Кто составляет современную национальную элиту России?
Каково в ней место
православной интеллигенции?
Подлинный интеллигент, в самом благородном, глубинном смысле этого слова, вполне органично должен смотреться и в качестве чтеца, певца, пономаря в Православном храме. Если о современных персоналиях говорить, то для меня очень симпатичен образ Александра Николаевича Крутова, известного человека, главного редактора журнала «Русский дом», Президента Международного фонда славянской письменности и культуры, депутата Госдумы прошлого созыва. Так вот, он в Подмосковье восстанавливает храм, является его попечителем, и одновременно в этом храме пономарит. И я считаю, что это очень органично – быть человеком элиты и одновременно воцерковлённым человеком.
К православным интеллигентам я отношу еще трёх «николаевичей»: Стрижёва Александра Николаевича, Тростникова Виктора Николаевича, Осипова Владимира Николаевича. Я не просто вспомнил сейчас эти имена, их отчества это только совпадение. Всех их знаю давно и могу сказать, что их отличает отсутствие гордыни и чванливости. Будучи высоко образованными людьми, они, тем не мене, никогда не ставят себя выше других, всегда открыты и всегда рады общению. Поэтому и люди к ним тянуться. Ну и конечно, ещё одна отличительная черта православного интеллигента – это порядочность, соблюдение кодекса чести.
Главное качество национальной
элиты – это ответственность. Элита, если мы имеем в виду
властвующую элиту, она должна понимать, что она
отвечает за всё что происходит в стране. Тем более, что в пределах
нашей
политической системы, когда фактически у народа никакого выбора нет,
власть
придержащие присвоили себе право управлять государством по своему
собственному
разумению и отгородившись от народного контроля железобетонным забором.
По сути,
власть находится в «башне из слоновой кости» и очень искажённо
представляет
жизнь простых людей.
Коренной критерий дееспособности национальной элиты, чувство ответственности, позволяет нам объяснить, почему в нашей стране последнее десятилетие развитие идёт через пень-колоду, вспять, и вместо того чтобы развиваться исходя из своих национальных интересов, мы являемся сырьевой периферией для Европы и финансовым резервуаром для Америки. Фактически вся экономическая мощь России сегодня служит этим двум центрам силы. Европу мы снабжаем нефтью и газом, а Америку снабжаем деньгами. Из России сделали колонию. На этом многие представители властвующей элиты сколотили многомиллиардные состояния и главная болезнь нашей властвующей элиты это долларовые знаки в мозгах. Они в основном ориентируются на деньги. Считают, что деньги решают всё, при этом они забыли, что любое национальное государство само создаёт деньги. И подчинили нашу денежную политику исключительно покупке иностранных денежных знаков. То есть вместо того чтобы создавать свою собственную экономическую мощь, Россия своими природными богатствами и свои экономическим потенциалом поддерживает чужие центры силы.
Мы сейчас говорим о властной элите. Если мы говорим о продуктивной элите, то надо различать продуктивную элиту и властвующую элиту. Идеальная ситуация когда эти два понятия совпадают и мы видим представителей продуктивной элиты находящихся у власти. Продуктивная элита это люди, которые двигают страну интеллектуально, производственно, культурно. Но именно эти люди сегодня властью не востребованы. И мы видим в массовом порядке эмиграцию наших лучших учёных, специалистов. Могу сказать, что половина наших выпускников вузов по наиболее востребованным в мире специальностям покидают Россию до сих пор. А если мы возьмём ещё и аспирантов и молодых учёных уже защитившихся, то получается что две трети нашей интеллектуальной элиты уезжают за границу. Потому что для властвующей элиты эти люди не нужны.
Властвующая элита паразитирует сегодня на распродаже природных ресурсов, на финансовых спекуляциях, на коррупции и фактически в этом заключается её недееспособность. Хотя глава государства декларирует переход на инновационный путь развития, но при такой властвующей элите, переход на инновационный путь просто невозможен. А если мы говорим о настоящей православной интеллигенции, то она как может служит отечеству и конечно никакие посулы длинного доллара здесь не определяют решающей роли. И во многом благодаря православной интеллигенции страна пока ещё держится интеллектуально. Но в тоже время мы видим и огромную опасность того как из идеологии наше властвующая элита делает пиар. То есть из пиаровских целей имитирует поддержку религии, имитирует поддержку культуры, в то время как средства массовой информации по сути дела отданы на растерзание сатанистам и всякого рода психически нездоровым людям. И при том культурном пространстве, которое у нас сегодня сформировано в стране, прежде всего государственными телеканалами, православная интеллигенция находится у нас в культурном гетто и это тоже политика властвующей элиты, потому что православие предполагает колоссальную ответственность власти перед Богом. Верующий человек будет действовать исходя из национальных интересов и будет работать не ради взяток не потому что он боится наказания, а потому что он отвечает перед Богом. Увы, для нашей властвующей элиты это ощущение не знакомо. Они боятся прокурора. Они боятся политических преследований за нелояльность. Они легко строятся по первому приказу. Потому что вся власть основана на двух мотивах: деньги и страх! А ответственность перед Богом ей не понятна. И в этом смысле люди на самом деле глубоко верующие и люди, которые относятся ответственно к своему делу, изгоняются из властных структур. И мы видим вследствие этого деградацию власти, где кадровая политика идёт по принципу личной преданности и круговой поруки. И страна из-за этого никак не может выйти на нормальный путь развития, хотя мы видим, что в последние годы глава государства и многие руководители правительства постоянно декларируют о переходе на инновационный путь развития, экономики знания. Но для этого нужно чтобы продуктивная элита стала властвующей.
Современную национальную элиту для меня составляют эпические герои и святые подвижники Церкви. Они всегда с нами. Звание православной интеллигенции ещё нужно заслужить. Православная интеллигенция может быть только среди православных, поэтому предстоит ещё много трудов по воцерковлению нашего народа.
Для того чтобы
принадлежать к национальной элите, нужно не только
быть известным. Нужно жить для
России, не просто говорить и страдать за неё, а что-то реально делать.
Честно
говоря, моя планка национальной элиты
очень высока. Есть ориентиры. Их можно найти в девятнадцатом веке. Это
время
расцвета русской культуры. Пушкин, Достоевский, Гоголь, Стасов и
преподобный
Серафим Саровский… Сейчас трудно кого-то поставить с ними по значимости
в один
ряд. В двадцатом веке можно вспомнить имена Рахманинова, Ильина, Бунина… Как живой человек я имею право на
субъективную точку зрения. Может быть, со мной кто-то не согласится, но
назову
несколько имён кого я отношу к современной национальной
элите. Это Глазунов и Шилов, Распутин и Белов, Михалков и Бурляев,
Шафаревич и Осипов, Татьяна Доронина и Нина Карташова… Можно вспомнить
недавно
ушедшего Свиридова и нашего современника Вячеслава Овчинникова. И
многих
других. Да, и авторов из журнала «Трибуна
русской мысли» я тоже отношу к национальной
элите. Из перечисленных мной имён видно, одно из главных условий
принадлежности к национальной элите –
это быть православным патриотом.
Могут быть
разные точки зрения при ответе на вопрос о национальной
элите. Я выскажу тот,
который ближе всего моему сердцу. Я считаю, что национальная элита
русского
православного народа – это его Святые. И сказано, что «не стоит дом и
село без
праведника». Праведники живут среди нас, хотя может быть они сейчас и
не
заметны. Но потом плоды их пребывания в земной жизни становятся видны
каждому.
Вот скажем, владыка Лавр – это национальная элита... Как можно всему
народу,
всем людям наглядно показать ценность Православия и духовности? Ведь
есть
народы малые, есть люди разных взглядов и интересов, учёные, лирики и
физики. Но
когда они встречают живого святого, такого каким был святитель Иоанн
Шанхайский
и Сан-Францисский, или такого каким был наш Владыка, митрополит Лавр,
тогда у
них вопросов больше не остаётся... Вот это и есть национальная
элита. И, дай Бог, чтобы таких людей среди нашего
народа было как можно больше. Тогда и будет всё спорится в разных
областях.
Ведь святость может пронизывать разные сферы человеческой жизни и
общества и
везде давать живой и здоровый импульс.
В отношении православной интеллигенции тоже могут быть различные толкования и подходы. Как мне кажется, православную интеллигенцию целесообразно определить прежде всего как носителей русской культуры, культуры основанной конечно же на Православии. Господь сказал: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24:14). А говоря сегодняшним языком, проповедовать нужно всеми доступными средствами, на всех доступных людям языках, в том числе и – технологическом. В наше время, безусловно, значение технологий возросло. Но их использование во благо человечеству возможно только носителями православной культуры. Иначе, это использование будет во зло или для алчбы – для наживы и для удовлетворения собственного эго. А вот люди – служители Православия – это духовные дворяне. Ведь дворянство на Руси было сословием, служившим своему Государю, и за это было Им отличаемо. Вот духовное дворянство это, пожалуй, и есть православная интеллигенция.
Элита в России
должна быть русской. Это просто и понятно. И с этим трудно
было бы спорить, если бы современная Россия была бы Россией настоящей
по
существу, то есть страной с православным населением и Царём как это
было до
1917 года. Но такой страны нет. Есть страна с непонятным строем и
правительством, которыми манипулирует множество международных тайных и
явных
связей и механизмов: партий, блоков, лож и банков – имя им легион.
Поэтому
внешняя элита страны является прямым
продолжением элиты советской,
ставившей, за исключением некоторых, интернациональные идеи, ценности и
цели
выше национальных. А внутренняя, национальная
элита – это те, кто болеет за своё Отечество и хочет ему благо. Она
не у
власти, она в меньшинстве, в унижении, оклеветанная и шельмуемая СМИ
ежедневно.
Она оторвана от своего народа, который чувствует себя преданным своей
интеллигенцией и брошенным на произвол судьбы.
Это раздвоение было и в царской империи, но не было так трагически велико. Именно тогда и появилась эта пословица: «Тот дворянин – кто за многих один». И сейчас истинно русскому по духу человеку не остаётся ничего другого, как делать всё, что в его силах и молиться, уповая, что “не в силе Бог, а в правде”. И что Господь – всемогущ совершить чудо спасения нашего Отечества, если мы это заслужим. Великое наше государство созидалось не на продаже земли, а в трудах, боях и молитвах. Упование истины внутренней элиты в евангельской Истине, что избранники Божии были в тенетах и веригах, но их недостоин был весь мiр. Любая страна может возродиться только тогда, когда эти две величины, называемые элитами соединятся в одну. Лично у меня такой надежды нет. Поэтому мой очередной документальный фильм называется «Закат России». Изменить нынешнее положение дел в стране могло бы только великое потрясение. Катаклизм, катастрофа ещё большего масштаба, чем всё, что случилось в двадцатом веке. Но на этот раз у народа уже не хватило бы сил выдержать подобные испытания, как это бывало в прошлые века. Я думаю, нашу судьбу ждёт участь подобная истории Византии.
Сегодняшнюю элиту
в России составляют в основном либерал-демократы. Это те люди, которые
считают,
что они отлично вписались в рыночные условия, – что это именно они те
люди,
которые знают, как нам построить капитализм. Это те люди, которые
считают себя
людьми знающими, чувствующими себя в рыночных условиях как рыба в воде
и
которые смотрят на всех остальных, неуспешных, по их мнению людей,
свысока. Это те люди, которые прекрасно
знают, что нужно сделать, чтобы угодить потребителю. Но такая элита не может принести людям ничего
доброго и не может повести людей за собой, ибо эта элита кроме доллара,
рубля,
шекеля ничего не видит. Такая элита принесёт России больше вреда, чем
пользы.
А что касается православной интеллигенции, то её сегодня как таковой нет. Точнее, она есть, но её не видно, не слышно, голос её тоньше писка, как сказал Маяковский: «Кто её услышит? Разве жена! И то если не на базаре, а близко». К сожалению, в двадцать первом веке роль православной интеллигенции почти сведена к нулю – она не влияет ни на народ, ни на власть. Православная интеллигенция сейчас, увы, находится в обывательской трясине.
Сегодня, я думаю, на роль национальной элиты могут претендовать батюшки и священнослужители сельских и городских храмов, которые непосредственно занимаются духовным окормлением людей, которые через своё общение с народом, и через исповедь, ощущают ту боль и горе, которые несёт в себе народ, и которые показывают, что только вернувшись в Православие, Россия может устранить эти горести и снять эту боль. Вот их то сегодня можно отнести к настоящей элите.
А православной интеллигенции хочется пожелать быть
православными не только по воскресеньям, но и в обычные дни.
Православие должно
быть с человеком не только в церкви, и не только дома. Православным
надо быть
каждый день и каждый час. Надо показывать
своим образом жизни на своём
рабочем месте, что ты православный человек, что ты верен Христу, что ты
воин
Христов. Вот когда православная интеллигенция скажет, что наше
знамя это
Христос, а не просто «какой-то Бог», – когда Христос у них будет в
сердце и они
своими делами а не словами покажут жизнь во Христе, и когда перестанут
спорить
ни о чём и говорить политкорректные фразы: «там что-то есть…, Бог у
всех один»,
вот тогда православная интеллигенция
станет элитой российского народа.
Элитой общепринято называть не олигархов или узкий
околоправительственный
слой, а достаточно широкий сектор социально-активного слоя граждан. Национальная элита - это кадровый резерв
власти, прежде всего региональной власти и управления, а также, что
очень
важно, образования, науки и просвещения.
Для того, чтобы элита была двигателем нации в истории, а не её разрушителем, она должна быть носителем национального наследия и культуры, свободных от раболепного комплекса неполноценности перед другими культурами и цивилизациями. При этом она не должна замыкаться в себе, но знать и владеть достижениями мировой культуры, понимать место и роль России в мiре, не бояться отстаивать честь России, осознавая при этом её грехи и несовершенства.
Отец Сергий Булгаков писал о «несложненькой философии истории» среднего русского образованца: сначала, мол, было варварство, потом наступила «цивилизация»… Но при этом, он тогда ещё пытался показать, что у древа европейской цивилизации есть много ветвей, а также имеются и корни – христианство. «Эти корни здоровыми соками обезвреживают многие ядовитые плоды, чего не происходит, если плоды насаждаются в культурной пустыне». К сожалению, это стократно применимо к современной российской постсоветской либеральной части элиты, проутюженной марксизмом и историческим материализмом куда больше, чем народ.
Однако, сейчас среди элиты есть примеры и положительные. Есть немало людей облачённых в мантию власти и имеющих немалое состояние, которые воспитывают своих детей в духе русской православной культуры, – сами ощущают ответственность за то, чтобы Россия сохранила и продолжила себя как явление мировой истории и культуры.
Очень велика роль православной интеллигенции, она должна стать «солью земли», а не вредоносной химической субстанцией, отравляющей нацию ненавистью и презрением к собственному Отечеству. В это связи, нужно упомянуть о роли образования и просвещения. Для элиты важны две составляющие: профессионализм и мировоззрение. Высококомпетентные технократы, оторванные от национальной почвы, циники без духовных ориентиров, пренебрегающие во имя корпоративных или личных целей национальными интересами и моралью, способны нанести нации вред ничуть не меньший, чем полуневежественные дилетанты, пусть и движимые благими побуждениями.
Появление в нашем обществе
растущей и крепнущей элиты, на которую возлагаю свои
надежды,
вижу совершенно отчётливо. Это патриотическая, госудаственническая
составляющая
властных и силовых структур, связавшая свои интересы с интересами
России и
понимающая, что идеологией, обеспечивающей соблюдение её интересов,
является
православие. Особенно отрадно, что эта установка передаётся родителями
детям,
так что элита становится сословием –
новой аристократией, в которой неизбежно созреет идея монархии.