Православная
интеллигенция -
«Трубадуры имперской России»!
ТРМ: Владимир Григорьевич,
Вы много
лет системно исследуете российскую элиту. Достаточно вспомнить Ваши
книги «Крах
интеллигенции», трёхтомное исследование «Лик патриотизма», «Трубадуры
имперской
России», «дети 1937 года», «Серебряный век простонародья», «Поколение
одиночек»….. Одна из первых Ваших книг называлась «Позиция». С тех пор
прошло
уже двадцать лет. Надо отметить, Ваша позиция всегда была
бескомпромиссной. От
Вас многие выслушали немало нелицеприятных слов. Со временем отношение
могло
смягчаться, как, например, по отношению к Борису Миронову, но всегда Вы
делили
элиту, и особенно интеллигенцию, на два лагеря - наших и не наших. И
критерием
этого деления была не партийная принадлежность или разделение на белых
и
красных, а отношение к Родине. Надо признать, в России элита и
интеллигенция
зачастую была настроена антинационально
и антирелигиозно. А какой должна быть национальная элита и какое место
в ней
сейчас занимает православная интеллигенция?
Оговорюсь, Россия может существовать только как Империя, ибо стать чисто этническим государством, значит превратиться в «республику Русь», «Московию» в границах от Твери до Рязани, а всё остальное отдать. Есть народы антиимерские, например немцы или китайцы. Они или подавляют или уничтожают малые народы. Где полабские славяне, которые жили в Германии? Ведь Берлин это славянский город! Эти народы были либо уничтожены, либо ассимилированы. Поэтому немцы не создали великих империй как Англичане или Испанцы, потому что не способны к взаимодействию с другими народами. У нас же это богатство, потому что мы всечеловеческий народ. Но всё-таки, чтобы государство развивалось, нужна национальная элита. Одна из главных причин крушения Советского Союза, а до этого и Царской России в том, что вся элита была не русская национальная, а какая угодно. И даже русские по национальности не чувствовали себя русской национальной элитой. Это были космополиты, вся эта наша, извините, аристократия… Космополитичная аристократия - также космополитична, как и международное еврейство. Они легче найдут друг с другом общий интерес, чем ярко выраженная национальная элита. И поразительно, мы за столетие сформировали национальные элиты у всех наших окраин. Сформировалась якутская национальная элита. Там есть прекрасные писатели, такие как Коля Лугинов, прекрасные режиссёры, например Андрей Борисов. То же самое и в Татарии. Да и в республиках бывшего Советского Союза. К сожалению, эти элиты противопоставили себя и свои народы России. Не было скрепляющего имперского фактора, не было русской национальной элиты. И как только стал назревать экономический кризис, разбегаясь волнами от центра, стали окалываться куски, сначала от Союза, а теперь уже пытаются отколоться и от России. Сам народ, государствообразующий – русский! А элита?… Непонятно какая! Государство рушится, если нет национальной идеи! Идея православия? Ведь не случайно русский народ, будучи ещё языческим, когда-то тысячу лет назад выбрал православие. И дело не в красивой легенде выбора веры князем Владимиром. Просто православие более органично и близко русскому народу. И конечно же, когда я говорю, что православная элита это по сути одно и тоже понятие – русская элита, я в определении не подразумеваю «голос крови». В русскую элиту могут входить и русские татары, русские осетины, русские немцы и даже русские евреи и т.д., которые, порой, бывают даже более православными.
ТРМ: Например,
Левитан типично русский художник. Его картина «Над вечным покоем»... А
философ
Семён Франк! Всё творчество Бориса Пастернака пронизано христианством…
В.Г.Бондаренко: Да! Поэтому понятие русская национальная элита вбирает, впитывает все устоявшиеся за столетия образования в нашем государстве. Но пока нет этой элиты, у нас нет надежды, что это новое государство не рухнет.
ТРМ: Давайте
всё-таки уточним понятие. Кто составляет элиту. Ведь, очевидно, что
Абрамович,
со своими заокеанскими футбольными клубами
- это не русская элита. И до революции с элитой не всё
однозначно.
Параллельно жили Пушкин и Серафим Саровский. Дворяне, порой, лучше
говорили
по-французски. Пушкинская Татьяна Ларина:
«Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала
И выражалася с трудом
На языке своем родном,
Итак, писала по-французски...»
Хотя была, при этом, «русская душой»... А кто сейчас может
принадлежать
к русской элите? По каким системным признакам? Это люди, которые вошли
в Ваш
трёхтомник? Или это более широкое понятие, т.е. необязательно Ваши
единомышленники? Являются ли известные публичные люди русской элитой,
такие,
например как Пугачёва?
В.Г.Бондаренко: Ну, даже если брать близких мне людей, то это не три, а тридцать томов. А если говорить конкретно, то конечно признаки есть, и это, прежде всего, определение национальной элиты по духовному принципу. Это и ведущие инженеры, и ведущие учёные, и ведущие культурные деятели, это даже и часть нашего чиновничества, которые живут не только работой и телевизором. Ведь есть какие-то незримые, сакральные понятия. В том то и дело, там, где она есть, таких вопросов не задают. Нельзя так вот просто, быть секретарём обкома в советское время, а в наше время стать мэром города, и раздувая щёки считать себя национальной элитой. Сам то ты можешь считать себя кем хочешь, а вот будут ли считать тебя? Примером выработки национальной элиты можно привести нашу извечную противницу Англию. Вот уж где выработана национальная элита! Если ты национально мыслишь не только животными, не только карьерными стремлениями, а живёшь интересами своего народа, своей нации, своего государства, то ты и являешься частью национальной элиты. Столетиями вырабатывается, выращивается в самом народе аристократия или рыцарство. В России русский народ вырабатывает из себя элиту. Это может искусственно создаваться, как при Сталине, который вырабатывал, переламывая всё и вся. Но он за десять-двадцать лет создал не русскую, а советскую элиту, заточенную под конкретное государство. В любом случае элита вырабатывается из недр самого народа. Это не значит, что весь народ и есть элита. Вот народ, он создаёт государство, создаёт нацию, но всё-таки защищает интересы духовные, нравственные, национальные интересы, выработанные этим же народом. Поэтому признак национальной интеллигенции – это национально-мыслящая лучшая часть народа. Та же Алла Борисовна… Дело не в том, как она поёт, когда-то она неплохо пела, и это не главное для того, чтобы быть причисленной к национальной элите. Она никогда не была национально мыслящим человеком. Это конечно не истина в последней инстанции, но мне кажется, что если мы будем брать в элиту всех, кто просто стал звездой, то тогда какая разница для причисление к элите будет между Пугачёвой или какой-нибудь порнозвездой? Она тоже звезда, только «порно». Это что, тоже национальная элита? Нет, уж извините! И, каждый человек, про себя, это прекрасно понимает! Вот пример. Два певца, Басков и Хворостовский. Оба талантливы. Но вот разница! Хворостовский – это национально-мыслящий человек, он защищает интересы русской культуры, русской нации. И для меня он как нынешний Шаляпин. А Басков мог бы стать практически таким же, но в нём абсолютно отсутствует национальное духовное начало. А национальное и духовное всегда соединено с православным началом, потому что более чем за тысячу лет всё настолько проросло православием, что даже если ты себя считаешь атеистом, это православие в тебе сидит незримо. Так составители морального кодекса строителя коммунизма пользовались православными критериями. Именно благодаря советскому строю, как ни парадоксально, наше православное мышление уцелело в большей чистоте, чем иные западные христианские конфессии. А нынче разрушение православного сознания идёт, может быть, даже больше, чем в то советское время.
ТРМ: Владимир
Григорьевич в начале нашего разговора Вы противопоставили английского
джентльмена нашему интеллигенту. А в чём причина того, что нашу
интеллигенцию
часто упрекают в антинационализме и антирелигиозности, в отличии,
например от
польской интеллигенции в составе Российской империи? И что конкретно
нужно
сделать, чтобы у нас появилась национальная православная интеллигенция
как слой
общества, а не только её отдельные редкие представители. Её же не
вырастишь в
инкубаторе, или в каких-нибудь закрытых поселениях. И ведь не одни
писатели-воспитатели её создадут! Как это сделать?
В.Г.Бондаренко: Знаете, как картошку при Екатерине насильно насаждали, а потом картошка стала самым главным продуктом, вторым хлебом. Так и здесь, вот это «если», которое я повторяю неоднократно, к власти придут национально-мыслящие люди, сделан будет упор на русское национальное начало в России. Тем более, что русское национальное начало всечеловечно, оно не будет страдать немецким расизмом. Только тогда мы сумеем создать русскую национальную элиту.
ТРМ: А
может быть национальная элита без Православия?Войдут ли в национальную
элиту
нынешние неоязычники?
В.Г.Бондаренко: Да это же такая
малая часть
русского сознания! Таких на самом деле не много, кто считает что
«иудеохристианство» испортило Россию. Но не надо отказываться от нашей
древней
языческой истории. Её надо изучать. Удивительно, что в наших семинариях
изучают
древнегреческую мифологию, олимпийских богов. С точки зрения
православия это
демонические персонажи, но их изучают в контексте мировой культуры. Но
чем Зевс
отличается от нашего Перуна? Чем Венера отличается от нашей Берегини?
Так
почему не надо изучать наши древние языческие персонажи? Вот почему у
нас так
трудно формируется православная элита, потому что мы обрываем тотально
нашу
историю. Православная церковь сама уничтожала все исторические
культурные
языческие пласты. Да ещё и староверческая Русь уничтожалась. Большевики
стали
уничтожать всё, что связано с Православием. Поэтому нам самим пора
перестать
уничтожать наше наследие. Надо понимать, что наша русская нация
сформировалась на наших просторах, поэтому мы и должны мыслить широко,
всечеловечно!
ТРМ: Вы
упомянули старообрядцев. А Вам не кажется, что как раз реформы
патриарха
Никона не позволили превратить православие в национальную религию?
Старообрядцы
как раз пытались превратить православие в местечковую религию одной
русской
нации. А христианство это не русская религия. Это всечеловеческая
религия.
В.Г.Бондаренко: Наши князья решили идти в Европу и приняли православие. А для этого нужно было уничтожить всю языческую Русь. Потом Никон попытался расширить границы, выгнать нас из обжитых засиженных медвежьих углов опять на Византийские просторы. Но разве для этого нужно всё перечеркнуть!? И старообрядчество?! Потом большевики опять с тех же самых мировых позиций стали ратовать за обладание всем миром, а для этого им нужно было уничтожить Православную церковь. Получалось так, что в результате мировых устремлений русская культура, если и выживала, то чудом. Увы, это русский максимализм. А выживали только потому, что в России существовало всегда два народа. Низовому народу всегда было, мягко говоря, безразлично, что делается наверху. Он живёт своим природным умом, древним устоем, передавая навыки выживания последующим поколениям. Как выжили старобрядцы-бегуны и русские крестьяне в сталинские годы? И пока был жив этот низовой народ, власти могли меняться как угодно. А внизу сохранялись народная культура и древний уклад. К сожалению, теперь, когда исчезает русская деревня, впервые возникла опасность исчезновения русской культуры вообще.
ТРМ: Так
какова роль православной интеллигенции? Извечный вопрос для
интеллигенции «что
делать»? Идти просвещать народ или как в
стихах у Нины Карташёвой: «я встала у икон, сняла кольцо, чтоб ты купил
оружье»?…
В.Г.Бондаренко: Увы, сейчас русский народ на исходе. Но как ни парадоксально, менталитет русского народа сейчас находится не в деревне, а внутри русской православной интеллигенции. Если она не выполнит своего великого предназначения, когда наш народ находится в кризисном состоянии, Россия может не выбраться из кризиса. Раньше народ поднимал веру у интеллигенции, а сейчас православная интеллигенция должна поднимать веру у нашего полуспившегося, разучившегося работать народа, показывая ему пример. Православная интеллигенция должна поднимать, будить не только народ, но и спящую кухонную интеллигенцию.
В.Г.Бондаренко: Да идея всё та же! Великая Святая Русь! Надо работать на возрождение великой державы! Даже можно вспомнить теорию малых дел. Нужно чтоб развивался твой район, твой город. Но развитие индустриальное должно подкрепляться культурой, Православием. Чтобы иметь мобилизационный план нужно иметь сверх идею. Строить просто ради стройки бессмысленно. А нужно строить великую Святую Русь, Великую Россию! Нужно строить новую Империю!
ТРМ: А
что подразумевается под Великой Россией территориально? От Дублина до
Владивостока? Или от Бреста? Или от Смоленска?
В.Г.Бондаренко: Пределы Империи никогда не ограничиваются. Империя не может существовать в географическом измерении. Пределы нашей империи исторически непредсказуемы. Нам могут сказать, а зачем нам это «азиатское подбрюшье»? Но я Вас уверяю, что ещё бы сто лет такого русского имперского развития, и туркмены, и таджики стали бы частью русской имперской нации. В задачу русского национального возрождения входит демографическая программа. И здесь можно только поддержать Путина. Нация, которая перестаёт рожать, перестаёт выполнять свою национальную задачу. У русского человека должно быть как минимум три ребёнка! Если вы перестаёте рожать, вы можете говорить любые слова о национальном возрождении, о православии, всё это будет пустое. Если бы у нас, как в Польше, были запрещены аборты. Польша рожает, и плевать они хотели на мировую общественность! Молодцы! И в большинстве Соединённых штатов аборты запрещены. И это запретил консервативный Буш. Что тут скажешь? В этом вопросе – он молодец!
ТРМ: А
как выгнать пятую колонну из управления страной и в частности
культурой? Как к
управлению страной допустить православную интеллигенцию? Ведь все эти
заполонившие
национальный эфир швыдкие и ксюши собчак просто так не освободят место
для
православной интеллигенции. Как сделать так чтобы министром печати и
информации
стал национально-мыслящий православный интеллигент.
ТРМ: Хочется
задать вопрос об оптимизме. Вы не говорите утвердительно. Используете
формулу
«если – то»… «Если наша элита…», «Если православная интеллигенция…», то
есть
если будет первый шаг, то будет и второй. Но первый ещё надо сделать.
Вы
оптимист?
В.Г.Бондаренко: Я не один раз
спорил со своими
друзьями. Например, мой друг Валентин Распутин нынче – тотальный
пессимист. Но
мне ближе оптимист Александр Проханов. Многие наши русские патриоты –
абсолютные пессимисты. Я всегда говорю «если», потому что я не
пессимист и не
оптимист. Я реалист. Я инженер по первому образованию. Немало поработал
по
разным заводам. Много езжу по стране и вижу, в каком всё состоянии.
Меня не
обманешь красивым фасадом. Но я всё-таки считаю, что у нас есть шансы
на
развитие. Раньше было другое время. Плюс столетие, минус столетие –
какая
разница! Сейчас время спрессовалось. Поэтому ещё раз скажу «если». Если
у нас лет
двадцать ещё не будет русского национального развития, то русский народ
может
перестать существовать. Мы можем исчезнуть из истории как цивилизация.
Нет
сейчас древних египтян, древних греков, древних римлян, оставивших
потомкам
великие культуры. Вот и от нас может остаться фантом цивилизации:
Толстой,
Достоевский…, а русской нации не будет. И это, увы, вполне реально. Но
если
в оставшийся период, мы сумеем переломить ход событий, и русские
женщины начнут
рожать, русские интеллигенты начнут думать не о правах человека, а о
судьбе
нации и реально требовать, чтобы такие
разрушители русского духа, как Швыдкой, были уволены и
привлечены к
ответственности, если русские промышленники начнут строить русские
заводы, а в
русских школах начнут обучать детей основам православной культуры, то
будет
национальное развитие.
В.Г.Бондаренко: Да! Я так считаю.
Потому что
православие это вселенская религия, а не региональная. В чём беда
евреев. Я в
своё время на эту тему беседовал с академиком Лихачёвым. Он сказал, что
национальные монорелигии исчерпывают себя, всегда подвержены кризису. И
хотя
Лихачёв был известным иудофилом, например, противился изданию «Закона и
благодати» митрополита Иллариона, боясь, что это будет противоречить
космополитическим нормам, но он, и для меня это было неожиданно,
добавил, что
иудаизм – для евреев огромный минус, так как это религия одного народа. Поэтому я считаю, нельзя допустить, чтобы
Православие сжалось до религии только одного народа. Православие – это
вселенская религия, и естественно всечеловеческая. А всечеловечность –
это и есть
имперскость. Если не нравится слово
имперскость, можно заменить на державность. Это одно и тоже. Ну а
православная
интеллигенция – это и есть русская интеллигенция! Поэтому
Православная
интеллигенция - это «Трубадуры имперской России»!