 раза в неделю, и почти столько же (32,1%) делают это преимущественно в метро. Таким образом, от 50 до 60% московских студентов читают постоян­но и регулярно, до трети читают в ос­новном урывками.

Менее отрадной оказывается карти­на, если оценивать ее по интенсивнос­ти чтения, например по количеству книг, прочитанных за последние три ме­сяца. Почти четверть опрошенных за это время вообще ничего не прочли, примерно столько же читали очень мало (в среднем одна книга в месяц и ме­нее), читающих же по-настоящему (много более двух-трех книг в месяц и более) оказалось примерно 17%.

Самым известным и широко читае­мым в студенческой среде писателем является М.А. Булгаков.

Анализ читательских мотиваций по­казывает, что в основном они связаны со стремлением узнать что-то новое о человеческих отношениях и сопряжен­ным с соответствующим феномену со­переживания глубоким эмоциональным откликом. Многих волнует сама тема произведения, поставленные в нем нрав­ственные проблемы. Приблизительно 15—16% отмечали, что им нравятся ге­рои произведения или что они обрати­лись к нему для повышения своего об­разовательного и культурного уровня.

Вместе с тем обращает на себя вни­мание то, что сама по себе художествен­ная ценность литературного произведе­ния привлекает не так уж многих (ме­нее чем каждого десятого опрошенно­го). Чуть больше отметили среди моти­вов своего интереса литературный стиль и композицию. Все это в принципе со­ответствует довольно глубоко укоренен­ной в российской просветительски-де­мократической традиции концепции литературы как «учебника жизни». Известно, что чрезмерный рационализм данного подхода оспаривался и раньше. Однако ныне в сочетании с ломаю­щим «медленное» эмпатическое воспри­ятие небывалым ускорением жизнен­ных ритмов, общей прагматизацией сознания и методологической универ­сализацией чисто технического понима­ния информации данный подход стал порождать такие культурно-психологи­ческие эффекты, которые вряд ли снис­кали бы одобрение даже у Варфоломея Зайцева или у идейных основополож­ников социалистического реализма.

Речь идет о нарастающей весьма негативной тенденции воспринимать литературное произведение как «ин­формацию». То, что не укладывается в простую сетку двузначных оппозиций и не раскладывается на простые элемен­ты и взаимодействия, как бы не суще­ствует; все, что не квалифицируется как «информация», отбрасывается или иг­норируется.

О разрушительном воздействии дан­ной тенденции на весь процесс изуче­ния словесности нам неоднократно го­ворили в ходе интервьюирования прак­тически все учителя литературы. При этом отмечалось и то, что так называе­мый технический ум в соответствии с логикой решаемых им профессиональ­ных задач особенно предрасположен к различным «иллюзиям перекодиров­ки»: если, скажем, в компьютерной практике текст может переформатиро­ваться без потери информации, то воп­рос о том, как он изложен, становится совершенно неважным. Такая опера­ция, естественно, уничтожает очень важную часть художественного содер­жания, связанную с «нюансировкой» человеческих переживаний, с «полуто­нами», неоднозначностью мотивов раз­личных поступков и их последствий. В конце концов, под влиянием таких форм восприятия литературного мате­риала в массовом порядке снижается весь уровень духовной организации вхо­дящего сегодня в жизнь молодого по­коления.

Сегодня «познакомиться с произве­дением» для молодого человека все чаще и чаще означает просто узнать, «о чем там говорится ». Как именно го­ворится— уже не важно. Если так, то произведение как таковое даже не нуж­но читать: получило достаточно широ­кое распространение такое небывалое и невозможное еще два-три десятилетия назад явление, как создание своего рода литературных дайджестов, в которых можно найти сокращенное изложение каких угодно литературных шедевров, вплоть до «Войны и мира» и «Братьев Карамазовых ».

Сложившаяся в российской системе образования традиция практически пол­ностью относит изучение литературы к уровню среднего образования — если, разумеется, речь не идет о будущих спе­циалистах-литературоведах (в отличие от этого, скажем, в США литература занимает очень большое место и в ву­зовской гуманитарной подготовке). Сту­дент, читательские интересы которого мы изучали в рамках проведенного ис­следования, формируется как читатель еще в школе. Здесь же на уроках сло­весности его учат пользоваться родным языком как средством самовыражения. Вуз принимает его как своего рода «го­товый продукт» и практически не име­ет возможностей что-либо здесь скор­ректировать. Но особенности препода­вания и изучения литературы и русско­го языка (а также родных языков уча­щихся вообще) очень существенно ска­зываются на ряде важных для получе­ния качественного высшего образования ключевых компетенций.

В первую очередь это, разумеется, языковая компетенция. Как выясни­лось в ходе проведенного исследования, в последние два-три года преподавате­ли гуманитарных дисциплин техничес­ких вузов стали сталкиваться с новой, совершенно неожиданной трудностью — неспособностью многих студентов конспектировать лекции. Фактически студенты оказываются не в состоянии самостоятельно осуществить смысловое структурирование более или менее сложного текста с большим количеством абстрактных понятий. Более того, как оказалось, они не знают и широко употребляемых общенаучных терминов, таких как «эволюция», «детерминиро­ванный», «эмпирический» и т.п. В этих условиях лекция вырождается в своего рода диктант, сопровождаемый разъяс­нением элементарных понятий.

По наблюдениям преподавателей, из речи студенческой молодежи выпадают целые семантические пласты, связан­ные с вероятностным мышлением и формулировкой прогнозов, стиль ком­муникации становится однообразным, оценки— «черно-белыми», описание че­ловеческих мотивов и действий сводит­ся к простейшим глагольным конструк­циям, при помощи которых могут быть зафиксированы лишь отдельные дей­ствия, но не стратегии поведения. Очень сильно стала проявляться тенденция сведения Большой Истории и Большой Политики к чисто бытовым мотивам.

Совершенно ясно, что, по большому счету, к полноценному обсуждению фи­лософских проблем, исторических за­кономерностей или современных поли­тических процессов такая аудитория все чаще и чаще оказывается неспособной. В итоге происходит вынужденная при­митивизация учебного материала, ос­тавляющая чувство глубокой неудовлет­воренности: преподавателя мучит созна­ние совершаемой им профанации, у сту­дентов же возникает совершенно иска­женное представление о гуманитарном знании как о наборе простеньких рас­хожих сентенций, что вряд ли способ­ствует развитию гуманитарных интере­сов и вообще желанию идти «дальше и вглубь».

О сбоях в механизме воспроизводства культуры и серьезных проблемах пре­подавания и изучения словесности в школе говорит сегодняшний уровень грамотности: редко какой студент се­годня пишет без ошибок, причем по­рой достаточно грубых. Еще 15—20 лет назад абитуриенты с таким знанием рус­ского языка вряд ли вообще могли по­ступить в вуз. Это, кстати говоря, сознают и сами студенты. Обсуждая с ними на фокус-группах вопросы гума­нитарного образования, мы не раз слы­шали от них предложение ввести в ву­зовские программы дополнительный курс русского языка.

Все эти симптомы снижения каче­ства языка и мышления, безусловно, го­ворят о необходимости серьезной кор­рекции школьного курса словесности (литература плюс русский язык) в их взаимной связи и обусловленности. По сути дела, литературе как предмету пре­подавания надо заново определять свое место в современном «информацион­ном» мире с таким расчетом, чтобы погасить наметившиеся тенденции к ни­велировке ее специфики и добиться вос­становления своего общекультурного значения. Первоочередной представля­ется необходимость возрождения инте­реса к анализу собственно художествен­ной ткани литературного произведения.

Подавляющее большинство опро­шенных нами студентов достаточно высоко оценивают свой культурный уровень и не испытывают по указанно­му поводу особых сомнений. На вопрос «Считаете ли Вы себя культурным че­ловеком?» примерно четверть опрошен­ных отвечало твердым «да» и еще по­ловина — «скорее да, чем нет». «Нет» и «скорее нет, чем да» проставили себе в совокупности не более 7,5%, и при­близительно 15—16% не смогли сказать ничего определенного.

Но соответствует эта положительная самооценка действительности? Не будем касаться тонкостей и требовать от мо­лодых людей, которые еще только учат­ся, каких-то исключительных познаний и проникновения в тонкости, доступ­ные только действительным знатокам и эрудитам. Попробуем протестировать их культурную компетентность хотя бы на самом простом уровне, допускающем достаточно очевидные количественные оценки и сопоставления.

С этой целью нашим респондентам предъявлялся список, в который вош­ло свыше тридцати имен, принадлежащих русским и зарубежным ученым, писателям, художникам, режиссерам и актерам, музыкантам, государственным деятелям. Все они — бесспорные зна­менитости, в большинстве своем — ми­рового уровня, однако принцип отбора состоял в том, чтобы вошедшие в спи­сок имена не относились к числу ин­тенсивно заучиваемых в школе и, кро­ме того, были, как говорится, не на слуху, не повторялись ежеминутно в средствах массовой информации. Таким образом, как мы полагали, можно дос­таточно точно отделить то, что можно назвать «схваченным» в потоке инфор­мации, от устойчивого, «собственного» знания респондентов.

Респондентам предлагалось ответить на вопрос «Кем были эти люди?», выб­рав подходящий вариант из десяти воз­можных (по некоторым позициям до­пускалось два варианта ответов; напри­мер: «СП. Королев: конструктор или ученый»).

Сводные результаты теста на «зна­ние имен» по группе инженерно-техни­ческих вузов приводятся ниже таблице. 

Кем, по-Вашему мнению, были эти люди? (в % к ответившим)
Персоналии Ху-
дож-
ник
Кон-
струк-
тор
По-
ли-
тик
Уче-
ный
Ар-
тист
Пи-
са-
тель
Му-
зы-
кант
Спорт-
смен
Ре-
жи-
сер
Воен-
ный
Труд-
но ска-
зать
%
Дж. Неру
В.О.Ключевский
И.П.Павлов
Н.И.Бухарин
Л.В.Собинов
М.А.Булгаков
И.С.Конев
С.М.Эйзенштейн
С.П.Королев
Д.С.Лихачев
Н.И.Вавилов
Ф.Рабле
А.Н.Скрябин
П.Флоренский
М.Щепкин
Н.Лесков
А.Алехин   
В.И.Вернадский   
Б.Кустодиев   
Ж.Алферов   
И.Стравинский   
А.Н.Лобачевский   
Р.Вагнер   
А.Н.Колмогоров   
Б.Брехт   
Ф.Феллини   
Н.Бор   
С.Рихтер   
О.Уайльд   
К.Юнг   
К.Моне   
Н.Винер   
Г.Флобер
2,1
0,3
1,0
0,5
1,5
0,3
0,8
0,4
0.4
0,5
2,5
17,2
4,2
9,2
11,1
5,7
2,4
1,8
16,8
0,9
0,8
0,4
1,6
0,8
1,4
1,9
0,4
3,7
1,1
1,5
50.1
1,9
4,6
0,9
1,4
2
1,4
1,1
0,2
0,8
2,1
50,8
19.9
4,5
0,
1,1
0,2
0,6
5,7
1,8
1,8
0,2
0,8
1,1
2,6
0,3
1,1
0,5
0,2
0,5
0,7
0,5
0,5
0,1
1,5
0,2
0,2
2,4
1,6
48,7
2,6
0,2
1,8
1,5
1,1
7.5
3,0
1,4
1,6
0,7
0,4
0,5
0,7
2,1
0,5
2,1
0,6
1,1
0,6
1,5
1,2
1,5
1,0
0,9
1,2
1,4
0,5
1,8
0,8

2,9
37,7
70,6
4,1
1,1
0,1
3,1
33,2
24,3
37,6
50,7
2,6
11,0
7.8
1,5
0,4
3,1
48,8
4,1
27,6
5,3
62,0
5,6
27,4
3,7
2,8
56,6
8,7
2,4
48,6
2,8
21.5
2,6

0,6
0,8
0,6
0,7
5,5
0,4
0,8
1,0
0,2
0,6
0,8
0,3
0,9
1,2
13.6
0,9
0,9
1,2
0,9
5,7
2,0
0,2
0,5
0,4
0,4
2,9
0,3
0,4
0,7
0,3
0,3
0,8
0,8

2,7
16,8
0,2
2,2
2,1
86,5
2,0
1,5
2,0
3,7
0,6
15,0
1,8
4,7
5,6
0,8
7,3
3,2
1,4
1,3
1,2
0,9
6,6
2,4
7,6
0,7
0,8
2,8
50,3
5,4
1,5
1,0
14,9
0,3
0,4
0,2
0,3
2,4
0,2
0,5
1,4
0,2
0,4
0,4
1,6
30,5
4,0
8,5
62,5
0,4
1,2
1,8
1,9
37,5
3,7
46.2
2,1
2,8
8,8
1,0
26,8
1,1
0,2
0,6
1,3
0,6

0,3
0,2
0,2
0,5
0,7
0,2
1,1
0,4
0,5
0,8
0,1
0,5
0,3
0,4
0,1
0,6
19,4
0,7
0,2
0,5
0,1
1,0
0,2
0,6
0,8
0,2
0,4
1,6
0,3
0,5
0,2
1,3
0,3

0,4
0,2
0,2
0,3
0,2
0,1
0,8
26,1
0,3
0,1
0,4
0,5
0,4
0,5
1,9
0,2
0,8
0,1
1,1
2,6
1,8
0,2
1,1
1,1
3,4
48,1
2,1
0,9
0,2
0,4
0,5
0,2
0,3

1,4
0,2
0,6
1,4
0,3
0,3
30,5
0,9
1,1
1,6
1,4
0,6
0,2
0,1
0,2
0,1
1,5
1,1
0,2
0,6
0,2
0,2
0,2
0,7
0,6
0,5
0,1
0,4
0,2
0,4
0,1
0,4
0,2

58,0
39.5
22,5
39,7
82,2
11.4
58,0
31,3
19.0
12,6
35.9
60,1
47.7
71.6
56.9
27,8
60,8
38,5
72,2
55,9
49,3
27,4
36,7
61,7
77,6
32,3
37,1
53,4
41,7
41,2
43,2
68,4
74,5

100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0
100.0

Анализ полученных данных позво­ляет утверждать, что общекультурная информированность молодежи за пре­делами хрестоматийного школьного знания в значительной мере хаотична. В ней можно выделить специфические области стихийного «сгущения» инте­ресов и их «разреживания» (в основ­ном под влиянием колебаний моды). В первых из них уровень информирован­ности повышается, во вторых падает, причем часто до уровня, который с точ­ки зрения еще недавно существовавших представлений о том, что должен знать «каждый культурный человек», вряд ли может считаться приемлемым.

Так, нетрудно заметить, что молоде­жи нравится творчество импрессионис­тов, и имена принадлежащих к данно­му кругу художников в ряде случаев довольно хорошо известны (например, в нашем случае К.Моне правильно идентифицировали свыше половины опро­шенных). Почти столько же правильных ответов «набрали» известный не только тонким эстетизмом, но и скандальными подробностями биографии писатель О.Уайльд, психолог К.Юнг (фрейдизм и неофрейдизм входят в круг активного интереса молодежи), совсем еще недав­но ушедший от нас мэтр мирового кино Ф.Феллини и ряд других (хотя 10—15 лет назад эти цифры, вероятно, были бы процентов на двадцать, а то и тридцать выше). В то же время только около 16% (!) представляют себе, кем был классик французской и мировой литературы Г.Флобер, чуть больше — знают вели­кого Ф.Рабле, только 14% имеют поня­тие о корифее русской сцены М.С. Щеп­кине и 20% — о феноменальном русском шахматисте А.Алехине.

Особенно же поражает слабая инфор­мированность будущих инженеров в об­ласти истории естествознания и техни­ки. Крупнейшего нашего математика А.Н. Колмогорова правильно назвали менее 30% опрошенных, и менее чет­верти имеют представление о создателе кибернетики Н.Винере. Да и для Н.Ло­бачевского 63% -я идентификация — это, пожалуй, все-таки маловато. На­конец, совсем недавний факт присуж­дения Нобелевской премии Ж.Алферо­ву (российских ученых, как известно, этим не балуют, и событие это имело большой общественный резонанс) ос­тался незамеченным для более чем 70% студентов технических вузов.

Представляется уместным привести в этой связи некоторые дополнительные данные. В 1999 г. при помощи подоб­ного (но несколько иначе сконструиро­ванного вопроса) мы замеряли показа­тели, характеризующие уровень общей эрудиции и культурной компетентнос­ти студентов МЭИ. Результаты этого более раннего исследования не вполне сопоставимы с полученными ныне, по­скольку оно проводилось на значитель­но меньшей выборке (N=380), в кото­рую вошли студенты только одного тех­нического вуза. Список персоналий для рассматриваемого нами теста с тех пор также менялся. Однако шесть имен в нем остались прежними, и по этим по­зициям можно провести определенное сопоставление.

Бесспорно, оно очень грубое, но тем не менее эвристически полезное для оценки складывающихся тенденций хотя бы на уровне «прикидки». Фак­тически же разрыв в показателях меж­ду 1999 и 2002 гг. оказался столь рази­тельным, что никак не может быть от­несен на счет статистической погреш­ности и недостаточной методической чистоты сравнения.

Тогда, три года назад полученные цифры, как нам казалось, давали из­рядный повод для оптимизма: несмот­ря на падение престижа культуры, на­уки, образования и интеллектуального

труда, культурная компетентность мо­лодежи поддерживалась на достаточно сносном уровне. Теперь же мы вынуж­дены констатировать, что все поддаю­щиеся сопоставлению «именные» инди­каторы за этот период времени резко упали. Так, великого русского ученого В.И. Вернадского в 1999 г. правильно идентифицировали почти 82% студен­тов МЭИ, а в 2002 г. соответствующая сводная цифра по группе вузов, студен­ты которых представлены в нашей вы­борке, составила лишь чуть больше 48%. Упоминавшийся уже Флобер три года назад был известен более чем 54% опрошенных (падение в 3,5 раза), ху­дожник Б.Кустодиев — примерно стольким же (ныне— в три раза мень­ше). Даже по СП. Королеву мы полу­чили примерно 17% -е снижение обще­го числа правильных ответов.

Разумеется, учитывая достаточно грубый характер сравнения, мы не мо­жем быть категоричными. И все же на­прашивается вывод, что между 1999 и 2002гг. в уровне культурной компетен­тности студентов технических вузов произошел резкий негативный перелом, а может быть, и своего рода гуманитар­ная катастрофа. Причины ее, безуслов­но, нуждаются в более глубоком ана­лизе. Можно лишь высказать по этому поводу сугубо предварительное предпо­ложение: такого рода динамика отра­жает определенный рубеж в социокуль­турной истории страны и связанное с переходом этого рубежа резкое измене­ние условий социализации молодого по­коления. По всей вероятности, одна из причин состоит в том, что студенты 1999 г. были старшеклассниками еще в «старой» школе, затронутой духовным подъемом «перестройки», студенты же 2002 г. перешли в старшие классы и приступили к серьезному изучению ис­тории, литературы, обществознания уже в период « реформ », когда условия существования и развития российской системы образования резко ухудшились.

* Статья подготовлена при поддержке Рос­сийского гуманитарного научного фон­да. Грант № 02-03-1804.

В оглавление ТРМ №4/2002