Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий
председатель Отдела по социальному служению
и
благотворительности Московской Патриархии
(Социальное
служение и социальная политика)[1]
Немногие
из нас избирают жизненный путь, который называют социальным
служением.
Но и те, кто избирает эту стезю, далеко не
всегда остаются верными своей цели, поскольку она трудно согласуется с
другими желанными
целями и привычными ценностями – будь то стремление к личной
безопасности и самоутверждению,
жажда власти или материального благополучия, потребность в свободе от
любого
внешнего контроля или внутреннего принуждения. Напротив, служение людям
требует
от человека постоянных жертв, самоограничения и смирения, несвободы от
долга. Кроме
того, социальное служение редко соседствует с общественным признанием и
далеко
не всегда встречает благодарность от окружающих, поскольку сказано: «когда творишь милостыню, пусть
левая рука
твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня
твоя
была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.
6:3-4).
Подлинное социальное
служение чаще
всего творится не в свете юпитеров, хотя ему не чужды и общественные
деятели, и
многие публичные политики, и успешные люди, не забывающие о делах
благотворительности.
Но вся эта нужная и полезная публичная
деятельность – лишь парадная сторона социальной политики. Есть и
другая,
скрытая сторона и социальной политики, и социального служения, о
которой не
принято говорить. Эта сторона – трущобы и узилища, зоны полного
обнищания и
социального распада, куда благополучные люди стараются не заглядывать и
по
доброй воле не попадать. Именно здесь множатся пороки, господствуют
насилие и
унижение, пребывает реальное, ничем не приукрашенное человеческое
страдание.
Но
социальное служение, по сути, только и начинается там, куда обычно не
доходит
социальная политика, где прочно поселились беда и безнадежность, а
нормой жизни
становится наследственная нищета и ожесточение. Эту область называют
иногда социальным
дном. Здесь служение требует от человека не только бескорыстия и
самоотречения,
но и личного мужества, а еще – глубокой
веры, «ибо защита
человеческая суетна»,
но бесконечна милость Божия. Когда мы говорим о природе такого
социального служения,
то вспоминаем слова: «облекитесь,
как
избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость,
смиренномудрие,
кротость, долготерпение»
(Кол. 3:22).
***
Эти
истины общеизвестны, хотя и нуждаются
в повторении. Труднее понять другое: все,
что мы сказали об отдельном человеке, избравшем трудный путь
социального служения,
можно и должно отнести к государству, если оно назвало себя социальным.
От
государства и от тех, кто стоит у
руля власти, также требуется и жертвенность, и милосердие, и
смиренномудрие, и
другие качества, которые должны воспитываться и культивироваться не
только в
сознании граждан, но и в сознании политиков в течение долгого времени.
Надо ли
говорить, как далеки мы сегодня от решения этой задачи? Именно
по этой причине мы придаем такое
значение самому факту разработки проекта
Социальной доктрины России и тому, что обсуждение его первого варианта
проходит
в верхней палате российского парламента по инициативе Координационного
совета
по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации. Членом этого
совета был Дмитрий Семенович Львов –
выдающийся ученый,
истинный гражданин и, что важно подчеркнуть, – православный воин, для
которого
вера и наука были так же нераздельны, как совесть и знание.
Но
вернемся к вопросу о задачах
государства и власти. Не будем забывать, что самоопределение
современной
России, содержащееся в её Конституции, – «социальное государство» – ко
многому
обязывает и, главное, постоянно напоминает о высших христианских
ценностях. Это
же относится и к большинству европейских стран, которые, как подметил
Святейший
Патриарх Алексий, восприняли саму эту идею, прежде всего, благодаря
христианской
системе ценностей, в рамках которой «было сформировано представление о
высоком
достоинстве человека и об условиях его реализации». В еще большей
степени это
относится к современной России, где принцип построения социального
государства
также не случайно стал конституционным императивом.
Но
присвоить себе высокое имя и
соответствовать этому имени – не одно и то же. Не случайно Предстоятель
Русской
Православной Церкви, выступая 2 октября с.г. на сессии Парламентской
Ассамблеи
Совета Европы, особо подчеркнул, что «даже самая совершенная правовая и
социальная система не может в полной мере ограничить жажду обогащения
одних в
ущерб другим». Милосердие, по словам Святейшего
Патриарха, «не возникает там, где люди не чувствуют своей
ответственности за
сограждан. Оно – результат воспитания, в том числе и в духе
традиционной
христианской нравственности».
Но
задумаемся: как воспитать, а точнее
– перевоспитать наше государство, которое еще недавно вытравляло из
языка и
памяти народа сами понятия о милосердии и благотворении, жестко
преследовало
тех, кто считал социальное служение долгом церкви? Инерция
бездуховности,
неуважения к собственной цивилизационной и конфессиональной
принадлежности не
исчезнет сама по себе, а тем более по декрету свыше. Эта инерция
незаметно, но
верно, тащит наше государство, именующее себя демократическим (да и не
только
наше), в бездну чудовищного социального
расслоения. И где найти верные ориентиры, если эта болезнь, имя
которой –
добровольный отказ от многовековых традиционных ценностей,
распространяется
повсеместно, если христианские ценности все чаще приносятся в жертву
тотальной
унификации и золотому тельцу?
Одним
из инструментов такого
воспитательного воздействия на государство, а правильнее сказать,
инструментом его
самовоспитания и должна стать, по мнению Д.С.Львова, Социальная
доктрина России. Социальная доктрина – единственный
способ, позволяющий государству не только публично назвать причины
социальных
бед, но и открыть долгосрочные цели и механизмы экономического развития
российского
общества, которые могут его объединить.
У
Дмитрия Семеновича было все, чтобы
утверждать это – и колоссальные знания, и высочайший личный авторитет в
мировом
научном сообщества, и мужество, которое он неоднократно демонстрировал,
и – что
не менее важно – несомненное моральное право. В науке, как и в любой
другой
деятельности, важны не только профессионализм и талант, но и мотивация.
А в
экономической науке это требование становится едва ли не доминирующим,
так как само
экономическое развитие – не самоцель, а инструмент, предназначенный для
достижения социально значимых целей. И от научного сообщества зависит
легитимация или осуждение того или иного политического курса.
Напомню,
что Дмитрий Семенович был едва ли не
единственным крупным
ученым-экономистом в нашей стране, который
последовательно вскрывал идейные пороки и подлинные мотивы
антисоциальной политики, ставшей причиной чудовищного социального
расслоения.
Он предупреждал о неизбежности такого раскола, предлагал целый ряд идей
и
проработанных проектов, которые могли бы своевременно исправить
положение. Один
из них сегодня, наконец, не только стал предметом детального изучения
со
стороны власти, но и нашёл частичное отражение в ряде принятых
государственных решений.
Речь идет о «природной ренте». Суть проблемы, по словам Львова, должна
быть
понятна каждому: «частное присвоение произведённого, - говорил он на VIII
Всемирном
русском соборе, - это нормально, но то, что есть в стране от Бога,
должно
принадлежать всем. А у нас две трети всех доходов создаётся не трудом и
капиталом, а тем, что в России от Бога, – её природными богатствами. И
98%
доходов, получаемых от них, достаётся 15 процентам населения». Исправим
эту
ситуацию – выправим курс России.
Что
двигало учёным, когда он вступал в
идейную борьбу с политической системой и общим мнением коллег? Вера и
верность
долгу – профессиональному и гражданскому. Вера давала силы, верность не
позволяла
отступать. Дмитрий Семенович был активным членом центрального совета
Союза
православных граждан, инициатором и одним из авторов "Свода
нравственных
принципов и правил" в экономике, принятого Межрелигиозным советом
России. Его
служение истине и людям было
отмечено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, который
своим указом
наградил академика орденом святого благоверного князя Даниила
Московского III
степени. Орден был вручен во время торжественной церемонии, которая
прошла в
Российской академии наук.
Предложенный
проект Социальной доктрины
России, подготовленный при деятельном участии Д.С. Львова,
был задуман им и его сторонниками как ответ
со стороны светского государства на
предложения, которые содержались в Основах
социальной концепции Русской Православной Церкви,
принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года.
Думается, сегодня нет нужды повторять в кругу сведущих людей положения
этой
концепции, которые созвучны замыслу Социальной
доктрины.
Отмечу
лишь то, что принципы социального
служения не разъединяют, а объединят все народы и народности,
населяющие нашу
страну, ибо не противоречат моральному чувству и религиозному сознанию
людей,
принадлежащих к разным культурам и конфессиям.
Для того чтобы пояснить эту мысль, вернусь к словам Святейшего
Патриарха, произнесенным на сессии Парламентской Ассамблеи Совета
Европы: «Традиционные
моральные принципы – это еще и основа для интеграции многокультурного
общества.
… Именно на основе традиционной нравственности, уважения к социальным
моделям и
образу жизни друг друга сосуществовали различные религиозные традиции в
России,
не знавшей религиозных войн. И сейчас наша Церковь продолжает укреплять
межрелигиозный мир, выстроив эффективный диалог и сотрудничество с
иными
традиционными религиозными общинами как России, так и других стран СНГ».
Воистину,
социальное поле так широко,
что здесь каждому место хватит – и православному, и католику, и
мусульманину, и
иудею, и буддисту.
[1]
Фрагмент доклада, прочитанного на
научно-практической конференции «Социальная доктрина: методология,
политический
контекст, научное обоснование», посвященной памяти академика Д.С.Львова
и
организованной Председателем Совета Федерации С.М.Мироновым 25.10.2007.